Среднее Приобье: кашинская и богочановская культуры. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Среднее Приобье: кашинская и богочановская культуры.

2020-04-03 279
Среднее Приобье: кашинская и богочановская культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культуры раннего железного века лесной полосы Западной Сибири представлены кашинской, богочановской и кулайской культурами.

В южнотаежном Тоболо-Иртышье в это время существовали кашинская и богочановская культуры, которые на протяжении всей истории своего существования испытывали сильное влияние со стороны саргатцев.

Кашинская культура

Группа памятников с керамикой кашинско­го типа выделена в низовьях рек Туры и Ницы В.Д. Викторовой в 1969 г.

Основным ядром ареала кашинской культуры принято считать лесное Зауралье, среднее те­чение рек Туры и Исети. По данным разведок и раскопок территория распространения памятни­ков с керамикой кашинского типа до сих'пор ограничивалась на западе восточными предгорьями Урала (поселения Павлиново, Юдинское, Кашинское, Прыговское на реках Ница и Исеть). Однако на поселении Поло­винное Озеро 1, расположенном западнее Екатеринбурга, обнаружена керамика со шнуровым узором и орнаментальной композицией, обнаруживающая явную близость керамике «прыговско­го» типа. Другими словами, возможно расширение ареала кашин­ской культуры на запад. Не исключено, что западная граница в недалеком будущем может быть проведена по Среднему Уралу. На востоке граница проходит в Прииртышье (Богочановское горо­дище); на севере — в лесной зоне гТо р. Тавде (пос. Пелым, Тыня-1, Городокское селище, Карагаевское городище), подтверждением чему являются обнаружен­ные автором в 2004 г. на правобережье этой реки новые городища, в культурном слое которых встречены фрагменты керамики с кашинским орнаментом. Южная граница ареа­ла проведена по поселениям у ст. Курганской и Белый Яр XII в верховьях Тобола. Всего выявле­но около 50 памятников с керамикой кашинской культуры (рис. 1).

Хронологические рамки кашинских древностей определены в общих чертах — это III-IV вв. до н. э. — IV-VI вв. н. э. по материалам многих памятников, в культурном слое которых содер­жится кашинская (прыговская) керамика: Раевский 1 и Абатский 3 могильники, Прыговское, Пав-линовское, Рафайловское, Коловское, Юдинское, Кашинское, Янычково городища и др.

Формирование кашинской культуры как и большинства культур раннего железного века За­уралья, происходило в обстановке активных межэтнических контактов лесостепных сообществ, обладавших повышенной способностью к адаптации в нестабильных ландшафтно-климатических условиях.

История изучения почти тысячелетнего существования кашинской культуры фиксирует не только тесные контакты в лесостепном Притоболье ссаргатскими племенами, а в южно-таеж­ном — с населением, изготовлявшим фигурно-штампованную керамику, но и, что, пожалуй, наи­более важно,— сохранение устойчивых орнаментальных, морфологических и технологических традиций по всему ареалу.

Кашинская декоративная традиция сочетает в себе гребенчатый и шнуровой способы на­несения орнамента. Шнуровой способ орнаментации характерен для посуды «прыговского» типа и является, по мнению Н. П. Матвеевой, «поздним вариантом кашинской орнаменти­ки». В качестве орнаментира применялся шнур, состоявший из 5-7 волокон или ни­тей, изготовленных из грубой шерсти или растительного сырья. Длина и ширина шнурового от­печатка колеблется на каждом фрагменте керамики.

Орнаментированы все кашинские сосуды. Узор наносился на венчик, шейку, украшались также переходная от шейки к плечику зона и иногда плечико. Характерной чертой для данного типа керамики является «бордюрный» орнамент, который компонуется из 2-3-4 горизонталь­ных линий оттисков гребенчатого штампа или шнура с заключенными между ними различными мотивами — многорядовым зигзагом, столбиками, наклонными оттисками гребенчатого штампа, шнуровыми «подковками». Некоторые схожие орнаментальные мотивы выполнялись как гребенчатым штампом, так и в шнуровой технике. Встречаются также фрагменты керамики, на которых сочетаются гребенчатая и шнуровая техники орнамента. Сравнение кашинской посуды из культурных слоев разных памятников показало, что по­суда обычно изготавливалась из хорошо отмученного теста, в качестве примеси использовались шамот, органика, иногда тальк. Черепки плотные, хорошо обожженные, цвет от темно-корич­невого до светло-серого. Сосуды в основном больших и средних размеров, изредка встречают­ся маленькие. Диаметр устья сосудов колеблется от 15 до 35 см, тулово шаровидное или яйце­видное. Большинство имеют уплощенный срез венчика, округлых или скошенных форм мало. Шейка прямая или отогнутая, дно округлое или приостренное.

