Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-04-03 | 459 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
(бакальская, потчевашская, усть-ишимская, молчановская, юдинская).
Изучение древностей лесного Зауралья второй половины I – начала II тысячелетия н. э. было начато в конце XIX в. И.Я. Словцовым, который собрал сведения о некоторых памятниках бассейнов рек Туры и Тавды, а также произвел шурфовку и разрез траншеей вала и рва на городище Андрюшин Городок на Андреевском озере близ Тюмени, проследив при этом многократную подсыпку вала. Данные И.Я. Словцова вошли затем в археологическую карту Нижнего Приобья, составленную И.А. Талицкой.
В 20-30-х годах XX в. проведены небольшие сборы материалов на ряде городищ в окрестностях Тюмени археологом П. А. Дмитриевым и директором Тюменского музея Д. Россомахиным.
Активные полевые исследования и научная интерпретация археологических материалов приходятся на 50-60-е годы. Прежде всего, они связаны с именем В. Н. Чернецова. Им и В. И. Мошинской были проведены раскопки городищ Андрюшин Городок, Жилье, Андреевского 3, а также Перейминского могильника. Выделив памятники с гребенчато-шнуровой орнаментацией керамики, В.Н. Чернецов впервые отметил своеобразие комплексов бассейна Туры на общем фоне культур Нижнего Приобья конца I – начала II тысячелетия н. э. и поставил вопрос о связи памятников со шнуровой керамикой Урала и Зауралья с протомансийскими племенами.
Затем В. А. Могильников уточнил границы, хронологию и особенности памятников с гребенчато-шнуровой орнаментацией керамики лесного Зауралья, связав появление и распространение шнуровой орнаментации с процессом выделения из общности обских угров предков зауральских манси.
Значительные полевые исследования проведены в 60-х годах экспедициями Уральского университета, Свердловского и Нижнетагильского музеев. Раскопки на городищах Юдинском, Ликинском, Андроновском, а также на Ликинском и Пылаевском могильниках с привлечением материалов других памятников позволили В. Д. Викторовой дать подробную характеристику культуры населения лесного Зауралья, бассейнов рек Туры и Тавды.
|
В настоящее время исследователи считают, что с середины I тыс. н.э. на юге Тюменской области сложились ряд архкологических культур, просуществовавших до второй половины IХ – начала Х в. – бакальская, андрюшинская и потчевашская, две последние в Х веке трансформировались в юдинскую и усть-ишимскую соответственно.
Бакальская культура
Выделена в 1956 г. К.В. Сальниковым. Памятники располагаются в южнотаежной и лесостепной части Зауралья, а также на Среднем Урале. Складывается бакальская культура в IV в. н.э., нижний хронологический рубеж является дискуссионным.
Материалы в большей части представлены разведочными, крупномасштабные раскопками исследовано эпонимное городище Большое Бакальское, Коловское, Усть-Терсюк-1, Усть-Утяк, Красноярское, Царево. Погребения представлены отдельными захоронениями на Козловском могильнике, Перейминском, Абатском-3.
Городища двух типов. 1) расположенные на террасе и укрепленные кольцевыми оборонительными линиями. К нему отнесены городища Жилье, Слободо-Бешкильское. Большое и Малое Мыльниковское. Дуванское-30, Бариновское-3, Ревда-1 и проч; 2) локализующиеся на мысу, защищенные незамкнутыми фортификациями. При этом форма мыса повлияла на дробление данной группы на более мелкие подгруппы: устроенные на I) подтреутольном (Коловское, Усть-Терсюкское, Упоровское) и 2) подтрапециевидном (Чинги-Тура. Зотинские I, III, Красноярское. Усть-Утякское-1) мысах.
Внутривальные конструкции бакальских городищ представляли из себя тарасы, т.е. состояли из двух параллельных стен, соединенных поперечинами и заполненных ветками, листьями, строительным мусором и культурным слоем с городища. Проезд, судя по результатам исследований Усть-Терсюкского-1 городища, облицовывали горизонтально уложенными жердями. Ворота сооружали из досок шириной 14 см, толщиной 2-3 см.
|
Рвы поселений бакальской культуры были простые, с отвесными (Б. Бакальское) или пологими стенками, глубиной 1 - 3 м. шириной от 3,5 м (Коловское) до 15 м (Б. Бакальское). Облицовка деревом не отмечена.
Выделяется три группы неукрепленных поселений - расположенных на мысу, террасе или остове. Ярким отличием поселений от городищ являются низкие гипсометрические отметки первых.
