Культурная инфраструктура города — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Культурная инфраструктура города

2018-01-05 332
Культурная инфраструктура города 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Именно в городах традиционных обществ сосредоточивались учебные заведения и библиотеки, мастерские архитекторов и художников, музеи и галереи, театры — словом, то культурное ядро города, которое еще называ­ют его историческим центром.

Учреждение культуры — общественная или государственная организация, выполняющая какую-либо важную культурную функцию, имеющая штат служащих и администрацию. Ее деятельность, структура, цели, задачи оп­ределяются соответствующими нормативными документами и инструкция­ми. Выделяют следующие типы учреждений культуры:

♦ театрально-зрелищные (театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, кинотеатры, цирки);

♦ музеи и галереи;

♦ массовые и специализированные библиотеки;

♦ парки;

♦ клубные учреждения.

По существу, все они занимаются одним и тем же: упорядочивают и орга­низуют стихийные коллективные действия в культурной ситуации. Они орга­низуют зрителей в музее, слушателей в концертном зале и т.д. В традицион­ном обществе никто не организовывал массовые культурные действия, как в современном обществе. Но тогда не существовало масс в принятом смыс­ле слова. Традиционные механизмы обеспечивали весьма эффективную са­моорганизацию людей в рамках семьи, общины, малой группы. В современ­ном обществе прежние связи разрушились, поэтому понадобились специа­лизированные механизмы принудительной организации.

Учреждения культуры выполняют два типа функций: а) профессиональные,

ради которых они, собственно говоря, и были созданы, например выставлять на всеобщее обозрение картины художни­ков; б) общекультурные — функции со­циализации и воспитания, просвещения и познания, накопления, хранения и со­здания культурной информации, ее рас­пространения и передачи не только ныне живущей аудитории, но и следующим поколениям. Учреждения культуры вы­полняют самые разные функции в зави­симости от своих целей и задач. Архивы обеспечивают сохранение документов, имеющих общественное, культурное значение — подлинники произведений, имеющих значительную культурную ценность (произведений политических деятелей, ученых, деятелей искусства и религии, проектов, чертежей, истори­ческих документов — декретов, решений, указов, законов и т.д., писем исто­рически значимых деятелей культуры, их дневников, мемуаров и т.д.). Музеи сохраняют преимущественно вещественные ценности культуры — картины, скульптуры, ценности профессионального и фольклорного прикладного ис­кусства, образцов техники, предметов повседневного быта и т.д. Музеи не только хранят их, но и выставляют на всеобщее обозрение. Библиотеки сохра­няют книги и обеспечивают доступ к ним населения. Фонотеки создаются для сохранения музыкальных записей. Реставрационные мастерские сохраняют жизнь ценнейшим произведениям архитектуры и изобразительного искусст­ва путем восстановления первоначального качества1.

Из приведенного списка социологи пока изучили только библиотеки и му­зеи, и то крайне односторонне. Отечественные культурологи в последнее вре­мя предприняли попытки ликвидировать «белые пятна», но нехватка средств позволяет им работать лишь со статистикой, которая страдает неполнотой ин­формации и ее несвоевременным поступлением. Никто не проводил социо-культурологического анализа запасников музеев, хотя известно, что в экс­позициях нынешних музеев представлена лишь '/5 часть всего фонда.

К учреждениям, непосредственно обеспечивающим потребление ценнос­тей духовной культуры, относятся все типы учебных заведений, клубы, музеи, театры, киносеть, библиотеки и видеотеки, читальные залы и лектории и т.п. К учреждениям, которые обеспечивают прежде всего распространение ценно-

1 Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992.

стей, относят книготорговлю и другие подобного типа заведения и институ­ты, например черный книжный рынок во времена всеобщего книжного дефи­цита. Социологи больше изучили первый тип и почти не затронули второй. Распространение предметов культуры, в частности книг, — интересная соци­ологическая тема. Парадокс советского периода: при дефиците хороших книг наблюдалось явное перепроизводство книжной «макулатуры». Таковы послед­ствия бездействия третьего — коммерческого — критерия.

