Ч. Мукерджи, М. Шадсон Чикагские «городовые» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Ч. Мукерджи, М. Шадсон Чикагские «городовые»

2018-01-05 317
Ч. Мукерджи, М. Шадсон Чикагские «городовые» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В начале XX в., когда американская социология развивалась на основе собственных духовных корней, связанных с протестантским движени­ем социального реформизма, и была весьма озабочена «социальными проблемами», поп-культура вся без изъятий включалась в область социологических исследований. Первые амери­канские социологи и близкие к ним писатели не стеснялись открыто выражать свой интерес к ней. Бывший журналист и ученик Георга Зимме-ля Роберт Парк изучал газеты; Джон Деви, ока­завший влияние на социологию, социальную психологию и образование, также писал о прес­се. Торстейн Веблен, экономист и социальный критик, создавший трактате «праздном классе», интересовался всем, что касается жизни состо­ятельных людей — начиная с увлечения спортом и кончая ливреями их слуг. Когда был введен учебный курс социологии в Чикагском университете, студентам рекомендо­валось изучать повседневную жизнь обычных и «не совсем обычных» людей. В работе Уильяма Томаса и Флориана Знанецки «Польские крес­тьяне в Европе и Америке», ставшей визитной карточкой Чикагской школы, использовались источники, раскрывавшие социальную жизнь во

всем ее многообразии: автобиографии, дневни­ки, письма польских иммигрантов. Авторы изу­чали семью, школу, иммигрантскую прессу, про­ституцию, дансинги, ностальгические воспоми­нания иммигрантов об оставленной родине. Принадлежавшие к другой традиции — христи-

анскому социальному реформизму, Роберт и Хе­лен Линд опубликовали в 1929 г. «Миддлтаун», тем самым положив начало традиции американ­ской социологии, помещающей в центр своего внимания жизнь городских «коммьюнити». Суп­руги Линд подходили к «среднему» американ­скому городу как антропологи, изучающие жизнь экзотического племени.

Источник: Мукерджи Ч., Шадсон М. Новый взгляд на поп-культуру // http://sociologist.nm.ru/ articles/mukerji_schudson_01.htm.

47 Burgess E.W. The Growth of the City: on Introduction to a Research Project. Chicago, 1925.

ленные практические задачи и воспитано целое поколение талантливых уче­ников. В 1923— 1924 гг. Берджес с коллегами закончили грандиозный проект «Карта Чикаго, составленная на основе социальных исследований» («Social Science Research Base Map of Chicago»), обобщив исчерпывающую на тот мо­мент информацию о физических характеристиках, политических границах, зонировании, резидентном и коммерческом развитии, а также о вакантных зонах американского мегаполиса.

Чикагские социологи сумели установить тесные связи с городским прав­лением. Они убедили власти Чикаго в том, что компетентное решение ост­рейших городских проблем возможно только на основе их глубокой профес­сиональной социологической проработки, выдвижения альтернатив и ана-лизадолгосрочных и среднесрочных последствий перспектив.

В середине XX в. Соединенные Штаты добились исключительного мате­риального благополучия, опередив все прочие страны по темпам экономичес­кого роста и социальному развитию городов. Массовое производство привело к формированию нового феномена — массового потребления, следовательно, развитию среднего класса. Ушли в прошлое преступность, бедность и прости­туция в крупных городах. Но в 1960—1970-х гг. возникла новая проблема — расовое неравенство в больших городах, и Чикаго потрясли кровавые бойни.

В последние 20 лет, по утверждению Джеффри Моренофаи Роберта Сэм­псона48, социальный ландшафт американских городов, в том числе Чикаго, претерпел серьезные изменения. Первая проблема — рост поляризации или, как называют ее зарубежные социологии, сегрегации городских соседств (segregate neighborhoods). В городах увеличивается концентрация бедности. Они испытывают мощный стресс депопуляции.