Жилища зафиксированы на шести памятниках бакальской культуры - Коловском (четыре). Усть-Утякском (пять), Усть-Терсюкском-1 (два), Царевом (семь) городищах, Старо-Лыбаевском-1 (одно) и Зотинском-IV (три) поселениях. Анализу подвергнуты 17 сооружений, среди которых выделено пять типов построек.
1. Каркасные, легкие, с основами из жердей, круглые или овальные в основании, цилиндро-конические постройки типа юрт, площадью 18-30 кв.м., с одним или двумя открытыми очагами, с хозяйственными ямами внутри или за пределами сооружений, изучены на Коловском городище и Старо-Лыбаевском-1 селище.
2. Каркасные, легкие, с основой из жердей, четырехугольные в основании, углубленные в землю постройки, площадью 5.5-7 кв.м. выявлены на Зотинском- IV городище.
3. Каркасная, легкая, с основой из жердей, четырехугольная в основании, наземная, скорее всего сезонная постройка, площадью 11,3 кв.м. расчищена на Усть-Утякском-1 городище.
4. Стационарные, плетневые, четырехугольные в основании, углубленные в грунт на 0,34 - 1.58 м постройки, отапливаемые чувалами, с глубокими хозяйственными ямами внутри расчищены на Царевом городище.
5. Стационарная, каркасно-столбовая. четырехугольная в Усть-Терсюкском-1 городище.
Основу каркаса жилища доставляли шесть вертикальных стоек, соединенных поверху рамой из горизонтально уложенных бревен. При этом в плане конструкция тредставляла собой две трапеции (большая - собственно помещение жилища и малая - привходовая часть) с общим основанием и эазнонаправленными вершинами. Стены жилища образовывали наклонно постановленные жерди и прутья, крепившиеся одним концом на раме, а вторым - заглубленные в грунт. Образованные стены изнутри обмазывали толстым слоем глины с примесью травы, снаружи утепляли дерном. В устройстве крыши возможно два варианта: двухскатная или с небольшим подъемом дарбазного типа (костром). В целом внешний вид жилища гредставлял собой невысокую (1,8-2м) постройку обтекаемой формы подовальной, с двухскатной кровлей, обложенную дерном. Внутри постройки, справа от входа, в небольшой нише, вырезанной в материке был устроен чувал. Материковые выступы с левой и задней сторон ипользовались в качестве нар.
|
Усопших укладывали в могилы, глубиной до 0.6 м. на спину, головой на север с редкими отклонениями к северо-западу или северо-юстоку. Руки могли быть вытянуты вдоль тела, кисти помещаться на бедрах или груди. Сопроводительный инвентарь - сосуд, носимые при кизни вещи, в редких случаях оружие. При помещении покойного в могилу устраивали поминки, от чего остались поминальные кострища. В ряде случаев, над могилой возводили курганные насыпи. Сосуды для погребений изготавливали специально. На это указывает их меньшие по сравнению с поселенческими размеры. Отличие в орнаментации заключается в меньшем количестве узоров, большинство горшков неорнаментировано.
Для населения бакальской культуры выявлены два подтипа ритуальных объектов - святилища и жертвенные ямы. К постоянно функционировавшим святилищам отнесены такие памятники как Голый Камень, Петрогром, Вершина V, Черемухово II, Цингалинское и др.
К жертвенным ямам причислена канава на острове Каменные талатки. заполненная черной супесью с золой и обильным включением угля, содержащая мелкие обожженные плашки, кости лошади, крупного югатого скота и два раздавленных сосуда бакальской культуры.
Одна из представительных категорий материальной культуры - орудия труда -- представлена железными и костяными ножами, глиняными скребками, пряслицами, грузилами, костяными проколками, бронзовыми и железными теслами, точильными камнями, кочедыками, льячками, серпом и т.д. Вооружение включает наступательный (железные и костяные наконечники стрел) и защитный (панцирные пластинки) отделы. Предметы культа немногочисленны, в настоящее время выявлено всего два изделия - птицевидный идол и антропоморфная личина. Среди украшений и деталей костюма охарактеризованы стеклянные монохромные и полихромные, глиняные бусы, бронзовые гривны, пронизки, костяные и железные пуговицы, браслеты, кольца, серьги, предметы поясной гарнитуры. Представленные категории материальной культуры отражают все многообразие хозяйственной деятельности средневекового человека, предметы культа и украшения аналогичны изделиям средневековых племен Прикамья, Урала и Западной Сибири.
|
Сосуды бакальской культуры анализировались по основным параметрам - форме венчика, наличия дополнительных морфологических особенностей, высоте шейки, профилю и конфигурации горловины и диаметру. Анализ горшков и чаш проводился отдельно. Всего выявлено пять форм венчика, но наиболее распространены были только две - скошенный внутрь и округлый.
