Базисные характеристики личности ребенка 5-ти лет — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Базисные характеристики личности ребенка 5-ти лет

2021-12-12 31
Базисные характеристики личности ребенка 5-ти лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В младшем дошкольном возрасте (к 5 годам) складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.

 

Компетентность. Социальная компетентность ребенка к концу младшегодошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие.

 

Интеллектуальная компетентность характеризуется прежде всего высокой мыслительной активностью. Пятилетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.д.), профессиональной деятельностью взрослых. Ребенок владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.


82

 

В области овладения родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами.

 

Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию двигательной активности, совершенствованию движений.

 

Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способоввыражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков.

 

Произвольность проявляется в том,что ребенок начинает регулировать своеповедение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры и т.д.).

 

Креативность наиболее ярко проявляется в специфических видах детскойдеятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а также в речи. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы

 

и отразить свое видение в рисунках, поделках из природного материала и т.д. Может использовать эти образы в игре, выразительном движении, при сочинении сказок. Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами, звуками, словами, в результате которого возникает оригинальный продукт.

 

Инициативность проявляется в выборе тематики игр,постановке и разрешенииновых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми он обращается

 

к взрослому и сверстникам, организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

 

Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании(одевании,раздевании, умывании), выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными), организации предметной среды для самодеятельных игр, использовании имеющихся знаний и способов в разных продуктивных видах деятельности.

 

Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки,выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров (как детей, так и взрослых), защищать свою позицию. Чувство свободы позволяет ребенку быть более открытым, эмоционально раскрепощенным.


83

 

Старший дошкольный возраст

 

С ОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Шестой год жизни

 

Образовательные задачи

 

Ø Создание условий для присвоения детьми культурных норм поведения и общения, а также ценностей, принятых в обществе.

Ø Формирование у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и взрослым, членам своей семьи, сообществу детей и взрослых в группе, формирование первоначальных основ патриотизма.

Ø Формирование способности к организации взаимодействия со взрослыми и свер-стниками в ходе совместной деятельности, поддержка самостоятельности в процессе реализации разных видов детской деятельности.

Ø Поддержка стремления ребенка принять участие в различных видах творческой деятельности, стремления помочь другим и умение принять помощь как от педагогов, так и от детей, воспитание чувства ответственности за порученное дело.

Ø Расширение представлений детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.

 

Содержание образовательной работы

 

Для присвоения детьми культурных норм поведения и общения, а также ценностей, принятых в обществе педагог:

 

v помогает освоению элементарных правил этикета, задает этически ценные образцы общения: «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»; «до свидания», «до завтра»; «бла-годарю вас», «спасибо»; «будьте добры», «будьте любезны», «не могли бы вы...» и т.д.;

v способствует развитию принятых норм взаимодействия в коллективных формах рабо-ты: подчиняться общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предло-жениях, стремиться помочь другим и т.д.;

v способствует освоению норм и правил жизни в обществе, группе, выраженных в по-нятиях «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно», а также проявления таких качеств личности как доброта, забота, ответственность;

v контролирует выполнение детьми основных правил личной гигиены: своевременное мытье рук, умывание, чистка зубов, полоскание рта после приема пищи и др.;

v поддерживает совершенствование у детей навыков самостоятельности;

v формирует и закрепляет у них полезные привычки, способствующие хорошему само-чувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гим-настикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.п.).

 

Для формирования у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам

и взрослым, членам своей семьи, первоначальных основ патриотизма педагог:

v воспитывает доброжелательное отношение, доверие к близким взрослым и сверстни-кам; развивает умение общаться с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками), с новым ребенком в группе детского сада и др.;

v обогащает представления детей о людях, их эмоциональных состояниях, деловых и личностных качествах, возможностях, характере взаимоотношений; использует для этого ху-дожественные тексты, игры, упражнения, ситуации для выражения эмоций, установления контактов, взаимопонимания;


84

 

v поддерживает в ребенке уважение к себе, чувство собственного достоинства; способ-ствует проявлению доброты, отзывчивости и других положительных качеств, всем своим ви-дом даёт ребенку понять, что взрослый готов порадоваться его успехам, посочувствовать и помочь в случае неудачи;

v создает условия для формирования нравственной основы первых чувств патриотизма как общечеловеческой ценности — любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям, населяющим ее.

