Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-04-03 | 274 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Около середины II тыс. до н. э. в предтаежной и южнотаежной полосе Западной Сибири сложился обширный круг родственных культур, который мы относим к самусьской общности. Ее отличают два основных признака: в керамике — расцвет элементов и мотивов, характеризующих отступающе-накольчатую орнаментальную традицию; в металлообработке - производство великолепных бронзовых орудий самусьско-сейминских типов.
В пределах самусьской общности выявляется несколько локальных вариантов: тюменский, среднеишимский (логиновский), среднеиртышский и томский. Из них наиболее изучены сейчас тюменский и томский варианты.
Тюменский вариант самусьской культурной общности представлен материалами нескольких памятников (поселение Ипкуль I; раскоп I участка X ЮАОи др.). Он занимает западную окраину характеризуемого ареала. Поэтому в керамике наблюдается смешение злемептов нескольких орнаментальных комплексов: самусьского (отступающая техника выполнения узоров, волнистые линиии сплошные взаимонроникающие треугольные зоны), гребенчато-ямочного (деление орнаментального поля рядами ямок) и андроноидного (присутствие в орнаменте меандров и других геометрических фигур). Это свидетельствует о том, что Тюменское Притоболье в самусьско-сейминекую эпоху, как и в предшествующее время, продолжало оставаться зоной контактов нескольких культурных областей.
Самусьская культура была выделена М. Ф. Косаревым (1964). Ведущий памятник—поселение Самусь IV, к настоящему времени раскопано более 5 тыс. кв. м площади памятника). Кроме того, большие керамические комплексы самусьской культуры выявлены на поселениях Самусь III, Верхний Сор в Томско-Чулымском регионе, Крохалевка I, XII, Каменный Мыс и др. в Верхнем Приобье.
|
Керамику Самуся IV в целом можно разделить на две большие группы. К первой относятся горшковидные сосуды с плоским или уплощенным дном. Венчик у горшкообразных сосудов довольно сильно отогнут наружу. Непосредственно под венчиком обычно располагаются два ряда мелких насечек, образующих горизонтальную елочку. Несколько ниже идет ряд или два ряда аккуратных круглых ямок; у горшковидных сосудов этот ямочный пояс располагается на границе шейки и тулова. Остальная часть боковой поверхности украшалась волнистыми или прямыми линиями, сплошными взаимопроникающими треугольными зонами пли псевдоплетенкой. Узоры выполнялись отступающей гребенкой или отступающей палочкой. Гребенчатый штамп не характерен. Днища украшались концентрическими окружностями, спиральными узорами, псевдоплетенкой или другими несложными рисунками.
Ко второй группе относятся преимущественно баночные сосуды с округлым венчиком и плоским (иногда уплощенным) дном. Отличие от посуды первой группы заключается в ином характере узоров и в несколько другой технике нанесения орнамента. Рисунки чаще всего выполнялись протягиванием широкой округлой лопаточки, отчего на поверхности сосудов образовывались желобчатые линии. В верхней части сосудов под венчиком идут несколько прямых или волнистых желобчатых линий, почти всегда в сочетании с горизонтальным лестничным поясом. Лестничный пояс обычен и в придонной части сосудов. По тулову нередко располагался ряд антропоморфных (реже зооморфных) изображений, которые отделялись одно от другого свисающими сверху желобками. Нередки четырехугольные, шестиугольные и даже восьмиугольные днища: они украшались сложными геометрическими фигурами, концентрическими многоугольниками, спиральными узорами, солярными рисунками и иногда изображениями солнцеликих личин.
Посуда второй группы имела, видимо, специальное (культовое) назначение и существовала одновременно с первой, служившей для удовлетворения повседневных бытовых нужд. На других памятниках самусьской культуры и самусьской культурной общности керамика второй группы почти неизвестна. Возможно, ее присутствие на Самусе IV связано с производственной спецификой памятника. Не исключено, что это был поселок бронзолитейщиков (здесь найдено несколько сот обломков литейных форм) и охарактеризованная посуда, видимо, участвовала в ритуалах, сопровождавших процесс литья.
|
Помимо двух описанных групп посуды, относящихся к самусьской культуро, на Самусе IV выделяется большая группа керамики с гребенчато-ямочным орнаментом. Ее присутствие здесь свидетельствует об усилении в конце самусьско-сейминской эпохи давления на самусьский ареал более северного западносибирского населения, что привело накануне андроновской эпохи к освоению северной части самусьской территории носителями гребенчато-ямочной орнаментальной традиции.
Кроме многочисленной глиняной посуды, на Самусьском IV поселении найдены несколько сот обломков каменных и глиняных форм для отливки турбинско-сейминских металлических орудий, прежде всего кельтов и копий, льячки, обломки тиглей, каменные терочники с рукоятью, оформленной в виде фаллического символа, предметы бронзового культового литья, несколько каменных скульптур головы человека.
Наконечники стрел представленными тремя основными типами: треугольными с прямым основанием, листовидными и черешковыми. Остальные разновидности единичны.