Выявлено три основные орнаментальные схемы в декорировании бакальских сосудов. Основной является сочетание ямок и наклонных резных оттисков, нанесенных по бортику. Во второй группе к указанным элементам добавляется резная решетка или «елочка», иногда они наносятся вместе. В более развернутом третьем варианте на сосуд также наносилась горизонтальная прочерченная линия и ногтевые вдавления. Указанные шесть элементов являются ключевыми в декоре сосудов бакальской культуры. К ним, естественно, могут добавляться различные мотивы, например наклонные линии, нанесенные по шейке или плечику, зигзаги, вертикальные оттиски, иногда даже фигурные штампы, но они не являются ведущими в орнаментации.
Для памятников раннего времени характерно преобладание горшечных форм, украшенных четырьмя и более элементами орнамента. Доля неорнаментированных сосудов очень мала. К таким памятникам осятся городища Усть-Утякское и Борковское. С течением времени можно заметить оскуднение орнамента, начинают преобладать сосуды украшенные двумя-тремя узорами.
Наличие земледелия в хозяйстве средневекового населения степи Зауралья является дискуссионным вопросом. При оценке можности развития данной отрасли в Зауралье, можно отметить, что природные условия благоприятны для всей лесостепной и юга таежной зон. Вместе с тем, малое количество земледельческих орудий свидетельствует не столько о недостаточной изученности памятников, сколько о слабом развитии этой отрасли хозяйства. Из всех орудний труда к земледельческим относится только серп, обнаруженный в жилище на Царевом городише. Нельзя исключать его отношение к орудиям собирательства. По всей видимости, земледелие на ритории Зауралья начинает возрождаться с периода развитого средневековья.
Преобладание костей домашних животных в зоологических лекциях, слабое развитие земледелия, вспомогательная роль охоты, рыболовства и собирательства указывают, что скотоводство являлось лушей формой хозяйства в экономике бакальского населения. Проанализировав состав стада в бакальских комплексах отмечается, что доля лошади и мелкого рогатого скота достаточно велика и достигает 40 %, доля крупного рогатого скота превышает 30-50%, что в значительной интенсивной направленности скотоводства бакальского населения.
|
Таким образом, значительная доля крупного рогатого скота в составе стада, зарождение земледелия, занятие охотой, рыболовством, собирательством, наличие долговременных и сезонных построек, керамики собственного производства позволяют нам определить хозяйственно-культурный тип бакальского населения как подвижное скотоводство.
Увеличение доли крупного рогатого скота способствовало развитию мясомолочного животноводства. Это подтверждается результатами анализа нагаров с посуды Коловского и Усть-Утякского городиш.
Охота, судя по результатам остеологической коллекции, играла вспомогательную роль в хозяйстве бакальского населения. Охотились на крупных животных - лося и косулю, пушных животных, птиц.
Рыболовство, собирательство также являлись подсобными отраслями о хозяйственной деятельности. Развивались домашние промыслы - производство глиняной посуды, металлообработка, ткачество, косторезное, кожевенное производство.
Молчановская культура.
Существовала в VI-IX вв. н.э. на территории нижнего Притоболья в его левобережной части. Памятники расположены по нижнему течению рек Тавды, Иски, Туры, на оз. Андреевское и вытекающей из него р. Дуван.
Известно 19 памятников, 8 городищ: Пламя Сибири 6, Пламя Сибири 7, Антоново 1, Липчинское I, Молчановское, Андрюшин городок, Черепаниха 2, Барсучье; 7 местонахождений: Дуванское, на поселениях – Айгинском VIII, Малом Андреевском 1, Песьянке 6, Песьянке 7, Подверчино 4; 3 селища: Барсучье, Липчинское III, Пламя Сибири; костище Песьянка I; могильник Перейминский.
Основным и единственным местом стационарного проживания молчановцев были мощные по фортификации городища. Для их возведения существовали временные селища. Также выделяются местонахождениями молчановской керамики в инокультурных комплексах (на поселениях) и один курган из Перейминского могильника. При этом на городищах постоянным жильем являлись полуземлянки, а на селищах сооружались конструкции наземного типа.
Валы городищ периодически подсыпались. На городище Андрюшин Городок (Андреевское озеро, исследовал И.Я. Словцов) углубление рва и подсыпка вала производились не менее четырех раз. В 5 м от основного был устроен еще дополнительный ров. Сохранившаяся высота вала от дна рва местами достигает 4 м. На других городищах валы сильно оплыли, и высота их, как правило, не превышает 1 м.