 

Для формирования способности к организации взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности воспитатель:

v создает условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого

с ребенком и детей друг с другом в разных видах детской деятельности, обеспечивает в них ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений; воспитывает у детей умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать, оценивать свои и чужие поступки, выделяет особенности другого человека и самого себя; подводит детей к пониманию последствий своих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей; способствует освоению детьми норм и правил жизни в обществе, в группе, выражен-ных в понятиях: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «нужно»;

 

v помогает ребенку осознать себя членом детского общества («наша группа», «мы»), усвоить правила, установленные совместно с самими детьми, которые выражаются в равен-стве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле, пользование иг-рушками, предметами, материалами); в праве на обособление в игре, выбор партнера; в праве первенства на пользование игрушкой («Я первый взял эти кубики»); в праве на собствен-ность («Это моя кукла — я из дома принесла»),

v способствует усвоению необратимости закона дарения;

v учит прислушиваться к предложениям и советам других детей; формирует умение ус-тупать;

v воспитывает трудолюбие и ответственность: стремление включаться в совместные со взрослыми трудовые действия, в общий труд детей, доводить начатое дело до конца и разде-лять общее удовлетворение от результата проделанной работы;

v содействует налаживанию диалогического общения детей со сверстниками в совмест-ных играх и на занятиях, учит пользоваться разнообразными средствами общения (словес-ными, мимическими, пантомимическими) с учетом конкретной ситуации,

v поощряет инициативность игрового поведения детей, проявление собственной инди-видуальности в коллективных играх; широко использует традиционные народные игры с правилами, способствующие физическому, социальному, и этнокультурному развитию де-тей; занимает позицию равноправного партнера в игре.

 

Для формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества педагог:

 

v воспитывает интерес к труду взрослых, стремление ценить его общественную значи-мость, беречь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия,

в общий труд детей;

 

v поддерживает постепенный переход к самостоятельной организации детьми досуго-вой игры (интеллектуальные игры, забавы с игрушками, игры-развлечения),

v воспитывает чувство ответственности за порученное дело, результат которого важен для других людей (взрослых и сверстников), стремление доводить дело до конца;

v продолжает воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам; приобща-ет к аккуратности в спальне (заправлять постель, красиво расстилать покрывало и т.д.);

v поощряет желание ребенка принимать посильное участие в различных видах творче-ской деятельности, организуемых как взрослым, так и по инициативе самих детей, поддер-


85

 

живает индивидуальные проявления детей в коллективных работах по украшению группы, подготовке костюмов к празднику, декораций к театральному действию и пр.

 

Расширяя представления детей об основах безопасного поведения педагог:

 

v создает благоприятные условия пребывания детей в дошкольном учреждении, исклю-чающие возможность перегрузки, перенапряжения нервной системы, травматизма, пере-утомления;

v формирует у детей понимание важности безопасного поведения, соблюдения необхо-димых норм при действиях с травмоопасными предметами (например, ножницами), выпол-нение правил поведения на улице и в транспорте, во время прогулки на природе и т.п.;

v знакомит детей с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми;

v обучает детей основам правильного поведения при встрече с бездомными и незнако-мыми животными;

v обучает детей умению ориентироваться на дорогах, при переходе улиц, перекрестков при обязательном условии — держась за руку взрослого;

v формирует у них установку на то, что принимать пищу можно только в специально предназначенных для этого местах;

v формирует у детей представление об опасности сбора неизвестных растений (ягод, грибов);

v способствует запоминанию ребенком адреса своего места жительства и умения при необходимости обратиться за помощью к сотруднику полиции.

 

 

Седьмой год жизни

 

Образовательные задачи

 

Ø Обогащение представлений детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе; создание условий для формирования у детей ценностного от-ношения к миру и человеку.

Ø Закрепление у детей отзывчивого и уважительного отношения к сверстникам и взрослым, членам своей семьи, сообществу детей и взрослых в группе, формирование основ патриотизма и толерантности.

Ø Поддержка самостоятельного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности; содействие становлению детского иг-рающего сообщества.

Ø Воспитание чувства ответственности за порученное дело, понимания общей зна-чимости своего труда.

Ø Углубление представлений детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях.

