Круговая модель разработки проектов — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Круговая модель разработки проектов

2018-01-13 191
Круговая модель разработки проектов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

рис 1.

 

К основным рискам организации внутрифирменного обучения могут быть отнесены следующие:

1. Формализация содержания деятельности педагогов, преобладание теоретических форм обучения над практическими.

2. Изолированность содержательной деятельности в рамках отдельного образовательного учреждения от существующей практики в городском образовательном пространстве.

3. Невостребованность педагогами города содержательных и организационных форм деятельности отдельной школы.

4. Отсутствие действенной системы информирования о внутрифименном обучении в отдельном ОУ.

5. Нестабильный состав участников семинаров, педагогических мастерских.

Преодолением указанных противоречий является установление горизонтальных связей между образовательными учреждениями, создание профессиональных сообществ педагогов. Кроме того возможна организация сетевого взаимодействия на уровне отдельных методических объединений разных школ.

Успех реализация идей изменения процесса обучения в соответствии с идеями модернизации общего образования определяется тем, насколько готов к принятию инноваций учитель. Поэтому внутрифирменное обучение можно рассматривать как возможность обеспечения непрерывной подготовки учителя, объединяющей теоретическое и практическое обучение.

 

САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человекомпознавательную деятельность, которая:

· во-первых, осуществляется добровольно, то есть по доброй воле самого человека;

· во-вторых, управляется самим человеком;

· в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека или приобретения навыков, и сам человек это осознает.

Что приобретает человек в результате самообразования? Как он меняется?

Роль самообразования важна в познании и понимании человеком самого себя, осознании своих сильных и слабых сторон, выстраивании своей карьеры.

Перечисленные аспекты имеют отношение к жизни любого человека. Однако в профессии учителя (особенно сегодня) самообразование выполняет совершенно особые функции. Понятно, что больше знающий и умеющий человек может больше дать другому человеку, большему научить. Но у самообразования в жизни и работе учителя есть более глубокий смысл.

Во-первых, профессиональная деятельность учителя весьма специфична: учитель работает с Человеком. Сама личность учителя, в этом смысле, – мощный «рабочий инструмент». И чем совершеннее эта личность, чем богаче, тем полноценнее она действует на личность ребенка. Именно в педагогической профессии личностный рост, самообразование становится непременным условием достижения профессионализма, показателем которого, в частности, будут выступать успехи его учеников.

Во-вторых, изменения в образовании за последние два десятилетия таковы, что учитель постоянно оказывается в ситуации выбора той учебной программы, того учебника, по которым он будет работать, тех педагогических технологий, методик педагогической диагностики, которыми будет пользоваться. Ситуация выбора предполагает знание и понимание палитры выбора. Так, например, чтобы выбрать приемлемую учебную программу по предмету, необходимо знать многие программы. Вряд ли возможно воспользоваться целесообразной в данных условиях педагогической технологией, если не ориентируешься в самых разнообразных технологиях. Подобное знание, ориентация во всем спектре учебных программ, педагогических технологий, методик педагогической диагностики может быть достигнуто путем самообразования.

В-третьих, условия современной культуры таковы, что самообразование становится неотъемлемой чертой жизни любого человека, рассчитывающего на успех, удачу. Действительно, мир конца ХХ века менялся и продолжает меняться чрезвычайно быстро. В таких условиях жизнь сопряжена с постоянным поиском себя, своего места в мире, с готовностью решать новые, неизвестные ранее задачи. В результате человек, который боится перемен, который не умеет разрешить возникающие противоречия между «есть» и «надо», адаптироваться к новым неизвестным условиям, вряд ли способен достичь успеха, а значит, и быть счастливым. Иными словами, готовность к непрерывному самообразованию становится одной из самых важных целей современного образования. Но вряд ли учитель, для которого самообразование не является привычным, естественным атрибутом жизни, сможет формировать устойчивую потребность в самообразовании.

В-четвертых, процедура аттестации педагогических кадров в современной России такова, что готовность учителя к самообразованию и непрерывное самообразование является одним из важнейших факторов карьерного роста.

В-пятых, хотелось бы затронуть еще и некоторые психологические аспекты значимости самообразования именно в педагогической профессии. Психологи утверждают, что некоторые особенности профессиональной деятельности могут быть причиной деструкционных изменений личности учителя.

Одной из специфических черт традиционной деятельности учителя является ее чрезмерная монологичность. Учитель для ученика является одним из основных источников информации, учитель задает вопросы и оценивает ответы на них, «учитель авторитетен априори, он «большая» личность, личностный эталон для ученика». Подобная позиция часто приводит к тому, что, привыкнув к доминирующей роли, учитель становится способным лишь к частичному принятию личности ребенка, частичному ее пониманию, что вряд ли способствует созданию условий для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов. Но предположим, что учитель занимается самообразованием. Это означает, что он сам выступает в роли ученика по отношению к еще неизвестной ему, но привлекающей его по различным причинам информации. Таким образом, самообразовывающемуся учителю легче встать на место своего ученика, посмотреть на то, что происходит на уроке, глазами ребенка. Иными словами, такому учителю легче понять своего ученика, увидеть его индивидуальность и сориентировать на нее свою деятельность.

Другим фактором, который может вызвать деструкционные изменения в личности учителя является тенденция упрощенного подхода к проблемам. Действительно, такое качество необходимо в школе: хороший учитель должен уметь объяснить сложный материал простым языком. Однако, это может вызвать излишнюю прямолинейность и упрощенность мышления учителя. Процесс же самообразования всегда сопряжен с тем, что человек сталкивается с чем-то новым, часто опрокидывающим его прежние представления. Это стимулирует мыслительные процессы, а, следовательно, самообразование как бы «нейтрализует» обозначенную тенденцию.

Также негативным фактором, оказывающим влияние на личность учителя, является следующий: учитель из года в год преподает свой предмет, и в результате складываются определенные стереотипы подачи материала, стереотипы мышления, уверенность в непогрешимости собственной позиции. Иными словами, учитель может постепенно утрачивать, во-первых, способность к рефлексии, и, во-вторых, восприимчивость к новому, может становиться закрытым для получения информации из других областей человеческой культуры. И здесь, вероятно, непрерывное самообразование может сыграть весьма позитивную роль: способствовать незатухающему интересу к новому, готовности воспринимать новое, видеть позитивное в чужом мнении, а также постоянному самооцениванию, рефлексии и т.д.

Что может стать источником самообразования учителя? Традиционно выделяют следующие источники самообразовательной деятельности: изучение специальной литературы; изучение научно-популярной литературы; видеоматериалы; интернет; лекции, семинары; конференции; обучающие программы; общение с представителями профессии. Кроме этого, можно утверждать, что одним из важнейших источников самообразования учителя являются его ученики.

Чтобы понять ч то значит «быть готовым к самообразованию»? можно задать себе или другим следующие вопросы:

1. Что именно нового я хочу узнать, понять?

2. По своей ли воле я начинаю познавать что-то новое?

3. Четко ли я понимаю, для чего я это делаю? Что я получу в итоге?

4. Умею ли я найти пути самообразования: выбор источников, форм самообразования?

5. Могу ли я организовать свою работу? (выбор конкретных приемов работы, планирование времени, самоконтроль).

6. Испытываю ли я положительные эмоции в процессе и по достижении результата?

Определим условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно:

1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.

3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость теоретических знаний; необходимость овладения диагностикой: самодиагностикой и диагностикой учащихся; необходимость практических умений анализа педагогического опыта.

4. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

5. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Анализ деятельности современного учителя позволяет назвать три основных направления, в которых учитель может осуществлять процесс самообразования.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.