Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-05-16 | 871 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Семинар
План
1. Трудовой коллектив. Трудовая организация. Социальная организация и социальная группа. Классификация социальных групп.
2. Элементы трудовой среды и социальная структура трудовой организации.
3. Как осуществляется управление социальными процессами на предприятии?
4. Управление социальными процессами на предприятии.
5. Социальное планирование. Формирование плана социального развития.
6. Основные социальные процессы и явления в трудовой организации.
7. Регулирование социальных процессов в трудовых коллективах.
8. Социальные технологии участия работников в управлении организацией.
Вопросы для обсуждения по теме 18
1. По каким критериям различаются трудовые организации
2. Что понимается под социальной структурой трудовой организации?
3. Какие социальные процессы характерны для трудовой организации?
4. Дайте разграничение терминов «трудовой коллектив» и «организация».
5. Что понимается под «трудовой средой»?
6. Какие разновидности социальной структуры выделяются в трудовой организации?
7. Какие основные группы социальных процессов протекают в организации?
8. Дайте определение социального контроля.
9. Каковы функции социального контроля в сфере труда?
Тема 19. Социологические исследования процессов труда-
Лекция
Сущность и структура процесса социологического исследования. Цель, задачи, предмет и объект социологического исследования. Организация социологического исследования. Программа и методы социологического исследования. Метод экспертных оценок.
Роль социологических исследований в обеспечении эффективной работы службы персонала.
|
Специфика социологических исследований проблем трудовой организации
Методические комментарии
Методика социологического исследования – это результат перевода общих методологических и теоретических положений исследования на инструментальный и организационный уровни применительно к уникальным особенностям проблемной ситуации и исследовательских задач, специфике изучаемых объекта и предмета.
Общая методика социологического исследования включает:
1. Обоснование исследовательской проблемы.
2. Измерение, перевод качественной информации в количественные индикаторы.
3. Определение методов сбора эмпирических материалов (вопросники, бланки ответов, устное собеседование и др.).
4. Выбор методов и средств преобразования эмпирических материалов в конкретные исследовательские результаты (выводы), то есть обработка информации.
5. Предоставление четких инструкций анкетерам, интервьюерам, операторам и т.п
Метод экспертной оценки представляет собой получение информации с участием экспертов, оценивающих развитие проблемной ситуации. Отличием данного метода от анкетирования состоит в том, что опрашиваются компетентные специалисты конкретных областей деятельности, имеющие отношение к исследуемой проблеме (специалисты службы управления персонала, директора предприятий, управленцы высшего звена и др.).
|
Рисунок Структура процесса социологического исследования
Тема 19. Социологические исследования процессов труда-
Семинар
План
1 Особенности социологических исследований процессов труда
2. Методика социологического исследования
3. Метод экспертной оценки
4. Специфика социологических исследований проблем трудовой организации
Вопросы для обсуждения по теме 19
1. В чем необходимость социологических исследований социально-трудовых отношений?
2. Опишите инструментарий социологического исследования
|
3. Как организовать социологическое исследование. Распишите по этапам.
4. Какие методы проведения социологического исследования целесообразно применять в тех или иных случаях?
Рекомендуемая литература по модулю № 6
1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Фурса Е.В. Экономика труда: Учебник. - Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2009 – 360 с.
2. Волгин Н.А., Одегов Ю.Г. Экономика труда. Социально-трудовые отношения. – М.: Экзамен, 2006. – 736 с.
3. Колосова Р.П., Меликьян Г.Г. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения. Учебно-методическое пособие под ред. Колосовой Р.П., Меликьяна Г.Г., М.:ТЕИС, 2008. – 458с.
4. Экономика и социология труда: учебник / под общ. ред. д.э.н., проф. Р.Г. Мумладзе; Р.Г. Мумладзе, Г.Н. Гужина. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2007. – 328 с.
5. Экономика и социология труда: учебник /под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 584 стр. – (Высшее образование).
