Состав студий и учащиеся парк-школы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав студий и учащиеся парк-школы

2018-01-13 187
Состав студий и учащиеся парк-школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Безусловно, состав студий в школе-парке может быть любым, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Вполне возможны школы-парки, например, со студиями автовождения, кройки и шитья или кулинарии. Парк-школа может рассматриваться как возможная альтернатива массовому образованию, если она ориентируется на традиционные профили студий, а также может выступать формой получения "дополнительного" образования.

Примеры студий:

1) физико-математическая студия;

2) химико-биологическая студия;

3) студия обществознания и политологии;

4) студия литературы и искусства;

5) студия информационных технологий;

6) студия лингвистики (русского и иностранных языков)

Поскольку школа-парк не является образовательным учреждением она не выдает традиционных аттестатов или дипломов. Стандартный аттестат может быть получен учеником школы-парка в форме экстерната в специально создаваемой для этой цели муниципальной школе для экстернов.

Изменение технологий ведет к изменению целей, содержания, способов оценки образовательных результатов учащихся, а также требует изменения позиции учителя – переход от передачи информации к организации самостоятельной работы школьников и оказанию им необходимой педагогической поддержки.

2.6. Изменение форм диагностики и оценки образовательных результатов школьников.

 

Изменение оценки достижений обучающихся исходит из понимания, что современный процесс обучения не может быть монооценочным. С одной стороны, он должен предполагать оценку различных достижений школьника (множественность объектов оценки), с другой стороны, оценка не может осуществляться только учителем, в процесс оценивания должны вовлекаться сами школьники (множественность субъектов оценки). Особое значение приобретает диагностическая оценка, которая позволяет сравнивать фактические результаты обучения с планируемыми результатами и целями на каждом этапе образовательного процесса, обеспечивает обратную связь учащихся и/или учителя с достигаемым качеством учебы и обучения, дает возможность соотносить, насколько согласованными являются информационные потоки учителя и школьников. Педагогическая диагностика используется для периодического обновления уже существующего плана и может быть представлена в виде циклической диаграммы, где каждый компонент образовательного процесса становится диагностическим. Педагогическая диагностика выступает инструментом, позволяющим выявлять соответствующие пробелы, возможные недочеты процесса обучения, получать оперативную информацию о достижениях учащихся и вносить соответствующие коррективы в любой точке цикла. Цикл повторяется с периодичностью, зависящей от результатов оценки. При этом диагностика компетентности разрабатывается по принципу - решает определенный тип задач - компетентен, не решает - некомпетентен (в конкретном типе задач).

Целостная система оценивания образовательных результатов в школе включает в себя, как объктивизированную так и аутентичную оценку, включая самооценку учащихся. Главным инструментом оценки компетентности является задача, сформулированная как проблемная ситуация, решение которой требует проявления субъектом в деятельности определённых личностных и деловых качеств, а также привлечение предметных знаний и умений.

Как следует из понимания сущности педагогической диагностики, она выполняет в процессе обучения важные функции:

· для ученика она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут;

· для учителя она направлена на выявление затруднений ученика, как внутри предметной области, так и личностного плана, для оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.

Оказанию педагогической поддержки школьников способствуют различные методики педагогической диагностики: карты наблюдений, карты диагностического отслеживания, педагогические тесты, вопросники (с выбором заданий), ситуационные задачи, творческие книжки, книги достижений класса и школы, шотландский аттестат, профиль умений и др.

Создаваемая система оценки должна учитывать специфику ступени образования. На первой ступени образования (начальная школа) особенно важно оценивать динамику интеллектуального и психофизиологического развития ребенка. При этом существенна мотивационная составляющая образования. Ребенок хочет учиться, хочет ходить в школу – вот что, на деле, важно в первую очередь.

На второй ступени образования (основная школа) осуществляется переход на самоконтроль и самооценку, что требует наличия у учащихся определенных умений контрольно-оценочной деятельности. В связи с этим необходимо предусмотреть целенаправленную работу по формированию у детей приемов и способов самоконтроля и самооценки.

