Работать с художественными образами — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Работать с художественными образами

2021-01-29 132
Работать с художественными образами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественные образы могут создаваться в слове, в звуке, в живой и неживой природе, в ткани, в металле, в камне, в гипсе, в песке – во всем.

Работать с «картинкой»

Зрительные образы – те, что даны зрению непосредственно. Большая часть информации попадает в голову человека именно через зрительный канал. Картинки для большинства людей милее и понятнее всего. Люди чаще хотят работать со зрительными образами, чем со звуком, например.

Однако создавать зрительные образы не так просто, как их наблюдать.

Поэтому надо, чтобы ребенок делал различие между «делать» и «смотреть». За смотрение денег не дают. Точнее, дают, но только искусствоведу. И то – за то, что он, посмотрев, пишет или говорит аналитический или просветительский текст или продает художественное произведение.

Остальным людям платят именно за создание зрительных образов или за участие в их создании.

О чем идет речь, о каких образах? О фотографии, кино, живописи, графике, рекламном ролике, билборде, скульптуре, вышивке, интерьере, архитектуре, книге, торте, ювелирных изделиях, одежде, сумке, обуви и так далее.

Что же это за профессии?

А вот они: художник мультимедиа, визуализатор, мультипликатор, фотограф, кинооператор, иллюстратор, визажист, дизайнер одежды, интерьерный архитектор, ландшафтный архитектор, архитектор зданий, кукольник, ювелир, реставратор мебели, столяр-краснодеревщик, мозаичист, витражист, видеомонтажер, графический дизайнер, промышленный дизайнер…

Этим профессиям учат и в России, и в других странах – как в колледжах, так и в вузах.

Как вам определить, может ли ребенок создать художественный образ?

В действии и только в действии. Дайте ребенку возможность рисовать, лепить, печь, вырезать из бумаги, ткани, вязать, шить, делать коллажи из цветной бумаги и пуговиц, выращивать цветы… Вы можете открыть, что у ребенка очень хорошие руки и отличный глазомер, великолепное тонкое цветовосприятие.

Ведь это не трудно – дать такую возможность ребенку. Просто купите бумаги и карандашей, пластилина, пуговиц и других материалов.

Я думаю, что креативность – это создание нового или старого новыми способами. Только так и движется культура и цивилизация. Кто создает дома из банок, а не кирпичей, тот проявляет креативность, кто создает новые технологии сварки – тот и креативен. А не только тот, кто рисует или танцует.

В этой главе мы говорим о художественном творчестве. Что же касается сварки, она – безо всякой натяжки – может быть исполнена вполне художественно и эстетично.

Работа со звуком

У некоторых детей есть большая любовь к музыке или к звуку.

Как эта тяга к звуку выражается в раннем возрасте? Еще до года ребенок может пробовать разные предметы на их звучание – металлические пластины, палочки. И он подолгу может этим заниматься: слушать и очевидно наслаждаться. Вы можете заметить, что ребенок любит экспериментировать со звуком. Известный московский электронный композитор Ричардас Норвила сказал, что самое сильное наслаждение в детстве он испытал в музыкальном магазине. Он испытал нечто вроде потрясения. Это было комплексное чувство, атмосферное: как в храме… Любовь к звуку не обязательно сочетается с чувством ритма. И не обязательно сочетается с умением воспроизводить голосом мелодию. Такой человек, наверное, одарен дифференцированным звуковосприятием. Он тонко чувствует звуки, кажется, что острее других людей он страдает от одних звуков и наслаждается другими. Окружающие даже не всегда улавливают, чем именно он наслаждается и от чего именно страдает.

Такие психофизические данные не обязаны вести в профессию, связанную с музыкой или звуком. Но если всерьез захочется мальчику или девочке работать со звуком, то ему надо учесть, что в этой профессии придется иметь дело с техникой.

