Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-05-16 | 753 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
(Наименование дисциплины)
Направление подготовки (специальность) | 0804000 Управление персоналом |
Профиль подготовки (специализация) | |
Квалификация (степень) выпускника | Бакалавр |
Форма обучения | Очная, заочная |
Разработчики
Е.В. Михалкина д.э.н., профессор кафедры управления человеческими ресурсами
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание
Г. Ростов-на-Дону-2012
Содержание
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА» 1.1. Цели и задачи освоения дисциплины 1.2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 1.3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 1.4. Содержание и структура дисциплины 1.5. Образовательные технологии 1.6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 1.6.1. Темы рефератов 1.6.2. Тестовые задания промежуточной аттестации 1.6.3. Программа экзамена по предмету «Экономика и социология труда» 1.7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1.7.1 Основная литература 1.7.2. Дополнительная литература 1.7.3. Периодические издания 1.7.4. Интернет-ресурсы 1.8. Материально-техническое обеспечение дисциплины | ||
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 2.1.УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА» | ||
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТУ 3.1. Учебные модули дисциплины «Экономика и социология труда»: комплексная цель, содержание модуля, проектные задания, рекомендуемая литература 3.1.1. Модуль 1. Труд, трудовые ресурсы, экономическая активность 3.1.2. Модуль 2. Рынок труда: спрос, предложение, модели ценообразования 3.1.3.Модуль 3. Человеческие ресурсы на рынке труда 3.1.4.Модуль 4. Заработная плата и нормирование труда 3.1.5. Модуль 5. Регулирование рынка труда 3.1.6. Модуль 6. Социология труда 3.2. Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы |
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Утверждаю Декан факультета ________________ В.А. Алешин _ Подпись И.О. Фамилия Дата |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
______ Экономика и социология труда__
наименование
Направление подготовки (специальность)
________ 080400 Управление персоналом _______________
Квалификация (степень) выпускника
_______ бакалавр _________
Кафедра _______Управления человеческими ресурсами ______________
название
Курс __ 2 _____ семестр _____ 3 ________
Форма обучения ______ очная, заочная _________________________
Программа разработана | Е.В. Михалкина д.э.н., профессор кафедры управления человеческими ресурсами |
Рецензент(ы)
_Е.В. Фурса _ к.э.н., доцент кафедры экономической теории
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание
Ростов-на-Дону - 2012
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета _ экономического факультета ____ (название факультета/института, направления подготовки) протокол заседания от 27.09.2012 __ № _ 2 ___________ | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры Управления человеческими ресурсами ________ (название кафедры) протокол заседания от _______________ № _______________ |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры ________ экономической теории ______ (название выпускающей кафедры/факультета, реализующего ООП ВПО) от _______________ №______________ |
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА являются изучение экономико-теоретических особенностей социально-экономической политики на внешнем и внутреннем рынках труда, а также выявление, диагностика, изучение, анализ особенностей социально-трудовых отношений на уровне внутрифирменного взаимодействия.
|
Задачи курса в соответствии с поставленной целью состоят в:
- изучении основ функционирования рынка труда,
- изучении особенностей формирования спроса и предложения на рынке труда,
- умении оценить качество рабочей силы в рамках теории человеческого капитала,
- поиске эффективных направлений регулирования рынка труда,
- исследовании деятельности профсоюзов как институционального фактора на рынке труда,
- выявлении социологического знание как основа социологии труда,
- рассмотрении инструментария социологического исследования труда,
- в анализе социальной организации, социально-трудовых отношений.
1.2.. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к базовым дисциплинам профессионального цикла ООП «Управление персонала». В рамках данной дисциплины изучаются основы экономической теории функционирования рынка труда, система социально-трудовых отношений, современные подходы к управлению человеческими ресурсами, проблемы становления и регулирования рыночных отношений в сфере труда в российской экономике, рассматривается применение теоретических моделей к анализу современного российского рынка труда, к анализу содержания организации труда на предприятии, выявлению ее основных составляющих.
Для успешного освоения содержания курса необходимы знания в области управления персоналом организации, общей экономики, теории рынка труда и социально-трудовых отношений, поэтому данная дисциплина в структуре ООП читается в 3 семестре.