 

Содержание образовательной работы

 

Для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности педагог:

 

v способствует совершенствованию коммуникативных умений детей: высказывая просьбы, предложения, называть другого человека по имени; быть способным встать на точ-ку зрения другого человека, посмотреть на себя со стороны, выбрать приемлемую в данной ситуации линию поведения;

v обучает детей налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с правилами

и нормами, принятыми в обществе и данной группе детского сада: разрешает возникающие конфликты путем переговоров, учит искать конструктивные выходы из затруднительных си-туаций;


86

 

v способствует проявлению лучших человеческих качеств: доброты, великодушия, со-вестливости, чуткости, честности, отзывчивости и пр.;

v создает условия для систематического применения детьми полученных гигиенических знаний и опыта в повседневной жизни; развивает у них способность к самоконтролю при выполнении действий по самообслуживанию и соблюдению гигиенических норм и правил (мыть руки с мылом по мере необходимости, чистить зубы, полоскать рот, отворачиваться от других при кашле, чихании, пользоваться носовым платком, индивидуальной расческой, по-лотенцем и др.).

 

 

Для формирования эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважения и чувства принадлежности своей семье, сообществу детей и взрослых педагог:

 

v помогает ребенку более тонко распознавать переживания близких взрослых и сверст-ников (радость, восторг, грусть, печаль, спокойствие, страх, гнев, злость), понимать причину изменения настроения, видеть связь между поведением взрослых или детей и их эмоцио-нальным состоянием; способствует воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отно-шению к окружающим;

v воспитывает умение прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоцио-нальным состояниям («Я рад», «Мне весело», «Я огорчен», «Мне страшно» и т.д.), связан-ным, в том числе, с чувством отношения к себе окружающих; учит использовать социально приемлемые способы выражения негативных эмоций, воспитывает уважение к себе, чувство собственного достоинства; поддерживает уверенность в себе («Я могу!»), потребность в при-знании окружающими людьми («Я хороший!») и в проявлении самостоятельности; одновре-менно помогает ребенку анализировать и адекватно оценивать свои возможности в различ-ных видах деятельности («Умею интересно играть, но не очень хорошо танцую» и т.п.);

v приобщает детей к ценностям сотрудничества с окружающими взрослыми и детьми; помогает понимать необходимость людей друг в друге, подводит к пониманию того, что ра-бота взрослых, помощь детей и общее благополучие взаимосвязаны;

v поддерживает становление детского сообщества, формирующегося на основе личных симпатий и общей совместной разнообразной детской деятельности в игре, конструирова-нии, рисовании и пр.

v воспитывает положительное отношение ребенка к окружающим людям, терпимость (толерантность) к детям и взрослым независимо от их социального происхождения, расовой

и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола и возраста, уважение к чув-ствам, мнениям, желаниям, взглядам других людей, одновременно — умение цивилизованно возражать, убеждать и т.п.;

 

v обсуждает с детьми, какие события происходят в разных регионах страны, как люди помогают друг другу; беседует о жизни людей в разных странах земного шара, об их жела-нии жить в мире; дает представление о том, какие трудности возникают в жизни инвалидов, пожилых людей, в какой поддержке они нуждаются; развивает инициативу ребенка в обще-нии со взрослыми, готовность разговаривать в доброжелательной форме, поддерживать тему разговора, отзываться на просьбу, предложение;

v способствует воспитанию чувства патриотизма — любви к своей семье, детскому са-ду, родной природе, начал осознания ребенком себя как гражданина своей страны, уважи-тельно и с гордостью относящегося к ее символике — флагу, гербу, гимну, к людям, извест-ным всему миру — первому космонавту, героям войны и защитникам Отечества, представи-телям искусства, спортсменам.


 

Для развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий воспитатель:


87

 

v приобщает детей к ценностям сотрудничества с окружающими взрослыми и детьми; помогает осознавать необходимость людей друг в друге; учит планировать совместную дея-тельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами, стараться учесть их интере-сы и потребности; способствует развитию чувства ответственности за общее дело, данное слово; создает условия, необходимые для обеспечения равных прав детей на общие блага: на участие в общем деле (игре, рисовании, конструировании и др.), на пользование игрушками, предметами, материалами; на место в помещении или на участке детского сада для индиви-дуальной и совместной деятельности и т.д.;

v развивает общение детей с взрослыми и сверстниками, организуя словесные игры и занятия, обсуждая нравственные проблемы (темы, связанные с понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо), организуя жизнь и быт детей, являясь приятным собеседником, источником интересной познавательной информации;

v способствует налаживанию скоординированного диалогического общения детей со сверстниками в совместных сюжетно-ролевых, театрализованных, настольно-печатных играх