Технологический анализ керамики показал близость состава исходного сырья и рецептуры формовочных масс кашинских и прыговских сосудов. Исходя из того, что зачастую для изготовления сосудов разных культурных типов в пределах одного памятника вырабатывалось одно глинище, можно предположить определенное сходство технологических и физико-механических свойств кашинской и саргатской керамики (по результатам анализа ке­рамики Рафайловского комплекса).

Взаимовстречаемость керамики кашинской (прыговской) и саргатской культур на многих памятниках Н. П. Матвеева объясняет длительными контактами населения южной тайги и саргатскими общинами. Не исключается также некоторая зависимость кашинцев от сар-гатского населения. В пользу этого предположения свидетельствует практически полное отсут­ствие однослойных кашинских (прыговских) памятников. Возможно, такие памятники пока про­сто не найдены и не изучены. Правда, на городище Старый Погост залегает «чистый» слой с кашинской керамикой, сформировавшийся после оставления площади памятника саргатским и кулайским населением.

Сохранение устойчивых параметров изготовления керамики предполагает наличие у насе­ления кашинской культуры центров, диктующих определенные традиции, возможно не только в керамическом производстве, но и в других отраслях хозяйства, например домостроительстве.

Домостроительство кашинского населения в литературе отражено довольно слабо. По­стройки на Прыговском, Юдинском, Рафайловском городищах, Кашинском и Юдинском сели­щах, на полу и в заполнении которых (кроме баитовской, саргатской и гороховской) найдены фрагменты и развалы сосудов кашинской культуры, представлены одно- и многокамерными полуземлянками каркасно-столбовой или срубной конструкции. В строении и планировке внут­реннего пространства жилищ усматривается несомненное влияние саргатских домостроитель­ных традиций, однако нельзя отрицать наличие собственных, возможно, еще не выявленных особенностей кашинского строительства. К таким особенностям, вероятно, относится устройст­во четырехскатной шатровой кровли и сруб над котлованом, зафиксированные на Прыговском городище. В раскопе, заполнении и на полу этого жилища найдено большое количе­ство — более 100 сосудов по венчикам — кашинской керамики (группы III и V). Подобное жилище — однокамерное, с длинным выходом-коридором, но предполо­жительно с двухскатной крышей — раскопано на поселении Белый Яр XII. В его за­полнении, кроме многочисленной саргатской керамики, встречена и кашинская посуда. На Юдинском городище, Юдинском и Кашинском селищах раско­паны три жилища подквадратной формы с длинным выходом и очагом с канавками. По распо­ложению и количеству опорных столбов здесь также предполагаются два способа покрытия — двускатное и шатровое. Выделяется из этого ряда жилищ трехкамерная постройка № 1 на Рафайловском селище. Другие жилища последнего — полностью раскопанные №№ 5, 7, 14, на полу и в заполнении которых также обнару­жена кашинская керамика, более компактны.

Еще одна малоизученная проблема — погребальный обряд кашинской культуры. В литера­туре имеется описание очень немногих погребальных памятников, имеющих отношение к этой культуре. Раскопки Раевского иг Абатского 3 курганных могильников, грунтового погребения на Дуванском II поселении дали возможность зафиксировать у кашинцев курганный и грунтовый способы захоронения.

Кашинские сосуды с гребенчатыми и шнуровыми узорами были обнаружены в трех погре­бениях, рвах и насыпях курганов 3-5 и 7 Гаевского 1 могильника. К сожалению, как и во многих могильниках притобольской лесостепи, практически все погребения (кроме двух) из раскопан­ных в 1994 г. пяти курганов Гаевского 1 некрополя были ограблены. Тем не менее, привлекая другие, известные по литературе, данные о нахождении кашинской керамики в курганных мо­гильниках, например Старо-Лыбаевском 4, можно с достаточной долей уверенности говорить о существовании курганного обряда погребения.

