Как выбрать одно, если интересов много — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Как выбрать одно, если интересов много

2021-01-29 99
Как выбрать одно, если интересов много 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это счастье для профориентолога, когда у подростка много интересов.

Он многое умеет, многим интересуется, читает много.

Это заслуга родителей: они многое дали ребенку, многое показали, многое позволили ему.

Однако мамы и папы таких детей бывают весьма растеряны: что выбрать, когда и то нравится, и это.

Вот примеры.

Алику тринадцать с половиной лет. Он интересуется и ракетами, и взрывами, и микробами, и анатомией человека. У него отлично идет математика и физика, он реально «врубается в суть» физических явлений, он строил из «Лего» дома и машины, он делает мультик.

А вот пятнадцатилетняя Аня. Она танцует и ставит танцы, любит танцевать на сцене, любит животных. У нее хорошо идет в школе биология, ей легко даются иностранные языки, она умеет руководить, у нее отлично получается шить и вышивать, она много читает и даже сочиняет сказки, она хороший товарищ, и ее мнение уважают в классе.

Саше шестнадцать. Она чемпионка по гимнастике, знает два иностранных языка, любит детей, любит фотографировать, умеет разрекламировать товар, очень яркая и энергичная, красивая и обладает здравым смыслом, ее очень интересуют мода и красота.

Вадику семнадцать. Он разрывается между ихтиологией и генетикой. Это разделы биологии, но надо выбрать.

Задача профориентации выбрать одно из желаемых и проследить, чтобы желание было подкреплено способностью.

Ну, и, ясное дело, нужно чтобы профессия давала человеку заработать.

Случается, что так называемые творческие интересы уходят на второй план под натиском именно прагматических соображений.

Можно ли игнорировать эти прагматические соображения? Если они у юноши преобладают, то нельзя. Вообще, ценности – это главная ось выбора профессии. Я уже в другом месте говорила об этом. Ценности – вещь неосязаемая, но держит человека в объятиях сильнее осязаемой. И от них не отмахнешься. Они жесткая психологическая реальность.

Если вы хотели быть помогающим человеком, а стали карающим, вы страдаете.

Могут ли ценности поменяться в течение жизни? Могут. Под влиянием тяжелых испытаний. Но есть такие ценности, которые не поменяются никогда. Глубокие ценности. Родительские ценности.

По этой главной ценностной оси и происходит селекция, выбор между одной и другой профессией.

Какие же бывают ценности?

Например, девочка скажет: я хочу быть стюардессой, потому что это престижно. Эта девочка управляется ценностью Престижа.

Я знаю, кое-кто из читателей скажет мне: а что, разве не все таковы, разве не все хотят престижной работы?

Я так отвечу. Всякий хочет признания. Но каждый своим путем идет к нему. Один хочет помогать слабым, другому надо открыть закон физики, третьему остро необходимо вращаться среди очень важных персон. Вот эти последние – мучимы престижем.

Можно ли это желание игнорировать, выбирая профессию? Нет, если это действительно ценность для человека, выбирающего профессию.

А правда ли это ценность – видно из других ответов девочки на вопросы.

Кто-то управляется ценностью Славы. Он хочет выступать по телевизору.

А кто-то просто хочет творить.

Многие говорят про творчество. Но творить могут немногие.

Однако я нередко встречаю людей, о себе говорящих: не творческий я человек.

А проверю я этого человека, дам ему творческие задания – очень даже творческий, изобретательный!

Кто ему сказал, что он не может творить?

Одному парню отец вот так и говорил: талантов нет в тебе никаких, иди просто работай. Отец не заметил в этом парне любовь к ремесленничеству. Жаль. Много лет парень потерял. Отец, будучи большим в своей профессии человеком, не мог помыслить, чтобы сын его пошел не его, отцовским путем, а стал бы ручных дел мастером. Эгоист отец? Он жестко следовал своим ценностям (стабильная работа в вузе, академическая карьера). Отец не принимал во внимание ценностей своего сына.

Однако вернемся к выбору из многих желаемых. Как выбрать, если нравится все подряд?

Я говорю: есть критерии выбора. Во-первых, это ценности самого выбирающего человека.

Еще один критерий: сила желания. Когда человек говорит: я хочу вот этого – можно ли верить ему? Нет. Нужно испытать его.

Помните, выше я рассказывала историю про девочку, которая год вставала в шесть утра и гуляла с воображаемой собакой, чтобы ей купили настоящую?

Пусть, не так сурово и не так долго, а все же проверить силу желания можно.

Например, сын просит барабанную установку. Ему покупают. И сын не подходит к ней.

Как же быть? Пусть бы он позанимался на другой установке, в студии, на репетиционной базе. Пусть бы поездил туда на автобусе. И если желание от таких препятствий слабеет, значит, так тому и быть. Сила желания измеряется величиной препятствия, которое человек готов преодолеть ради желаемого. По-моему, это ясно как день.

Если ребенок хочет сразу многого, стоит помнить такой закон:

«Всего хочется, но не всего хочется одинаково». Почти никогда не хочется двух вещей одинаково сильно. Как правило, при ближайшем сосредоточенном рассмотрении желания легко распадаются на сильные и слабые.

Что происходит в голове у ребенка, когда он говорит: «Хочу быть пилотом»?

Возможно, он видит себя в костюме, возможно, он видит красивый самолет, а может, он видит не себя, а кого-то другого и восхищается им.

Проверочный вопрос: хочешь ли ты разбираться в техническом устройстве самолета? Случалось мне слышать такой ответ: а пилот вообще ничего не делает, ему не надо знать, как устроен самолет, самолет летит на автопилоте.

Этот ответ не правильный, хотя и автопилот имеет место.

Вообще говоря, подросток может держать в голове приятный или неприятный ему образ профессии, который не соответствует реальности. А вы, родители, вполне можете этот образ обогатить всякими реалистическими подробностями. Каким же образом? А вот вы можете читать, слушать интервью со специалистами, спрашивать знакомых специалистов и даже организовать общий разговор. Пусть ваш ребенок задаст ему все свои вопросы.

Допустим, по каким-либо критериям не очень сильно желанная профессия отринута.

Что делать с отринутым направлением? Вот если взяли и отвергли быть актрисой?

Сердце может успокоиться таким законом: профессия – это еще не вся жизнь. Есть жизнь и после работы.

Вот примеры людей, которые после работы не сидели просто так.

Великий химик Менделеев в свободное от работы время шил чемоданы и варил варенья.

Борис Тененбаум, наш современник, программист, пишет книги о политиках. Книги «Великий Черчилль», «Великий Рузвельт» написаны им после работы.

Выдающийся химик Бородин писал музыку. Его опера «Князь Игорь» всем известна.

Кинорежиссер Вуди Аллен играет на кларнете и даже концертирует.

Дипломат Федор Тютчев писал стихи.

Это примеры людей, которые делали что-то выдающееся после работы.

Но каждый человек может делать в выходные что-то приятное для себя. И, кто знает, если эти вещи окажутся интересными для людей, может быть, и это станет приносить признание и деньги.

Внимание! Если отвергли одну интересную профессию ради другой, то это совсем не значит, что другая профессия обязана быть скучной и рутинной.

Главное, что надо понимать – это какие именно потребности ищут удовлетворения с помощью профессии. И, конечно, надо учитывать эти потребности. Потребности могут быть разными: много общаться, мало общаться, творить, не творить, помогать, делать руками…


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.