Вот профессии, в которых звук играет главную роль: звукооператор, звукорежиссер, музыкальный редактор, все музыканты-исполнители, психотерапевт (терапия музыкой), музыкальный критик, саунд-продюсер, саунд-дизайнер.

Вот какие инструменты использует в работе звукорежиссер или саунд-дизайнер:

синтезатор, вокодер, драм-машина, континуум, терменвокс, лазерная арфа, реактейбл, тэнори-он и другие.

Работа со словом

Я прошу написать сочинение из четырех слов: ведро, королева, зеленый, тайна.

Вот что получилось у Сони 14 лет: «Ведро, стоящее за зеленой дверью в подвал, всегда было для королевы удивительной тайной. С самого ее детства оно стояло там, и никто никогда не дотрагивался до него и не сдвигал его с места. Ведро сияло ослепительной чистотой: ни пыль, ни грязь не портили его блестящей гладкой поверхности».

Что вы скажете про такой текст? По-моему, хорошо. Этой девочке я рекомендовала подумать о работе со словом. Конечно, это слишком общая рекомендация. А уточняя ее и учитывая характер девочки, мы пришли к редакторскому делу.

Вот Наташа 15 лет написала сочинение из следующих слов: комар, роль, документы, автомобиль. «Комар Петрович собрал все необходимые документы и сел в автомобиль, отправляясь на кастинг в надежде получить роль Мухи». Это лаконичное сочинение было написано за одну минуту. У Наташи отличное чувство юмора, быстрая реакция.

Что делать со словом?

Можно придумывать названия, имена. Если ваш ребенок легко обращается со словом и ему приятно это делать – сочинять, рифмовать, стоит задуматься о таких профессиях, в которых слово – главный, ключевой объект. А что это за профессии: литературный редактор, лингвист, переводчик, сценарист, журналист, копирайтер, рерайтер…

Как и с любым материалом, со словом можно обращаться как творчески, так и не творчески. Творить – значит создавать новое. А не творить – значит повторять уже кем-то открытое. Как писали в записных книжках Илья Ильф и Евгений Петров: «Очень легко писать: «Луч света не проникал в его каморку». Ни у кого не украдено и в то же время не свое». Но и тут не так просто. Вот, предположим, некто (корректор) исправляет ошибочки или просто перепечатывает чужой текст или набирает его, слушая аудиофайл. Он может придумать новые способы, облегчающие работу. И это будет акт творчества. Так что творческий человек все время рационализирует труд, даже если труд «нетворческий».

Есть профессии, в которых слово участвует не как главный персонаж, а как один из персонажей. Например, ученый-биолог обязан писать научные статьи. А юрист неизбежно пишет документы: письма, договоры, заявления. То есть он тоже в качестве инструмента работы использует слово.

В некоторых профессиях слово – равноправный персонаж. Например, в профессии компьютерного лингвиста. Компьютерный лингвист анализирует естественный язык, чтобы он автоматически потом обрабатывался компьютером. Это нужно для поиска, для перевода с одного естественного языка на другой, для голосового ввода и для обучающих информационных ресурсов.

Есть еще одна радость у любого профессионала, умеющего писать ясно о трудном. Это популяризация научных или иных профессиональных знаний.

Ричард Докинз, Конрад Лоренц, Стивен Хокинг, Владимир Леви – они великолепно пишут о сложном. Это мало кто умеет. А кто умеет – им поклон! Конечно! А как иначе мы, публика, можем узнать о сложных вещах? Биология и химия с физикой ведь так далеко зашли!

Есть люди, которым писать легче, чем говорить. А кому-то, напротив, легче говорить, а не писать. Они объясняют свою позицию так: я по ходу речи могу перестраиваться, ориентируясь на слушателя. Те, кто пишет лучше, чем говорит, так объясняет: я могу все продумать, пока пишу, а устно такой возможности нет.

Видите, это два разных подхода? Я вижу такие причины. Один интроверт, другой экстраверт, один верит в свое обаяние, другой меньше верит в возможности своего обаяния.