Грунтовые погребения Абатского 3 могильника представляют иную обрядовую традицию. Здесь во внешнем рве саргатского кургана № 2 были обнаружены два одиночных и пять кол­лективных захоронений, в которых были захоронены останки 23 человек. В погребени­ях, кроме бронзовых литых личин, блях, зоо- и антропоморфных изображений, обнаружены ка­шинские сосуды, что позволило Н. П. Матвеевой считать эти захоронения кашински­ми. Однако, по мнению автора раскопок, это уникальный случай и трудно судить, насколько он отражает культурную традицию.

Относительно хозяйственной деятельности населения кашинской культуры пока возможны лишь предположения ввиду практически полного отсутствия соответствующих источников. По аналогии с хозяйством саргатского населения, с которым на материалах многих памятников прослежены длительные мирные контакты, можно предположить комплексный характер хозяй­ства кашинцев.

Возвращаясь к проблеме формирования кашинской культуры, следует отметить большой разброс во мнениях о значимости воздействия различных племен на «местную основу». В. Д. Вик­торова считает, что «общность с кашинским типом памятников» складывается в IV-III вв. до н. э. в лесном Зауралье на основе местных традиций под воздействием пришлых речкинских (сар­гатских) групп. Л. Н. Корякова предполагает, что кашинская орнамен­тальная традиция — результат симбиоза иткульских и саргатских стереотипов также в IV-III вв. до н. э. Подразумевая под местной основой носителей баитовской культуры, Н. П. Матвеева разделяет мнение В. Д. Викторовой о сильном саргатском воздействии. В качест­ве другого компонента кашинских древностей она усматривает лесное приуральское население. С приводимыми Н. П. Матвеевой доводами о наличии аналогий ка­шинским и особенно прыговским узорам в орнаментальных мотивах ананьинской культуры соглашаются А. А. Ковригин и С. В. Шарапова. Однако предположение о заимствовании шнуровых узоров из Приуралья, по их мнению, вступает в противоречие с хронологическими данными, поскольку это заимствование не могло произойти ранее II в. до н. э., в то время как на некоторых памятниках Приисетья слои, содержащие шнуровую керамику, дати­рованы IV-III вв. до н. э. (например, Рафайловское городище).

Судя по хронологической колонке и карте, памятники с керамическими ком­плексами, включающими гребенчатые, шнуровые и смешанные орнаментальные композиции, в верховьях Тобола (пос. Белый Яр XII) и на Исети (Рафайловский комплекс, городища Коловское, Павлиновское и др.) несколько старше, чем памятники в предполагаемом центре форми­рования кашинских традиций — междуречье рек Туры и Ницы. Это позволяет выдвинуть гипо­тезу о более раннем появлении носителей кашинской культуры в междуречье Тобола и Исети и почти тысячелетнем ее бытовании здесь: Рафайловский комплекс — IV в. до н. э. — IV в. н. э.; Павлиновское городище — IV-II вв. до н. э.; Коловское городище — III в. до н. э. — III в. н. э.; поселение Белый Яр XII — IV-III вв, до н. э. и т. д. Впоследствии группы кашинского населения, возможно, под натиском все прибывающих саргатцев либо по другой причине двинулись в северном и восточном направлении. Следами продвижения кашинского населения в се­верном направлении можно считать поселение Юртоборский Мост 2 на р. Тап, поселения на оз. Ипкуль и Байрык. Так, кашинский слой на Юдинском и Кашинском городищах и селищах на р. Туре датируется II-V вв. н. э.; на поселении Ипкуль XV — серединой I тыс. н. э.; городище Янычково на Тавде — V-VI вв. н. э.; кашинский материал с городища Старый Погост — II-V вв.н. э.; ка­шинские погребения в Абатском 3 могильнике — III-V вв. н. э.

Как показали результаты раскопок последних лет, на Рафайловском комплексе и Коловском городище планиграфически и стратиграфически керамический материал с кашинской (гребенчатой), прыговской (шнуровой) и гребенчато-шнуровой орнаментацией залегал совмест­но. Это не позволяет нам говорить о кашинском и прыговском типах керамики как о хронологически обособленных локальных вариантах в Приисетье. Однако на памятниках на оз. Осиновом кашинские и прыговские керамические материалы зале­гают в разных временных пластах. По этим данным, кроме предложенной авторами разнокультурности керамики, можно предположить несколько (как ми­нимум две) волн миграций кашинского населения, вытесняемого саргатскими племенами на север.