Студенты должны знать общую теорию спроса и предложения, теорию эластичности, теорию рынка труда, содержание социально-трудовых отношений, типы рыночных структур, проблемы, связанные с проявлением безработицы, меры по поддержке занятости, роль государства в преодолении проблем напряженности на рынке труда.
Студенты должны владеть практическими приемами решения задач на нахождение точки оптимального поведения на рынке труда (неоклассическая модель предложения труда). Умения решения задач на теорию эластичности позволит разобраться с проявление законов производного спроса (законов Хикса-Маршалла) на рынке труда.
|
Знание теории дисконтирования (методики приведения будущих доходов к настоящему периоду) позволит рассчитать отдачу от инвестиций в человеческий капитал и оценить рентабельность осуществляемых вложений (внутренняя норма отдачи). Аналогично данная методика применяется в оценке решений о миграции работников (внутристрановые и внутрифирменные) перемещения рабочей силы.
Знание причин различий в заработной плате позволит успешно освоить тему «Компенсационные различия в заработной плате».
1.3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате изучения данной дисциплины студент должен сформировать следующие ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, предусмотренные ФГОС ВПО по направлению 0800400 – «Управление персоналом»:
- осознает социально-экономическую значимость будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13);
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ предусмотренные ФГОС ВПО по направлению 0800400 – «Управление персоналом»:
- владеет навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в т.ч. производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению (ПК-40).
- умеет формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение (ПК-54);
- способен проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-58);
- владеет важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей (ПК-59);
- знает основы проведения аудита и контроллинга персонала и умеет применять их на практике (ПК-60);
- знает основы проведения и методы оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала (ПК-77)
|
ВУЗОВСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
- знает экономические особенности поведения субъектов спроса и предложения труда при различных структурах рынка (ВК-79),
Кроме того, студент должен:
Знать:
- сущность и социально-экономическую роль труда;
- характер и содержание труда;
- социально – трудовые отношения и их регулирование;
- качество трудовой жизни; экономическую сущность организации труда;
- особенности государственного регулирования рынка труда,
- особенности оценки качества рабочей силы и измерения человеческого потенциала,
- особенности организации труда и форм оплаты труда, дифференциации доходов, роли профсоюзов
- способы изучения трудовых процессов и методику нормирования труда;
- сущность, принципы, формы и системы оплаты труда;
- условия оплаты труда при различных формах хозяйствования;
- виды социальных процессов в сфере труда и их регулирование;
- методику социологических исследований в сфере труда.
Уметь:
- оценивать и анализировать содержание социально-трудовых отношений
- определять роль субъектов экономики на рынке труда,
- определять особенности конкурентного, монополистического и монопсонистического рынка труда,
- практически применять модели спроса и предложения труда в процессе принятия управленческих решений,
- практически использовать экономико-теоретические и региональные модели рынка труда в процессе принятия управленческих решений,
- оценивать возможности применения на практике изученные экономико-теоретические модели рынка труда,
- анализировать основные показатели трудовой деятельности,
- оценивать санитарно-гигиенические, психофизические и эстетические условия труда;
- обосновывать и составлять графики условий труда;
- анализировать выполнение норм труда;
- составлять анкету, тест, проводить опрос, обрабатывать и обобщать результаты социологического исследования;
- определять характер межличностных отношений в трудовом коллективе и состояние социально-психологического климата в нем;
- определять экономическую и социальную эффективность мероприятий по совершенствованию трудовой деятельности человека.
Владеть
- навыками решения практических задач, тестов и упражнений, соответствующих теоретическим разделам учебного курса
- навыками анализа состояния и тенденций развития рынка труда в России,
- навыками оценки статистической информации о состоянии ключевых индикаторов рынка труда (экономическая активность, уровень занятости, уровень безработицы, уровень трудоспособности и др.),
- статистическим инструментарием, позволяющим рассчитать индекс развития человеческого потенциала,
- навыками оценивания перспектив применения на практике изученных экономико-теоретических моделей поведения субъектов на рынке труда,
|
- навыками оценки качества человеческого ресурса организации,
- навыками работы с научной, нормативной, справочной литературой, обобщения и использования передового опыта.