СРЕДНИЙ АМЕРИКАНСКИЙ ГОРОД

Исследования Чикагской школы продолжили два американских социо­лога, гармонично сочетавшие достоинства качественного и количественно­го анализа со склонностью к популяризации научных идей. В 1930-е гг. книга Роберта Линда (1 892- 1 970)49 и его жены Хелен Мэррелл Линд (1 894- 1 982)50 «Средний город: очерк современной американской культуры» (Middletown: A Study in Contemporary American Culture, 1929) стала первой научной работой, которая получила не менее широкую аудиторию, чем детективные романы.

4S MorenoffJ.D., Sampson R.J. Violent Crime and the Spatial Dynamics of Neighborhood Transition: Chicago, 1970-1990//Social Forces. 1997.

49 Получил образование в Принстонском университете, Объединенной теологической семинарии и Ко­лумбийском университете. В 1923 г. был назначен руководителем программы изучения малых городов Института социальных и религиозных исследований, в 1927 г. секретарем Совета по социальным иссле­дованиям. С 1931 г. — профессор социологии Колумбийского университета, с 1960 г. — почетный про­фессор в отставке. В 1938 г., как утверждает его сын, Линд посетил Советский Союз, положением дел в котором он постоянно интересовался (http://www.pbs.org/fmc/timeline/pcaplbahrchadcall.htm).

30 Окончила колледж Уеллесли. Выйдя замуж за Р. Линда в 1921 г., много лет преподавала в колледже Сары Лоуренс, оставшись в Нью-Йорке и после выхода на пенсию в 1965 г. Она была не только соав­тором знаменитых работ о среднем городе, но и опубликовала научные труды по истории, психологии и философии, анализировала произведения Шелли, Шоу, Достоевского. В 1945 г. публикует завое­вавшую известность книгу «Англия в 1880-х годах». В 1929 г. у них родился сын Стейтон Линд, вы­пускник Гарварда, блестящий историк, автор нескольких монографий, посвященных социальным классам, рабству и рабочему движению (первоначальное научное направление его матери).

Ни одна другая работа, опубликованная между двумя мировыми войнами, по оценке Ирвинга Горовица, не была такой точной и такой полной, какой стала книга «Средний город». Она высветила сущность американского образа жизни. Не менее удачной стала и вторая совместная книга «Средний город в перспективе» (Middletown in Transition, 1937). Первоначально проект, финан­сируемый Фондом Рокфеллера, был посвящен исключительно изучению религиозной жизни в среднем американском городе, но позже круг его за­дач расширился.

История исследования такова. В 1919 г. СШАпережили настоящий бум ра­бочих забастовок: их произошло более 2 тыс., в которых участвовало более 4 млн

рабочих. Общественность недоумевала: в чем причины? Миллиардер Джон Рок­феллер, сын основателя нефтяного гиган­та Standard Oil, вполне в духе своего вре­мени был уверен, что виной всему паде­ние религиозных нравов. Для более глубокого изучения вопроса он основал научный фонд, а в качестве исследовате­ля выбрал Роберта Линда, еще даже не специалиста в области социальных наук, а активиста социалистического движе­ния, сочувствующего рабочим. Он прово­дил исследование непосредственно в ра­бочей среде на одном из нефтепредприя-тий Рокфеллера. Быть ближе к рабочим — это установка другого выдающегося американского социолога— Фредерика Тей­лора, который за 30 лет до Линда прошел путь от рабочего до директора и осно­вателя научного менеджмента, при помощи которого он перевернул все произ­водство США.

Книга «Средний город» состоит из шести разделов. Первый посвящен экономическим аспектам, второй и третий анализируют семейную жизнь и связанные с ней проблемы жилья, воспитания детей, пищи, одежды и школь­ного образования; в четвертом разделе рассматриваются вопросы проведе­ния свободного времени, включая анализ влияния средств массовой инфор­мации; в пятом — религиозная практика горожан и связь религии с местной общиной. Заключительный шестой раздел посвящен концепции общины, показывает взаимоотношения общины с механизмами управления51.

Для написания книги потребовалось несколько лет. Полтора года супру­ги Линд жили в среднем городе, еще полгода там жили их ассистенты. При­менение метода включенного наблюдения позволило им собрать уникальный материал, который невозможно получить никакими иными методами. Книга изобилует таблицами с личными статистическими и социологическими дан­ными. Супруги Л инд очень много общались с местными жителями. Несмотря на вольную манеру изложения, научная программа исследования и вопрос­ник были четко структурированы, а его содержание оказалось настолько удач­ным, что почти в неизменном виде воспроизводилось во всех четырех иссле­дованиях (1924, 1935, 1977, 1999).

