Идентификация с местом жительства — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Идентификация с местом жительства

2018-01-05 207
Идентификация с местом жительства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Где бы ни жил человек, со временем он привыкает к своему району и не хочет переезжать на новое место. У многих формируется чувство местного патриотизма. Привыкание к месту жительства тем сильнее, чем дольше че­ловек живет в своем районе.

В средних и крупных городах подростки одного района не пускают на территорию ровесников из других районов. Между ними могут возникать конфликты и необъявленные войны. Американские кинофильмы часто по­вествуют о том, как не на жизнь, а на смерть воюют городские группировки подростков, делят территорию и сферы влияния.

В современной социологии идентификация с местом жительства счита­ется чуть ли не решающим фактором удовлетворенности городской жизнью, а более конкретно — своей жилой средой и соседством. На уровень эмоцио­нальной удовлетворенности оказывают влияние два фактора:

♦ так называемое привыкание к месту жительства, коррелирующее с про­должительностью проживания;

♦ характер самого жилого района, т.е. некоторые объективные качества, не зависящие от психологического склада индивида.

Как воспринимается и как влияет характер жилого района на человека? Не секрет, что, меняя прописку, переезжая в новый район, мы оцениваем не только прагматическое удобство среды обитания — удобные часы рабо­ты сферы обслуживания, наличие культурно-рекреационных учреждений, доступность маршрутов общественного транспорта. Не менее важен также визуальный образ городского района, его эстетические качества — харак­тер застройки жилых домов, расположение парков, скверов, лесных мас­сивов. И лишь взвесив все это, мы решаем, уезжать ли с насиженного мес­та или подождать лучший вариант.

Вхождение индивида в архитектурно-планировочную и социальную сре­ду проживания зависит от того, насколько быстро он освоился в окружаю­щем пространстве, насколько знакомым оно ему стало. Удобство располо­жения домов, магазинов, дворов и улиц — это путь для наиболее эффектив­ной идентификации с местом жительства. Однообразие застройки, монотонность во внешнем оформлении домов, что еще характерно для но­вых жилых районов, может ослабить эффект приживаемости. Человеку бы­вает трудно назвать дом «своим», если он как-то не выделен из окружения — скопища точно таких же домов. Может быть поэтому жители в некоторых городах «исправляют» недоработки архитекторов собственными руками — воздвигают пристройки, остекляют балконы, строят беседки.

Принято считать, что человек переезжает ради сближения с родными и друзьями. Однако исследования показывают, что при выборе места житель­ства люди в меньшей степени руководствуются подобными соображениями. Главными остаются материальные факторы среды.

В известной мере жилой район, характер его застройки, насыщенность предприятиями бытового и культурного обслуживания, транспортными се­тями должны предоставлять достаточные возможности для развития психо­моторных функций людей всех возрастных категорий. Потребность в дви-

жении заложена в самой природе человека. Средством ее удовлетворения яв­ляются спортивные и детские площадки, стадионы, стихийно проложенные тропинки для бега в парке, футбольные поля, корты. Даже просто тротуары могут стать удобным местом для вечерних прогулок пожилых людей. Часто можно видеть, как дети и подростки с удовольствием играют на заброшен­ных стройплощадках. Что ими руководит? Видимо, не только стремление к уединенности или отсутствие страха, но также отсутствие иных мест для под­вижных игр.

Дети активно приспосабливают окружающее пространство для своих це­лей: наперегонки катаются по тротуарам на велосипедах и самокатах, осваи­вают подвалы и чердаки домов. Даже мусорные ямы нередко становятся предметом особого интереса юных граждан. Без всего этого невозможно представить себе детство.

Места общения часто возникают стихийно и обычно не там, где они были предусмотрены. Как и виды деятельности, места досуга люди выбирают по своему усмотрению, они не планируются сверху. Такова особенность че­ловеческого поведения. Часто группы подростков собираются в подъездах и на лестничных клетках. Стихийные места общения возникают во дворах — столы для игры в домино, в подворотнях — «стояки» для распития спирт­ных напитков.