6. Экономика труда: теоретический и практический анализ / под ред. А.А. Федченко. – М.: изд-во «Экзамен», 2007.
7. Экономика труда: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 060200 «Экономика труда» / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов; под ред. Н. А. Горелова. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2007. - 704 с.
8. Экономика труда: Учебник/ Под ред. проф. П.Э. Шлендера и Ю.П. Кокина. – М.: Магистр, 2010. – 688 с.
9. Социология труда и экономическая социология: Учебник/ О.В. Ромашов. – М.: Гардарики, 2007. – 447с.
10. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник. – 2-е изд. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2008
3.2. Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов включает подготовку к семинарским занятиям, изучение обязательной и дополнительной литературы по соответствующим темам курса, подготовку к написанию самостоятельных и контрольных работ, решение практических заданий и тестовых упражнений, подготовку обзора литературных источников по рассматриваемым модулям (разделам) учебной программы.
Самостоятельная работа по теме 1
Подготовьте рефераты по следующим вопросам:
1. Экономика труда в современной экономической мысли
2. Труд как объект государственной социальной политики
3. Труд в условиях рыночной трансформации
4. Отражение постиндустриальных тенденций в функциональной роли труда как основы современного общества
|
Рекомендуемая литература
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело. 1994.
2. Бреев Б. Труд в условиях рыночной трансформации // Общество и экономика. 2003. № 1.
3. Куликов В. Концептуальные основы современной экономики труда (введение в монографии ученых Института труда) / Российский экономический журнал. 2000.№ 11-12.
4. Озерникова Т. Принуждение к труду в переходной экономике // Вопросы экономики. 2003. № 9.
5. Рощин С.Ю. Вопросы преподавания экономики труда в экономической теории. / Российский экономический журнал, 1995. № 5,6.
6. Рощин С.Ю. Экономика труда: от НОТ к теории социально-трудовых отношений / Вестник МГУ, Серия «Экономика», 1996, № 6.
7. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие. М., 1996. Гл.1.
8. Цветкова Г. Социальная характеристика труда // Экономист. 2005. № 6. С. 94-96.
9. Шевчук А. О будущем труда и будущем без труда // Общественные науки и современность. 2007. № 3.
10. Мамытов Е. К определению содержания понятия «социально-трудовые отношения»// Российский экономический журнал. 2007. № 7-8
Самостоятельная работа по теме 2.
1. Охарактеризуйте показатели экономической активности населения и заполните таблицу 1.
2. На основе данных таблиц 2-5 дайте социально-экономическую оценку следующим показателям экономической активности населения:
- уровень экономической активности населения,
- уровень трудоспособности,
- уровень занятости населения,
- уровень безработицы.
Таблица 1. Показатели экономической активности населения
Показатель | Характеристика |
Уровень экономической активности населения, | |
Уровень трудоспособности, | |
Уровень занятости населения, | |
Уровень безработицы. |
Показатели экономической активности населения характеризуют участие граждан в трудовых отношениях:
Уровень экономической активностисреди населения измеряется отношением численности экономически активного населения к численности населения (соответствующей возрастной группы), рассчитанным в процентах.