Для усиления системы фортификации на валах, вероятно, ставили сторожевые башни.
На площадках некоторых городищ прослеживаются расположенные довольно плотно друг к другу жилищные впадины.
Количество их на памятниках неодинаково. Наибольшее число впадин, не менее 36, выявлено на городище Андрюшин Городок. В расположении их прослеживалась определенная закономерность. Один ряд впадин примыкал к валу, образуя овал, повторяющий форму городища. В пределах овала впадины фиксировались четырьмя параллельными рядами, по три-пять впадин в каждом ряду. Кроме того, три впадины шли в пристройке, устроенной у вала с юго-западной стороны.
Жилища – полуземлянки с прямоугольным котлованом площадью 25-45 кв. м, врезавшимся в грунт на глубину 0,4—1 м. Из котлована вел коридорообразный выход, постепенно повышающийся до уровня дневной поверхности. Вдоль стен жилищ располагались широкие земляные нары, для устройства которых грунт из котлована выбирали на меньшую глубину, нежели в центре. В жилищах имелись один центральный или два очага, из которых один размещался в центре, а второй в углу. Для обогрева использовали открытые очаги. Около очагов обычно находятся скопления керамики, костей животных и чешуи рыб.
Погребальный обряд известен по материалам Перейминского могильника, где вскрыто три кургана с расположенными под ними шестью погребениями, и, кроме того, три погребения обнаружены на прилежащей территории. Погребальные насыпи - слабовыраженные округлые всхолмления из супеси диаметром до 10 м, высотой до 0,3 м – располагались по краю террасы берега Андреевского озера. Под каждым курганом находилось от одного до трех погребений. Захоронения производились вытянуто на спине головой на север в овальных ямах глубиной до 1,3 м, ориентированных в направлении север - юг. В коллективных могилах находились два-четыре скелета мужчин, женщин и детей. В одном случае констатировано частичное вторичное захоронение части костей скелета человека.
Рядом с курганами и под насыпями па уровне древнего горизонта располагались кострища, в которых находились глиняные сосуды, преимущественно в обломках, я также – кости животных. Последние имелись также в изголовье отдельных погребений, являясь остатками мясной пищи.
В вещевом материале преобладают изделия из кости. Нужно отметить обнаруженные скоплениями кости копытного и запястного суставов лошади со следами использования и обработки, которые имеют форму антропоморфных фигур в сидячей позе (Прил. 13 – 22-26). Все эти фигурки затерты, запястные кости подрезаны, одна 2-я фаланга пясти/плюсны просверлена (Прил. 13 – 26), другая имеет надрезы (Прил. 13 – 25). Полных аналогий отмеченным изделиям нам не известно, функциональное назначение вариабельно от украшений и игральных фишек до торгово-обменных эквивалентов, и, так как они встречены на всех трех исследованных городищах, считаем возможным отнести их к характерным предметам молчановской культуры. Из кости также изготавливали наконечники стрел (Прил. 13 – 10-12), ножи (Прил. 13 – 9), клинья (Прил. 13 – 17), проколки (Прил. 13 – 13), пуговицы (?) (Прил. 13 – 8), скребки (Прил. 13 – 14) и остроконечники, фрагменты неопределимых предметов со следами обработки. Предметы из железа представлены ножами (Прил. 13 – 15), наконечниками стрел (Прил. 13 – 6). Широкое применение находили керамические скребки (Прил. 13 – 19), рюмковидные тигли, изделия неопределимого назначения (Прил. 13 – 18). Из камня представлены точила (Прил. 13 – 21), экземпляры без следов обработки. В быту использовалась облицовка, скорее всего, органических предметов тонкими бронзовыми пластинками, например, обкладка днища деревянного (?) сосуда (Прил. 13 – 7). Интересно отметить несколько находок свёртков обгоревшей бересты (Рис. 2 – 16). Украшения делали из бронзы и серебра (?) (Прил. 13 – 1-5), а также, возможно к ним относятся кусочки красной и желтой смолы (?) (Прил. 13 – 20) и кварца (?). Инвентарь погребений представлен украшениями – браслетами, перстнями, бусами, колесовидными фибулами, бляхами из сдвоенных дисков, пряжками, подвесками. Из орудий труда встречены ножи и оселки.