и деятельности кооперативного типа (коллективный труд, конструирование, рисование);

 

v поддерживает выраженный самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры, потреб-ность детей отразить в ее темах и сюжетах широкий круг знаний о действительности, свой эмоциональный опыт; поощряет совместное творчество в создании сюжетов, умение комби-нировать информацию, полученную из разных источников; планировать игровые события и действия, согласовывать их с партнерами по игре;

v поддерживает в самодеятельной сюжетно-ролевой и режиссерской игре формирова-ние у детей потребности в новом знании и познавательных мотивов, значимых для дальней-шего становления учебной деятельности;

v уделяет внимание: освоению правил игры, активной творческой «работе» детей с пра-вилами, нормами жизни, соответственно социальной структуре ролевого поведения; обраща-ет особое внимание на развертывание разнообразных типов взаимодействия со сверстника-ми: как с игровыми партнерами, друзьями, членами группы;

v поддерживает организацию детьми досуговых игр как формы культурного проведения свободного времени; расширяет круг досуговых игр за счет интеллектуальных (шахматы, шашки, головоломки и др.), игр-развлечений («спортивные» игры, лото, традиционные на-родные игры, игры с мячом и др.), театральных игр (спектакли с участием детей, в том числе музыкальные игры-драматизации; кукольный театр и др.), празднично-карнавальных игр и др.;

v поддерживает формирование у ребенка системы мотивов, когда особое значение при-обретает ориентация на оценку товарищей, на общественные требования («что такое хорошо

и что такое плохо»), приоритетными становятся отношения дружбы и взаимовыручки;

 

v поощряет проявления детской самостоятельности и индивидуальности в разных си-туациях.

 

Для формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества, педагог:

 

v учит планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия с партне-рами, учитывать их интересы и потребности; способствует развитию чувства ответственно-сти за общее дело;

v формирует первоначальные представления о правильных способах ведения домашне-го хозяйства, учит пользоваться средствами и инструментами поддержания чистоты, красо-ты, порядка, приобщает к элементарным навыкам ресурсосбережения (вовремя выключать воду в кране, свет, экономить тепло — в холодное время года закрывать за собой дверь и т.д.;

v воспитывает бережное отношение природе, умение ответственно ухаживать за расте-ниями в группе и на участке детского сада;


88

 

v помогает детям в создании самодельной игровой предметной среды, советует, как лучше и прочнее сделать тот или иной элемент, какие материалы можно для этого использо-вать; побуждает детей к улучшению и преобразованию созданного игрового пространства (самодельной макетной игровой среды) в соответствии с их игровыми интересами;

v поддерживает инициативу ребенка при организации различных видов творческой дея-тельности, как индивидуальной, так и совместной с другими детьми.

 

Для формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе педагог:

 

v расширяет и углубляет представления детей о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность;

v содействует прочному усвоению детьми правил поведения на улице, при переходе до-рог с родителями;

v формирует у детей представление, что без взрослых нельзя брать никакие лекарствен-ные препараты (в том числе витамины, даже для игры); о пользе здоровой пищи, о вреде чрезмерного потребления сладостей;

v дает детям сведения о способах сохранения здоровья и применении их в повседневной жизни (быстро менять промокшую обувь, одежду и др.); учит их своевременно и правильно отдыхать, не переутомляться;

v поддерживает у детей желание помогать малышам безопасно вести себя в помещении

и на прогулке, бережно относиться к ним;

 

способствует овладению элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре; если гроза застает на улице; к каким вещам в доме запрещено прикасаться (спички, электрические приборы и инструменты, лекарства и т.п.); как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения.

 

П ОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Шестой год жизни

 

Образовательные задачи

 

Ø Развитие мышления, его знаково-символической функции в процессе разных ви-дов детской деятельности, развитие общих познавательных способностей детей: уме-ния наблюдать, описывать, сравнивать, классифицировать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Ø Обогащение представлений детей об объектах окружающего мира профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей; об отдельных процессах про-изводства продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства, прикладного искусства и т.п.; о затратах труда и материалов на изготовление необходимых для жизни человека вещей.

Ø Приобщение детей к прошлому и настоящему своей семьи, своей культуры, а также к явлениям других культур.