1.4. Содержание и структура дисциплины
1.4.1. Содержание модулей дисциплины
№ модуля | Наименование модуля | Содержание модуля | Форма текущего контроля |
Труд, трудовые ресурсы, экономическая активность | Тема 1. Экономика труда в экономической науке. Предмет и методы. Тема 2.Труд и трудовые ресурсы общества Тема 3.Занятость населения | Работа на практических занятиях Презентации, Реферат | |
Рынок труда: спрос, предложение, модели ценообразования | Тема 4. Рынок труда Тема 5. Модель предложения труда Тема 6. Модель формирования спроса на труд Тема 7. Особенности ценообразования на рынке труда. | Работа на практических занятиях Презентации Решение задач Реферат | |
Человеческие ресурсы на рынке труда | Тема 8. Качество рабочей силы Тема 9. Мобильность на рынке труда | Работа на практических занятиях Презентации Решение задач Реферат | |
Заработная плата и нормирование труда | Тема 10. Заработная плата: модели формирования Тема 11. Производительность и оплата труда Тема 12. Общественная организация и нормирование труда | Работа на практических занятиях Презентации Решение задач Реферат | |
Регулирование труда | Тема 13. Институциональные основы рынка труда: профсоюзы и социальное партнерство Тема 14. Безработица Тема 15. Государственная политика на рынке труда Тема 16. Международная организация труда и международный опыт регулирования трудовых отношений. | Работа на практических занятиях Презентации Решение задач Реферат | |
Социология труда | Тема 17. Социально-трудовые отношения Тема 18.Социальная организация. Социальное регулирование в трудовых коллективах Тема 19. Социологические исследования процессов труда | Работа на практических занятиях Презентации Реферат |
1.4.2. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 часа). Из них 18 часов – лекции, 36 - практические занятия, 36 часов – экзамен, 45 часа – контроль самостоятельной работы студентов.
Вид работы | Трудоемкость, часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторная работа: | |
Лекции (Л) | |
Практические занятия (ПЗ) | |
Самостоятельная работа: | |
Реферат (Р) | |
Самостоятельное изучение модулей | |
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, рубежному контролю и т.д.), | |
Подготовка и сдача экзамена | |
Вид итогового контроля | экзамен |
Модули дисциплины, изучаемые в 3 семестре
№ модуля | Наименование модуля | Количество часов | ||||||
Всего | Аудиторная работа | Вне- ауд. работа СР | ||||||
Л | ПЗ | ЛР | ||||||
Труд, трудовые ресурсы, экономическая активность | - | |||||||
Рынок труда: спрос, предложение, модели ценообразования | - | |||||||
Человеческие ресурсы на рынке труда | - | |||||||
Заработная плата и нормирование труда | - | |||||||
Регулирование труда | - | |||||||
Социология труда | - | |||||||
Итого: | - | |||||||
Образовательные технологии
В ходе освоения учебной дисциплины используются в сочетании активные и интерактивные формы проведения занятий. В частности, в процессе проведения практических занятий используются следующие образовательные технологии:
1) лекционный материал предлагается к освоению в форме презентаций, разделов учебно-методического комплекса, учебного пособия «Экономика и социология труда», раздаточного материала
2) на практических занятиях осуществляется освоение учебного материала на основе разбора конкретных ситуаций, решения практических и ситуационных задач, решения тестовых упражнений, заслушивание дополнительных вопросов в виде эссе, докладов и сообщений.
Самостоятельная работа студентов включает подготовку к семинарским занятиям, изучение обязательной и дополнительной литературы по соответствующим темам курса, подготовку к написанию самостоятельных и контрольных работ, решение практических заданий и тестовых упражнений, подготовку обзора литературных источников по рассматриваемым модулям (разделам) учебной программы.
_30__% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
Семестр | Вид занятия (Л, ПР, ЛР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Л | Неимитационные технологии (лекции, дискуссии в ходе теоретического освоения вопросов) | ||
ПР | Дискуссии на практических занятиях Тренинг «Развитие человеческих ресурсов: обучающие программы» | ||
Итого: |
Темы рефератов
1) Экономика труда в современной экономической мысли
2) Труд как объект государственной социальной политики
3) Труд в условиях рыночной трансформации
4) Отражение постиндустриальных тенденций в функциональной роли труда как основы современного общества
5) Вторичная занятость: причины, экономическая сущность.
6) Социально-трудовые отношения в переходной экономике
7) Молодежь на рынке труда: проблемы занятости
8) Вынужденная или добровольная незанятость
9) Неформальная занятость в России.