Расположение инвентаря в погребениях в основном соответствует его месту на костюме при жизни. Бусы лежат в области шеи, у черепа, бляхи – на груди, перстни – на фалангах пальцев, пряжки – у пояса, ножи – в области пояса, сбоку. Браслеты были в одном случае на правой, в другом – на левой руке. Часть бус, возможно, нашивалась на одежду, поскольку они находились в области таза и коленей.
В керамическом комплексе (Приложение 12) по форме преобладают горшковидные сосуды с отогнуто-приострённым венчиком. В качестве примесей доминирует песок, небольшая часть со слюдой. Обработка поверхности различная, чаще внутренняя поверхность с горизонтальными полосами (2-4 мм) от выравнивания твердым предметом, внешняя гладкая. Преобладают скошенные венчики с небольшими технологическими наплывами или карнизиками, чаще с обеих сторон. Срез венчика орнаментировался во всех возможных вариациях, в большей степени сверху. Преобладает орнаментация верхней трети сосуда, иногда ниже экватора. Техника нанесения декора, преимущественно, штампование, но характерно и отступание, которые могут сочетаться на одном сосуде, в большинстве случаев отступающей является гребенка, но иногда и фигурные штампы. Ямочно-жемчужная зона располагается только в верхней части сосудов, иногда под самым верхом венчика, и представлена горизонтальным рядом ямок, в большей степени в виде наколов (которые имеют неровные очертания и составлены в неровную горизонтальную линию), редко жемчужин. Наколы и ямки в большинстве случаев всегда образуют с другой стороны жемчужины, которые иногда приплюснуты, имеют углубление в центре или затерты. По размерам сосуды 11 до 40 см в диаметре по венчику, присутствуют миниатюрные (до 10 см в диаметре по венчику).
По виду орнамента выделяется пять групп керамики. Первую группу составляют сосуды, сочетающие в своем декоре гребенчатые, фигурноштамповые и шнуровые оттиски (Прил. 12 – 1-21) (фигурные штампы в виде уголка (Прил. 12 – 3-11, 14-16), ромба (Прил. 12 – 1-4, 21), подковы (Прил. 12 – 13), треугольника (Прил. 12 – 17), круга с крестом (Прил. 12 – 20), «песочных часов» (Прил. 12 – 16), змейки (Прил. 12 – 19), креста (Прил. 12 – 10), уточки (Прил. 12 – 18), сюда же отнесены сосуды с оттисками палочки (Прил. 12 – 12)). Вторая группа включает сосуды, украшенные исключительно гребенчатым штампом (Прил. 12 – 23-24, 31, 33-35). В третью группу объединена посуда с гребенчато-шнуровым орнаментом (Прил. 12 – 26-27, 30, 32). Небольшая часть сосудов имеет только пояс ямок (Прил. 12 – 25), единичные сосуды украшены только оттисками шнура (Прил. 12 – 28-29).
Культурогенез молчановской культуры представляет собой интеграцию зеленогорских, кашинских, бакальских, петрогромских и ломоватовско-неволинских культурных традиций. Этот процесс нашел отражение в массовом материале – керамике, а также прослеживается по некоторым категориям индивидуальных находок. Подчеркнем, что орнаментация молчановской керамики синтезировала предшествующие орнаментальные традиции, они представлены на ней в трансформированном, переработанном виде, и ни в коем случае не являются механическим соединением различных черт или смешением керамики перечисленных культур. В результате складывается качественно новый тип керамики, характерный для молчановской культуры.
Хозяйство населения было, видимо, многоотраслевым, что обусловлено положением региона Туры у южной кромки тайги, в пограничье с лесостепью. Свидетельств земледелия нет. О занятии скотоводством говорят находки костей лошади на поселениях.
Существовали различные обрабатывающие производства, в том числе металлургия. На возвышенности возле городища Андрюшин Городок обнаружено скопление шлаков и железной руды, бурого железняка, месторождение которого находится рядом, в Андреевском озере. Возможно, здесь производилась выплавка железа.
Потчевашская культура.
Впервые потчевашская культура выделена B.И. Мошинской, на основе раскопок Потчевашских курганов и городища, давших наименование культуре. Первоначально исследовательницей она была отнесена раннему железному веку – 2 пол. 1 тыс. до н. э.
Позднее на основе дальнейших раскопок культура была передатирована и сейчас она относится к VI-IX в., занимая территорию по Иртышу и Ишиму.
Памятники представлены городищами и поселениями, грунтовыми и курганными могильниками. Городища: Потчеваш, Логиново, Новоникольское, Мурлинское и др. Поселения: Пахомово, Пахомовская Пристань и др. Курганные могильники: Потчеваш, Чулым II, Преображенка III и др. Грунтовые могильники: Лихачево, Окунево, Сопка II и др. В количественном отношении преобладают укрепленные поселения.
