Повседневная жизнь римского гражданина — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Повседневная жизнь римского гражданина

2018-01-05 252
Повседневная жизнь римского гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочий день римлянина около 105 г. до н.э. начинался с восходом солнца, а иногда и рань­ше. Искусственное освещение было тусклым, дорогим и поэтому почти недоступным. Даже зажиточные граждане предпочитали дневной свет. С утра каждый свободный римлянин спе­шил к своему патрону, чтобы нанести ему ви­зит вежливости. Отпущенные на волю рабы продолжали зависеть от своего господина, а влиятельность патрициев определялась чис­лом их клиентов. Во время визитов вежливо­сти по утрам патриции выслушивали просьбы и жалобы.

Они были обязаны ежедневно принимать клиен­тов и при необходимости помогать им. Вошло в обычай при каждом визите дарить клиенту шесть сестерциев, в особых случаях делать ему более дорогие подарки, например новую тогу. Бедняки посещали своих покровителей чаще, чтобы получить больше.

После утреннего приема господин покидал свой дом, чтобы нанести необходимые ему самому ви­зиты, а его клиенты отправлялись на работу. Утрен­ние визиты вежливости позволялось наносить лишь мужчинам; иногда с просьбой могли обра-

титься вдовы. В остальном же жизнь женщины про­ходила в стенах дома, хотя она уже не переходила из-под опекунства отца прямо под власть мужа, которого выбирала по своей воле, и имела право наследования, что раньше было запрещено. Источник: Энциклопедия «Хроника человече­ства». М., 1997.

7S3

мер — так называемый дом врача. В плане он, как греческий дом. Комнаты выходили во внутренний дворик (атриум). В крыше располагался световой колодец, через который дождевая вода стекала в небольшой бассейн в цент­ре атриума. Со II в. до н.э. дома становились больше, в планировке появля­ется новый элемент — перистиль —двор, окруженный крытой колоннадой. В строительстве использовались известняк, туф, кирпич.

В I в. до н.э. в Риме началось строительство многоэтажных домов для бедных. Беднота ютилась в крошечных каморках с минимумом удобств. Многоквартирные доходные дома типа казарм достигали высоты 20 м. Пе­рекрытия между этажами были ненадежными и тонкими: строители стара­лись экономить средства на дешевых жилищах.

Наибольшего расцвета древние города достигли в эпоху Римской импе­рии. От 5 до 10% населения империи проживало в городах4. Они строились или расширялись по всей территории, простиравшейся от Британии до Ира­ка. Во многих частях Северной Африки, которые сейчас превратились в пу­стыни, римляне создали города с населением в десятки тысяч человек. Рим­ские города были центрами культуры и торговли, в них сооружались вели­чественные общественные здания и усовершенствованные системы водоснабжения и канализации.

РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА

Если в римском мире города были прежде всего политическими, адми­нистративными и военными центрами и только затем — экономическими, то в средневековой Европе города сохраняли почти исключительно полити­ческую и административную функции. Их значение определялось присут­ствием не государя, охотно путешествующего и предпочитающего деревню, а епископа. Будучи религией преимущественно городской, христианство поддерживало на Западе городскую жизнь.

Судьба раннего европейского города неразрывно связана с судьбой хрис­тианства. Быть христианином в первые века христианства означало быть крестьянином, ибо Христос и его ученики ненавидели город. Нашествие варваров в IV в. н.э. закончилось разграблением и сожжением прекрасных римских городов и величественных построек.

Ранние христиане уходили из городов, оставляя их на разграбление вар­варам и вандалам, а не бросались на их защиту. Это исторический факт. И то, что они унесли с собой негативное представление о ценности города и городской жизни, — это тоже исторический факт. Но какой город они не любили — римский город периода расцвета, который служил не только оча­гом культуры, но и центром развлечений, не всегда высоконравственных, или уже сожженные варварами пепелища, где оставаться было небезопасно для жизни? Вряд ли кто когда-либо сможет ответить точно, опираясь лишь на археологические данные, а догадок выдвигается множество.

После нашествия варваров городская цивилизация, созданная Римской империей, на несколько столетий практически исчезла. Наступила эпоха запустения. Люди переселились в деревню, где можно было пропитаться.

4 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 246.

Низкий уровень жизни позволял обходиться минимумом, поэтому не было потребности в искусных ремесленных изделиях, украшениях, художествен­ном украшении быта, которые могли быть созданы только в городе. Старая аристократия была практически уничтожена, не было ученых и науки, для развития которых необходим городской воздух.

