История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Стратегия исторического исследования

2020-10-20 510
Стратегия исторического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Она базируется на методологии исторического исследования в целом. Уровень исторического исследования зависит от ряда факторов:

1)логика изложения и структурирование информации;

2) полнота и доказательность полученных выводов;

3) глубина и оригинальность научных результатов (эвристичность).

Первые две задачи вполне реально решить за счет профессионализма исследователя. Третий вопрос всегда связна с прорывом в научном знании. Эвристичность исследования во многом зависит от той познавательной модели, которую выбрал историк.

Стратегия исторического исследования влияет и на выбор познавательных моделей.

Познавательная модель — это система координат, в рамках которой реализуется историческое исследование. Она отражает его познавательную установку, понимание задач науки, своей миссии и места в научном сообществе. Существуют два основных вида познавательных моделей — описывающая и объясняющая.

Описывающая модельпознавательной деятельности — накопление и систематизация исторического материала, создание возможно полной фактографической картины прошлого, в которой объяснительное знание играло второстепенную роль. Основная цель данной модели — реконструкция прошлого, то есть воссоздание материальной и духовной культуры, событий той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

Объясняющая модельпознавательной деятельности — признание возможности познания исторической реальности и осознание проблем верификации, достоверности и репрезентативности исторических исследований. Такая модель познания ориентирована не на описание (что и как), не на воссоздание мозаики прошлого, а на его конструирование (моделирование) с целью понимания (почему и зачем). Объясняющая модель познавательной деятельности нацелена на прогноз, попытку предвидения, нелинейное восприятие процессов и явлений. Ее отличительной особенностью выступает наличие теоретических схем, раскрывающих закономерности и механизмы истории.                

Если познавательные модели классифицировать по мировоззренческим основаниям, то можно выделить следующие их типы:

— схоластическая;

— механическая;

— статистическая;

— нелинейная познавательная модель.

Схоластическая модель: связана с восприятием божественного происхождения мира. Главное — расшифровать коды в текстах божественных книг.

Механическая модель: окружающий мир, вселенная общество рассматривается как машина, механизм (Р. Декарт). Основная задача — разобраться, как действуют механизмы и создать инструкцию, которая позволит ими надежно управлять.

Статистическая модель: мир, природа, общество рассматриваются как системы, развитие которых определяется статистическими законами. Центральная методологическая проблема здесь — определение роли закономерностей и случайностей.

Нелинейная модель: в ее основе лежит представление о природных и неприродных явлениях с точки зрения функционирования и развития самоорганизующихся систем.       

Составной частью стратегии исторического исследования является процесс разработки собственной методики исторического исследования как системы приемов и правил относительно целесообразного решения научных задач. Принципами отбора методов при создании подобной методики являются следующие:

Ø соответствие поставленным задачам и характеру изучаемой информации;

Ø практическая приемлемость;

Ø затратность, результативность, достоверность, совместимость данного метода с другими.

Изменение парадигмы исторического знания и приемов его получения на протяжении развития истории как науки также влияет на выработку стратегии исторического исследования. При этом, что следует учитывать, налицо разделение труда у историков.

1. «Теоретики»: ориентированы на объяснительную познавательную модель. Их основная цель — осмысление и объяснение фактов, разработка и критический анализ гипотез, теорий, обоснование новых проблем.

2. «Экспериментаторы»: получают и удостоверяют факты — информационное сырье научного исследования. Их главная задача — тщательная разработка, систематизация исторических фактов, составление полной картины прошлого. В методологическом плане такой подход к исследованию связывают с позитивизмом и неопозитивизмом.

3 .«Методологи»: нацелены на осмысление и разработку методологических и методических аспектов исследования, обоснование стратегии и решение вопросов эффективности организации исследовательского процесса. В центре их внимания находятся философские, психологические, гносеологические и технологические проблемы научной практики[56].

Таким образом, стратегия исторического исследования нацеливает современных историков на непосредственную разработку принципов и методов исторического исследования. Причем, такая разработка должна базироваться на знании и понимании возможностей существующих в исторической науке методов, а также взвешенной оценки их полезности, надежности.           


Раздел II.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.