10) Проблемы регулирования занятости населения
11) Нестандартная занятость и российский рынок труда
12) Методологический подход к изучению проблем занятости и безработицы
13) Место и роль современной системы образования в воспроизводстве рабочей силы
14) Флексибилизация и дестандартизация занятости
15) Проблемы социальной защищенности наемных работников в частном секторе
16) Современная политика на рынке труда
17) Проблемы согласования интересов субъектов рынка труда
18) Внутренний рынок труда.
19) Первичный рынок труда: экономическая природа и структура
20) Реформирование системы образования и профессиональной подготовки.
21) Характеристика конкурентоспособного работника на рынке труда.
22) Образование и экономический рост. Современные образовательные системы.
23) Структура российской рабочей силы.
24) Активизация человеческого потенциала
25) Современные проблемы в сфере оплаты труда
Интернет-ресурсы
1. http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/rsu$persons$.startup?p_per_id=352 – страница преподавателя Михалкиной Е.В. в информационном интегрированном комплексе
2. http://www.incampus.ru – страница преподавателя Михалкиной Е.В. на инкампусе
3. http://www.nber.org – working papers
4. http://www.economics.harvard.edu/
5. http://www1.ifs.org.uk/
6. http://www.irs.princeton.edu/pubs/
7. http://www.eale.nl – European Association of Labour Economists
8. http://www.urbaneconomics.ru
9. http://www.gks.ru
1.8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины -
Проекционная система,
интерактивная доска,
компьютер,
интернет-ресурсы
2. Балльно-рейтинговая система текущей и промежуточной аттестации: требования, распределение баллов, шкала перевода баллов в оценку
Балльно-рейтинговая система позволяет поэтапно оценивать уровень освоения дисциплины, основана на использовании модульного принципа
организации учебного процесса. В ходе освоения учебной дисциплины используются в сочетании активные и интерактивные формы проведения занятий. Активные формы включают лекции и практические занятия. Лекционный материал предлагается в форме презентаций лекций, разделов учебно-методического комплекса, учебного пособия «Экономика труда», раздаточного материала. На практических занятиях осуществляется освоение учебного материала на основе разбора конкретных ситуаций, решения практических и ситуационных задач, решения тестовых упражнений, заслушивание дополнительных вопросов в виде эссе, докладов и сообщений. Рейтинг осуществляется в форме текущего, рубежного контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится во время аудиторной и самостоятельной работы студента и включает:
- посещение лекционных занятий,
- работу на практических занятиях (устные ответы, решение задач),
- выступление с презентациями докладов или сообщений по теоретическому вопросу на практических занятиях.
Рубежный контроль проводится с целью определения результатов освоения студентом каждого модуля. Каждый модуль дисциплины завершается письменной контрольной работой или тестированием. По некоторым модулям предусмотрены и тестирование, и проектное задание (контрольная работа). Также в качестве формы рубежного контроля по результатам изучения модуля может быть использована подготовка реферата (доклада с презентацией). Все результаты текущего и рубежного контроля заносятся в учебную карту дисциплины.
Промежуточная аттестация (сессия) по дисциплине «Экономика и социология труда» проводится в форме компьютерного тестирования по системе ИНДИГО.
Все полученные рейтинговые баллы суммируются и выставляется общий балл (по 100-балльной шкале), который переводится в оценку.
Распределение баллов рейтинговой оценки между видами контроля представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Форма промежуточной аттестации | Текущий контроль | Рубежный контроль | Промежуточная аттестация | Сумма баллов |
Экзамен (компьютерное тестирование) |
Полученная сумма баллов переводится в оценку согласно данной шкале (таблица 2).
Таблица 2 [1]
Сумма баллов | Оценка |
95-100 | 5 (отлично) |
85-94 | 5 (отлично) |
71-84 | 4 (хорошо) |
65-70 | 3 (удовлетворительно) |
60-64 | 3 (удовлетворительно) |
31-59 | 2 (неудовлетворительно с возможной пересдачей) |
Менее 31 | 2 (неудовлетворительно с повторным изучением дисциплины) |
УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «Экономика и социология труда»
Преподаватель ___________________________
С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ СТУДЕНТУ
3.1. Учебные модули дисциплины «Экономика и социология труда»
Вопросы для обсуждения по теме 1
1) Что является предметом современной экономики труда?
