Д. Белл Расположение городов — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Д. Белл Расположение городов

2018-01-05 209
Д. Белл Расположение городов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исторически города формировались на скреще­нии сухопутных торговых линий, удобно распо­ложенных на местах слияния рек или у больших, хорошо защищенных гаваней на морских и оке­анских путях. Почти все древние города мира возникли у рек, озер и океанов в те времена, когда транспорт — и особенно водные пути для перевозки тяжелых грузов — начинал связывать различные местности в рамках первой истори­ческой инфраструктуры.

В промышленную эру города возникали вблизи ресурсных баз, в основном угля и железной руды, как это было в Средней Азии, германском Руре или в громадном индустриальном центре США, где сеть озер и рек соединила между со­бой большие залежи железной руды на севере Миннесоты с громадными залежами угля на юге Иллинойса и западе Пенсильвании. Здесь и возникли великие индустриальные города США — Чикаго, Детройт, Кливленд, Буффало и Питтсбург, тесно связанные между собой в гро­мадный комплекс.

По мере перехода к сервисной экономике сто­личные города становились центрами финансов и управления комплексами предприятий. Исто­рия Лондона и Нью-Йорка имеет поразительные параллели. Оба города сформировались как

порты, через которые шли товары в зарубежные страны или, напротив, в глубь страны. По мере роста торговли здесь в качестве вспомогатель­ной деятельности возникали банковское дело, фабричное производство, страховые компании; позже эти города стали центрами финансовых и акционерных соглашений. Что касается конк­ретно Нью-Йорка, то на третьей стадии своего развития он превратился в своего рода штаб-квартиру корпораций, которых влекли сюда пре­имущества, связанные с концентрацией в одном месте банковских, юридических, издательских и коммуникационных услуг. В экономической географии ресурсная база была решающим фактором расположения горо­дов вплоть до последних 40 лет, когда все это начало постепенно меняться. В США после вой­ны экономическая карта страны стала перекра­иваться преимущественно под воздействием политического фактора, поскольку новые авиа­ционные, космические и ракетные компании со­здавались исключительно в порядке выполнения правительственных контрактов, и решения от­носительно того, размещать ли эти компании на северо-западе или на юге Калифорнии, либо на юго-западе Техаса, принимались почти исклю­чительно по политическим соображениям. С развитием грузового авиатранспорта мы ста­ли свидетелями того, что «авиагорода» типа Далласа, Хьюстона, Денвера и Атланты станови-

или Франкфурт-на-Майне — 30 тыс. Нередко массив кафедрального собора него шпили, как в английском Солсбери, на 130—140 м поднимались в небо над городом, насчитывавшим 8—10—15 тыс. обитателей. На гравированных планах городов XVIII в. все еще можно высчитать количество не только до­мов, но даже плодовых деревьев в садах.

Новое и Новейшее время

В XVI и XVII вв. были основаны многие крупнейшие порты — Бостон, Кейптаун, Лима, Бомбей, Рио-де-Жанейро, Нью-Йорк. Они служили цен­тральными пунктами, где осуществлялись сбор и распределение товаров. Кроме того, они были центрами колониального управления. Некоторые ко­лониальные города, например Бостон и Филадельфия, быстро расширялись, и одновременно возрастало их политическое значение. Но несмотря на это, в экономическом и культурном отношении они продолжали подчиняться ев­ропейским странам-метрополиям.

Глубокое влияние на урбанизацию оказало развитие промышленности. Появление индустриального общества привело к быстрому, а порой и агрес­сивному, росту городов. Процесс индустриализации, строительство новых и рост старых городов в XIX в. усилили миграционные процессы. Люди все чаще покидали места, где жили многие поколения их предков. Распадались старые и устанавливались новые связи и традиции. В передовых промыш-

лись региональными центрами, постепенно стя­гивая к себе промышленную и коммерческую де­ятельность. А сейчас, когда все более развитые и дешевые телекоммуникации подрывают зна­чение прежней экономики, основанной на фак­торе географической близости к той или иной ресурсной базе, мы наблюдаем перемещение корпоративных штаб-квартир и сервисных ком­паний из больших городов, охваченных кризи­сом, в пригороды.

Местоположение исследовательских лаборато­рий и новых университетских центров и больших медицинских комплексов все менее зависит от традиционных факторов экономической геогра­фии и все более определяется близостью цен­тров образования, большой политики или же возможностями более свободного образа жиз­ни. Такие феномены, как Силиконовая долина в Калифорнии — район концентрации электрон­ных и компьютерных фирм вблизи Сан-Хосе — и 128-я магистраль вокруг Бостона, вызваны к жизни близостью университетских лабораторий плюс к тому удобствами местности, которые не могли предложить небольшим фирмам крупные индустриальные районы.

