Тема 7. Древние культуры Западной Сибири в эпоху раннего железного века. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 7. Древние культуры Западной Сибири в эпоху раннего железного века.

2020-04-03 249
Тема 7. Древние культуры Западной Сибири в эпоху раннего железного века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Приложение 10, 11)

1. Общая характеристика эпохи;

2. Юг Тюменской области: баитовская, саргатская, гороховская культуры.

3. Среднее Приобье: кашинская и богочановская культуры.

4. Север Западной Сибири: кулайская культура.

 

Общая характеристика эпохи

С VIII-VII в. до н.э. на большей части западносибирской равнины начинается эпоха раннего железного века. Переход к использованию железа происходил постепенно.

В южных районах Западной Сибири первые железные предметы появляются в 7-6 вв. до н.э., но они были привозными.

В 5-4 вв. до н.э. появляется местное производство железа, но изделия из него по качеству уступали бронзовым. Только с 3-2 вв. до н.э., с появлением стали и повышением мастерства, железо входит в быт населения степной зоны Западной Сибири.

На север железо пришло несколько позднее - в 1 в. до н.э.

Вопрос о путях появления железа в среде аборигенов Западной Сибири остается открытым. С одной стороны, местные народы обладали всеми предпосылками для перехода к использованию нового металла. В Западной Сибири имелись богатые его залежи в виде болотных руд или сидерита, минерала с богатым содержанием железа. Кроме того, население постоянно испытывало дефицит в бронзе, источники получения которой располагались за пределами Западной Сибири. К концу 2-началу 1 тыс. до н.э. был накоплен богатый опыт в работе с металлом, бронзолитейное производстьо достигло своего наи­высшего расцвета. В то же время местные народы поддерживали контакты с южными государствами, где достаточно рано стало использоваться железо и идея применения нового металла могла быть заимствована оттуда.

Технология получения железа сложна и трудоемка. Для его выплавления использовались, как правило, сыродутные печи, или горны, в которые с помощью мехов искусственно нагнетался воздух. Первые горны имели цилиндрическую форму и были заужены вверху. В нижнюю часть горна вставлялись воздуходувные сопла, с помощью которых в печь поступал воздух, необходимый для горения угля. Горение угля внутри горна создавало, с одной стороны, достаточно высокую температуру, с другой — восстановительную атмосферу в результате образования окиси углерода. Под воздействием этих условий загруженная в печь руда, состоявшая в основном из окислов железа и пустой породы, претерпевала химические превращения. При этом одна часть окислов, восстановившись до закиси железа, соединялась с пустой породой и образовывала легкоплавкий шлак, другая — восстанавливалась в железо. Восстановившийся металл в виде отдельных зерен сваривался в рыхлую массу - крицу, и пустотах которой всегда находились различные примеси. Для извлечения крицы переднюю стенку горна выламывали, после чего крицу в горячем состоянии подвергали уплотнению и обжатию, т. е. проковывали. При этом металл становился однородным. Прокованные крицы являлись исходным материалом для изготовления различных предметов (своего рода полуфабрикат). Сложившийся в древности процесс плавки широко известен как сыродутный способ получения железа. Свое название он получил, правда, позже, в XIX в., когда в доменные печи стали вдувать не сырой, а горячий воздух и с его помощью достигали более высоких температур.

Распространение железа сыграло важную историческую роль в развитии ремесла. Так как все железные орудия получали способом ковки, то на первый план выдвинулось кузнечное дело, обеспечивав­шее общество орудиями производства и предметами вооружения. С развитием кузнечного дела определенный толчок получили обработка дерева, кости, кожи.

Трудоемкий процесс получения железа привел к дальнейшей специализации, выделению ремесленников, металлургов, кузнецов, развитию обмена, следовательно, содействовал усилению имуще­ственного неравенства и интенсивному разложению первобытно­общинных отношений.

Эпоха раннего железного века Западной Сибири - время господства субатлантического климата с тенденцией к похолоданию, развитие лесной растительности и наступление последней на степь (в конце 3 в. до н.э. произо­шел сдвиг леса на юг на 200 км), что привело к избыточной увлажненности и заболачиванию значительных площадей. В то же время в пределах субатлантического периода отмечаются вековые колеба­ния климата: влажный климат, приводивший к затоплению лугов и полей, сме­нялся сухим, когда выгорали травы, гибли леса, пересыхали реки и озера. Есте­ственно, это сказывалось и на характере исторических процессов в регионе.

Наступление железного века ознаменовано переходом скотоводческо-земледельческих племен степной зоны Евразии к кочевому и по­лукочевому скотоводческому хозяйству. Это стало возможным с освое­нием лошади для верховой езды. Коренное изменение в хозяйственной жизни в степной зоне породило серьезные изменения и в соседних реги­онах. Появление возможности кочевникам быстро передвигаться, по­стоянно кочуя со стадом и везя весь свой скарб, на огромные рассто­яния позволяло новым открытиям и продуктам и прежде всего новому металлу - железу быстро распространиться по всей Евразии. Ведение кочевого хозяйства предполагает развитый обмен с оседлым населени­ем на продукты, не производимые в кочевом хозяйстве. Для такого об­мена у кочевников достаточно излишков скота.

Кочевание всего кол­лектива позволяло собирать в отряды практически все взрослое мужское население и неожиданно, в следствии мобильности, появляться близ оседлого населения, а значит, можно было не только купить, но и от­нять нужные предметы, а в железном веке, в связи с общим ростом производительности труда, появляются накопления. Это привело к бы­строму прогрессу в развитии систем вооружения. Посто­янная военная угроза заставляла внимательно следить за новинками в области конского снаряжения и вооружения. Возникнув в одном месте, новинки мгновенно распространяются по всей территории Евразии.