2) Как изменилось представление о содержании предмета экономики труда по мере становления рыночной экономики в России?
3) Опишите многообразие системы методов анализа трудовых отношений?
4) Какое место занимает экономика труда в современной экономической науке?
5) Как менялось представление о труде как экономической категории?
6) В чем заключается вклад классической экономической школы в развитие предмета экономики труда?
№ | Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Тема 2. Труд и трудовые ресурсы общества –
Лекция
Особенности труда как объекта исследования. Труд как основа жизнедеятельности общества. Функциональная роль труда в постиндустриальном обществе
Трудовые ресурсы. Трудовой потенциал. Экономически активное население. Экономически неактивное население.
Методические комментарии
Категория «труд» раскрывается в трех аспектах:
- труд как целесообразная деятельность людей по преобразованию предметов труда,
- труд как фактор производства,
труд как процесс, в котором реализуются физические и умственные способности человека.
Процесс труда выступает определяющим моментом производства и включает сам труд (целесообразную деятельность людей по производству и преобразованию предметов природы), предметы труда (то, на что воздействует человек при изготовлении необходимых ему продуктов) и средства труда, посредством которых человек воздействует на предметы труда преобразует их и приспосабливает для удовлетворения своих потребностей (рис. 1). Средства труда включают материально-технические условия, свойственные соответствующему историческому периоду, а также доступные для данных исторических условий информационные технологии.
Рис. 1.- Элементы процесса труда
Под трудовыми ресурсами понимается население в трудоспособном возрасте, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.
Трудовой потенциал – это ресурсная категория, отражающая источники, средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в конкретной области.
Величина трудового потенциала отдельной фирмы или предприятия определяется по
формуле:
F = F1– Т
F = N ∙ H ∙ t, где
F – совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия (час);
F1 – величина календарного фонда времени (час);
Т – нерезервообразующие неявки и перерывы (час);
N – численность работающих (чел);
H – количество дней работы в периоде (дней);
t – продолжительность рабочего дня (час).
В общем виде величина трудового потенциала общества (региона) выражается формулой:
Fs = N ∙ К,, где
Fs – потенциальный фонд времени общества (час);
N - численность населения, способного участвовать в общественном
производстве;
К – законодательно установленная величина времени работы по группам работников в течение календарного периода (год, квартал, месяц) как произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.
Экономически активное население включает всех мужчин и женщин, которые обеспечивают или имеются в наличии для обеспечения предложения рабочей силы для производства товаров и услуг (ООН 1996, по международному определению). В России экономически активное население определяется как часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, включая занятых и безработных.
Новые стандарты экономической активности в условиях развития постиндустриального общества сводятся к общей тенденции сокращения периода экономической активности среднего работника. Этому процессу способствуют следующие факторы:
Тема 2. Труд и трудовые ресурсы общества –
Семинар
План
Требования к выполнению семинарских заданий: студент готовится к устному обсуждению теоретических вопросов
Вопросы для обсуждения по теме 2
1. В каких аспектах рассматривается труд в экономической науке?
2. Меняется ли отношение к труду в контексте развития постиндустриального общества? В чем данные тенденции проявляются?
3. В чем заключается экономическое содержание труда?
4. Каковы элементы процесса труда?
5. В чем заключается влияние постиндустриальных тенденций в функциональной роли труда как основы современного общества?
6. Какова роль труда в условиях рыночной трансформации?
7. Рассматривается ли труд в качестве объекта современной социально-экономической политики государства?
№ | Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Лекция
Занятость как экономическая категория. Структура занятости. Факторы, определяющие структуру занятости. Тенденции занятости и безработицы в рыночной экономике. Нестандартная занятость в условиях современного рынка труда. Предпосылки проявления неформальной занятости в России.
Методические комментарии
Занятые – это люди старше 16 лет, работающие по найму за плату или работающие на себя (самозанятость), а также находящиеся в отпусках или временно не работающие по причине болезни.
Категория “занятость” рассматривается как: потребность в работе и рабочих местах, потребность в сфере деятельности для получения средств к жизни, система отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в общественном хозяйстве.
Занятость как экономическая категория – это общественно-экономическое отношение, в которое вступают люди по поводу участия в общественно полезном труде на определенном рабочем месте.
