Человек Возрождения: забытый нами художник изменил взгляд европейцев на живопись — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Человек Возрождения: забытый нами художник изменил взгляд европейцев на живопись

2019-11-28 250
Человек Возрождения: забытый нами художник изменил взгляд европейцев на живопись 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Город Флоренция в Италии считается колыбелью Возрождения. Однако этой точке зрения противоречат работы малоизвестного мастера из Рима, творившего раньше великих флорентийцев. Возможно, истинным отцом новой европейской живописи был Пьетро Каваллини.

 

Флоренция, расположенная у подножия низких гор Кьянти на севере Италии, невелика, но это настоящая сокровищница европейского искусства. «Драгоценным городком» окрестил ее американский писатель Генри Джеймс. Здесь в Галерее Уффици можно видеть полотна Леонардо да Винчи и Боттичелли, в палаццо Барджелло — скульптуры Донателло и Микеланджело, Давид которого стоит неподалеку — в Академии изящных искусств. Всего во Флоренции 50 галерей и музеев, а еще множество старинных общественных зданий, дворцов и храмов.

Историки искусства традиционно считают этот город родиной и центром Ренессанса, т.е. происходившего в XIV—XVI веках «возрождения» искусств и наук в Европе. Это был переходный период от средневековья к новому времени. В живописи он знаменовался отказом от стилизованных, плоскостных и фронтальных изображений иконописного стиля, известного как византийский. На смену ему пришла реалистическая манера письма, передающая объем и перспективу. Это была настоящая революция в изобразительных средствах, но, кажется, началась она не во Флоренции и раньше, чем принято считать.

Первым снискавшим международное признание трудом по истории и критике искусства были «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1550, дополнено в 1568). Именно этот автор назвал зачинателями Ренессанса флорентийских художников, и прежде всего Джотто ди Бондоне (1266 или 1267-1337), сына крестьянина, ставшего живописцем и скульптором. Мнение Вазари, живописца, архитектора и историка, считается авторитетным.

 

Патриот Флоренции

Вазари нельзя считать беспристрастным наблюдателем. Он хотя и родился в Ареццо, жил во Флоренции, где пользовался покровительством богатейшего герцога, с 1569 года великого герцога Тосканского Козимо I Медичи, правившего в 1537-1574 гг. (представители дома Медичи широко известны как щедрые меценаты своих одаренных земляков).

«Жизнеописания» автор посвящает благодетелю — Козимо Медичи. Огромная роль, отводимая Вазари в своем труде таким флорентийским мастерам, как Джотто и Донателло, позволяет считать его труд не только историческим, но и в некотором роде пропагандистским.

Никто не отрицает заслуг Джотто. Его работы, например, фрески в капелле дель Арена (Падуя), безусловно, гениальны. (с. 131) Он по-новому использовал свет и перспективу, сделав изображение удивительно реалистичным для своей эпохи. Возможно, он действительно стал писать так первым во Флоренции — но не в Италии.

Пьетро дей Черрони по прозвищу Каваллини — фигура гораздо менее заметная. О его жизни почти ничего не известно. Родился он между 1240 и 1250 гг. в Риме. Его сын Джованни сообщает, что отец прожил около 90 лет (умер ок. 1330 г.) и никогда не носил шапку для защиты от холода.

Однако, несмотря на скудость сведений об этом человеке, его признавали одним из лучших художников своего времени. Флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти (1378-1455) пишет о нем как о «самом ученом из всех мастеров и весьма плодовитом». Когда Джотто был еще ребенком, Каваллини находился в зените славы и, по мнению большинства ученых, его работы сильно повлияли на «отца Ренессанса», когда тот посещал Рим. Почему же столь выдающаяся фигура забыта историками искусства?

Проблема в том, что благодаря своему авторитету Каваллини расписывал самые популярные храмы того времени. А именно их фрески подвергались наибольшему «износу», поэтому позднее неоднократно обновлялись. В результате исходная роспись мастера все больше скрывалась под мазками его последователей.

Лишь спустя 100 лет после смерти мастера исчезновение его работ признали серьезной проблемой. Вазари, в частности, сообщает, что Каваллини «написал на дверях ризницы Аракоэли несколько сцен, которые ныне уничтожены временем».

К счастью, в 2000 году историк живописи Томмазо Стринати обнаружил в церкви Санта-Мария ин Аракоэли на Капитолийском холме в Риме (именно ее упоминает Вазари) ранее неизвестную фреску. Она изображает аскетичную Мадонну с пухленьким, не по годам развитым младенцем на фоне часовни. Фреска, почти наверняка написанная Каваллини, датируется 1290 годом, но (с. 132) демонстрирует реалистическую манеру и использование перспективы — новшества, которые, по утверждению Вазари, появились лишь в XIV веке. В это время Джотто, родившийся близ Флоренции, завершил свое ученичество у художника Чимабуэ и с конца XIII в. поселился в Риме. Видимо, он преодолел 124 ступени, ведущие к церкви Санта-Мария. Каваллини считается идейным предшественником и, возможно, учителем Джотто.