Таблица 2. Численность экономически активного населения [2]
Занятое в экономике население | 94,8 | 90,5 | 89,4 | 92,8 | 92,8 | 93,9 | 93,7 | 91,6 | 92,5 |
безработные | 5,2 | 9,5 | 10,6 | 7,2 | 7,2 | 6,1 | 6,3 | 8,4 | 7,5 |
Мужчины | |||||||||
в том числе: | |||||||||
занятые в экономике | 94,8 | 90,3 | 89,2 | 93,2 | 92,6 | 93,6 | 93,4 | ||
безработные | 5,2 | 9,7 | 10,7 | 6,8 | 7,4 | 6,4 | 6,6 | ||
Женщины | |||||||||
в том числе: | |||||||||
занятые в экономике | 94,8 | 90,8 | 89,6 | 93,2 | 94,2 | 93,9 | 92,2 | ||
безработные | 5,2 | 9,2 | 10,4 | 6,8 | 5,8 | 6,1 | 7,8 |
|
Таблица 3- Уровень экономической активности населения по возрастным группам [3]
Всего | в том числе в возрасте, лет | Население в трудоспособном возрасте | ||||||||||
до 20 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | 55-59 | 60 и старше | |||
Экономически активное население - всего | ||||||||||||
65,1 | 18,4 | 68,7 | 86,3 | 90,9 | 89,1 | 82,8 | 52,8 | 17,3 | 78,2 | |||
66,2 | 15,5 | 62,5 | 88,4 | 89,6 | 91,2 | 90,9 | 83,6 | 62,8 | 16,9 | 76,9 | ||
66,2 | 14,5 | 61,3 | 87,3 | 90,7 | 91,2 | 90,9 | 89,4 | 84,4 | 60,9 | 15,6 | 76,8 | |
14,4 | 61,2 | 88,7 | 89,3 | 92,2 | 91,5 | 90,8 | 84,4 | 62,7 | 17,3 | 77,3 | ||
67,8 | 15,3 | 64,9 | 86,5 | 90,1 | 92,3 | 90,7 | 85,1 | 78,6 | ||||
67,8 | 13,8 | 64,9 | 86,7 | 88,7 | 91,3 | 91,9 | 90,6 | 84,3 | 62,2 | 78,5 | ||
67,7 | 11,9 | 89,3 | 91,5 | 92,1 | 90,7 | 85,1 | 61,8 | 18,3 | 78,6 | |||
Мужчины | ||||||||||||
71,3 | 20,3 | 74,9 | 93,8 | 93,5 | 91,8 | 90,7 | 86,7 | 80,9 | ||||
71,4 | 18,5 | 67,3 | 93,2 | 93,8 | 92,1 | 89,8 | 86,1 | 74,3 | 23,5 | 79,3 | ||
71,4 | 16,5 | 66,1 | 91,9 | 94,4 | 92,8 | 92,1 | 90,1 | 75,5 | 22,5 | 78,9 | ||
72,2 | 16,5 | 65,2 | 94,4 | 93,8 | 93,8 | 92,8 | 91,7 | 86,4 | 75,5 | 23,5 | 79,5 | |
73,8 | 17,7 | 70,4 | 93,2 | 94,5 | 95,3 | 92,9 | 91,5 | 87,9 | 77,7 | 24,6 | 81,4 | |
73,5 | 93,3 | 93,6 | 93,8 | 93,1 | 91,5 | 86,7 | 76,3 | 25,1 | 81,2 | |||
73,8 | 14,4 | 93,8 | 94,4 | 94,1 | 93,5 | 91,6 | 87,7 | 76,3 | 24,7 | 81,5 | ||
Женщины | ||||||||||||
59,5 | 16,4 | 62,5 | 80,5 | 84,1 | 88,3 | 90,2 | 87,7 | 79,4 | 38,7 | 12,3 | 75,4 | |
61,6 | 12,4 | 57,5 | 82,8 | 85,9 | 88,7 | 89,8 | 88,3 | 81,5 | 53,8 | 12,8 | 74,4 | |
61,6 | 12,3 | 56,5 | 82,7 | 89,6 | 89,8 | 88,8 | 82,2 | 49,6 | 11,5 | 74,6 | ||
62,5 | 12,2 | 57,1 | 84,8 | 90,6 | 90,2 | 89,9 | 82,6 | 52,8 | 13,5 | |||
62,5 | 12,9 | 59,3 | 79,8 | 85,8 | 89,5 | 91,1 | 82,7 | 49,9 | 13,9 | 75,7 | ||
62,7 | 11,4 | 59,6 | 80,1 | 83,9 | 88,8 | 90,7 | 89,8 | 82,3 | 51,2 | 15,3 | 75,7 | |
62,3 | 9,4 | 56,9 | 80,2 | 84,3 | 88,9 | 90,8 | 82,8 | 50,7 | 14,4 | 75,5 |
Таблица 4- Численность населения в трудоспособном возрасте в Российской Федерации
(на начало года)[4]
Тыс. человек | Удельный вес в общей численности населения, процентов | |||||||||
Российская Федерация | 87172,3 | 90328,2 | 90151,6 | 89751,6 | 89265,9 | 59,4 | 63,3 | 63,4 | 63,2 | 62,9 |
Уровень экономической активности в последнее десятилетие увеличивается незначительным темпом. Это происходит преимущественно за счет роста экономической активности лиц старших возрастов, которые продолжают трудиться или находятся в поисках работы. Экономическая активность мужского населения выше, чем среди женского.