Пятый – шестой классы – время адаптации ребенка к принципиально иной социальной среде, освоения новых видов деятельности, в том числе и интеллектуальных, нового социального пространства. На этом этапе желательно обеспечить:

a) Целенаправленное обучение групповым методам работы (прежде всего в малых группах);

b) Формирование у ребенка представления о том, что «я уже умею», понимания того, чему «мне нужно научиться» как в плане предметных, так и надпредметных компетентностей;

c) Выработку ребенком способов удержания ближних целей, отслеживания результатов своей учебной деятельности;

d) Овладение учащимися наиболее простыми способами самооценки, сопоставления своих достижений с достижениями одноклассников;

e) Предоставление ученикам возможности попробовать себя в самых различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной), в самых разнообразных областях, соединяя эти пробы с последующей рефлексией (хотя бы на уровне: это мне понравилось, а это не понравилось, и почему).

Шестой – седьмой классы – время проявления учениками повышенной внешней активности, стремления войти в контакт с возможно большим числом сверстников, время, когда дети начинают остро ощущать необходимость интеллектуального обеспечения своей деятельности. В этот период имеет смысл:

a) Вводить в образовательный процесс крупные игровые проекты, ролевые игры с большим количеством участников;

b) Учить ребенка находить свое место в общем деле, выдерживать до конца свою роль, удерживать конечную цель деятельности;

c) Начинать работу по овладению межпредметными (надпредметными) компетентностями, такими как умение сравнивать, систематизировать, находить причинно-следственные связи, искать информацию и т.п.;

d) Начинать вырабатывать умение удерживать и выполнять долгосрочные задания, планировать свое время и деятельность.

В это время возможна достаточно серьезная рефлексия по поводу своей деятельности, позволяющая искать и находить причины неуспехов или неудач, как индивидуальных, так и групповых. Большое образовательное и психологическое значение начинает играть взаимооценка, мнение окружающих не только о самом ребенке, но и о его деятельности.

Седьмой – восьмой классы – период наибольшей социальной активности в рамках основной школы. Дети активно осваивают все ее пространство, охотно работают в межвозрастных группах, интенсивно ищут свои интересы и предпочтения. Они быстро меняют свои интересы, охотно принимают все новое, но этот интерес, как правило, непрочен и быстро переключается. Они с удовольствием пробуют себя в различных формах интеллектуальной деятельности, начиная осознавать значимость интеллектуального развития, в том числе и в межличностных отношениях. В это время целесообразно:

a) Вводить в образовательный процесс организационно - деятельностные игры, крупные проекты, имеющие ярко выраженную социальную направленность;

b) Вести работу по активному освоению предметных и межпредметных компетентностей, целенаправленному развитию интеллектуального потенциала ребенка;

c) Обеспечить учащимся возможность пробы себя в самых различных видах и формах деятельности;

d) Работать над удержанием целей, планированием долгосрочной деятельности, умением осмысливать ее результаты и отслеживать «свое» в быстро меняющейся среде.

Девятый класс – это время завершения основой школы. В это время повышается уровень тревожности детей, они начинают чувствовать беспокойство, страх пред предстоящими экзаменами, задумываться о том, как сложится их жизнь после окончания девятого класса, сравнивать свои возможности, включая интеллектуальные, с возможностями учеников других школ (в том числе, и как потенциальных конкурентов). В этот период желательно:

a) Вести целенаправленную педагогическую работу по подготовке детей к последующей жизни, продолжению образования в старшей школе или других учебных заведениях;

b) Помочь учащимся сформировать соответствующие компетентности, в том числе, умения готовится к экзаменам и выстраивать экзаменационные ответы (монологическая речь в течение определенного времени на определенную тему), конспектировать, записывать лекции, подбирать информацию по теме, готовить доклады, писать рефераты.

Необходимо дать выход из возросшей социальной активности, поставив их в положение организаторов и координаторов ключевых дел, дать им почувствовать ответственность за все, что делается в школе. Создать условия для их успешного самоопределения относительно путей и способов дальнейшего образования.

На третьей ступени образования (старшая школа) осуществляется переход к профильному обучению. Образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Для этого необходимо:

· Создать условия для самоопределения учащихся посредством введения разнообразных курсов по выбору (базовых общеобразовательных, профильных, элективных), основной задачей которых является профессиональная ориентация учащихся.

· Разработать механизмы (алгоритмы, технологии) значительной дифференциации обучения школьников, с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассниками.

· Разработать материалы для оценивания общеобразовательного и профильного уровня подготовки с использованием многоуровневой балльной оценки (ориентировочно – 100 балльная система), а также предусмотреть критерии «перевода» полученных результатов в привычные «тройки», «четверки», «пятерки».