Вместо civitas появилисьpaganus, цивилизация запустела и наступили «тем­ные века» — беспространственные и безвременные (нигде и навсегда) вместо прежних: места и ситуации, как «здесь и сейчас», античного города5. В таких местах было неуютно жить и невозможно творить. Остатки цивилизации пе­реместились за город, где и произрастало будущее Европы.

И на Руси иерархи церкви, в том числе патриарх киевский, покидали свои епархии, порой на века. Жизнь за городом хороша для иерархов, но плоха для рядовых горожан. Отсутствие духовного поводыря и окружающей его архи­тектурной инфраструктуры затормозило развитие городской культуры и го­родской ментальное™. Длительное время на Руси оставаться христианином означало покинуть город, а не уберечься в нем.

Однако христиане вскоре вернулись в города и создали прекрасную ар­хитектуру. Средневековая городская культура, особенно высокая готика, не­возможна без христианства. Дело в том, что раннехристианская община — это прежде всего городская община, сельская округа оставалась все еще язы­ческой. Члены общины объединялись церковной властью епископа — пре­емника апостолов, хранителя учения, совершителя литургии и всех важных церковных дел. Обычно один епископ приходился на целый город, поэтому канонические (вероучительные) территории совпадали с городскими. Ника­кой формальной иерархии между епископами в тот период не существова­ло. Первенство епископов тех или иных городов, таких, как Рим, Антиохия, Александрия и т.д., — это первенство чести, воздаваемого городу и его об­щине уважения6.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ГОРОД

После уничтожения Римской империи количество европейских городов уменьшилось, а численность населения сократилась. Это произошло в резуль­тате эпидемий чумы, войн, пожаров. Лишь в X в. эти города начали возрож­даться, но их развитие было неравномерно, часто его сдерживали голод и эпи­демии. Самой опустошительной оказалась эпидемия черной чумы, свиреп­ствовавшей в Европе в 1348—1350 гг., которая унесла в некоторых городах половину населения.

В период раннего Средневековья еще сохранялось немало античных го­родов, в их числе Константинополь, Фессалоника и Коринф в Греции; Рим, Равенна, Милан, Флоренция, Болонья, Неаполь, Амальфи в Италии; Париж, Лион, Марсель, Арль во Франции; Кельн, Майнц, Страсбург, Трир, Аугс-бург, Вена на немецких землях; Лондон, Йорк, Честер, Глостер в Англии. Большинство античных полисов или колоний пережило упадок и в значи-

5 Левинтов А. Муниципализация в историческом контексте человеческих ценностей. — http://rels.obninsk.com/Rels/Limited/Nsub/UM/0003/l-l. htm.

6 Солдатов А., Холмогоров Е. Каноническое пространство: принципы, идеологи, конфликты // Оте­чественные записки. 2002. № 6.

тельной степени аграризовалось. На первый план вышли их политические функции — административного центра, резиденции, укрепления (крепости). Некоторые из этих городов были относительно многолюдны, в них жили ре­месленники и торговцы, действовали рынки.

Рис. 23. Многие европейские города возникли на местах древнеримских поселений

и военных лагерей

Многие европейские города, поражающие сегодня туристов своими исто­рическими достопримечательностями, возникли на местах древнеримских поселений и военных лагерей. Так, Париж начался с того, что римляне пост­роили на острове Сите посреди Сены свой укрепленный лагерь, превратив­шийся с течением времени в центр завоеванной Галлии — Лютецию Паризи-орум. Еще в римское время город перешагнул Сену, сейчас там знаменитый Латинский квартал. Однако площадь перед собором Парижской Богоматери, почти совпадающая с центром римской Лютеции, так и осталась, во всяком случае символически, центром Парижа. Также была основана и Венеция, ко­торая являлась поселением с V в. до н.э., а городом стала лишь в начале IX в. н.э.7 Нынешний Амьен8 во Франции, исторический центр области Пикардия, под именем «Samarobriva» был известен как главный город амбианов еще во время Цезаря. Женева впервые упоминается в I в. до н.э.. Кёльн, город в Гер­мании, известен с I в. до н.э. Французский город Авиньон основан на месте древнеримской колонии в I в. н.э.

7 Венеция в период с IX—X по XVI в. — крупный центр посреднической торговли между Западной

Европой и Востоком. s Здесь находится самый большой во Франции готический собор — Нотр-Дам (XIII—XV вв.).


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.