Выводы.

Чтобы понять, склонен ли, способен ли ребенок писать, сочинять, читать, надо ему давать задания.

И даже если ребенок не будет трудиться на гуманитарной ниве, умение написать складный лаконичный умный текст украсит его профессионализм еще одной яркой чертой.

Владение устным и письменным словом – важный фактор в строительстве карьеры.

Обязательно нужно дать детям возможность выступать публично. Умение влиять на людей словом поднимает самооценку и помогает проложить путь к успеху.

Работать с животными

Откуда ни возьмись у мальчика или девочки рождается пристрастие к животным. Городские дети тяготеют к кошкам, собакам, лошадям, пресмыкающимся. Деревенские имеют шансы полюбить корову, овцу, свинью, птиц. Те, кто вырос на реке и на море, видели рыбу. Рыба для этих детей – обычное дело.

Любовь к животным проявляется по-разному. Ребенок может читать о животных или страстно желает защитить всех на свете котят и несет их в дом, волонтерствует в приюте для животных, посещает зоологический кружок, кормит котят на улице, гуляет с собакой, кормит ее и убирает за ней.

Если ребенок лишь говорит о любви к животным, но ничего не сделал для них из вышеперечисленного, попробуем понять, почему так происходит.

Возможно, в доме запрещено иметь животных, так как в семье у кого-то аллергия или родители категорически против того, чтобы в доме жили питомцы.

В этом случае ребенку труднее осуществить свои желания. Когда родители брезгливы и чрезмерно чистоплотны, то в душе у ребенка возникает противоречие – не против родителей, нет, а против своей склонности к животным. Внутренний конфликт.

Вот некоторые из профессий, где человек работает с животными: кинолог, ветеринар, берейтор, зоотехнолог, пчеловод, ихтиолог, врач-лаборант, орнитолог, змеелов, селекционер, заводчик собак, дрессировщик (дельфинов, тигров, собак), зоопсихолог, фелинолог, гельминтолог, грумер…

Можно ли этими профессиями заработать и можно ли их практиковать в большом городе? Почти все из перечисленных можно практиковать в большом городе. Некоторыми из них (ветеринария, кинология) можно даже прилично зарабатывать.

Профессий, как видно, много. Я их могу условно разделить на исследовательские (орнитолог, ихтиолог) и практические (выращивать, учить, лечить). Исследователи не имеют цели помогать отдельно взятому животному. А если у вашего ребенка есть склонность к этому, то лучше ему заниматься практическими профессиями (лечить, учить, выращивать).

Все эти профессии предполагают при поступлении знание математики, биологии и химии.

Обратите внимание на такие учебные заведения: сельскохозяйственные вузы, биологические факультеты, учебные заведения рыбного хозяйства.

Если подросток любит иметь дело с животными или растениями непосредственно, он всегда, без исключения, не терпит, не желает терпеть офисную сидячую бумажную работу. Тут даже не предлагайте девочке экономику, если она по-настоящему любит животных.

Конечно, буржуазные нравы таковы, что животных одевают в норковые шубки, украшают их золотыми цепочками и браслетами. Это не имеет ничего общего с любовью к животным. Это любовь к роскошным изделиям и соревнование в богатстве. Такой «интерес» к животным легко выявить и отличить от настоящей любви к живой природе.

Работать с растениями

Есть такие девочки и мальчики, чья душа и руки стремятся работать с растениями. Не с людьми, не с животными, а с растениями.

Кто они такие, эти девочки и мальчики? Естествоиспытатели? Защитники природы? Агрономы? Садовники?

Когда и откуда появилось в них такое желание? Бывает по-разному.

Например, вся семья трудится в сельском хозяйстве. Папа агроном, мама работает с растениями как-то иначе. И ребенок ничего другого не знал и это полюбил всем сердцем. Или мама, будучи учителем биологии, приучила дочь к работе с растениями.