· Продумать возможность проведения по окончании основной школы «малого ЕГЭ», который позволит, с одной стороны, объективно оценить уровень достижений учащихся, а с другой, создаст основу для внедрения в массовую практику механизма рационального конкурсного отбора в старшую профильную школу.

Таким образом, в качестве основных направлений совершенствования методики оценивания образовательных результатов возможно выделение следующих

1) Переход на безотметочную систему обучения в начальных и 5-7 классах основной школы. Это позволит смягчить напряжение, связанное с переходом ученика из начальной школы в основную.

2) Поиск и отработка ненормативных систем оценивания. Переход от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания ребенка по результатам его собственного продвижения.

3) Определение момента целесообразности введения нормативной оценки (отметки) как одной их форм оценивания, появляющейся при возникновении у ребенка внутренней потребности в ней как в некотором индикаторе его успехов, относительно сверстников, в том числе и из других школ (как правило, такая потребность появляется на уровне седьмого – восьмого класса). Роль нормативного оценивания возрастает по мере продвижения ученика к завершению основой школы, но ее возможности крайне ограничены, т.к. не позволяют ребенку получить развернутое представление ос воем реальном продвижении в образовании. Необходимо искать и отрабатывать способы сочетания нормативных оценок с другими способами оценивания.

4) Поиск форм и способов привлечения учащихся к разработке принципов и критериев оценивания. Для этого необходимо раскрытие учителем своего учебного плана, своего рода декларация о намерениях. В любом случае критерии, по которым проводится оценивание, должны быть открыты для ученика, он должен понимать и принимать их.

5) Разработка систем качественного оценивания, поиск способов их сочетания с другими системами. При этом качественная оценка должна фиксировать успешность выполнения учеником той или иной работы, эффективность затраченных учеником усилий, степень его продвижения. На определенном этапе в оценку включаются сравнительные характеристики, позволяющие учащемуся оценить себя и свое продвижение в сравнении с продвижением одноклассников.

6) Введение открытой защиты учеником своей деятельности (отчета о ней) как формы итоговой аттестации за определенный период (полгода, год). Такой отчет включает в себя всю образовательную деятельность ученика во всех ее видах и формах и проходит как обстоятельный разговор об успехах и неудачах ребенка, в которых принимают участие учителя, одноклассники, возможно родители.

7) Введение в образовательный процесс методик, направленных на развитие рефлексивных умений и разработка на их основе системы самооценивания учащихся.

8) Введение системы индивидуальных образовательных планов, как основы выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов ученика и способа его контроля. Это должен быть постепенный процесс, соответствующий темпам и особенностям развития ребенка.

9) Разработка и внедрение системы оценки учителя учениками, как важного фактора воспитания у учеников субъектность в отношении своего образования. Это предусматривает поиск основных параметров такой оценки, разработка ее критериев.

Представленные направления взаимодополняют друг друга. Они могут быть реализованы в учреждении последовательно или параллельно. Однако важно помнить, что каждый ребенок в образовательном процессе движется по своей образовательной траектории и поэтому невозможно оценивать всех учащихся по единым критериям и в одно время.

Рассмотрим наиболее актуальные направления изменений в системе оценивания образовательных результатов на каждой ступени обучения.[9]

На ступени начального образования столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения должна быть оформлена оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни. Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена и представлена всем учителям, школьникам разных классов и родителям.

Количественная оценка в баллах применительно к творческим работам детей неадекватна и вредна. Творческая работа всегда уникальна и в принципе не поддается количественной мерке, какой бы то ни было стандартизации.

Адекватными формами оценивания в области художественного творчества, очевидно, могут быть:

· содержательная оценка работ в процессе обсуждения;

· участие в классных и школьных выставках, концертах, спектаклях, публикация сочинений в классном журнале и т.п.;

· на границе начальной и основной школы – презентация проектов художественной направленности.

По итогам четверти (полугодия, года) каждый ребенок должен получить положительную оценку и "награду" за свою наиболее удачную работу.

Чрезвычайно существенно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, интересные догадки (не обязательно правильные), существенная дополнительная информация. Одним из возможных способов оформления оценки интеллектуального творчества детей могут быть “Тетради наших догадок, вопросов и открытий”.

При оценке школьных достижений ученика важно, чтобы учитель отказался не только от пятибалльной отметки, но и от любых "заместителей" отметки: звездочек (красных и черных, больших и маленьких), зайчиков, рожиц (улыбающихся, хмурых и огорченных). Даже шестилетний ребенок немедленно переводит такие значки на язык двоек и пятерок.