Мадонна с младенцем была не единственной работой Каваллини в этом храме. В начале 1970-х там расчищен фрагмент фрески с колонной, изображенной в технике «обман зрения», т.е. с использованием перспективы, придающей объектам кажущуюся трехмерность. Колонна украшена мозаикой в стиле Космати — по фамилии придумавшего его мастера. Этот декор — своего рода «логотип» Каваллини: он фигурирует и в его «Страшном суде» на стене церкви Санта-Чечилия в римском районе Трастевере.

Каваллини вряд ли работал один. В конце ХIII века появляются «бригады» художников, пишущих в одной манере под руководством одного мастера. По мнению Стринати, фрески в церкви Санта-Мария доказывают, что Каваллини стоял во главе одной из римских «бригад», которая, собственно, и заложила основы Ренессанса.

 

  Новый взгляд на новшества Ренессанса Историк XVI века Джорджо Вазари называет Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пено, ок. 1240 г. — ок. 1302-1303 г.) учителем Джотто, оказавшим наибольшее влияние на его творчество. Чимабуэ работал во Флоренции, Ассизи, Ареццо, возможно, в Лувре, общался с Джотто, однако общих черт в их живописных стилях маловато. В то же время сходство между работами Джотто и римского мастера Пьетро Каваллини поразительно.   Законы перспективы Похоже, Чимабуэ не умел, рисуя здания, верно передавать перспективу. Его фреска на сводах церкви св. Франциска в Ассизи изображает многоэтажные дома с покосившимися крышами и арками, которые выглядят явно ненатурально. И напротив, Джотто был мастером перспективы. Всего через 13 лет после этой росписи Чимабуэ он вполне реалистично — путем взаиморасположения крыш и колоннад — передает трехмерность зданий. Кто же научил Джотто этому?   Светотень В Риме Каваллини, старший современник Джотто, уже демонстрировал четкое понимание законов линейной перспективы с ее сходящимися к горизонту линиями, что заметно в деталях сидений апостолов на фреске «Страшный суд». Специалисты уже давно отметили умение этого автора придавать объемность изображению с помощью светотени. Человеческие фигуры у Каваллини выглядят намного рельефнее, чем на работах его современников.   Реализм Флорентийская школа живописи приняла вызов и быстро освоила законы перспективы. Джотто первым использовал прием ракурса, т.е. укорочения линий для передачи углов, под которыми ориентированы объекты относительно зрителя. Именно так написаны лица спящих апостолов на фреске с Гефсиманским садом. Вскоре его ученик Таддео Гадди первым стал изображать отбрасываемые фигурами тени, более реалистично увязывая их с ландшафтами и интерьерами. С появлением этого нового стиля византийско-готическая манера с ее плоскостными и фронтальными образами сразу же сдала свои позиции.  

 

Спорный момент

Возможно, достижения Каваллини и его учеников значительнее, чем мы можем себе представить. Прекрасный пример его — и Джотто — живописного стиля демонстрирует церковь св. Франциска (Сан-Франческо) в Ассизи, на полпути между Флоренцией и Римом. Речь идет о цикле фресок «Жизнь святого Франциска», авторство которых часто ошибочно приписывали самому Джотто.

Однако реставраторы, в частности Бруно Дзинарди, расчищавший эти фрески в 1978-1982 гг., считают, что это работа одного или нескольких мастеров, возможно, учеников Джотто, а возможно, Каваллини и его школы. «В XIII веке,— рассуждает Дзинарди,— Рим был главным городом Европы. Логично предположить, что Ренессанс зародился именно здесь». Открытие фресок в церкви Санта-Мария подтверждает его догадку. Сейчас историки живописи уверены, что Каваллини владел мастерством и законами перспективы, которые вполне позволяли ему стать автором росписей и в Ассизи.

На них видны даже его любимые детали, в частности херувимы, держащие за два конца гирлянды из листьев, цветов и лент, а также красная башня с колоннадой. Присутствуют даже «обманывающие зрение» колонны с мозаикой Космати, идентичные изображенным Каваллини в церкви Санта-Мария. Если он и не работал над фресками в Ассизи, его влияние на их авторов (учеников Джотто) очевидно.

Чем больше мы узнаем о Каваллини и римской школе живописи, тем менее убедительной выглядит версия Вазари о чисто флорентийском происхождении Ренессанса. К слову сказать, не все работавшие во Флоренции мастера Возрождения родились и выросли в этом городе. Пока что его патриоты не собираются уступать пальму первенства римлянам, но, возможно, и тем, и другим пора признать: Ренессанс родился в тот момент, когда Джотто ди Бондоне впервые увидел лицо ангела работы Пьетро Каваллини. (с. 135)

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.