Молодежь с меньшим желанием интегрируется в организованные фор­мы досуга и коммуникаций. Ее активность направлена на самодеятельное

Врезка

Ф. Райе

«Крысы» и «кролики»

Супермаркет в Портленде (штат Мэн) является крупнейшим торговым центром в Новой Англии. Здесь сосредоточены более 250 торговых точек, 22 продуктовых магазина, видеоцентр и семь больших универмагов. В течение шести недель, в июне-июле 1988 г., группа специалистов изу­чала посещаемость супермаркета подростками и их поведение на его территории. Оказалось, что супермаркет является одним из любимых мест сбора тинейджеров. Некоторые подрост­ки приходили сюда ежедневно. Мальчики называют себя «магазинными крыса­ми», а девочки — «магазинными кроликами». Они слоняются из отдела в отдел, играют в ви­деоигры, курят, демонстрируют модные причес­ки, макияж, одежду в ожидании чего-либо инте­ресного. Когда они устают бродить, то обычно перебираются в кафетерий, где сидят, болтают, выпрашивают мелочь, курят, стараясь не при­влекать внимание охраны. Время от времени, когда подростки становятся слишком шумными, их выставляют вон. Большая часть из тех, кто посещает супермаркет регулярно, остаются в нем до закрытия.

Подростки называют различные причины своей «привязанности» к магазину:

«Это место, куда можно сходить перед работой».

«Чтобы поиграть в видеоигры».

«Это лучше, чем ничего не делать».

«Сюда можно прийти в любое время».

«Чтобы побыть в обществе».

«Я встречаюсь здесь с друзьями».

«Чтобы уйти из дома».

«Здесь можно раздобыть все, что угодно, — «травку», «кислоту», гашиш». Супермаркет играет роль своеобразного соци­ального магнита, притягивая подростков на свою нейтральную и безопасную территорию. Для молодых людей с нерешенными домашни­ми проблемами он становится надежным убе­жищем.

Источник: Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 353.

проведение свободного времени, она, как правило, не приемлет навязан­ных способов управления. Напротив, более склонны к ним пожилые и се­мейные люди. Правда, последним мешает сильная ориентация на домаш­ние формы досуга, главным образом не активного, а пассивного характера (чтение литературы, просмотр телепередач). Планировщики пытаются учесть особенности городского стиля поведения людей, а именно: потреб­ности у людей возникают не заранее, а лишь в процессе ежедневного ис­пользования поселенческого пространства.

Как показывает ряд исследований, потребности в тех или иных видах удобств составляют определенную иерархию, в которой первые места по сте­пени приоритетности занимают близость жилого района к месту работы, к городскому центру, к родственникам, друзьям. Социологи выяснили, что культурная активность жителей в огромной степени зависит от личных бюд­жетов времени. Ясно, что близость культурного центра обусловливает мень­шие затраты времени на дорогу, значит, больше его остается на действи­тельное удовлетворение культурных потребностей.

Планомерная и заранее продуманная организация досуга горожан —дело важное, но достаточно сложное. Не всегда строительство культурных учреж­дений, мест социального общения (клубы, кафе, дискотеки), спортивных сооружений отвечает потребностям людей. И не только потому, что их ре­альное количество отстает от потребного, желаемого. Чаще проблема связа­на с неинтересным внутренним интерьером, неудобством или недоступно­стью их для населения. Однако вопрос этот сложнее, чем может показаться на первый взгляд. В некоторых микрорайонах построены специальные по­мещения с необходимым оборудованием, но люди сюда не идут, помещения простаивают, проблема не решается. Как уже говорилось, места общения за­частую возникают не там, где они были предусмотрены. Люди выбирают их по своему усмотрению. Поэтому и раньше мало кто посещал красные угол­ки и агитпункты при домоуправлениях. Как нам думается, более целесооб­разно устраивать мастерские и комнаты для поделок в подсобных помеще­ниях домов.

Идентификация, чувство привязанности к месту жительства во мно­гом зависит от эстетического характера окружающей среды, наличия в ней уникальных и неповторимых объектов, сооружений. Монотонные фаса­ды домов и экзогенное городское пространство не создают возможностей для развития у людей ни визуальной, ни эмоциональной ориентации. Особенно трудно детям, которым легко заблудиться в однотоновой город­ской среде.

Пустыри, заброшенные строительные площадки и другие крупные формы несвязного пространства между домами создают так называемые ландшафтные лузы, или ниши. Они никак не гармонируют с окружаю­щей средой.

Любой жилой район, а не только город в целом, как правило, разделяется на ряд функциональных зон — промышленную, рекреационную, бытового обслуживания, активного отдыха. Они соединяются между собой не только непосредственно, т.е. самим фактом расположения, близостью друг к другу, но и сетью пешеходных и транспортных путей сообщения. Перед планиров­щиками стоит задача выявить способы размещения, наиболее рациональные с точки зрения их доступности для жителей.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.