Ø Формирование у детей элементарных представлений о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о взаимосвязях и взаимодействии живых орга-низмов со средой обитания (особенности внешнего вида, поведения животных и сре-ды обитания, связь растений со средой обитания), о взаимосвязи человека и природы.

Ø Формирование у детей основ экологически грамотного поведения, навыков ре-сурсосбережения: экономно расходовать воду, бумагу, пластилин, глину, бережно от-носиться к живой и неживой природе и представлений о переработке отходов и мусо-ра.


89

 

Ø Совершенствование умения детей систематизировать (группировать) предметы по 2—3 выделенным признакам: цвету, форме, параметрам величины (высоте, ширине, длине, толщине); выстраивать сериационные ряды из 10 и более предметов с незначи-тельной (до 0,5 см) разницей в величине; вести целостно-расчлененный анализ объек-тов.

Ø Обучение счету до 10, различению количественного и порядкового счета, опреде-лению состава чисел до 5 (включительно) из отдельных единиц и из двух меньших чисел.

Ø Подведение к пониманию зависимости структуры конструкции от ее практиче-ского использования.

 

 

Содержание образовательной работы

 

Формируя первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира педагог:

 

v побуждает детей рассказывать о своей семье, о занятиях и профессиях членов се-мьи, о своем доме (квартире), о том, что делали недавно, на прошлой неделе, в прошлые вы-ходные, что будут делать в следующие; помогает ориентироваться в непосредственно про-шедшем и ближайшем будущем времени, знакомит детей с названиями месяцев, их последо-вательностью, создавая вместе с детьми разные календари (календарь дней рождения, кален-дарь праздников и интересных событий и т.п.);

v способствует осознанию того, что у каждого ребенка, его семьи есть своя история (например, раньше семья жила в другом районе или в другом городе; когда бабушка была маленькой, у нее не было ни компьютера, ни холодильника, а экран телевизора был таким маленьким, что телевизор смотрели через специальную линзу; очень давно на месте улицы был лес, поэтому сейчас улица называется Лесной и т.д.);

v на основе восприятия художественных текстов, рассматривания иллюстраций, просмотра видеофильмов обсуждает с детьми, что можно встретить на вокзале, в аэропорту, порту, поликлинике, больнице, театре, цирке; формирует представления детей о труде поли-цейских, пожарных, спасателей, врачей, артистов и др.;

v выясняет вместе с детьми, как от природных условий зависит устройство дома, одежда людей, распорядок дня, то, как и на чем люди передвигаются и т.д. (например, на се-вере, где холодно и не растут деревья, дома могут строить из снега; на юге нашей страны, где нет густых лесов, дома раньше строили из соломы, прутьев и глины; в пустыне жарко и мало воды, поэтому там до сих пор ездят на верблюдах, которые могут долго не пить; на севере, где не могут жить другие домашние животные, ездят на оленях и собаках и т.д.);

v помогает соотносить признаки используемых предметов (острый, тупой, зазуб-ренный, зубчатый и др.) с их функциональным назначением (например, столяру нужны пила, доски, рубанок, отвертка, клещи, напильник, гвозди, винты, шурупы, клей и др.);

v предоставляет детям возможность для экспериментирования в разных видах дея-тельности, самостоятельного открытия детьми разных свойств предметов, помогает детям сначала самостоятельно выстраивать предположение, а затем сравнивать его с результатами (например, если положить пластмассовую коробочку в таз с водой, то она заполнится водой? утонет? будет плавать?..);

v учит классифицировать объекты и обобщать их по характерным признакам (транспорт — наземный, воздушный и водный, посуда — кухонная, столовая, чайная и т.п.);

v формирует у детей элементарные представления о том, что ближнее и более отда-ленное пространство может быть изображено с помощью общепризнанных условных симво-лов на различного рода картах (планах местности, картах города, области, страны, мира); разные области с разными природными условиями обозначаются на карте по-разному (пус-тыни — желтым цветом, Северный и Южный полюс, а также вершины высоких гор, где ни-когда не тает снег, — белым, горы — коричневым, леса — зеленым и т. д.); учит составлять


90

 

простейшие планы и схемы окружающего пространства (группы, участка, квартала); помога-ет детям понимать условные обозначения и создавать собственные знаки и применять их: строить и понимать планы-карты, прокладывать и считывать маршруты, придумывать сим-волы или знаки событий, мест (пиктограммы);

 

v знакомит детей непосредственно и в игровой форме с разными способами пере-дачи сообщений (пантомима, флажки, сигналы, рисуночное и символьное письмо), с мар-шрутами передвижения транспорта, с работой почты и других средств связи, массовой ин-формации и коммуникации.

