Есть и частные виды одаренности. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Есть и частные виды одаренности.

2021-01-29 100
Есть и частные виды одаренности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У одного человека вербальная одаренность, у другого – музыкальная, у третьего – математическая; у кого-то есть дар управлять людьми, у кого-то – понимать людей и помогать им, остро чувствовать живое или механическое, а кто-то – одаренный хозяйственник, кто-то – танцор.

Случаются перекосы. Человек вербально одаренный может туго соображать в математике. Или способный к математике – совершенно не понимает людей.

Тогда какая же профессия подойдет такому человеку? В чем он станет успешным и очень успешным? Если он не очень хорошо чувствует людей, то ему, пожалуй, лучше стать, например, математиком или разработчиком программ. Но хорошим руководителем он вряд ли станет. И как продавец он точно не прославится. И как психолог. А вот как аналитик данных может стать успешным.

Внимание! Не стоит на одном лишь показателе строить все здание будущей профессии.

Например, разработчику программ требуются такие качества, как аналитический ум, системное и структурированное мышление, изобретательность, гибкость, внимание к деталям, высокая концентрация внимания на знаках. А разработчику утюгов и лифтов нужен интерес к физической реальности, технике и материалам. И еще ему нужно мышление конструктора, технический склад ума и жажда изобретений.

Следует ли это все из успехов в математике? Нет. Совсем не обязательно. Ведь в математике есть разделы очень разные. Например, если человек быстро считает, то он, скорее всего, счетовод. Арифмометр. Арифметика – это часть математики, да. Но в математике есть и другие разделы, которые от человека требуют иных способностей: сообразительности, догадливости, эвристичности, аналитичности, пространственного и абстрактного мышления в высокой степени.

Обязательно прочтите книгу «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла. Автор исследует причины появления выдающихся результатов и провалов. Он приводит удивительные примеры детей-вундеркиндов, из которых ничего особенного не вышло в жизни.

А почему из них должно было что-то выйти? Потому что на них возлагались большие надежды. На детей с колоссальной памятью взрослые возлагали колоссальные надежды.

Оказалось, что огромный массив данных – библиотека в голове – требует и огромного когнитивного ресурса для мгновенного перемещения этих данных «внутри головы». Ведь анализ – это не что иное, как движение данных в пространстве памяти, сравнивание, объединение и разъединение. А силы ума могут уходить на накопление информации.

В общем, если есть гигантская способность к накоплению информации и приличной ее систематизации – и на том спасибо. Но не стоит ждать креативности от человека-памяти – живой энциклопедии.

Память человека-аналитика тоже, конечно, может содержать немало данных. Но у него должно быть свободное место в голове для манипуляций этими данными. А еще у него должна присутствовать вот эта самая «маслянистость» ума, как смазка деталей машины, которая позволяет быстро перемещать объекты внутри ума, без препятствий и скрипа.

К чему это я? Да к тому, что надо очень дифференцированно подходить к умственным данным ребенка.

Еще пример. Девочка Саша, обладательница гибких и длинных пальцев, сначала была очень успешна в музыкальной школе. Техника игры поддается пальцам Саши.

Саша трудолюбива, и все у нее получается. Она побеждает в конкурсах, и все говорят: «Ах!» Но наступает новый этап в обучении. Теперь нужно играть МУЗЫКУ. А у Саши чувства музыки нет совсем. Ну абсолютно нет. Или пока нет.

Что же было упущено? Никто не знает. Можно лишь предположить, что дух музыки дается человеку от рождения. Или он приобретается в процессе эмоционального развития человека. А это возможно в общении с природой, в моменты жгучего горя, огненного счастья…

Гений

Сколько талантливых людей живет на свете! А гении – это те, кто совершил переворот. Вышел за пределы, просверлил стену, в которую все уперлись, и вышел в другое измерение.

Он это смог только по одной причине: колоссального интереса к предмету и колоссального напряжения сил, ежедневного и ежеминутного размышления над своей Темой.

У него даже таланта большого в общепринятом смысле могло изначально не быть. А интерес был большой. Кто изобрел что-то принципиально новое, выводящее всех на новый уровень понимания реальности, тот и гений. Например, Грегор Иоганн Мендель – австрийский биолог, открывший законы наследования признаков. Он проделал невероятное количество опытов с мельчайшими мушками-дрозофилами. Это был колоссальный труд!

И Лев Толстой очень много трудился. Вообще, любой человек, создавший ценный продукт – телефон, пенициллин, кино, сварочный аппарат или космическую ракету, – много трудился. Невозможно вот так просто, проходя мимо задачи, – решить ее. Так устроен мир. Боги открывают свои секреты только за очень высокую цену.

Интеллект

Интеллект – это, как было сказано, способность решать задачи.

А задачи жизнь ставит разные – социальные, математические, эмоциональные, лингвистические, телесные, художественные… Значит, и интеллекты могут быть разными.

Американский психолог Ховард Гарднер в 1983-м всех приятно удивил, предложив рассматривать интеллект не только как логику. Он считает, что есть как минимум семь различных видов интеллекта:

– вербальный интеллект (способность к решению речевых задач: фонетических, синтаксических, семантических коммуникативно-речевых);

– музыкальный интеллект (способность к решению музыкальных задач: восприятие высоты, ритма и тембра звука);

– логико-математический интеллект (способность к абстрактному мышлению, когда объект мышления не дан зрению в настоящий момент).;

– пространственный интеллект (способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, манипулировать ею);

– телесный интеллект (решение задач с использованием моторики, например шитье, танец, игра на музыкальном инструменте, хирургия, ремесло).;

– внутриличностный интеллект (способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы).;

– межличностный интеллект (способность понимать чувства и поведение других людей).

Ховард Гарднер говорит, что все нормальные люди в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта. Но у каждого индивидуума есть свое уникальное сочетание более и менее развитых интеллектуальных способностей. Это и объясняет индивидуальные различия между людьми.

Вы, наверное, замечали, что отличники в школе не всегда становились выдающимися специалистами, а вот троечники неожиданно становились. Почему же так? Потому, что школьная программа не всех видов интеллекта требует и не все развивает. В частности, внутриличностный и межличностный интеллект остается хоть и замеченным, но не оценивается в баллах.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.