Поселения располагались преимущественно на мысовидных выступах террас и с напольной стороны защищались валом и рвом или системой из двух - трех валов и рвов. Валы и рвы сильно оплыли. Высота валов с напольной стороны обычно не превышает 1—1,2 м, глубина рвов 0,6—0,7 м. Валы дополнительно укреплялись срубными конструкциями, заполняемыми землей из рва. Иногда у валов прослеживаются выступы — возможно, остатки основания башен, которые находились по углам и вдоль стен и были выдвинуты перед линией укреплений.
На площадках городищ и ряде случаев прослеживаются впадины от углубленных в землю жилищ, которые располагались параллельными рядами.
Жилища прямоугольной формы, наземные, с несколько врезанным в грунт котлованом размерами около 5х4, 5х5 и 5х3,2 м при глубине 0,35-0,70 м. Остатки входов в жилища фиксируются в виде небольших приподнятых площадок, вдающихся в котлован. Общая площадь жилищ варьирует от 16,8 до 33 кв. м.
Для реконструкции верхней части жилищ данных мало. Предположительно это бревенчатый сруб, поставленный на краю котлована. От перекрытий сохранились остатки обгорелых жердей толщиной 10— 15 см. Крыша из жердей, перекрытых хворостом и землей с дерном, была, по-видимому, плоской, покатой к одной из стен. Поверх земляпой засыпки крыша обмазывалась речным илом, тщательно затертая и высохшая поверхность которой не промокала в дождь.
Внутри жилищ в центральной части располагались очаги. По конструкции они разделяются на три типа.
Тип 1 — находящийся несколько ниже уровня пола очаг с канавкой П-образной формы, окружавшей его площадку, ровную или немнеого приподнятую и обрамленную валиком. Канавки шириной 0,3—0,4 м, глубиной 0,10—0,15 м устраивались, очевидно, для ограждения очага и удобства обращения с ним. Размеры таких отопительных сооружений 1,8-2,3х1—3,3 м.
Тип 2 — открытые очаги, помещавшиеся в небольших углублениях пола, чаще в центре, а иногда ближе к выходу. В жилище их бывает от одного до четырех.
Тип 3 — очаг в большом углублении в центре жилища.
На поселениях обнаружены также открытые кострища, которые могли служить для приготовления пищи в летнее время.
Погребальный обряд потчевашской культуры характеризуется захоронениями в грунтовых — Лихачево, Окунево и курганных — Потчеваш, Чулым II, Преображенка III могильниках.
Потчевашскому обряду погребения свойственен биритуализм — сочетание ингумации и кремации. На протяжении своего развития прослеживается определенная тенденция: вытеснение погребений с кремацией, которые со временем сменяются ингумациями.
Кремация совершалась на стороне. Остатки сожжения — мелкие кусочки пережженных костей — захоранивались в ямах на глубине 0,2—0,5 м, в гумусированном слое, выше уровня материка, близ его горизонта. Контуры могил выявляются по концентрации пережженных костей и предметов инвентаря обычно на площади около 0,4х0,4 м, а в отдельных случаях на более обширном и вытянутом участке (длиной до 1,2—1,3 м). Иногда кусочки костей лежали компактно. Возможно, они были завернуты в ткань или какой-либо другой несохранившийся органический материал. Судя по небольшому количеству останков, в погребения помещали только часть костей, среди которых попадаются зубы, мелкие кусочки древесного угля и в единичных случаях зола.
Собранные с погребального костра кальцинированные кости ссыпали на уложенный на дне могильной ямы инвентарь. Это орудия труда (тесла, ножи), предметы вооружения (наконечники стрел, перекрестье сабли, панцирные пластины), конское снаряжение (стремена), детали одежды, поясные наборы, украшения (застежки, пряжки, бляхи, бусы, пронизки, накладки, зоо- и антропоморфные изображения), которые, возможно, имели также культовое назначение. Большинство предметов не сжигали вместе с покойником, хотя отдельные железные вещи имеют огневую патипу, а бронзовые оплавлены. Не исключено, что патина железных и оплавление бронзовых вещей — результат соприкосновения их с горячими остатками кремации в могильной яме. В погребении помещали также часто один-два глиняных сосуда. Они ставились несколько в стороне, в 0,8—1 м от скопления костей, а в отдельных случаях устанавливались прямо на костях.
