Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2018-01-05 | 209 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Исторически города формировались на скрещении сухопутных торговых линий, удобно расположенных на местах слияния рек или у больших, хорошо защищенных гаваней на морских и океанских путях. Почти все древние города мира возникли у рек, озер и океанов в те времена, когда транспорт — и особенно водные пути для перевозки тяжелых грузов — начинал связывать различные местности в рамках первой исторической инфраструктуры.
В промышленную эру города возникали вблизи ресурсных баз, в основном угля и железной руды, как это было в Средней Азии, германском Руре или в громадном индустриальном центре США, где сеть озер и рек соединила между собой большие залежи железной руды на севере Миннесоты с громадными залежами угля на юге Иллинойса и западе Пенсильвании. Здесь и возникли великие индустриальные города США — Чикаго, Детройт, Кливленд, Буффало и Питтсбург, тесно связанные между собой в громадный комплекс.
По мере перехода к сервисной экономике столичные города становились центрами финансов и управления комплексами предприятий. История Лондона и Нью-Йорка имеет поразительные параллели. Оба города сформировались как
порты, через которые шли товары в зарубежные страны или, напротив, в глубь страны. По мере роста торговли здесь в качестве вспомогательной деятельности возникали банковское дело, фабричное производство, страховые компании; позже эти города стали центрами финансовых и акционерных соглашений. Что касается конкретно Нью-Йорка, то на третьей стадии своего развития он превратился в своего рода штаб-квартиру корпораций, которых влекли сюда преимущества, связанные с концентрацией в одном месте банковских, юридических, издательских и коммуникационных услуг. В экономической географии ресурсная база была решающим фактором расположения городов вплоть до последних 40 лет, когда все это начало постепенно меняться. В США после войны экономическая карта страны стала перекраиваться преимущественно под воздействием политического фактора, поскольку новые авиационные, космические и ракетные компании создавались исключительно в порядке выполнения правительственных контрактов, и решения относительно того, размещать ли эти компании на северо-западе или на юге Калифорнии, либо на юго-западе Техаса, принимались почти исключительно по политическим соображениям. С развитием грузового авиатранспорта мы стали свидетелями того, что «авиагорода» типа Далласа, Хьюстона, Денвера и Атланты станови-
|
или Франкфурт-на-Майне — 30 тыс. Нередко массив кафедрального собора него шпили, как в английском Солсбери, на 130—140 м поднимались в небо над городом, насчитывавшим 8—10—15 тыс. обитателей. На гравированных планах городов XVIII в. все еще можно высчитать количество не только домов, но даже плодовых деревьев в садах.
Новое и Новейшее время
В XVI и XVII вв. были основаны многие крупнейшие порты — Бостон, Кейптаун, Лима, Бомбей, Рио-де-Жанейро, Нью-Йорк. Они служили центральными пунктами, где осуществлялись сбор и распределение товаров. Кроме того, они были центрами колониального управления. Некоторые колониальные города, например Бостон и Филадельфия, быстро расширялись, и одновременно возрастало их политическое значение. Но несмотря на это, в экономическом и культурном отношении они продолжали подчиняться европейским странам-метрополиям.
Глубокое влияние на урбанизацию оказало развитие промышленности. Появление индустриального общества привело к быстрому, а порой и агрессивному, росту городов. Процесс индустриализации, строительство новых и рост старых городов в XIX в. усилили миграционные процессы. Люди все чаще покидали места, где жили многие поколения их предков. Распадались старые и устанавливались новые связи и традиции. В передовых промыш-
|
лись региональными центрами, постепенно стягивая к себе промышленную и коммерческую деятельность. А сейчас, когда все более развитые и дешевые телекоммуникации подрывают значение прежней экономики, основанной на факторе географической близости к той или иной ресурсной базе, мы наблюдаем перемещение корпоративных штаб-квартир и сервисных компаний из больших городов, охваченных кризисом, в пригороды.
Местоположение исследовательских лабораторий и новых университетских центров и больших медицинских комплексов все менее зависит от традиционных факторов экономической географии и все более определяется близостью центров образования, большой политики или же возможностями более свободного образа жизни. Такие феномены, как Силиконовая долина в Калифорнии — район концентрации электронных и компьютерных фирм вблизи Сан-Хосе — и 128-я магистраль вокруг Бостона, вызваны к жизни близостью университетских лабораторий плюс к тому удобствами местности, которые не могли предложить небольшим фирмам крупные индустриальные районы.