Рис. 2 Уровень экономической активности мужчин и женщин по возрастным группам, в %[5]
|
Уровень занятости населения измеряется соотношением численности занятого населения к численности населения соответствующей возрастной группы.
Уровень безработицы измеряется соотношением численности безработных к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы
Таблица 5 - Уровень экономической активности, уровень безработицы, уровень занятости [6]
Показатели | |||||||||
Уровень экономической активности | 64,1 | 64,9 | 65,2 | 65,4 | 66,2 | 66,2 | 67,8 | 67,8 | |
Уровень занятости | 58,4 | 59,4 | 60,1 | 60,2 | 61,5 | 61,7 | 63,2 | 63,1 | 62,3 |
Уровень безработицы, | 8,8 | 8,5 | 7,8 | 7,9 | 7,1 | 6,7 | 5,7 | 8,2 | |
мужчины | |||||||||
Уровень экономической активности | 70,2 | 70,5 | 70,4 | 71,4 | 71,4 | 72,2 | 73,8 | 73,7 | |
Уровень занятости | 63,6 | 63,9 | 64,8 | 64,9 | 66,1 | 66,4 | 67,9 | 68,3 | 67,5 |
Уровень безработицы, | 9,2 | 8,9 | 8,1 | 7,8 | 7,5 | 7,5 | 8,4 | ||
Женщины | |||||||||
Уровень экономической активности | 58,8 | 60,2 | 60,4 | 60,8 | 61,6 | 61,6 | 62,5 | 62,5 | 62,6 |
Уровень занятости | 53,8 | 55,4 | 55,9 | 55,9 | 57,5 | 57,6 | 59,1 | 58,5 | 57,6 |
Уровень безработицы, | 8,4 | 8,1 | 7,5 | 6,6 | 6,5 | 5,3 | 6,4 | 7,9 |
Структура экономически неактивного населения по возрастным группам представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Структура экономически неактивного населения и уровень экономической неактивности по возрастным группам [7] (в %)
Всего | в том числе в возрасте, лет | ||||||||||
до 20 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | 55-59 | 60 и более | ||
Экономически неактивное население - всего | |||||||||||
25,3 | 8,7 | 3,6 | 2,7 | 2,8 | 2,9 | 3,1 | 3,7 | 7,1 | 40,1 | ||
25,8 | 8,9 | 3,6 | 3,0 | 2,7 | 3,2 | 3,3 | 4,3 | 5,8 | 39,5 | ||
26,8 | 9,5 | 3,4 | 2,7 | 2,6 | 3,1 | 3,4 | 4,3 | 5,1 | 39,0 | ||
27,7 | 10,3 | 3,3 | 2,8 | 2,4 | 2,9 | 3,2 | 4,5 | 5,5 | 37,4 | ||
27,3 | 11,6 | 3,4 | 2,7 | 2,3 | 3,0 | 3,2 | 4,8 | 6,5 | 35,2 | ||
27,2 | 12,1 | 3,3 | 2,8 | 2,2 | 2,8 | 3,5 | 4,6 | 7,5 | 34,1 | ||
26,7 | 12,7 | 3,7 | 2,5 | 2,2 | 2,6 | 3,4 | 4,4 | 8,9 | 33,0 | ||
25,7 | 13,3 | 3,4 | 3,0 | 2,0 | 2,4 | 3,0 | 4,6 | 9,1 | 33,4 | ||
Мужчины | |||||||||||
32,2 | 9,1 | 2,7 | 2,0 | 2,5 | 3,3 | 3,3 | 3,4 | 4,9 | 36,7 | ||
32,2 | 9,3 | 2,4 | 2,1 | 2,5 | 3,7 | 3,5 | 4,0 | 3,9 | 36,3 | ||