Таким образом, несмотря на некоторые достижения в разработке кашинской проблематики, из-за недостаточной источниковой базы многие вопросы остаются открытыми. Это касается, прежде всего, генетической основы культуры, характера хозяйственной деятельности и внеш­них экономических связей, погребальной обрядности. Актуальными остаются проблема взаи­модействия кашинцев с инокультурным окружением, изучение вероятной зависимости их от саргатского мира, развития кашинской культуры, передачи орнаментальных (шнуровых) тради­ций некоторым средневековым культурам и многое другое.

Богочановская культура

В южно-таежном Прииртышье известно около 50 памятников богочановской культуры, которые занимают территорию от устья р. Оми до устья Тобола. Сформировалась данная культура на основе развития местных культур эпохи поздней бронзы - сузгунской и красноозерской.

Пограничное положение богочановцев между двух огромных и весьма своеобразных культур, саргатцев в лесостепи и кулайцев в тайге, нало­жило отпечатки на материальную и духовную культуру племен южной тайги, у которых наблюдается механическое смешение отдельных эле­ментов материальной культуры. Прекращение существования культуры связано с продви­жением на эту территорию племен кулайской культуры, которые изме­нили на этой территории автохтонное культурное развитие.

Памятники богочановской культуры представлены поселениями и могильниками. Часть поселений укреплялись оборонительной систе­мой из рвов и валов, однако рвы были незначительной глубины, а валы высоты. Так глубина рва на Богочановском городище не превышала 1 м от уровня материка. При исследовании оборонительных сооруже­ний не выявлено и остатков каких-либо дополнительных деревянных укреплений.

Богочановские полуземляночные жилые сооружения слегка уг­лублены в материк (до 0,35 м) и весьма разнообразны по площади, от 13 до 64 кв. м. Основу жилища составляли правильной прямоугольной формы постройки с длинным углубленным в землю входом, к которым могли подстраивать хозяйственные помещения. Жилище отапливалось открытым очагом, углубленным в материк или возвышающимся над уровнем пола. По периметру котлована фиксируются столбовые ямки, кроме которых выявлены и хозяйственные, размером доходящие до 3,5 х 1,7 м и глубиной до 1 м. В целом исследованные постройки богочанов­ской культуры в IV - П вв. до н. з. аналогичны жилым сооружениям саргатской культуры.

Данные о погребальном обряде очень скудные, что связано с ог­раниченным характером исследованных памятников и при этом их пол­ной разграбленностью. Для богочановской культуры характерны подкурганные захоронения на уровне древней поверхности или в неглубо­ких могильных ямах. Вокруг кургана могли сооружать ровик. В насы­пях курганов выявлены следы больших кострищ - возможно, остатков поминальных обрядов.

Керамика богочановской культуры является самым массовым источником. Сосуды изготавливались без применения гончарного кру­га, вручную, ленточным способом. В местную глину добавляли шамот (дробленые фрагменты керамики) и песок, служащие отощителями, чтобы при высыхании и последующем обжиге сосуды не растрескива­лись. Поверхность еще влажной посуды заглаживали гребенкой или щепой, при этом явные следы оставались только на внутренней повер­хности, с внешней стороны сосуды тщательно заглаживались.

Практически все сосуды круглодонные с преобладанием двух основных форм.

Сосуды закрытые, яйцевидные, без шейки, с диамет­ром по устью меньше, чем по тулову и сосуды с вертикаль­ной или отогнутой наружу шейкой и раздутым туловом. Между этими двумя формами существуют и переходные типы со слабопрофилированной верхней частью. От своих южных соседей - саргатцев богочановцы познакомились с бронзовыми котлами, о чем свидетельствуют глиняные сосуды на поддонах.

Практически вся посуда ор­наментировалась. При этом большей частью орнамент покрывает вер­хнюю часть сосудов, реже орнаментировалось и тулово. Орнамент на­носился в основном гребенчатым штампом, встречаются и резные узо­ры, ямочные вдавления и так называемые «жемчужины» - вдавления палочкой из внутренней части сосуда.