По количеству инвентаря погребения делятся на три группы: обильно снабженные инвентарем, обычно с оружием, поясными наборами — захоронения воинов; с единичными вещами или сосудом; без вещей, что отражает социальную дифференциацию общества.
Трупоположения совершались в прямоугольных пли овальных ямах, по размерам несколько превышающих рост погребенных. Ямы простые, мелкие, с вертикальными стенками, глубиной до 1,15 м, ориентированы преимущественно с северо-запада на юго-восток. Как правило, захоронения одиночные. Преобладающее большинство погребенных лежит па спине, вытянуто, головой на северо-запад.
В Лихачевском могильнике сохранились остатки внутримогильных деревянных конструкций, позволяющие реконструировать детали погребального ритуала. Погребенного укладывали на берестяную подстилку. Вдоль стенок могилы устраивали деревянную раму, на которую опиралось перекрытие из продольных жердей, иногда с подкладкой из поперечных коротких жердочек. Сверху жерди накрывались берестой, которая перед засыпкой ямы поджигалась или на нее сбрасывали угли погребального костра. При этом перекрытие обгорало, а в отдельных случаях происходило и обжигание трупа.
Состав сопроводительного инвентаря основном аналогичен инвентарю из трупосожжений. Oн также включает орудия (ножи, тесла), оружие (наконечники стрел с остатками колчанов), конское снаряжение (стремена, удила), детали одежды и поясных наборов, украшения.
Глиняные сосуды найдены в большинстве погребений. Они стоят в изголовье, в ногах, реже — в средней части ямы, сбоку от погребенного; отдельные сосуды перевернуты вверх дном.
Остатки жертвенной пищи представлены костями лошади и птицы. Их, возможно, помещали в могилы с культовой целью, так как, согласно представлениям угорских народов, птица должна была сопровождать душу умершего в загробный мир.
Детали костюма и украшения находятся обычно в тех местах, где их носили при жизни. Предметы вооружения и конского снаряжения сопровождают мужские захоронения и обычно помещены в ногах, но наконечники стрел найдены и у головы.
Ритуал захоронения под курганами в основном идентичен обряду трупоположення в грунтовых могильниках. Насыпи круглые или овальные, диаметром 7—16 м и высотой 0,3-1 м. Под одной насыпью содержатся от одного до шести погребений, произведенных на уровне древнего горизонта, а также в насыпи или в материковых ямах на глубине до 0,3 м.
Следует отметить, что при общем преобладании соверо-западной ориентировки некоторые погребенные были уложены головой на юг и юго-восток, что, возможно, отражает своеобразие этнического состава. Здесь же имеется погребение человека с конем, несвойственное потчевашской культуре и отражающее контакты с более южным, степным тюркским населением, у которого ритуал захоронения человека с конем был довольно распространен.
Керамика по форме делится на четыре типа.
- первый, наиболее распространенный тип представлен сосудами с прямой высокой шейкой и шаровидным туловом. Шейка чаще вертикальная, несколько реже наклонена наружу. Венчики обычно плоские, иногда округлые или приостренные. Переход от шейки к тулову резкий.
- второй тип — сосуды с высокой шейкой, наклоненной внутрь и плавно переходящей в вытянутое овальное тулово. Эти сосуды крупные и довольно грубые. Они немногочисленны.
- третий тип — сосуды чашевидной формы без профилированной шейки, с прямой или слегка суженной, редко расширенной горловиной, с уплощепным, иногда скошенным внутрь и утолщенным венчиком. Они варьируют по величине от миниатюрных до больших, диаметром свыше 35 см.
- четвертый тип — невысокие толстостенные овальные жаровни с несколько наклоненными наружу стенками и почти плоским дном. Размеры их около 35х25 см при высоте 6—11 см. Венчики плоские, заострены или приострены.
Абсолютное большинство посуды орнаментировано.
Узор покрывает шейку и плечики сосуда, иногда распространяется на венчик и редко на тулово и дно. Для орнамента характерна строгая зональность и тщательность исполнения. Вдоль венчика почти всех сосудов проходит поясок из ряда круглых ямок, изредка «жемчужин». Он наносился поверх орнамента, подчас нарушай его, и, очевидно, имел какое-то культовое значение.
Элементы орнамента: вертикальные и слегка наклонные оттиски гребенчатого штампа, расположены горизонтальными зонами; наклонные колонки из оттисков гребенчатого штампа; горизонтальные каннелюры, прочерченные штампом; горизонтальные зоны и треугольники из оттисков полулунного и рамчатого штампов. Иногда встречается характерный для предшествующего периода орнамент на оттисков фигурных штампов — глазчатого, «уточки», усложненной «уточки», трехчленного, змейки. Очевидно, это дань древним орнаментальным традициям.