51 Подробнее см.: Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000. С. 378—380.

Роберт и Хелен Линд широко использовали данные национальных пере­писей США, местную официальную статистику, а также несколько сот ин­тервью, записи которых до сих пор хранятся в городском архиве.

Среди наиболее интересных находок знаменитых супругов стоит отметить классовую диспозицию среднего города. Еще в исследовании 1924 г. было обнаружено, что городское сообщество подразделяется на два противополож­ных класса — бизнес-класс, работающий с идеями и людьми (30% населения города), и рабочий класс, имеющий дело с производством вещей (70%). Оба класса жили как два враждебных племени: разный стиль жизни, разные ин­тересы и надежды, разные вкусы. Однако модернизация разрушила классо­вые барьеры. Массовое производство позволило социальным низам владеть тем, что прежде было доступно только верхам. Таков итог промышленной ре­волюции и формирования в США обще­ства социального процветания. Вернув­шись в Манси в 1934 г. после опустоши­тельной Великой депрессии 1930-х гг., социологи не заметили негатива: люди материально почти не пострадали, они были полны оптимизма и являлись несокрушимыми патриотами52. Это тем более удивительно, что Великая депрессия затронула все города, к примеру в Детройте уровень безработицы поднимался до 50%.

Реальным городом, послужившим исследовательским полигоном, явил­ся г. Манси (Muncie) в штате Индиана, расположенный в 40 милях от Инди-анаполиса. Сегодня здесь проживают 67 тыс. человек, а в 1923 г. это был скромный городок с 38 тыс. населения.

Когда-то на его месте обитало легендарное племя делаваров. В 1886 г. на земле индейцев открыли залежи природного газа, и сюда со всей Америки хлынули промышленники. Манси превратился в центр стекольной и стале­литейной промышленности штата Индиана. В 1910 г. здесь появились стан-коинструментальные и автомобильные предприятия. Однако известность городу принесли не они, а социологи Роберт и Хелен Линд, прославившие Манси на весь мир. Отныне Манси так и называют — the typical American city5i. Подобно нашему Таганрогу, он принес пользу нескольким поколениям со­циологов.

В 1924 г. его обстоятельно изучали супруги Линд, сравнивая изменения в жизни типичных американцев, произошедшие с момента индустриальной революции (1890-е гг.) до 1924 г. (патриотизм, уровень коммунальных услуг, мебелировка квартиры и др.). В 1935 г. супруги вернулись в Манси для повтор­ного исследования с целью выяснить, что произошло за истекшее десятиле­тие, пока в стране свирепствовала Великая депрессия 1929—1932 гг. Исследо­вания получили соответствующие номера: MiddletownMiddletown II.

В 1977 г. повторное исследование провели сотрудники университета Вирд­жиния Теодор Кэплоу, Говард Бар и Брюс Чадвик и назвали его Middletown III.

52 Так, на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что Соединенные Штаты, без сомнения, самая лучшая стра­на в мире?» положительно ответили более 90% респондентов.

53 Muncie-Delaware County Chamber of Commerce. — http://www.muncie.com/communityJnformation.htm.

В 1999 г. они вернулись в Манси для повторения легендарного проекта супру­гов Линд. Новый проект, показанный по американскому телевидению в 2000 г., назывался Middletown IV54. В 1970-е гг. команда Т. Кэплоу прожила в городе четыре года, изучая изменение в традициях, обычаях, образе жизни и ценност­ных ориентациях нового поколения жителей Манси. Результаты исследования освещены в книгах35.

Обнаружилось, что классовая структура города, о которой писали супру­ги Линд, модифицировалась, но полностью не исчезла. Теперь господству­ющие высоты в ней занимали не бизнес-класс и пролетариат, как прежде, а сервисный класс, связанный с медицинским обслуживанием и университе­тами. Классовой поляризации не наблюдалось, ее место заняла классовая диффузия. Религия по-прежнему занимала важное место в жизни местного населения. Но это был уже не тотальный институт, как прежде, а скорее из­бирательная практика части населения. Количество разводов увеличилось, что свидетельствовало об ослаблении института семьи56.

