Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Оно характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

2020-10-20 570
Процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Оно характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Различаются два взаимосвязанных уровня научного исследования:

1) эмпирический;

2) теоретический.

На первом уровне устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности.

На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Основными компонентами исследования являются:

Ø постановка задачи;

Ø предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;

Ø формулировка исходных гипотез;

Ø теоретический анализ гипотез;

Ø планирование и организация эксперимента;

Ø проведение эксперимента;

Ø анализ и обобщение полученных результатов;

Ø проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

Ø окончательная формулировка новых фактов и законов;

Ø получение объяснений или научных предсказаний.

Классификация исследований может производиться по различным основаниям. Наиболее распространенным является деление исследований на:

Ø фундаментальные и прикладные;

Ø количественные и качественные;

Ø уникальные и комплексные[2].

Современный уровень накопления знаний в сфере теории и методологии исторической науки свидетельствует, что историческое исследование представляет собой:

Ø во-первых, систему теоретических и эмпирических процедур, направленных на получение нового знания, необходимого для достижения поставленных целей;

Ø во-вторых, особый тип познавательной деятельности, отличительная черта которого состоит в создании нового знания.

Историческое исследование как особый тип познавательной деятельности связан с когнитивным[3] моделированием исторической действительности, целью которого является получение нового исторического знания с помощью определенных научных средств и научно-исследовательских действий.

Исторические знания как результат научных исследований представляют собой различные модели исторической действительности как формально-структурированные ее образы или представления, выраженные в символической форме, в форме языка исторической науки.

Поскольку эти модели являются формально-структурированными образами или представлениями, то они содержат определенные ошибки в отношении воспроизводимой ими исторической действительности. Это связано с тем, что никакая модель не может воспроизвести все ее стороны, и потому та или иная модель всегда что-то выпускает из рассмотрения, за счет чего какие-то стороны моделируемой исторической действительности описываются и объясняются неправильно.

Поскольку любая формальная система либо неполна, либо противоречива, то историческое знание как модель исторической действительности всегда содержит ошибку, связанную либо с неполным описанием (простая модель), либо с противоречивым описанием (сложная модель) этой действительности.

Заключенная в модели ошибка обнаруживается по мере того, как она начинает мешать решению других задач, связанных с моделируемым объектом. Возникающие научные проблемы из-за таких модельных ошибок побуждают ученых к построению новых, более совершенных моделей; однако новые модели снова содержат в себе ошибки, но уже относительно других сторон изучаемой исторической действительности.

Историческое исследование как профессиональная деятельность осуществляется в определенном культурно-эпистемологическом контексте и для того, чтобы быть научной, должна соответствовать определенным атрибутивным признакам, таким как:

Ø рациональность в качестве разумности, осмысленности, противоположных иррациональности, а также соответствие получаемых знаний некоторым принципам мышления;

Ø стремление к истине[4];

Ø проблемность[5];

Ø целеполагание в качестве процесс выбора одной или нескольких целей[6] с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи;  

Ø рефлексивность, когда  теоретическая деятельность исследователя направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований, а также когда она (деятельность) принимает форму самопознания, раскрывающую специфику душевно-духовного мира человека;

Ø предметность, позволяющая воспринимать объект в качестве  обособленного, в историческом пространстве и во времени;

Ø эмпиризм, находящий конкретное выражение в теоретико-познавательной позиции историка, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является опыт;

Ø теоретизм, подразумевающий рассмотрение какой либо проблемы в теоретическом[7], в очень обобщенном виде;

Ø методологизм, когда историк считает следование научному методу решающим условием приемлемости научной теории, а также нередко отождествляет соответствие методу с соответствием теоретической конструкции реальности, то есть с истиной, или, по меньшей мере, с объективностью[8];

Ø диалогизм, в той части, что историк должны быть готов, например, к заочному диалогу[9] в отношении Я — Ты, например, с историческими персоналиями которые он исследует (здесь ему окажут помощь эго-документы);

Ø новизна;

Ø контекстуальность, то есть определяемый контекстом, зависящий от контекста[10].

Историческое исследование в качестве когнитивной деятельности — это

Культурно организованная и мотивированная активность, направленная на предмет (фрагмент исторической действительности), поэтому структуру исторического исследования составляет взаимодействие-диалог субъекта исторического исследования с его предметом с помощью таких средств, как методология, которая определяет способ этого взаимодействия, и исторические источники, являющиеся основой получения эмпирической информации о предмете когнитивного интереса.

После таких методологических посылов, полагают авторы настоящего учебного пособия, раскрытие логики, стратегии, принципов и методов исторического исследования примет более стройный вид. Следовательно, студенты, изучив и усвоив материал, излагаемый ниже, приобретут первичные знания, навыки и умения грамотного построения своих будущих исторических исследований.

Однако наивно было бы полагать, что обучающиеся, закрыв последнюю страницу этого учебного пособия, станут сразу же крупными историками-исследователями. Из изученного и усвоенного материала Вы получите лишь азы знаний.  Углублять же их дальше можно только посредством кропотливой и непрерывной самостоятельной работы.

Поэтому не случайно данное учебное пособие снабжено расширенным библиографическим списком, в котором есть специальная рубрика —  литература «для любознательных». Изучение именно данной литературы поможет углубить первичные знания, полученные Вами.

История должна не только стрелять фактами, но и должна быть заселена людьми. Вот почему, авторский коллектив снабдил свой труд справкой о персоналиях, фигурирующих в учебном пособии  (см. прилож. 1)

Авторский коллектив, разрабатывая свое учебное пособие, всемерно опирался на достижения мировой[11] и отечественной[12] социально-гуманитарной мысли в сфере теории и методологии исторической науки.

Например, большой объем фактографического, фактологического и аналитического материала почерпнут из фундаментальной монографии выдающегося советского/российского ученого академика Ивана Дмитриевича Ковальченко (1923 – 1995) «Методы исторического исследования»[13], а также из его научного наследия, опубликованного уже после смерти маститого ученого-историка[14].

Большим подспорьем послужили нам и различные научно-справочные издания[15], среди которых, безусловно, особенно следует отметить «Новую философскую энциклопедию» (выше уже неоднократно цитировалась).

Разумеется, мы использовали в полной мере опыт и тех предшественников, кто подготовил в современной России учебные пособия по теории и методологии истории[16]. Обращались мы и к учебным изданиям, выпущенным в свет в Советском Союзе[17]. Учли также и личный опыт подготовки учебных пособий по теории и методологии исторической науки[18]. 

Выдающийся немецкий мыслитель К. Маркс, которого сегодня стало модным критиковать (и по делу, по чем зря), в свое время писал буквально следующее:

«В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам» [19].

ДЕРЗАЙТЕ!

У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

 

Авторский коллектив


Раздел I


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.