Сегодня специалисты предсказывают появление «линейных городов», в которых не будет цент­ральных площадей и торговых центров, харак­терных для классических европейских городов. Б.Ф. Скиннер полагает, что в эпоху развитых

коммуникаций нынешние громадные и все ме­нее управляемые города уступят место сетям небольших городов. Оправдаются ли эти про­гнозы, неясно: жизнь и смерть городов — это длительный исторический процесс. Что, одна­ко, изменяется, так это сама концепция «урба­низма». 30 лет назад Л. Верт в своем замеча­тельном эссе «Урбанизм как образ жизни» оп­ределял урбанизм как в высшей степени интерактивный, мобильный и политически чув­ствительный образ жизни в противовес жизни

в небольшом городке или деревне, зиждущих­ся на институтах церкви и семьи. Сейчас стре­мительно урбанизируется вся страна (если не весь мир), при этом все более децентрализуясь в географическом отношении. Источник: Белл Д. Социальные рамки информа­ционного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 330-342.

ленных странах возросла численность населения городов, поскольку на фаб­риках было занято большое число рабочих.

Низшие слои общества — пролетариат, мещанство и мелкие ремеслен­ники — жили в чрезвычайно скромных жилищных и бытовых условиях. Семьи рабочих ютились в тесных, взятых внаем комнатах или в больших бараках (3—4 кв. м жилой площади на человека). Бедняки не могли снять комнату и довольствовались койкой для ночлега. Ночлежные дома стали обычным явлением больших европейских городов — от Лондона до Петер­бурга. Неудовлетворительными были и гигиенические условия труда и быта, что вело к распространению среди рабочих туберкулеза и других «со­циальных» болезней.

Образ жизни буржуазии существенно отличался от образа жизни низших слоев общества. Раньше жилище владельца предприятия служило ему одно­временно и рабочим местом. Теперь он с семьей переехал в собственный дом или многокомнатную квартиру в доходном доме. Главным помещением, где проходила жизнь буржуазной семьи, стала гостиная. В эпоху Виктории и Вильгельма скромность интерьера сменила нарочитая роскошь, демонстри­ровавшая высокий уровень благосостояния. Потребность соответствовать своему общественному положению выражалась в обилии нефункциональных предметов и деталей интерьера.

В отличие от античных, средневековых и городов Ренессанса новые про­мышленные центры в XIX в. напоминали безликих чудовищ. В результате усиливавшейся индустриализации все большая часть населения перемеща­лась в города. Везде возникали рабочие кварталы, обитатели которых жили в нищете. Так, в Лондоне рабочая семья из десяти человек занимала нередко лишь одну комнату площадью 10 кв. м. В Париже только около 50% зданий было пригодно для жилья. Их характерными особенностями были сырость, плохая вентиляция и недостаток освещения. На задних дворах скапливались отбросы и нечистоты. Берлин был третьим — после Лондона и Парижа —ев­ропейским центром, в котором население постоянно увеличивалось.

В России соотношение городского и сельского населения стало резко меняться после отмены крепостного права (1861). Доля горожан в общей массе населения Европейской России увеличилась с 9,98% в 1863 г. до 12,9% в 1897 г. и до 15,3% в 1914 г. Наиболее быстро росли города, ставшие цент­рами фабрично-заводской промышленности, железнодорожные, морские и речные порты. Большое распространение в городах и рабочих поселках по­лучили фабрично-заводские казармы, в которые насильно селили рабочих. Обязательной частью городского быта стали трущобы и ночлежные дома для бездомных.

За последние 100 лет во всех европейских городах резко увеличилась чис­ленность населения. Этому во многом способствовало развитие промышлен­ности и ремесел. Города росли вширь и ввысь. Менялся образ жизни горожан. Самым крупным европейским городом был Лондон. Он больше других горо­дов отвечал требованиям Нового времени. Его улицы уже имели тротуары и освещались в ночное время. Наряду с дворцами аристократии росло число доходных домов, в которых за определенную плату можно было снять более или менее благоустроенную квартиру. В многочисленных ресторанах и пабах лондонцы встречались с друзьями, читали свежие газеты. Численность насе­ления крупных европейских городов в середине XVIII в. отражена в табл. 9.

Таблица 9 Численность населения европейских городов в середине XVIII в.

 

Амстердам 200 000 Лондон 750 000
Антверпен 50 000 Мадрид 130 000
Берлин 100 000 Милан 110 000
Брюссель 70 000 Москва  
Вена 180 000 Мюнхен 35 000
Венеция 140 000 Париж 400 000
Гамбург 75 000 Петербург 95 000
Ливерпуль 70 000 Рим 140 000

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.