Может, родители были учеными – исследователями болот, лугов и лесов.

А может быть, случайно встретился человек, книга или фильм, обративший внимание ребенка на этот слой реальности.

Городские дети значительно реже выбирают себе растениеводческую профессию. Но и они, случается, идут в исследователи растений.

Какие же они, профессии, связанные с миром растений? Вот их неполный список:

– агрономы, дендрологи, лесопатологи, садоводы, ландшафтные дизайнеры, флористы, почвоведы (да, не удивляйтесь, почвы полны живыми растительными организмами), бактериологи, экологи, гидробиологи, карпологи (исследуют семена и фрукты);

– палинологи исследуют пыльцевые зерна и споры. Альгологи исследуют водоросли;

– гидробиологии изучают растительный мир моря и рек. Цитологи исследуют растительную клетку, геоботаники изучают растения по всей поверхности земли: лесоведы, болотоведы, тундроведы, исследователи горных растений);

– биотехнологи, генетики, селекционеры (выводят новые сорта растений)…

Какие задачи решают перечисленные специалисты? Одни (ученые) исследуют новые виды растений, которые постоянно возникают. Делают они это для выявления особенностей адаптации растений к условиям внешней среды.

А также они проводят исследования в интересах медицины, археологии, истории культуры, городского и сельского хозяйства, охраны природных объектов и даже криминалистики и безопасности. Например, они каждый час считают и учитывают взвешенные в воздухе города пыльцевые зерна растений. Зачем? Это позволяет оценивать опасность возникновения аллергических заболеваний у жителей города.

Другие специалисты работают практически:

– выращивают растения: зерновые, бобовые, плодовые деревья и кустарники, лекарственные, эфиромасличные культуры;

– защищают растения и осуществляют фитосанитарный контроль;

– выводят новые виды растений.

Они знают технологию выращивания растений.

Есть и такие практические спецы, которые умеют делать из фруктов и овощей варенья и компоты. Это технологи на заводе, где производят компоты, вина и варенья.

Родители, обратите, пожалуйста, внимание на факультеты почвоведения МГУ, биологический факультет МГУ, СПБГУ, факультет биотехнологий МГУ, МГУ леса, сельскохозяйственные вузы (МГТА им. Тимирязева), Институт пищевых производств.

Чтобы поступить на такие факультеты, нужно готовить русский язык, математику, биологию и химию.

Радость этих профессионалов в том, что они могут ездить по всему земному шару и общаться с другими профессионалами, они чувствуют себя полезными, им приходится все время узнавать новое, а значит – развиваться.

Чтобы понять, понравится ли ребенку такая деятельность – в лаборатории, в лесу, в горах, лугах, дайте ребенку такой опыт.

Дайте ему возможность действовать с растениями и наблюдайте за динамикой его интереса.

Работать со знаками

Что такое знак? Это нотный стан с нотами на нем. Это числа. Это буквы. Это знаки искусственного языка (на котором пишут программы для компьютера и электронных приборов). Это скрипты, шифры, карты, таблицы, диаграммы, схемы.

Есть люди внимательные к знакам, они легко их запоминают и оперируют ими. Так устроен их мозг. А у кого-то мозг устроен иначе, и этот кто-то с трудом запоминает информацию такого рода и с трудом ею оперирует.

С трудом – не значит не может. Каждый школьник имеет дело со знаковой системой на уроках русского языка, математики, физики, химии, биологии, истории, обществознания, информатики, музыки… Математика мало кому дается с ходу и легко, но те, кому она не дается, все же как-то овладевают ею в размерах школьной программы с разной степенью успешности.

Назову некоторые профессии, в которых человек много имеет дело со знаками в течение рабочего дня.

Читая этот список, обратите внимание на действия человека со знаковой системой. Действия предъявляют запрос к физиологическим и психологическим качествам делателя. Очевидно же, что корректор ищет опечатки (нагрузка на внимание), программист не только внимателен, но еще и креативен, он решает задачи, стремится их решить изящно, звукорежиссер напрягает зрительное и слуховое внимание – и к звуку он внимателен, и к технике, и к значкам на экране монитора.