33,3 | 10,2 | 2,6 | 2,1 | 2,5 | 3,2 | 3,5 | 4,2 | 3,8 | 34,7 | ||
34,4 | 11,1 | 2,3 | 2,1 | 2,2 | 2,9 | 3,4 | 4,1 | 3,8 | 33,8 | ||
33,7 | 12,6 | 2,5 | 2,1 | 2,4 | 3,2 | 3,6 | 4,6 | 4,4 | 31,0 | ||
33,4 | 13,4 | 2,2 | 2,3 | 1,9 | 3,0 | 3,8 | 4,4 | 5,7 | 30,0 | ||
33,3 | 14,1 | 2,9 | 1,9 | 2,2 | 2,8 | 3,7 | 4,2 | 6,1 | 28,8 | ||
32,3 | 15,2 | 2,1 | 2,2 | 2,0 | 2,5 | 3,5 | 4,5 | 6,6 | 29,4 | ||
Женщины | |||||||||||
20,8 | 8,5 | 4,2 | 3,2 | 3,0 | 2,6 | 3,0 | 3,9 | 8,5 | 42,3 | ||
21,6 | 8,6 | 4,4 | 3,5 | 2,9 | 2,9 | 3,2 | 4,5 | 7,0 | 41,5 | ||
22,5 | 9,1 | 3,9 | 3,1 | 2,7 | 3,1 | 3,3 | 4,4 | 6,1 | 41,9 | ||
23,2 | 9,8 | 4,0 | 3,2 | 2,6 | 2,9 | 3,0 | 4,8 | 6,7 | 39,8 | ||
23,0 | 10,9 | 4,1 | 3,1 | 2,3 | 2,8 | 3,0 | 4,9 | 7,9 | 38,1 | ||
23,0 | 11,3 | 4,1 | 3,2 | 2,4 | 2,7 | 3,2 | 4,7 | 8,7 | 36,8 | ||
22,3 | 11,7 | 4,2 | 2,9 | 2,2 | 2,5 | 3,1 | 4,5 | 10,7 | 35,7 | ||
21,4 | 12,1 | 4,3 | 3,6 | 2,0 | 2,4 | 2,9 | 4,6 | 10,7 | 36,0 |
Самостоятельная работа по теме 3
Подготовьте рефераты по следующим вопросам:
1) Вторичная занятость: причины, экономическая сущность.
2) Социально-трудовые отношения в переходной экономике
3) Молодежь на рынке труда: проблемы занятости
4) Вынужденная или добровольная незанятость
5) Неформальная занятость в России.
6) Проблемы регулирования занятости населения
7) Нестандартная занятость и российский рынок труда
8) Методологический подход к изучению проблем занятости и безработицы
9) Место и роль современной системы образования в воспроизводстве рабочей силы
10) Флексибилизация и дестандартизация занятости
Рекомендуемая литература
1. Белокрылова О., Тимошенко Е., Михалкина Е. Молодежный сегмент рынка труда в посткризисной экономике: особенности, структура, повышение конкурентоспособности молодежи. – Ростов н/Д: изд-во Рост. ун-та, 2005. С. 36-77.
2. Бочарова И. Программы содействия занятости // Экономист. 2005. № 5. С. 77-84.
3. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики. 2006. № 1.
4. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России / Под ред. Р.П. Колосовой, Т.О. Разумовой. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.
5. Маслова И., Бараненкова Т. Неформальная занятость в России. // Вопросы экономики. 2003. № 9.С. 89-100.
6. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная?/ Вопросы экономики. 2001. № 9.
7. Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. - М.: «Секрет фирмы», 2005.
8. Пошевнев Г.С. Занятость как проблема: теоретические подходы. Новосибирск, 1997.
9. Разумова Т., Рощин С. Экономический анализ причин вторичной занятости // Вопросы экономики. 2001. № 9.
10. Ракитская Г. Необъявленная реформа социально-трудовых отношений в 1990-е годы // Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 77-88.
11. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие. М., 1996. Гл.3.
12. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России / Вопросы экономики. 2000. № 3.
13. Шевчук А. О будущем труда и будущем без труда // Общественные науки и современность. 2007. № 3. С. 49-54.
Самостоятельная работа по теме 4
Подготовьте рефераты по следующим вопросам:
1) Проблемы социальной защищенности наемных работников в частном секторе
2) Современная политика на рынке труда
3) Проблемы согласования интересов субъектов рынка труда
4) Внутренний рынок труда.
5) Первичный рынок труда: экономическая природа и структура
Рекомендуемая литература
1. Белокрылова О., Тимошенко Е., Михалкина Е. Молодежный сегмент рынка труда в посткризисной экономике: особенности, структура, повышение конкурентоспособности молодежи. – Ростов н/Д: изд-во Рост. ун-та, 2005. С. 21-36.
2. Кашепов А. Политика на рынке труда / Общество и экономика. 2001. № 5.
3. Кириченко О., Кудюкин П. Правовое регулирование на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2003. №.9. С.111-122.
4. Котляр А. Еще раз в поддержку критики расширительной трактовки рынка труда// Вопросы экономики. 2004. № 9.
5. Куликов В. Трудовой кодекс РФ: оценка согласованного проекта / Российский экономический журнал. 2001. № 7.
6. Одегов Ю., Руденко Г. Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений. // Вопросы экономики. 2004. № 3.
7. Рудык Э. Управление трудом в России: к вопросу о применении японского опыта / Российский экономический журнал. 2002.№ 1.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Издательско-книготорговый цент «Юринформ», 2002.
9. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики. 1997. № 2.
10. Четвернина Т., Ломоносова С. Социальная защищенность наемных работников в новом частном секторе: мифы и реальность / Вопросы экономики. 2001. №9.
Самостоятельная работа по теме 5
Решите задачи:
1. Для типичного работника начертите семейство кривых безразличия в период между 9 часами утра и 5 часами вечера и в период между 1 часом ночи и 9 часами утра. Как различается резервная заработная плата в эти два периода?
2. Предпочтения труд-досуг представлены функцией: U=C2L. При каких условиях человек предпочтет обменять один час досуга на дополнительный доход? Ставка рыночной заработной платы равна 1, нетрудовой доход отсутствует. Определите количество часов работы в день.
3. Функция полезности работника выражается уравнением: U=C+16(L1/2-14) Номинальная ставка заработной платы равна 12, уровень цен равен 1,5. Величина нетрудового дохода равна 25. Определите величину предложения труда.
4. Функция полезности работника выражается уравнением: U=C0,5L0,5 Номинальная ставка заработной платы равна 12 д.е., уровень цен равен 1,2. Определите на какую величину изменится предложение труда, если известно, что нетрудовой доход составит 60 д.е.
5. Функция полезности индивида выражается уравнением: U=CL. Ставка заработной платы равна 10, уровень цен составил 5. Нетрудовой доход отсутствует. Какова должна быть величина нетрудового дохода, чтобы можно было не работать?
6. Функция полезности индивида выражается уравнением: U=CL2. Ставка заработной платы равна 10 д.е. в час, уровень цен составил 5. Нетрудовой доход равен 60 д.е.. а) Сколько часов будет работать человек? б) Если его нетрудовой доход увеличится на 30 д.е. в сутки, то как изменится его решение о выходе на рынок труда. в) Если предложат зарплату 20 д.е. в час, сколько часов будет работать? Какой эффект доминирует в каждом случае?