Сегодня специалисты предсказывают появление «линейных городов», в которых не будет центральных площадей и торговых центров, характерных для классических европейских городов. Б.Ф. Скиннер полагает, что в эпоху развитых
коммуникаций нынешние громадные и все менее управляемые города уступят место сетям небольших городов. Оправдаются ли эти прогнозы, неясно: жизнь и смерть городов — это длительный исторический процесс. Что, однако, изменяется, так это сама концепция «урбанизма». 30 лет назад Л. Верт в своем замечательном эссе «Урбанизм как образ жизни» определял урбанизм как в высшей степени интерактивный, мобильный и политически чувствительный образ жизни в противовес жизни
в небольшом городке или деревне, зиждущихся на институтах церкви и семьи. Сейчас стремительно урбанизируется вся страна (если не весь мир), при этом все более децентрализуясь в географическом отношении. Источник: Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 330-342.
ленных странах возросла численность населения городов, поскольку на фабриках было занято большое число рабочих.
|
Низшие слои общества — пролетариат, мещанство и мелкие ремесленники — жили в чрезвычайно скромных жилищных и бытовых условиях. Семьи рабочих ютились в тесных, взятых внаем комнатах или в больших бараках (3—4 кв. м жилой площади на человека). Бедняки не могли снять комнату и довольствовались койкой для ночлега. Ночлежные дома стали обычным явлением больших европейских городов — от Лондона до Петербурга. Неудовлетворительными были и гигиенические условия труда и быта, что вело к распространению среди рабочих туберкулеза и других «социальных» болезней.
Образ жизни буржуазии существенно отличался от образа жизни низших слоев общества. Раньше жилище владельца предприятия служило ему одновременно и рабочим местом. Теперь он с семьей переехал в собственный дом или многокомнатную квартиру в доходном доме. Главным помещением, где проходила жизнь буржуазной семьи, стала гостиная. В эпоху Виктории и Вильгельма скромность интерьера сменила нарочитая роскошь, демонстрировавшая высокий уровень благосостояния. Потребность соответствовать своему общественному положению выражалась в обилии нефункциональных предметов и деталей интерьера.
В отличие от античных, средневековых и городов Ренессанса новые промышленные центры в XIX в. напоминали безликих чудовищ. В результате усиливавшейся индустриализации все большая часть населения перемещалась в города. Везде возникали рабочие кварталы, обитатели которых жили в нищете. Так, в Лондоне рабочая семья из десяти человек занимала нередко лишь одну комнату площадью 10 кв. м. В Париже только около 50% зданий было пригодно для жилья. Их характерными особенностями были сырость, плохая вентиляция и недостаток освещения. На задних дворах скапливались отбросы и нечистоты. Берлин был третьим — после Лондона и Парижа —европейским центром, в котором население постоянно увеличивалось.
В России соотношение городского и сельского населения стало резко меняться после отмены крепостного права (1861). Доля горожан в общей массе населения Европейской России увеличилась с 9,98% в 1863 г. до 12,9% в 1897 г. и до 15,3% в 1914 г. Наиболее быстро росли города, ставшие центрами фабрично-заводской промышленности, железнодорожные, морские и речные порты. Большое распространение в городах и рабочих поселках получили фабрично-заводские казармы, в которые насильно селили рабочих. Обязательной частью городского быта стали трущобы и ночлежные дома для бездомных.
|
За последние 100 лет во всех европейских городах резко увеличилась численность населения. Этому во многом способствовало развитие промышленности и ремесел. Города росли вширь и ввысь. Менялся образ жизни горожан. Самым крупным европейским городом был Лондон. Он больше других городов отвечал требованиям Нового времени. Его улицы уже имели тротуары и освещались в ночное время. Наряду с дворцами аристократии росло число доходных домов, в которых за определенную плату можно было снять более или менее благоустроенную квартиру. В многочисленных ресторанах и пабах лондонцы встречались с друзьями, читали свежие газеты. Численность населения крупных европейских городов в середине XVIII в. отражена в табл. 9.
Таблица 9 Численность населения европейских городов в середине XVIII в.
Амстердам | 200 000 | Лондон | 750 000 |
Антверпен | 50 000 | Мадрид | 130 000 |
Берлин | 100 000 | Милан | 110 000 |
Брюссель | 70 000 | Москва | |
Вена | 180 000 | Мюнхен | 35 000 |
Венеция | 140 000 | Париж | 400 000 |
Гамбург | 75 000 | Петербург | 95 000 |
Ливерпуль | 70 000 | Рим | 140 000 |
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!