Вот разработчик компьютерных программ. Он пишет текст на языке программирования, соединяет фрагменты программы в сложные архитектурные сооружения (он тогда называется архитектором-программистом). Он работает в коллективе с другим профессионалами: финансистами, дизайнерами, маркетологами и другими. Ему поэтому лучше все-таки обладать и умением слышать, договариваться с коллегами. Работает он, конечно же, в помещении и с компьютером.

Кроме всего, ему нужно хорошее зрение, а сидячая работа ослабляет его сердечную мышцу. Вот почему в офисах программистов (да и всех, кто сидит на стуле и мало двигается) должен стоять кардиотренажер или теннисный стол, на стене можно, например, подвесить мишень для игры в дартс. По-моему, на нашем рынке недостаточно средств для физических занятий в офисах. На это стоит обратить внимание маркетологам-исследователям.

Маркетолог-исследователь рынков может интервьюировать людей, ему бывает необходимо сделать презентацию своего исследования перед заказчиком, он обязан писать текст доклада или отчета ясно и понятно. Он работает в специальных маркетинговых компаниях, агентствах.

Интернет-маркетолог не только анализирует ситуацию с продуктом и услугой в интернет-плоскости, но и создает условия для продвижения продуктов.

Звукорежиссер работает в кино, телевидении, на радио, в театре, концертном зале.

Работа математика может называться так: «Функциональные пространства, теоремы вложения, приближения классов функций». Или так:

«Математические методы квантовой и статистической механики», или вот так: «Ветвящиеся процессы и их применение в биологии и теории массового обслуживания».

Астрофизик изучает физические свойства и поверхности небесных тел: звезд, планет, комет. Астрофизик наблюдает космические тела в телескоп, а также использует спектральный анализ, фотографию и фотометрию. Астрофизик – исследователь. Он работает в обсерватории, научной лаборатории и университете.

Геолог работает в кабинете и в поле, в лесу, в горах, в морях. Он не просто ходит по земле. Геолог хорошо знает физику и химию земли и ископаемых, он работает с картами, на которых изображена земля в вертикальном разрезе, использует специальное оборудование в своей работе, например инструмент для взятия проб грунта.

Корректор работает в издательстве или удаленно для издательства. Он исправляет ошибки грамматического и орфографического свойства.

Конечно, ему тоже приходится иметь дело с компьютером, но только ради текста. В издательствах есть также технический редактор, верстальщик.

Все эти специалисты тоже имеют дело со знаковой системой.

Инженер, каким бы он ни был – разработчиком техники или зданий, монтажником или бурильщиком скважин, – смотрит в чертеж и, конечно, работает с техникой, деревом, металлом, пластиком.

Бухгалтер служит компании ради отчетности перед государством. Он, пожалуй, не творец. Вот главный бухгалтер – творец. А рядовой бухгалтер должен делать так, как положено, не пропуская цифр. У него перед глазами таблицы, платежные поручения, счета, счета-фактуры и числа.

Финансовый аналитик призван анализировать финансово-хозяйственную деятельность компании. И поэтому в его распоряжении все бухгалтерские документы, тексты законов. Перед его глазами – документы с числами и таблицами, налоговый кодекс.

Фрезеровщик на фрезерном станке по чертежу вытачивает сложные детали (для оборудования, обуви и прочее). Он работает с измерительными инструментами (угломер, угольник, рейсмус, штангенциркуль, микрометр).

Рядовой архитектор имеет дело с рабочими чертежами. Его дело – детально проработать порученный ему кусок здания (например, лестницу или балконы). В результате коллективного труда архитекторов появляется архитектурный раздел проектной документации (подробный чертеж здания). Архитектор также бывает на стройке ради архитектурного надзора. Всегда так. Ландшафтный архитектор работает и с людьми, и с растениями, и со строительными материалами. Это плюс к чертежу и схеме.