Скребки: наиболее распространенная форма — овально-подтреугольная (похожие скребки известны в Турбинском могильнике).
Грузила (последние обычно делались из галек и имели боковые выбоины для привязывания) и «якорей» (по форме напоминали грузила, по были очень крупных размеров).
Жилища самусьской культурной общности в рамках локальных вариантов имеют некоторые различия.
Исследованы несколько жилищ на Х участке ЮАО, относящиеся к тюменскому варианту самусьской культурной общности. Первое имеет прямоугольную форму (6х6 м); второе — вытянутую округлую (15х8 м); третье — неправильную прямоугольную шириной 8 м. Глубина жилищных ям от современной поверхности 0,6—0,7 м, что дает основание предполагать, что жилища были наземньми, слегка углубленными в грунт.
|
Каменные орудия позволяют говорить, что в хозяйстве самусьцев таежной зоны значительную роль играли охота и рыболовство. К сожалепию, грунт Самуся IV почти не сохранил костного материала; здесь собрано лишь некоторое количество костей водоплавающей птицы, лося и медведя.
Если исходить из распространенного мнения, что кельты турбинско-сейминского типа применялись в земледелии, то можно предполагать знакомство таежных самусьцов с возделыванием культурных злаков. В пользу земледельческих занятий также свидетельствуют находки каменных терочников с рукоятью, оформленной в виде фаллического символа, и необыкновенно богатая и разнообразная солярно-астральная орнаментация на глиняной посуде Самусьского IV поселения. Развитые солярные культы, насколько можно судить по евразийским древностям, были характерны, в основном, для земледельцев.
Таким образом, хозяйство самусьсцев можно охарактеризовать как многоотраслевое, в котором сочетались производящие отрасли и присваивающие промыслы. Видимо, южнее, в лесостепной зоне, производящие занятия н это время имели большее значение.
О погребальном обряде этого времени дает представление Ростовкинский могильник близ Омска, хотя его культурная привязка до сих пор остается не вполне ясной. Ростовкинский могильник расположен в пограничной природной зоне и характеризует самусьско-сейминскую эпоху в целом, чем какую-либо отдельную культуру этого времепи.
Памятник исследовался экспедицией Томского университета под руководством В. И. Матющенко. В 1966-1969 гг. здесь было раскопано 38 погребений. Могильник грунтовый, глубина могильных ям колеблется от 0,1 до 0,7 м. Погребения ориентированы н основном с востока на запад. Ритуал очень разнообразен: трупоположение, трупосожжение, захоронение без черепов, захоронение черепа и т. д. Погребальный инвентарь клался как в могилу, так и около нее. Что касается керамики, то она почти во всех случаях оставлялась на поверхности у могил. Бронзовые предметы, обнаруженные вне могил плотно прилегали друг к другу и все были воткнуты в землю остриями вниз.
|
Материал Ростовкинского могильника огромен: бронзовые кельты, ножи разных форм и размеров, наконечники копий, долота, шилья, литейные формы, различные каменные изделия.
Основная масса бронзовых вещей – копья с вильчатым стержнем, кельты с геометрическим орнаментом (горизонтальная лесенка ниже втулки, от которой спускаются треугольные фестоны и цепочка свисающих ромбов), большой массивный нож со скульптурным навкршием на рукояти и др. (предметы находят достаточно близкие аналогии в Сейминском могильнике).
Среди каменных орудий преобладают вкладыши и наконечники стрел.
- вкладыши обычно имеют четырехугольную форму и обработаны по всей поверхности.
- наконечники стрел представлены и основном треугольными формами, а также листовидными со слабо выраженным черешком.
- скребки овально-подтреугольные, обработаны по всему краю (все эти каменные изделия близки одноименным категориям орудий из Турбинского и Сейминского могильников).
Необходимо особо упомянуть об уникальных для урало-сибирской территории находках. К таковым относятся вильчатые копья с остро заточенным коленчатым лезвием на втулке, лопаткообразный кельт с изображением солярных знаков и горного козла, массивный дугообразный нож со скульптурным изображением лошади, влекущей за собой лыжника, великолепный набор костяных лат.
Сосуды Ростовкинского могильника, за редким исключением, имеют открытую баночную форму, хотя известны и горшковидные. Орнаментировалась обычно вся внешняя поверхность. Техника нанесении узоров разнообразна: отступающая лопаточка, желобчатые линии, гребенчатый штамп, качалка, валиковые налепы, прочерченные узоры и т. д. В целом можно утверждать, что в декоративном стиле ростовкинской керамики нашла отражение орнаментальная манера самых разных лесостепных, южнотаежных и отчасти степных культур Обь-Иртышской самусьско-сейминской эпохи.
Ростовкинский могильник относится к самому концу самусьско-сейминской эпохи. Наиболее вероятной датой этого памятника является XIV или даже XIII в. до н.э.
4. Развитая бронза (второй период).
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!