Факторы, определяющие структуру занятости:
1) уровень развития производительных сил, производительность труда, потребности рынка, общества в материальных и духовных благах,
2) государственная политика,
3) активность профсоюзов,
4) уровень жизни,
5) естественный темп прироста трудовых ресурсов,
6) миграция населения,
7) региональные факторы (уровень социальной защиты населения, развитие служб переподготовки кадров и т.д.).
Семинар
План
1. Занятость: сущность, генезис.
2. Структура занятости. Факторы, определяющие структуру занятости.
3. Проблемы занятости и безработицы в рыночной экономике.
Требования к выполнению семинарских заданий: студент готовится к устному обсуждению теоретических вопросов
Вопросы для обсуждения по теме 3
1) Раскройте содержание категории «занятость».
2) Кто относится к занятому населению согласно российскому законодательству?
3) Каковы факторы, определяющие структуру занятости?
4) Что означает категория «самозанятость»?
5) В чем заключается роль государства в стимулировании занятости населения?
6) Опишите возможный в современных социально-экономических условиях инструментарий стимулирования занятости населения.
Проектное задание по модулю № 1, обеспечивающее достижение студентом комплексной цели модуля
Тема 4. Рынок труда-
Лекция
Сущность рынка труда. Субъекты рынка труда. Эволюция отношений на рынке труда. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу. Неоклассческий подход. Кейнсианский подход. Монетаристская модель. Марксизм об особенностях рынка труда. Особенности российского рынка труда. Сегментация рынка труда. Особенности становления рынка труда в переходной экономике. Особенности функционирования рынка труда в рыночной экономике.
Рыночные механизмы координации в сфере труда. Спрос и предложение на рынке труда. Формирование и развитие институтов социального партнерства на рынке труда.
Методические комментарии
Рынок труда как система экономических механизмов, норм институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы.
Рынок труда cложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке субъектами: предпринимателями, трудящимися и государством. Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, профсоюзы - с другой. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты программ развития.
Механизм регулирования современного рынка труда - это совокупность нормативных актов, законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости. В широком смысле механизм регулирования включает экономические, юридические, социальные, психологические компоненты.
Тема 4. Рынок труда-
Семинар
План
1.Сущность рынка труда. Субъекты рынка труда.
2. Механизм функционирования рынка труда и теоретические подходы к его анализу.
3. Особенности российского рынка труда. Особенности становления и функционирования рынка труда в переходной экономике.
4. Модели сегментированного рынка труда
5. Институционализация рынка труда.
Вопросы для обсуждения по теме 4
1) В чем заключается механизм функционирования рынка труда.
2) Какова субъектно-объектная структура рынка труда?
3) Каковы особенности становления и функционирования рынка труда в переходной экономике?
4) Как вы понимаете специфику российского рынка труда?
5) Какие тенденции прослеживаются на современном этапе развития рынка труда в России?
5) Какова типология институтов рынка труда?
Лекция
Простая модель предложения труда. Влияние индивидуальных предпочтений на выбор между трудом и досугом. Эффект дохода и эффект замещения. Кривая индивидуального предложения труда. Индивидуальное предложение труда в условиях риска. Предложение со стороны фирмы. Выбор работников, определяемый их предпочтениями. Условия, влияющие на предложение труда. Особенности предложения труда женщин и мужчин. Предложение труда при сдельной оплате. Издержки, связанные с выходом на рынок труда. Влияние налогов и программ социальной помощи на предложение труда. Предложение труда и налогообложение. Распределение налогового бремени на рынке труда. Рыночное и отраслевое предложение труда
Методические комментарии
Предложение труда характеризует поведение работников на рынке труда. Все многообразие решений, связанных с предложением труда, может быть сведено к двум основным: решение о выходе на работу и решение о продолжительности рабочего времени, максимизирующее полезность работника при данных ограничениях.
Модель предложения труда может быть представлена исходя из условия максимизации индивидуальной функции полезности U= u(C,L), ¶U/¶C>0, ¶U/¶L>0.
Графически максимизацию индивидуальной функции полезности можно представить следующим образом:
В данном случае угол наклона линии бюджетного ограничения равен ставке заработной платы за единицу времени работы; наклон кривой безразличия равен предельной норме замещения досуга благами в точке А. Решение о предложении труда, макс
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!