Практически никогда человек не имеет дело только со знаками. Всегда есть, хотя бы частично, и другие объекты. Всегда есть люди. Всегда с ними приходится договариваться, в общем, как-то строить отношения.

Длинный ряд профессий предполагает работу с несколькими типами объектов.

Например, визуальный художественный образ и знак есть в профессии инфографика (разновидность графического дизайнера).

Растения и знак есть в работе геоботаника, ландшафтного дизайнера.

Звук и знак всегда рядом, всегда вместе у звукорежиссера.

Человек и знак вполне могут быть объектами у такого профессионала, как врач МРТ, сотрудник отдела кадров, специалист по компенсациям и льготам, социолог, учитель математики или музыки.

Техника и знак – у разработчика любого рода машин, у промышленного дизайнера, звукорежиссера, инфографика.

Работать с техникой

Профессии этого типа предполагают общение с техникой: самолетами, танками, вертолетами, фотоаппаратами, станками, компьютерами, поездами, холодильниками, роботами, телефонами, дрелями, нефтекачалками, насосами, бормшинами и т. д.

Не только инженеры работают с техникой, но и представители иных профессий. Вот, например, врач-стоматолог, кардиохирург, фотограф, графический дизайнер – используют технику. Однако для всех них, не инженеров, техника – средство, а не цель. Цель у них другая – вылечить человека, снять кино, сделать рекламу, напечатать текст, поджарить котлету.

Поэтому данные профессионалы не относятся к типу «человек – техника». А кто относится? Те, для кого техника – цель. Они технику разрабатывают, монтируют, ремонтируют, обслуживают – инженеры разных видов.

Задачи у технических приборов разные. Есть диагностические приборы, есть летательные аппараты, есть утюги и есть холодильники, есть вычислительные машины и есть звукотехника, микроскопы и синхрофазотроны, лазерные пушки и роботы.

Большинство приборов – для биологии они или для медицины, для химии или полетов – не просто механические, а электронные – «умные», программируемые.

Чем дальше развиваются технологии, тем крепче они сближают разные науки: химию с физикой, физику с биологией, химию с биологией. Насчет этого внимательно посмотрите главу «Ваши дети и четвертая промышленная революция».

И, как зонтик, над ними всеми нависают информационные технологии. Они применяются повсюду как средство быстрых и сложных расчетов, поиска данных, анализа, идентификации данных и приведение в движение сложных технических систем (транспортных, производственных, исследовательских и пользовательских).

Информационные технологии работают в биологии, в химии, в физике, в социологии, психологии, в производстве звукотехники, роботов, медицинской и авиационной техники.

Родители смекают, что все это по-настоящему перспективные профессии – все эти разработчики тонкой аппаратуры, медицинской техники, робототехники всех назначений. Эти профессии будут усложняться, как и предмет труда этих профессионалов, и никогда не исчезнут.

Некоторые мамы и папы думают подвинуть своих сыновей и дочек в этом направлении, потому что оно перспективное.

Но я останавливаю их и говорю: да, перспективно. Но при чем здесь ваш мальчик или ваша девочка?

Вопрос не праздный: кто может быть инженером (разработчиком, сервисником, производственником, монтажником)?

Ответ такой: хорошим инженером может быть тот или та, кто по-настоящему интересуется техникой. Не ее пользовательскими свойствами (количество лошадиных сил, дизайном, ценой), а сутью.

Тот, кто имеет силы и страстное, неистовое желание чинить, разбирать и собирать, экспериментировать с техникой.

Эти страстные желания могут выражаться в работе с конструкторами (в том числе и с конструктором «Лего»). Будьте внимательны, родители.

Обязательно купите ребенку конструктор. И смотрите, насколько ему интересно заниматься с ним.