Мотивы орнаментации представ­лены вертикальными или наклонными рядами оттисков гребенчатого или гладкого штампа. При этом ряды могут образовывать елочку как горизонтальную, так и вертикальную, решетки. Гребенчатым штампом наносились и горизонтальные линии, которые могли образовывать не­сколько рядов. Из других мотивов нужно отметить двойной или трой­ной зигзаг, сочетающийся с луночными вдавлениями, выполненные гребенчатым штампом меандры и треугольники. Весьма популярным ви­дом были горизонтальные ряды из «жемчужин» или ямочных вдавлений, причем весьма характерно их чередование. На богочановских па­мятниках как и в саргатской культуре известны и находки глиняных блюд, имеющих плоское дно. Считается, что такие блюда активно использовались в различных культовых церемониях.

В инвентаре богочанонской культуры наблюдается механическое смешение отдельных категорий вещей, характерных для саргатской и кулайской культур, что связано с пограничным положением занимае­мой богочановцами территории.

Бронзовые наконечники стрел пред­ставлены как большими кулайскими трехлопастными наконечниками так и небольшими трехгранного сечения наконечниками, которые характерны для степной и лесостепной полосы. Костяные наконечники довольно больших размеров и при зтом не вы­явлены специализированные охотничьи формы, столь развитые у кулайцев. Преобладание наконечников крупных размеров, а значит, и тяжелых, свидетельствует о существовании у богочановцев мощного лука. На Ивановском городище обнаружены костяные конце­вые вкладыши, приклеиваемые на деревянную основу лука.

На богочановском этапе культуры металлургию железа уже прочно освоили, поэтому среди ножей известно только одно лезвие от бронзово­го ножа, остальные железные. При этом отковы­вались огромные, для раннего железного века, экземпляры, формой аналогичные бронзовым. Богочановские кузнецы не только отковывали ножи из железа и кричной стали, но и были знакомы с приемами цементации стальных заготовок, а для повышения большей твердости производили закалку готовых изделий в холодной среде.

Как рубящие орудия использовались бронзовые кельты. К предметам вооружения, кроме лука сo стрелами и бронзовых кель­тов, относится и найденный на Ивановском городище черешковый на­конечник чекана, изготовленный из кости, что свидетельству­ет о знакомстве богочановцев с этим популярным в раннем железном веке предмете вооружения. Обнаруженный чекан из кости показывает и то, что металлические чеканы были весьма редки и являлись элитным видом оружия, для рядовых же воинов не составляло труда изготовить себе чекан из кости. Однако эффективность данного вида оружия была весьма низка, особенно учитывая распространение в это время кожа­ных доспехов с нашитыми на них костяными пластинами. О наличии подобных доспехов у богочановцев свидетельствуют фрагменты костя­ного панциря, найденные на Ивановском городище.

Металлургия меди была широко распространена, о чем свиде­тельствуют найденные на поселениях обломки тиглей, литейных форм, сердечников для отливки бронзовых наконечников стрел и кельтов. О развитом прядении из растительного волокна можно судить по большо­му количеству пряслиц, имеющих полные аналогии в саргатской куль­туре. Из других находок следует отметить костяную лож­ку и проколку. Из украшений известны бронзо­вые гривны и бронзовая бляшка, украшавшая когда-то кон­скую упряжь.

Предметы культа представлены бронзовыми зоо-антропоморфными изделиями, схожими с кулайскими. Это плоские, односторонние, весьма небрежно отлитые изображения, без последующей обработки и полировки. Антропоморфные отливки представлены только изображе­нием лица, одно из которых двойное. Небрежность исполнении свидетельствует о том, что поделки отливались для одноразо­вых культовых действий, в которых качество изображений не играло решающей роли, а главное придавалось смыслу изображения, расшиф­ровка которого затруднена из-за небрежного исполнения.

Хозяйство населения богочановской культуры основывалось па скотоводстве. При этом разводили лошадей и крупный рогатый скот. В составе стада лошадей было несколько больше, так как лошадь актив­но использовалась не только как мясное животное, но и как транспор­тное. Данные о земледелии отсутствуют и, учитывая достаточно суро­вые климатические условия южно-таежной зоны, оно если и существо­вало, то в весьма ограниченных размерах. Другое важное направление в хозяйственных занятиях богочановцев - это присваивающие отрасли -охота и рыбная ловля. Охотились главным образом на лося, в меньшей степени на косулю и кабана. Изредка добывали и медведя. Важным направлением была охота на пушных животных. Лов рыбы осуществ­лялся как в реках, так и на озерах, В больших количествах вылавлива­ли туку, налима, стерлядь, язя, окуня.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.