В систему промежуточной оценки целесообразно внести следующие изменения:

· ввести «безотметочную» систему оценки учебных достижений учащихся, ориентируясь, прежде всего, на индивидуальные динамические показатели;

· постепенно формировать адекватность самооценки школьников на основе индивидуальных относительных и абсолютных показателей;

· постепенно готовить школьников к системе промежуточного оценивания, принятой в общеобразовательном учреждении в основной и старшей школе, например, путем организации недель и месячников «Наши успехи».

Формой абсолютно позитивной итоговой аттестации, наиболее соответствующей особенностям младшего школьного возраста, является "портфель" – своеобразная выставка личных достижений ученика. Содержание и способы оформления портфеля могут быть самими разными – от полного собрания всех работ, выполненных ребенком за год, до альбома высших достижений. Полезно, если рядом с лучшей работой ученика (например, по каллиграфии) будет помещен листок из первой тетрадки, чтобы все видели, насколько лучше стал писать ребенок. При создании и оформлении "портфеля" важно, чтобы ребенку никто не диктовал, что в него следует поместить, однако редкий ребенок справится с отбором работ в "портфель" без осторожных советов учителя, одноклассников или более старших учеников. Помощь ребенку нужна и в подготовке презентации "портфеля" на заключительном детско-родительском собрании. Презентация также не должна иметь жесткой формы, она может быть не только устной (приветствуется музицирование или демонстрация спортивных достижений) и не только индивидуальной (друзья могут представлять успехи друг друга). Учитель может добавить в детский "портфель" свое письмо ученику и его родителям, где рассказывается только о положительных сторонах школьной жизни ребенка, а все проблемы и трудности выражаются в виде дружеских советов: "летом поучись читать целыми словами и не ссориться с товарищами".

Во многих российских школах, в том числе и в Санкт-Петербурге, накоплен значительный опыт безотметочного обучения. Предлагаем Вам познакомиться с практикой работы школы №466 Курортного района Санкт-Петербурга, педагоги которой разработаны технологические приемы перехода на безотметочное обучение в начальной школе.

В школе используется различное содержание " портфеля ": работы, которые ученики считают лучшими, результаты тестов, проверочных работ, образцы изобразительного творчества, схемы индивидуальных и групповых проектов, формы, образцы оформления результатов проектов. Весь материал собирается в папки с прозрачными файлами, который хранится у детей.

Каждая единица сбора снабжена листом самооценки выполнения задания или оценочным сертификатом. До начала сбора портфолио определяются формы его оценки: публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей) и выставка "портфелей" (по желанию учащихся). Также определяются критерии: творчество; факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка); понимание и полнота отражения учебного материала.

«Портфель» ученика начальных классов имеет следующие разделы: «Мой портрет или резюме»; «Содержание»; «Я и моя семья»; «Я и мои друзья»; «Я и мой город»; «Мои увлечения»; «Что мне нравится, а что нет»; «Мои достижения по предметам»; «Мои успехи в творчестве»; «Мой проект»; «Взгляд в будущее»; «Содержательная характеристика учителя». У вас он может быть другим, но самое главное, портфель должен позволять оценивать, в первую очередь, успехи ученика.

Работа по этой технологии дает возможность проследить «продвижение» ученика: уровень самостоятельности; формирование самооценки учащегося; развитие мотивации; уровень владения умениями и навыками.

Рефлексивная карта представляет собой листы плотной бумаги, которые вклеиваются в дневник ученика. В них отмечены те предметные умения и навыки, которые дети должны приобрести в процессе обучения, а также коммуникативные умения и личностное развитие ребенка. Методика работы с картой следующая:

  • В начале изучения каждой темы совместно с учащимися определить, что они должны усвоить и уметь в результате работы над темой.
  • При проверке выполненных заданий, проговаривать, на развитие каких умений они направлены.
  • На уроке выделять время для взаимопроверки разных видов и типов заданий, используя это для анализа в парах, а затем для самоанализа.
  • В конце урока подводить итоги работы, вовлекая детей в самоанализ.
  • Использовать комплексный метод анализа при проведении внеклассных мероприятий, праздников, экскурсий.