Случается, что ребенок соберет его по заводскому чертежу и на этом его интерес иссякает. А бывает, что, собрав домик, он играет в миры, с человечками.

Тогда уж он, скорее, не инженер, а писатель, режиссер, сценарист, психолог или педагог.

Для будущего инженера цель – структура сооружения и его устойчивость, механика. Собрав одно сооружение, ребенок может разобрать его и собрать по-новому.

В такой деятельности мы видим у ребенка потребность создавать, неудержимую потребность экспериментировать с материалом.

Так что смотрите за игрой ребенка внимательно.

Обязательно дайте ребенку возможность соприкоснуться с деталями велосипеда, отвертками и так далее.

Вы совершаете преступление перед ребенком, если запрещаете ему разобрать старый компьютер, ламповый телевизор или что там он еще захочет неработающее уже разобрать.

Внимание! Случается нередко, что у ребенка по физике «пятерка». Однако это может нам говорить только о хорошей памяти и прилежании, а не об инженерных склонностях или способностях.

Склонный и способный к инженерии человек стремится глубоко понимать технику, природу ее работы. Он чувствует физическую природу вещей и механизмов. Они ему, как правило, интереснее, чем внутренний мир человека.

Случается, что у ребенка есть страсть к технике, а с математикой у него нелады. Как же быть тогда?

Это особенные случаи – как раз для тонкого профориентационного разбора. Тут бы я заведомо не стала ничего таким детям советовать, пока их не увижу своими глазами и не задам им свои пятьсот вопросов.

Готовят инженеров в разных вузах – по отраслям.

При поступлении сдают (ЕГЭ) математику, физику и кое-где информатику, химию. Химию сдают в химико-технологических университетах и факультетах.

И осторожно я бы попросила вас, родители, рассмотреть колледж для начала пути в инженеры.

Уважаемые родители, вот вам список журналов, в которых систематически встречаются материалы для будущих инженеров:

«Наука и жизнь», «Знание – сила», «Техника молодежи», «Квант», «Химия и жизнь», «Кот Шредингера», «Шоу-Мастер», «Популярная механика». Некоторые из них вы сможете найти в Интернете.

Дайте вашему ребенку почитать журналы. Обсудите с ним прочитанное. Не давя, не вызывая чувства вины, просто посмотрите, что происходит с его интересом.

Работать с человеком

Можно работать в коллективе людей, в команде, а можно напрямую что-то совершать над человеком и группой людей, как-то на них влиять.

Профессии «человек-человек» – это такие профессии, в которых один человек для другого – объект труда. Один человек может другого (других) лечить, стричь, учить, воспитывать, допрашивать, изучать, разгадывать, ловить и так далее.

Чтобы так работать и притом успешно работать – необходимо этого хотеть, важно точно знать, что от людей ты не устаешь, что они тебе интересны и что ты их не боишься и «загораешься от них».

Профессии «человек-человек» в первую очередь от исполнителя требуют социального и эмоционального интеллекта. А это вот такой набор умений: чувствовать человека, уметь расшифровать его телесное и вербальное послание, уметь влиять на человека, предвидеть его поведение.

Тот, кто работает с человеком как с объектом, использует различные инструменты.

Эти инструменты для него не цель, а, понятно, средства. Однако когда человек ими учится пользоваться, он полностью сосредоточен на них, этих инструментах, в это время они для него цель.

Например, хирург использует медицинскую технику, скальпели, нитки, иголки, умеет читать рентгеновские снимки. И вот пока он учится это все применять – эти инструменты для него цель. А потом уже хирург не думает о том, как он берет скальпель, потому что это умение становится навыком, то есть автоматизируется.

Если ваш ребенок хорошо общается, сострадателен и хочет помогать, а также он хорош в химии, биологии, но руки у него не очень хороши, у него может не получиться быть хирургом. Я не категорически это заявляю, потому что знаю: при желании очень многое можно преодолеть.