Театрально-зрелищные учреждения культуры включают в себя театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, цирки, кино. Они не создают ничего нового, но доносят до широкой аудитории те куль­турные ценности, которые были созданы ранее. Сами по себе кинотеатры или стадионы призваны обеспечивать наилучшие условия для демонстрации культурных достижений. Для этого они снабжены специальным техничес­ким оборудованием (спортивные снаряды, фильмоскопы, реквизит, разде­валки, гримерные и т.п.). Некоторые специалисты убеждены, что главной у них является функция социализации, но массовый зритель приходит сюда для развлечения и отдыха. Поэтому основной является рекреационная фун­кция, а уже во вторую очередь просветительская.

Музеи и галереи в нормативных документах и справочниках относятся к категории научно-исследовательских и научно-просветительских учрежде­ний. Музеи дифференцируются на исторические, художественные, мемори­альные. К галереям относятся не только выставочные залы и картинные га­лереи, которые в нашей стране до недавних пор являлись общественными, но и частные собрания и коллекции картин, марок и других предметов, об­ладающих культурной ценностью, которые периодически или на постоян­ной основе экспонируются для зрителей.

Главное предназначение таких учреждений — тщательно собирать, катало­гизировать, научно описывать те культурные ценности, которые остались от прошлых либо еще живущих поколений. Музейные и коллекционные фонды постоянно пополняются, фиксируются, обрабатываются, реставрируются, изучаются и экспонируются. Благодаря бережному подходу к отбору, хране­нию и экспонированию предметов, музеи и галереи создают эталонные куль­турные среды. Музеи и галереи хранят и распространяют эталонные образцы, связанные с историческим прошлым и настоящим национальной и мировой культуры. В этом заключается их важнейшая культурная функция. Действи­тельно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Вторая не менее важная функция — просветительская.

Библиотеки — самостоятельные учреждения, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка (науч­ная и реставрационная) и организуется доступ к ней специального контин­гента — читателей. В нормативных документах библиотеки определяются как научно-информационные и культурно-просветительские (в советское вре­мя добавлялось: а также идеологические) учреждения. Это обусловливает их культурные функции.

Библиотеки можно подразделить на две основные категории — массовые и специализированные. К массовым публичным библиотекам относятся рай­онные, городские, республиканские библиотеки. Они могут далее классифи­цироваться на общедоступные, юношеские, детские. Специализированные библиотеки существуют либо самостоятельно, либо при институтах, учреж-

дениях, предприятиях. Некоторые специализированные библиотеки несут так называемую мемориальную функцию —хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинные или уникальные документы. Для таких библиотек основной функцией является формирование книжных фондов как таковых, а затем уже использование их читателями. Для массовых библио­тек главное — доступность фондов для читателя.

Доступ к специализированным библиотекам ограничен. Для записи в библиотеку помимо паспорта необходимо так называемое отношение —до­кумент или справка, свидетельствующие о том, что читатель имеет ведом­ственную принадлежность к ней, т.е. является сотрудником учреждения, работает в данной системе, например Академии наук, либо прикреплен осо­бым распоряжением. Доступ в массовые библиотеки практически не огра­ничен, хотя многие практикуют запись только по месту жительства.

Рис. 54. Доступ в массовые библиотеки практически не ограничен

Наиболее крупные библиотеки работают одновременно в массовом и спе­циализированном режимах. Знаменитая Российская библиотека (бывшая им. В.И. Ленина) хранит обязательный экземпляр каждого издания, ведет широкую исследовательскую деятельность, допускает в свои фонды специ­ализированные категории читателей (научный зал для кандидатов и докто­ров наук) и массовый контингент. Такими же смешанными являются круп­ные республиканские и некоторые городские библиотеки.

Парки как учреждения культуры получили массовое распространение в XX в. по мере того, как естественная, «дикая» природа стала исчезать. Таким образом, потребность в создании парков главным образом экологическая — забота об окружающей среде. Во многих странах существуют национальные заповедники, где природа сохраняется в первозданном виде, лесопарковые зоны, где имеющиеся в границах города островки природы используются для украшения, очищения воздуха и прогулок горожан. В последнее время со­здаются морские акванарии, где посетители через специальное стекло могут увидеть настоящих обитателей морей и океанов. Примерно такую же функ-

цию выполняют дельфинарии. Но они используются еще для научных и раз­влекательных целей. На демонстрационные показы стекается большое чис­ло зрителей.