В эпоху раннего железного века в степях Евразии – от Дуная на Западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на Востоке сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира (скифы, савроматы, саки, культура пазырыкских курганов Горного Алтая, тагарская, уюкская и др.).

Внешнее сходство этих культур прослеживается по т.н. «скифской триаде»: вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства.

На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких к скифским образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные раз­новидности трехлопастных и трехгранных втульчатых и черешковых наконечников стрел.

В степях также были распространены одинаковые или близкие по устройству удила и псалии, а из предметов искусства — бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствует распространение так называемых скифских котлов (отлитых из бронзы на поддоне в виде раструба, с вертикальными массивными ручками и выпуклым двойным пояском по поверхности, имитирующим шнур) и круглых бляшек - символов солнца, а также появление обширных погребальных склепов, одинаковых украшений, алтарей и глиняной посуды.

Археологический материал отражает то новое историческое явление, которое возникло в степях Евразии, на северных окраинах древних цивилизаций Древней Греции, ахеменидской Персии, Китая, а позднее — государств эллинистического мира. Это была сила, сдерживавшая экспансии этих цивилизаций на север. Это был принципиально иной мир, отличавшийся по своей хозяйственной, культурно-исторической и идеологической направленности. Культур­но-историческое единство возникло как результат воздействия нескольких факторов, а именно: природно-теографичсского, эко­номического, этнического, идеологического, внешнеполитического и социального.

Единство сложилось на территории пояса степной, горнодолинной и части лесостепной Евразии — от Причерноморских степей на западе до Центральной Азии, Забайкалья и Ордоса на востоке. С севера на всем своем протяжении пояс степей в древности был ограничен зоной лесов, где обитали племена с другим традиционным хозяйст­венно-культурным укладом. С юга почти непрерывная цепь гор отделяла эту территорию от Переднего Востока и Южной Азии, т. е. от зоны первоначального распространения производящего хозяйства и древнейших, первичных цивилизаций. Природно-географический фактор начиная с энеолита — с возникновения здесь производящих форм хозяйства, — определял направленность хозяйственного развития этого региона.

Природно-географическая среда была не только чисто географиче­ской реальностью, но и тем фактором, который в немалой мере способствовал сложению скифо-сибирского культурно-исторического единства в VI-III вв. до н. э. Географически скифо-сибирский мир соприкасался в Причерноморье с древнегреческими полисами, а в Средней Азии — сначала с ахеменидской Персией, а потом, после ее разгрома и похода Александра Македонского, с царством Селевкидов и поздними эллинистическими государствами — Греко-Бактрией и Парфией. На востоке ордосский центр культуры скифского облика развивался в непосредственной близости от циньского Китая. На севере, правда, граница была более расплыв­чатой, но в основном совпадала с контактной зоной лесостепей илесными таежными массивами. Более четко ее можно провести в Азии, На западе скифо-сибирский мир граничил с фракийским миром и поздними культурами гальштата и латена, которые на восточных своих окраинах испытали значительное влияние скифов.

Степной пояс Евразии был зоной традиционного обитания древнего европеоидного населения. У древних индоиранцев уже во II тысячелетии до н. э. возникли андроновская и срубная общности, охватывавшие значительные территории, где позднее сложились культуры скифо-сибирского мира.

Как следствие хозяйственного подъема в результате появления рациональных приемов ведения скотоводческо-земледельческого хо­зяйства надо рассматривать довольно резкий демографический скачок в среде степного населения Евразии в VI—V вв. до н. э. Вряд ли он был связан с приходом на эти территории значительных масс нового населения.

При всей сложности и пестроте населения степей в первой половине I тысячелетия до н. э. очевидно, преобладало население индоиранской группы, что способствовало сложению и функционированию скифо-сибирского единства (прежде всего его идейно-мифологической и хозяйственно-экономической основ), а также постоянному поддержанию культурных и экономических связей между отдельными частями этого огромного мира.

В степях Евразии в скифское время наряду с местными культами сложились имеющие древнюю подоснову общие скифо-сибирские культы: предков, животных, солнца, растительных сил природы (Древа жизни), а позднее, с V в. до н. э.—культ огня. Они были отражением представлений о мире, о Вселенной, идеи борьбы добра и зла, обожествления солнца и других сил природы, таинства круговорота в природе. Отголоски этой сложной мифологической системы прослеживаются прежде всего в погребальном обряде и искусстве так называемого звериного стиля, которые являются убедительным доказательством идеологического единства культур и народов скифо-сибирского мира.

Общим для всего этого мира стало изображение солнечного божества в виде летящего золотого оленя. Символами солнца у древних народов скифо сибирского мира кроме этого были распро­страненные в степях золотые бляшки. Они встречаются в погребаль­ных комплексах и на оленных камнях (каменных стелах) в виде кругов, где солярные символы изображены рядом с летящими. оленями.

Нельзя не учитывать и социальный фактор. Складывание скифо-сибирского мира было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огром­ные царские курганы скифов, саков. курганы пазырыкского типа на Алтае, а также возникновение целых комплексов, состоящих из укрепленных поселений и отличающихся особым устройством и богатством инвентаря могильников. Социальный фактор был порож­ден новой эпохой, в то же время он способствовал образованию единства. Этот фактор играл особую роль в степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железа вплоть до V в., когда активно шел процесс формирования идеологического, социального, военного лидерства. Об этом свидетельствуют монументальные погребальные комплексы типа Аржан, Келермес, Иссык.

В эпоху скифо-сибирского единства на рубеже VI—V вв. сложились крупные политические образования тагарцев, алтайцев в Южной Сибири, саков в Казахстане, савроматов в Поволжье и Южном Урале. Возможно, что археологические культуры степного пояса того времени и их варианты являются отражением существо­вавших ранее государственных образований.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.