 

 

Формируя представления детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран

 

и народов мира, педагог:

v начинает знакомить детей с историческим прошлым Родины: представляет в раз-ных формах несколько наиболее ярких и важных событий из ее истории, которые могут за-помниться детям (например, Бородинская битва, экспедиция на Северный полюс, проведе-ние Олимпиады и т.п.);

v обсуждает с детьми некоторые важные общественные события, о которых говорят все вокруг (например, празднование определенной исторической даты, проведение спортив-ных соревнований, день города и т.п.). При этом воспитатель организует деятельность детей так, чтобы они чувствовали сопричастность происходящему (рисовали, организовывали свои соревнования, сочиняли истории, устраивали парад или карнавал — в зависимости от содер-жания и характера события);

v продолжает знакомить детей с отечественной государственной символикой (фла-гом, гербом, гимном); с жизнью нескольких народов, живущих в России, их традициями и обычаями;

v помогает находить причины и следствия событий; сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живших в другом времени или в другой географической об-ласти; выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры и т.д.

 

 

Для формирования первых представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы педагог:

 

v организует наблюдения детей за поведением животных в живом уголке и в при-роде (хомяк, попугай, канарейка и другие; синица, воробей, ворона, лягушка, дождевой червь

и др.), за размножением и развитием комнатных растений; за сезонными изменениями в при-роде, которые дети отмечают в календарях погоды и природы; знакомит с особенностями поведения и образом жизни животных разных континентов, разными способами приспособ-ленности животных к защите: одни насекомые маскируются, другие вырабатывают отпуги-вающие запахи, третьи притворяются неживыми (божьи коровки, жуки-листоеды, щелкуны и др.);

 

v знакомит детей с тем, что по мере изменения сезонных явлений способы приспо-собления живых организмов к среде обитания тоже меняются (осенью насекомые прячутся в земле, под корой деревьев и спят; многие птицы улетают в теплые края; зимой такие живот-ные, как еж, медведь засыпают; зимующие птицы — сороки, вороны, снегири, синицы, воро-бьи — приближаются к домам людей);

v формирует представления о Солнце как источнике тепла и света, необходимых для жизни живых организмов, о том, что вода и воздух необходимы для роста и развития растений, для жизни человека и животных; о разных группах животных (рыбы, насекомые, звери, земноводные и т.п.);

v знакомит детей с современными правилами поведения в природе: нельзя рвать растения, собирать гербарий, убивать насекомых, пауков, разрушать муравейники, гнезда и


91

 

т. п.; при этом для запрещающих правил всегда дается альтернатива: нельзя разрушать мура-вейник, но можно наблюдать за муравьями, нельзя ловить бабочек, но можно наблюдать за их полетом, наслаждаться их красотой и т.п.;

 

v формирует у детей навыки экологически грамотного поведения, бережного отно-шения к окружающему: учит их экономно пользоваться вещами (брать столько бумаги, пла-стилина, чтобы хватило на работу; уходя, гасить свет, не лить зря воду и т.п.).

 

 

Для формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира педагог:

 

v делает цвет, форму и величину предметов объектом специального рассмотрения в процессе дидактических игр с правилами («Подбери по цвету», «Геометрическое лото», «Семь в ряд» и пр.), игр с поиском предметов, загадыванием и отгадыванием; в плоскостном конструировании из готовых геометрических форм учит преобразовывать изображения од-ного и того же объекта, замещать основные части; предлагает экспериментировать с цветом, формой, величиной и учит группировать предметы по этим признакам, используя игровые приемы;

v создает условия для использования детьми сенсорных эталонов в продуктивных видах деятельности, формируя способность разносторонне отражать в конструкции, поделке, рисунке, аппликации предметы и явления окружающей жизни, выражать эмоциональное от-ношение к ним и индивидуальное видение;

v учит считать до 10, различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Какой, который по счету?»; определять числа — «соседи»; от-считывать по образцу и названному числу;

v помогает определять равное количество в группах разных предметов, определять состав чисел до 5 (включительно) из отдельных единиц и из двух меньших чисел; уточняет независимость числа от размера считаемых предметов, от расстояния между ними, от цвета, формы расположения и от направления счета: слева — направо или справа — налево;


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.214 с.