Рекомендуемая литература
1. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. М, 1998. Гл. 4, Гл. 5, С. 85
Самостоятельная работа по теме 6
Решите задачи:
1. Рассчитайте эластичность спроса фирмы на труд по цене в условиях равновесия, если известно, что цена произведенного продукта равна 10, а зависимость выпуска от количества использованного труда Q=96L-1,5L2, а рыночная цена ресурса равна 300.
2. Рассчитайте эластичность спроса фирмы на труд по цене в условиях равновесия, если известно, что цена произведенного продукта равна 5, а зависимость выпуска от количества использованного труда Q=88L-0,5L2, а рыночная цена ресурса равна 250.
3. Дано Q=L2/3K1/3 и k=27. Какова эластичность спроса на труд по заработной плате по средним точкам в интервале от W=1 до W=2?
4. Дано Q=L1.2K1.2 К=16, реальная заработная плата W=2. Какова оптимальная величина занятости?
5. Фирма действует в условиях совершенной конкуренции и использует только один переменный капитал – труд. Производственные характеристики представлены в таблице
L | Q | MP | MRP |
Предположим, что ставка рыночной заработной платы 500 д.е. при каком уровне занятости прибыль фирмы максимальна. Если постоянные издержки равны 300, будет ли деятельность фирмы прибыльной при этом уровне занятости.
6. В отрасли А доля расходов на труд составляет 5% себестоимости продукции, а в отрасли В – 80%. В первой отрасли профсоюз требует поста зарплаты на 20%, а во второй требования профсоюза скромнее – 10. предположим, что эластичности спроса на товары обеих отраслей одинаковы. В какой отрасли работникам скорее удастся добиться своей цели без сокращения занятости?
Рекомендуемая литература
1. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. М, 1998. Гл. 2, 3.
2. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 2000. Гл. 2.
3. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. М., 1996. Гл. 4.
4. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996. Гл. 2, 3, 4, 5.
Самостоятельная работа по теме 7
Решите задачи:
L | |||||||
Q | |||||||
TR |
Определите объем спроса фирмы на труд.
А) Какое количество работников наймет фирма и какое количество товара они произведут, если известно, что фирма максимизирует прибыль?
Б) Если затем рынок продукта монополизирован данной фирмой, и известно, что функция спроса на продукт равна P=80-Q, то какое количество работников наймет фирма и какое количество продукта и по какой цене она произведет?
В) Если затем и рынок труда становится монопольным, а функция предложения труда равна: W=100/L – 6, какое количество работников фирма наймет, по какой заработной плате, какое количество продукта и по какой цене она будет продавать на рынке?
MRP | L | AC | MC |
А) при каком уровне занятости максимизируется прибыль?
Б) какой уровень заработной платы достаточен для привлечения этого количества труда?
В) в каких границах ставки заработной платы должна быть установлена минимальная заработная плата, чтобы в результате возросла занятость и ставка заработной платы занятых на фирме?
Г) начертите кривую МС, если правительство установит минимальную заработную плату на уровне 4000. При каком уровне занятости будет теперь максимизироваться прибыль фирмы?
Д) Рассмотрим тех работников, которые были наняты до введения минимальной заработной платы. Какую дополнительную экономическую ренту предоставит правительство этим работникам в результате установления минимальной заработной платы на уровне 4000?
Е) покажите на графике общую экономическую ренту, полученную всеми работниками фирмы.
Рекомендуемая литература
1. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. М, 1998. Гл. 2.
2. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. М., 1997. Гл. 14.
3. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992. Гл. 13.
4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М., 2000. Гл. 3.
5. Хэл Р. Вэриан Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов. М., 1997. С.492-497.
Самостоятельная работа по теме 8
Подготовьте рефераты по следующим вопросам:
Рекомендуемая литература
1. Белокрылова О.С., Заиченко А. А. Занятость и рынок труда в переходной экономке: теория и практика. Ростов-на-Дону. 1998. С. 65-67.
2. Белокры
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!