Архивные материалы (рукописные материалы, статьи и отзывы прессы, анкеты, бланки интервью, табуляграммы, компьютерные файлы, фотогра­фии, диссертации и студенческие работы, библиография) знаменитых иссле­дований хранятся в местном университете — Ball State University57.

Если сравнивать методологию исследований в Таганроге и Манси, то можно заключить следующее. В исследованиях много общего, в частности сочетание статистики и официальных данных, полученных федеральными и местными органами власти, с данными анкетных опросов и наблюдений. Обе команды ученых, российская и американская, сменившие не одно по­коление, пришли к интереснейшим выводам. К примеру, X. Линд устано­вила, что: а) 70% мансийцев посещали кинотеатр один раз в неделю, 50% жителей делали это два раза и более; б) 80% школьников и 70% школьниц ходили в кино скорее без родителей, чем вместе с ними. И все это в начале 1920-х гг., когда в России большинство граждан не знали, что такое кинема­тограф. X. Линд делает отсюда вывод не столько о том, что массовое произ­водство и массовое потребление успело захлестнуть Америку (об этом мож­но догадаться по другим данным), сколько и главным образом о том, что происходит размывание структуры образа жизни средних американцев. На смену коллективному досугу (семейное чтение, загородные прогулки, совмест­ный труд) приходит индивидуализированный досуг. А это, как нетрудно догадаться, мог заключить только социолог (хотя книги супругов Линд чис­лят по своему ведомству также и антропологи5*).

54 FMC Program Segments 1900-1930. — http://www.pbs.org/fmc/timeline/pcaplbahrchadcall.htm.

" Caplow Т., et al.. All Faithful People: Change and Continuity in Middletown's Religion. Minneapolis, 1983; Caplow T.et al. Middletown Families: Fifty Years of Change and Continuity. Minneapolis, 1982.

*ь Дополнительную информацию см.: Condran J.С, et al. Working in Middletown: Getting a Living in Muncie, Indiana. Indiana Committee for the Humanities, 1976; Geelhoed E.B. Muncie: The Middletown of America. Chicago, IL, 2000; Hoover D.W. Middletown Revisited. Ball State Monograph Number Thirty-four. Muncie, Indiana, 1990; General Social Survey-National Opinion Research Center.— www.norc.uchicago.edu/gss/homepage.htm; http://www.virginia.edu/sociology/publications/ theodorecaplowl2.htm; www.icpsr.umich.edu/GSS99/index.html.

57 Веб-сайт Архива и Коллекции данных: http://www.bsu.edu/libraries/collections/archives/ middletown_introduction.html.

lS И действительно, прибыв в Манси в январе 1924 г. и увидев, до чего консервативным и старомодным являлось городское сообщество, они изучали его так же, как изучает антрополог примитивное племя.

Применение статистики в сравнительно-историческом анализе позволило Р. и X. Линд установить те тенденции, которые были характерны для всей американской нации, хотя они и выявлены на примере одного города, а именно:

♦ в 1924 г. только 1% городских домов имел центральное отопление, а в 1935 г.-40%;

♦ в тех же пропорциях за десятилетие возросло число радиофицирован­ных домохозяйств;

♦ количество домашних телефонов увеличилось с 5% в 1900 г. до 41% в 1935 г.;

♦ в 1924 г. в повседневном быту американцев появились такие веши, о которых они не слышали в 1890 г., а именно: горячая и холодная вода в кране, тостеры, стиральные машины, телефоны, холодильни­ки, сигареты, свежие фрукты круглый год и многообразие готовой одежды.

ТЕОРИЯ КОНЦЕНТРИЧЕСКИХ ЗОН

Сейчас уже трудно сказать, кому именно — Р. Парку, Э. Берджесу, а мо­жет быть, Р. Маккензи, принадлежат те или иные идеи, в своей совокупно­сти составившие ставшую уже классической теорию концентрических зон (concentric zone theory). Во всяком случае книга, где она была изложена впер­вые, получилась коллективной59. Философские предпосылки не только этой концепции, но и гуманистической экологии (таково буквальное наименова­ние нового направления human ecology, которое на русский язык чаше всего переводят как «социальная» или «городская экология») в целом коренятся в дарвиновской теории выживания.