Вещевой комплекс потчевашской культуры довольно разнообразен.
Основные орудия труда, предметы вооружения и конского снаряжения изготовлены из железа, но наряду с ним в качестве поделочного материала широко использовалась кость.
Детали костюма, украшения, пряжки, бляхи, культовые зоо- и антропоморфные изображения отлиты, как правило, из бронзы.
Железные ножи по форме делятся на три типа.
- Численно преобладают небольшие ножи с прямой спинкой, плавно переходящей в черенок, и уступом при переходе от лезвия к черепку. Это хозяйственные ножи, встречающиеся в мужских и женских захоронениях.
- В небольшом числе представлены крупные ножи с прямой спинкой и двумя уступами, со стороны спинки и лезвия, при переходе от клинка к черешку. У основания черешка они снабжены обоймами для предохранения рукоятки от раскалывания. Такие ножи обнаружены в мужских погребениях и являются, очевидно, принадлежностью охотников и воинов.
- Ножи с вогнутой спинкой и выпуклым дуговидным лезвием типа «сапожных» ножей единичны. Они, возможно, имели специальное назначение, например для резания кожи.
- Кроме железных, на поселениях найдены ножи, сделанные из трубчатой кости или ребер. Подобными им обские угры пользовались для чистки рыбы вплоть до XIX в.
Для раскалывания дерева применяли также роговые и костяные клинья, во множестве обнаруженные на ряде потчевашских поселений. Подобные изделия из рога оленя обские угры использовали для раскалывания прямых стволов па брусья и «жалье» (дранку), применявшиеся при устройстве «заколов» для ловли рыбы. Заполированность некоторых клиньев позволяет предполагать употребление их в качестве мотыг для разрыхления почвы.
Костяные молоты, возможно, применялись для разбивания стеблей дикой конопли или крапивы при отделении волокна от костра, а также в керамическом производстве для придания однородности смеси глины и шамота, как и деревянный молот у якутов. Изделия из кожи выделывались с помощью железных и костяных шильев. Из кости делали также гарпуны и гарпунные наконечники стрел, применявшиеся, очевидно, для стрельбы по крупной рыбе на мелководье во время нереста. На городищах обнаружены железные серпы. Они сильно изогнуты, небольшие, длиной около 14 см по дуге изгиба вместе с черенком рукоятки.
В значительном числе на поселениях находят пряслица – глиняные, костяные плоские или из головок трубчатых костей. Численно преобладают плоские круглые глиняные пряслица, но наряду с ними представлены пряслица подшаровидной и полушаровидной форм.Большинство пряслиц орнаментировано оттисками гребенчатого штампа или насечками, образующими радиальные фигуры. Кроме того, имеются звездчатые резные узоры и ямочные вдавления.
Бронзолитейное производство. Орудиями бронзолитейщиков являлись глиняные тигли и льячки.
Тигли встечаются в виде небольших плоскодонных сосудиков чашевидной формы и рюмковидные.
Льячки имели вид небольших чашечек с ручкой или без нее. Захватывали их, очевидно, щипцами, которые на памятниках потчевашской культуры хотя и не найдены, но зато известны в одновременных древностях Томского и Нижнего Приобья.
Предметы вооружения потчевашской культуры во многом аналогичны оружию соседних лесных и лесостепных культур.
Наконечники копий железные втульчатые с узким ромбическим в сечении пером представлены двумя экземплярами из курганов (табл. LXXVII, 42, 48). Они предназначены для пробивания металлических доспехов типа панцирей и кольчуг.
Железные наконечники стрел черешковые, трех типов:
- трехлопастные. Такие наконечники употреблялись в то время на широкой территории — и в Среднем Приобье и на Алтае;
- плоские наконечники стрел листовидной формы употреблялись во второй половине I тысячелетия н. э. наряду с трехлопастными также на обширной территории;
- четырехгранные - бронебойные наконечники стрел квадратного и ромбического сечения с шиловидным и долотовидным острием и шипами.
- Употреблялись также костяные черешковые наконечники стрел – многочисленные и разнообразные по величине и форме. Изготавливались они обычно из трубчатых костей животных. По форме-сечения они могли быть трехгранные и ромбические. Изредка встречаются наконечники с вильчатым пером и игловидной формы. Разнообразие костяных наконечников стрел, вероятно, связано с развитым охотничьим хозяйством и специализацией форм наконечников в зависимости от объектов промысла.
Потчевашские воины были всадниками, о че
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!