Еженедельно, ежемесячно или по четвертям условными знаками учитель в соответствующих графах ставит плюсы, минусы, точки, вопросы. В системе безотметочного обучения можно использовать знаки:

+ - знает, умеет применять на практике,

* - знает, но иногда ошибается,

? - пока испытывает трудность.

Рядом с оценкой учителя самооценка ученика:

! - знаю или умею очень хорошо,

* - иногда ошибаюсь,

? - пока самостоятельно не выполняю.

Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Учитель, либо соглашается с ней, либо вносит коррективы. Отметки первоначально делаются карандашом, затем выделяются ярким цветом (особенно успех).

Рефлексивная карта дает возможность учителю контролировать процесс овладения учащимися определенными умениями и навыками, вовремя выявить затруднения и оказать необходимую помощь. Образец рефлексивной карты представлен следующей таблице:

 

Рефлексивная карта ученика

Школа___________

Класс_____________

Фамилия, имя________

 

  Начало 1 четверти Конец 1 четверти четверть четверть четверть  
Личностное развитие.
Умеет работать один.            
Умеет работать в группе.            
Умеет рационально использовать время.            
Проявляет инициативу.            
Умеет планировать время.            
Уважает права других.            
Умеет играть с другими.            
Дисциплинированность.            
Разные способы получения информации.
Наблюдение.            
Измерение.            
Литература.            
СМИ            
Электронные носители.            
Читательская грамотность.
Работа с текстом.            
Определение темы.            
Определение идеи.            
Составление плана.            
Графическая организация (модели, схемы)            
Пересказ подробный.            
Пересказ краткий.            
Пересказ выборочный.            
Установление причинно- следственных связей.            
Прогнозирование.            
Аргументированное выражение мнения.            
Умение работать с каталогом.            
Умение пользоваться справочной литературой.            
Умение анализировать ответы товарищей.            

 

 

Моя трудность Что я буду делать Результат
     
     

 

Данные карты заносятся учителем в «Тетрадь ключевых компетенций учителя», где собираются сведения по каждому ребенку. С рефлексивной картой знакомятся родители, она заинтересовывает их, настраивает внимательнее относиться к учебному труду ребенка. В конце учебного года карта будет вложена в «Портфель» ученика, в раздел «Мои достижения по предметам».

Возможные риски:

  • Работа с «картой» может стать формальной, если не приучать детей к самоанализу.
  • Формальное заполнение «карты» не дает возможности отследить продвижение ученика в образовательном пространстве, определить его успехи, а особенно трудности.
  • Заполнение «карт» будет трудоёмким, если работа ведется не систематически.
  • Очень важна разъяснительная работа с родителями, т.к. родитель, не понимающий учителя, превращается в недруга.

«Карта успеха» вводится с первого класса обучения и работает на успех ученика, позволяет дифференцированно подойти к оцениванию, формирует самостоятельность и ответственность. На начальном этапе в первом классе преимущество отдается словесной оценке за содержательный ответ, интересное высказывание, «умный» вопрос или творческое проявление. По мере того, как у ребят накапливается учебный опыт, определённые знания и умения, им становится мало словесных оценок.

Постепенно учителя вводят разбор ошибок, допущенных учениками класса, выписывают их на доску и предлагают создать игровую ситуацию. На следующем этапе ученик ищет ошибки в работе соседа по парте, но не ограничивается их исправлением, а обязательно даёт совет, о чём нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку, какое правило повторить. Далее ученик самостоятельно ищет это правило в учебнике или справочнике. Работа усложняется. Ученик, допустивший ошибку, сам называет правило, которое он не знает, объясняет свою ошибку. Подобная работа завершается самооценкой и рекомендациями – «советами самому себе».

Особое внимание следует уделить совместному определению критериев оценивания различных видов работ, для этого на уроке тратится 3-4 минуты, но время окупается, т.к. учащиеся становятся участниками процесса оценивания.

Совместными усилиями разрабатываются и вводятся «Карты успеха», которые по окончании четверти вручаются их авторам. На каждую четверть создаётся отдельная «Карта», не усвоенные вопросы и не отработанные умения переносятся в «Карту» на другую четверть. Кроме этого, каждый учитель ведет «Журнал успеха», по которому отслеживаются результаты проверочных, контрольных работ, устных опросов и наблюдений за ребенком. Анализируя данные этого журнала, учителя и родители получают достаточно полную картину уровня достижений конкретного ученика. Приведем примеры карт успеха.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.