Люди, подобно социальным насекомым, возводят для себя экологически безопасные и комфортные жилища — каждый народ и каждая социальная группа на свой манер. Муравейники и пчелиные соты — совершенное тво­рение природы, максимально точно соответствующее всем требованиям эко­логии. Они теплы, влагонепроницаемы, защищены от нападения врагов, их внутреннее устройство удивительно рационально.

Человеческие города должны отвечать одновременно требованиям эко­логии, поскольку Homo sapiens — наполовину биологическое и энергетичес­кое существо, нуждающееся в защите от холода, вибрации, шума и вредных

испарений, и требованиям рациональ­ного конструктивизма, так как города — это еще и удобные магистрали, пересе­ чения кварталов, парков, магазинов, библиотек и т.п. Теперь понятно, что термин «гуманистическая экология» весьма точно отражает новую идеоло­гию градостроительства.

Однако гуманистическим городское бытие можно назвать только метафо­рически. В отличие от муравьев, которые внутри своего жилища не вражду­ют, доставляя в муравейник пищу, люди борются и конкурируют за каждый

59 Park R., Burgess E.W., McKenzie R.D. The City. Chicago, 1925.

клочок земли, за ресурсы, власть, транспорт, доходы. Дарвиновская оорьоа за существование превращает город в поле жестокой битвы между богатыми и бедными, буржуазией и рабочими, домовладельцами и арендаторами, ко­ренным населением и мигрантами, белыми и цветными. Одни вытесняют других в дешевые и малопрестижные городские районы, возводя себе особ­няки в центре города, огораживаясь шикарными магазинами и офисами.

Так, между пенсионерами, коренными жителями крупного города, напри­мер Санкт-Петербурга и Москвы, и новоявленными бизнесменами, часто приехавшими сюда недавно и уже имеющими немалые состояния, происхо­дит настоящая борьба за землю — самый дефицитный городской ресурс. Го­родские власти, заинтересованные в пополнении городской казны, взвин­чивают арендную плату в центральных районах города. Пенсионеры уже не в состоянии платить за жилье, а бизнесмены с удовольствием разбирают престижные участки под свои офисы.

Однако и в пригороде малоимущим бороться за землю все труднее. Сель­ских жителей теснят владельцы богатых особняков, которые покупают или отбирают личные или колхозные участки, превращая их в комфортное (если оно расположено в лесной зоне с чистым воздухом) жилье либо в место зас­тройки промышленных комплексов.

По Берджесу, в социальной организации городской среды решающее зна­чение имеет экологический порядок, а в социальной дезинтеграции — деви-антное поведение. Каждый район города — это экологическая и социальная ниша, как и в природе, ее занимают социально однородные элементы. Но в целом городское пространство, включающее кварталы богачей и бедняков, районы рабочих и торговцев, проституток и преступников, представляет весьма разношерстную картину. Крупный город имеет социально неоднород­ную структуру.

Пространственная дифференциация города делит его на различные по стоимости жилья и условиям проживания зоны, представляющие собой кон­центрические кольца, которые, подобно кругам на воде, расходятся от ис­торического центра к периферии. На примере Чикаго Парк и Берджес выя­вили ряд концентрических зон (рис. 11):

I. Центральный деловой район — зона, где расположены основные коммер­ческие предприятия, магазины и увеселительные заведения. Те, кто здесьслужит, и потребители проживают в других районах.

II. Смешанная зона — зона жилых домов и коммерческих предприятий. Именно здесь обычно формируются этнические общности: «маленькая Ита­лия», «китайский квартал» и т.п.

III. Рабочийрайон — зона жилых домов рабочих. Они более добротные, чем дома в смешанной зоне. Жилые кварталы рабочих отличаются стабильнос­тью, здесь постоянно проживают многие семьи.