Профессия учителя тоже нередко связана с техникой: учитель ведь использует разнообразное оборудование.

Актер в своей работе использует текст, слово. Он, как настоящий психолог, разбирая авторский текст, проникает в характер своего героя, постигает его ситуацию и уже затем с большим искусством произносит текст. Актер голосом, интонацией и пластикой своего тела воздействует на душу зрителя и слушателя.

Адвокат тоже работает с людьми и текстом, специальным юридическим текстом. Ему нужно быть не только проницательным, много знающим, остроумным, но и быть борцом.

Психолог может использовать в своей работе и слово, и музыку, и зрительные образы, и животных, и растения, и числа, и всяческие неодушевленные предметы. У психолога задача или диагностическая, или «лечебная».

Отчего я заключаю слово «лечебная» в кавычки? Оттого, что психолог в отличие от психиатра не может использовать лекарства. Психолог не имеет медицинского образования, а психиатр имеет (он врач).

Психолог помогает человеку словом и другими средствами, вплоть до физических действий, таких как дыхательные упражнения, рисование, танец, пение, крик и так далее, но лекарства он давать не имеет права.

Так что если вы, родители, хотите работу психолога для вашего ребенка, прочтите мою книжечку «Хочу быть психологом». В ней вы найдете обзор специальностей внутри психологического круга.

Всякая профессия ветвится внутри себя, в ней возникает множество под-профессий, специальностей, объединенных ключевым объектом и предметом этой профессии. Так случилось и в психологии: есть клиническая психология, психология конфликтов, психология труда, инженерная психология и многое другое.

К распространенным нынче профессиям «человек-человек» можно отнести и профессию дефектолога. Этот человек работает, как правило, с детьми, помогая им. И у него есть свой инструментарий для диагностики и коррекции.

С людьми работает и парикмахер, и мастер маникюра и педикюра. И он тоже помогает людям. И у него есть свой инструментарий. И работает он руками, а не только головой.

Итак, работая с человеком, человек работает не только словом, а применяет технику и разные другие предметы, которые для него средства, а не цель.

Человек как цель, как объект, наверное, самый трудный, ведь он обладает волей и непредсказуемостью. Поэтому работа с людьми очень эмоционально затратная.

Вы, конечно, знаете про эмоциональное выгорание. Оно случается тогда, когда человек отдает другим людям слишком много, гораздо больше, чем получает от них.

Как определить, может ли ваш ребенок работать с людьми как с объектами?

Сначала попробуйте сами увидеть различия:

1) работать уединенно с неодушевленным предметом, делая что-то хорошее для людей (пирожки, тексты), и работать с людьми непосредственно, чего-то добиваясь от них или преобразовывая их (учить их, продавать им, лечить их, выступать перед ними и прочее);

2) работать в коллективе людей и работать один на один с человеком, как в первом пункте.

Если вы видите различия, то сами прикиньте – что вашему ребенку лучше. А чтобы не ошибиться, дайте ребенку себя попробовать в разных видах общения – со сцены, в личном теплом, помогающем, коллективном.

У каждого из нас в течение жизни вырабатывается своя конфигурация общения, удобная или неудобная для нас. Мы можем до какой-то степени ее менять.

Одна женщина, взрослая уже, очень страдает от своей интроверсии, от непонимания людей, все время попадает впросак, не умеет построить отношения, буквально везде ее преследуют конфликты, враги. Вот ей бы не работать юристом или менеджером, но она стремится именно к этим профессиям: ведь ее родственники требуют от нее делать карьеру – стать начальником. Эта молодая женщина не просто не умеет работать с людьми, но и мало к этому способна. Хорошо бы это ей принять в себе. Ничего плохого в интроверсии нет. А есть хорошее. Нужно ли ей, этой девушке, учиться понимать людей? Нужно. Потому что есть коллектив, коллеги. Они ведь есть все равно. А работать ей нужно с текстом. У нее это хорошо получается, и она от этого сама кайфует.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.