Особую группу составляют парки, созданные искусственно в границах города только для отдыха и развлечений. В нашей стране они так и называ­ются «парки культуры и отдыха». В советское время они создавались во всех крупных и средних, а отчасти и малых городах. Штат служащих таких пар­ков включал дворников, охранников, озеленителей и массовиков-затейни­ков, которые организовывали массовые гуляния, аттракционы, театрализо­ванные представления, конкурсы и викторины.

В самостоятельную категорию надо выделить такие парки, которые превра­тились в мемориальные объекты или музеи, например парки Петродворца в Пе­тербурге или Абрамцево в Москве. Они доступны для посетителей, но предна­значены не для развлечений и активного отдыха на природе, а для приобщения к высокому искусству. Их ландшафт, парковая архитектура, декоративное офор­мление, находящиеся под особым контролем государства, представляют непре­ходящую культурную ценность — чаще всего они являются национальным до­стоянием. В дореволюционной России раньше и в зарубежных странах сегодня многие такого рода парки находились в частной собственности.

Таким образом, парки следует рассматривать как целостный природно-культурный комплекс, выполняющий несколько функций: охрана окружа­ющей среды, аккумуляция и трансляция культурного наследия, просвеще­ние и воспитание, развлечение и отдых.

Клубные учреждения. В отличие от уже рассмотренных учреждений куль­туры, предметно-содержательная основа клубов является более неопределен­ной. Действительно, музеи и галереи основаны на музейных коллекциях, библиотеки — на книжных фондах, парки — на природной среде. У клубов же нет единой основы.

В нашей стране сложилась клубная традиция, отличная от тех, что суще­ствует в большинстве стран мира. Отечественные клубы чаще всего дубли­ровали деятельность других учреждений культуры. В клубах демонстриро­вались фильмы, проходили спектакли, концерты и лекции. Наряду с дубли­рованием они занимались оригинальной деятельностью, которая не проводилась в других учреждениях культуры. Прежде всего это организация кружков художественной самодеятельности, технического творчества и ре­месел. Вторая область самостоятельной деятельности — клубы по интересам, создаваемые для общения специализированных групп населения: детей, юношества, тех, кому за 30, коллекционеров, любителей животных и т.п.

В СССР клубы функционировали как государственные или ведомствен­ные учреждения (профсоюзные, колхозные и совхозные, железнодорожные, спортивные, военные). Из места неформального общения, каким изначаль­но является в любом обществе клуб, советский клуб превратился в место публичного и подконтрольного общения. Стихийная социализация была вы­теснена целенаправленным идеологическим воспитанием. В результате клуб­ная деятельность в середине 1980-х гг. (а по некоторым данным раньше) пе­реживала серьезный кризис, и клубы утеряли все свои функции, а именно: обучение, просвещение, развлечение, общение.

Типология культурных учреждений. Культурные учреждения подразделяют на однопрофильные и многопрофильные. К однопрофильным относят те орга-

низации, которые ориентированы на один или несколько родственных видов деятельности. Таковы рок-клуб, рок-лаборатория, дом фольклора, театраль­ные мастерские, клуб самодеятельной песни, центр современного искусства и т.п. Многопрофильные учреждения сочетают несколько неоднородных ви­дов деятельности. Таковы молодежные и национально-культурные центры, ас­социации детских и юношеских клубов, ассоциации художников, товарище­ство композиторов, ассоциации деятелей эстрадного искусства и т.п. Грани­цы разделения на одно- и многопрофильные учреждения достаточно условны. Иногда затруднительно отнести к одной из категорий то или иное учрежде­ние. Как правило, у того и другого типа культурных учреждений широкий спектр задач, сложная организационная структура, включающая библиотеку, архив, музейную экспозицию, спортивно-оздоровительный комплекс, видео-и фонотеку и даже производственные подразделения.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.