IV. Жилая зона представителей среднего класса — зона, где сосредоточе­ны главным образом односемейные особняки чиновников и представителей интеллигентного труда. Эти дома характеризуются высоким качеством и изысканностью. Среди них имеется небольшое число многоквартирных до­мов и отелей.

V. Привилегированная зона — зона, где проживают главным образом предста­вители высшего-среднего и высшего класса, а также высокопоставленные адми­нистраторы и творческая элита. В сущности, это скорее пригород, а не город.

в центре расходящихся концентрических кругов находится деловой рай­он (сити), где расположены офисы, магазины и т.п. и где никто не живет. Сити окружен смешанной зоной (слам) — зоной проживания бедноты, пред­ставителей национальных и расовых меньшинств; дома здесь напоминают советские дома гостиничного типа и общежития. Это зона преступности и уличных банд. К ней примыкает рабочий район, более стабильный и заст­роенный добротными многоэтажными домами. Затем следует ближний при­город — жилая зона среднего класса с односемейными особняками и, нако­нец, дальний пригород — привилегированная зона.

Рис. 11. Иллюстрация к теории концентрических кругов Парка и Берджеса

В соответствии с гипотезой концентрических зон модель развития горо­да представляет собой ряд расширяющихся колец, или зон, сосредоточенных вокруг делового района или исторического ядра. Методом определения этих зон является социальное картографирование. На основании разработанной «Карты социальных исследований города Чикаго» (1923—1924) было выде­лено 75 «естественных зон» и более 3 тыс. локальных сообществ, которые затем исследовались методами включенного наблюдения, интервью, анали­за документов.

При исследовании криминогенных районов Чикаго Парк и Берджес со своими учениками использовали как теорию концентрических зон, так и метод картографирования. Они буквально просканировали все городское пространство, прочесывая один район за другим, составляя на каждый под­робную статистическую справку о числе совершенных преступных акций, уровне неблагонадежности и социальной опасности. После того как на кар­те города были расставлены все цифры, а затем районы проранжированы по степени криминогенности и окрашены каждый в свой цвет, получилась на­глядная картина девиантного пространства Чикаго60. Пригодилось практи-

60 Miller V. The Areal Distribution of Tax Delinquency in Chicago and its Relationship to Certain Housing and Social Characteristics// E. Burgess and D.J. Bogue (eds). Contributions to Urban Sociology. Chicago, 1964. P. 100-111.

чески все — методы личного наблюдения, пешего обхода районов, местная статистика, общая перепись населения.

Таков общий стиль работы чикагских социологов. Как пишет Л. Ньюман, на первой стадии, с 1910-х по 1930-е гг., Чикагская школа использовала раз­нообразные методы, основанные на «кейс-стади» или историях жизни, вклю­чая непосредственные наблюдения, неформальные интервью, документы, официальные отчеты. В 1916 г. Парк составил программу социального ис­следования города в Чикаго. Под влиянием собственного опыта работы ре­портером он утверждал, что обществоведы должны оставить библиотеки и «запачкать руки», ведя непосредственные наблюдения и беседы на улицах, в барах, в холлах шикарных гостиниц. Несколько первых исследований стали основой ранней Чикагской школы социологии как описательного исследо­вания уличной жизни, сопровождаемого небольшим анализом61.

Теория концентрических зон применялась многими исследователями на протяжении всего XX в. Недавно ее использовал Майк Дэвис для картогра­фирования Лос-Анджелеса62.

СУКЦЕССИЯ И ИНВАВИЯ

Если исторический центр города славится памятниками культуры, хоро­шими условиями проживания и во всех отношениях считается благополуч­ным, то его занимают представители высшего класса. Таков, например, со­временный Париж, где аренда 1 кв. м в центре стоит заработной платы сред­него служащего. Но не таковы американские города, в том числе Чикаго, который самым тщательным образом изучили Парк и Берджес. Зажиточные американцы стремились покинуть центр города, и этот процесс социологи назвали сукцессией (succession), позаимствовав термин из биологии.

СУКЦЕССИЯ (от лат. successio — преемственность) — последова­тельная смена одних органических сообществ (экосистем) други­ми в пределах одного биотопа.

Экологи традиционно уделяли большое внимание изучению «сукцессии», т.е. закономерной последовательности изменений, связанных с развитием и старе­нием сообществ или сменой сообществ в определенной местности, изучая сук-цессионную динамику и пространственную структуру растительности, произ­водя картографирование заповедников и заказников, выявляя, какой вид рас­тений вытеснил прежний в процессе эрозии почвы. Сукцессия особенно характерна для Западной Европы и Северной Америки, где деятельность чело­века радикально изменила естественные ландшафты. На месте уничтоженных девственных лесов медленно происходит закономерная смена видов. Порой и животные влияют на этот процесс не меньше человека. Так, олени копытами нарушают сплошной ковер мхов, развивающихся на пожарищах, и дают возмож­ность распространиться травам. По мере того как растительный покров стано­вится гуще, возникает и усиливается конкуренция между его видами, некото­рые из них начинают оттеснять остальных и в конечном итоге станут доминан-

61 Ньюман Л. Полевое исследование // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 111.

62 Davis M. Ecology of Fear: Los Angeles and the Imagination of Disaster. N.Y., 1998.

тами сообщества, определяющими его общую структуру. Менее конкурентос­пособные растения погибают или занимают подчиненное положение. В резуль­тате складывается относительно устойчивый фитоценоз, который в принципе (если на этот участок попадут семена всех росших на нем до нарушения видов) будет соответствовать исходному лесу. Это сообщество называется климаксо-вым (или просто климаксом), а процесс его формирования — сукцессией.

При этом различают первичную и вторичную сукцессию, которая проис­ходит на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения (в резуль­тате эрозии, вулканических извержений, засухи, пожаров, вырубки леса и т.п.), а также экологическую, аутогенную, аллогенную, циклическую и ав-тотрофную сукцессию63. Если сукцессия представляет собой восстановление исходной растительности после нарушения, ее называют вторичной. Первич­ная сукцессия — это заселение растениями безжизненного прежде простран­ства, например галечной отмели на реке, приморской песчаной дюны или озера, оставшегося после таяния ледника.

Сукцессия ярко проявляется в процессах старения и заболачивания пре­сных водоемов. Сукцессию переживают озера и пруды, которые по мере по­степенного заполнения донными отложениями превращаются в наземные экосистемы. Зарастание небольших озер можно проследить на протяжении одного или нескольких поколений людей. Из-за недостатка кислорода в при­донных слоях организмы-разлагатели не в состоянии обеспечить полный распад отмирающих растений. Образуются торфянистые отложения, озеро мелеет, зарастает с краев и превращается в болото. Оно сменяется мокрым лугом, луг — кустарниками, а затем лесом (рис. 12).

Рис. 12. Экологическая сукцессия:

арастительность продвигается от берегов к центру водной поверхности;

6. вэтот процесс продолжается, и озеро постепенно заполняется торфом;

г — через несколько тысячелетий, после того как озеро заполнится торфом,

на его месте вырастет лес

Загрязнение водоемов и усиление притока в них питательных вещесп (например, при распашке земель и внесении удобрений) значительно ускс ряютсукцессивные процессы.

ы Биологический энциклопедический словарь/ Гл. ред. М.С. Гиляров. 2-е изд., исправл. М, 1989.

Похожую картину можно наблюдать и в эволюции города. Старые здания в центре современного Санкт-Петербурга приходят в негодность. Это по-пре­жнему дорогостоящая земля, и пенсионеры не в состоянии платить за квар­тиру. Их вытесняют «новые русские», которые делают в пришедших в негод­ность особняках евроремонт и поселяются в них. Этот процесс Парк и Бер-джес назвали инвазией. Инвазия — переселение группы в район, где проживала другая группа. В Москве в 1990-е гг. кавказская диаспора, насчи­тывающая уже более 1 млн человек, постепенно скупает у коренных моск­вичей их квартиры либо покупает новые. В городской структуре происходит этническое смешение: одна социальная группа проникает в среду обитания другой группы, но пока еще полностью не вытесняя ее. Такое частичное проникновение и называется инвазией. Когда пришлые полностью вытес­нят коренных жителей, инвазию сменит сукцессия — смена поколений или замена одного типа горожан другим.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.