Федотов Г. П. Петербург и Москва — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Федотов Г. П. Петербург и Москва

2018-01-05 212
Федотов Г. П. Петербург и Москва 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как странно вспоминать теперь классические ха­рактеристики Петербурга из глубины николаевских годов: Петербург-чиновник, умеренно-либераль­ный, европейски просвещенный, внутренне чер­ствый и пустой. Миллионы провинциалов, приез­жающих на берега Невы обивать порог министер­ских канцелярий, до самого конца смотрели так на Петербург. Оттого и не жалеют о нем: немецкое пятно па русской карте. Уже война начала его раз­рушение. Похерила ненавистный «бург», эвакуиро­вала Эрмитаж, скомпрометировала немецкую на­уку. Город форменных вицмундиров, уютных васи-леостровских немцев, шикарных иностранцев — революция слизнула его без остатка. Москва куда проще Петербурга, хотя куда пес­трее его. Противоречия, живущие в ней, не раз­дирают, не мучают, как-то легко уживаются в на­родной полихромии. Каждый найдет в Москве свое, для себя, и если он в ней проезжий гость, то не может не почувствовать себя здесь совсем счастливым.

Многоцветность архитектурных одежд, слой за слоем, как луковицу, покрывает тело Москвы. На

каждой печать эпохи — настоящая ярмарка сти­лей, разбросанная в зелени садов под вольным небом и ласковым солнцем. Сама история утра­тила здесь свою трагическую тяжесть, лаская глаз пышностью декораций. За два века благо­душного покоя развенчанная столица отвыкла от ответственности дела государева — и такую

любил ее народ: безвластную и вольную, широ­кую и святую. Вероятно, Москва — сердце Рос­сии, любовь ее не похожа на строгую царскую Москву, новое чувство Москвы органически пе­реработало памятники царского времени, уто­пив их в мягком свете благочестивых воспоми­наний.

Сокращено по источнику: Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1991. С. 50-65.

2 Высоковский А. Семь сюжетов о городе. — http://www.rels.obninsk.com/Rels/Limited/Nsub/Um/9704/

l-l.htm. 1 Коган Л.Б. Демократия без городов? Сборник статей. Новосибирск, 1993.

ции. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; ис­торический центр Санкт-Петербурга в условных границах, связывающих главные вокзалы и центральные станции метро; «Священный овал», «Пре­красный Париж» — оба берега Сены от собора Парижской Богоматери до площади Шарля де Голля и от Монмартра до Монпарнаса; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть граф­ства Нью-Йорк, занимающая территорию острова Манхэттен.

Исторический центр Москвы занимает 3% общей площади города. Здесь сосредоточено 65% из 3 тыс. отдельных памятников культуры и 85% из 12,5 тыс. объектов историко-градостроительной среды. Это традиционные московские дома, из которых веками складывалась столица. В центре Мос­квы, по данным Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, под охраной находится 2326 памятников истории и культуры, в том числе 124 памятника архитектуры, 285 — истории, 117 —археологии, 850 ис­торических некрополей (ценные надгробья), 187 — монументального искус­ства (скульптурные памятники). Здесь выделены девять заповедных зон, куда включены улицы и районы с наиболее сохранившимися планировками: Китай-город, Остоженка, Пречистенка, Арбат, Поварская, Петровка, Куз­нецкий мост, Большая Никитская, Маросейка, Покровка, Замоскворечье и т.д. Старая часть Москвы имеет радиально-кольцевую планировку. Исто­рическое ядро Москвы — ансамбль Московского Кремля, рядом с ним Крас­ная площадь, храм Василия Блаженного. Среди сохранившихся памятни­ков — церковь Вознесения в Коломенском, архитектурные комплексы мо­настырей (Андроникова, Донского, Свято-Данилова, Новодевичьего, Симонова и др.), ансамбли усадеб (Кусково, Останкино, Кузьминки, Цари­цыно и др.), церкви и отдельные здания XVII в., жилые и общественные зда­ния XVIII — первой половины XIX в. в стиле классицизма — Пашков дом (ныне корпус Российской государственной библиотеки), Благородное собра­ние (Колонный зал), старое здание Московского университета, Большой те­атр. В 1920— 1930-х гг. были реконструированы центр Москвы и крупнейшие магистрали (при этом разрушены некоторые ценные памятники истории и архитектуры). Москва включена в список исторических городов, которые охраняются законом.

Исторический центр классических Афин образует Акрополь, а современный город имеет два центра: площадь Согласия (Омония) и площадь Конституции (Синтагма). Здесь находятся опера, ряд театров, большое количество зимних и летних (открытых) кинотеатров. Плаке — один из самых старых и живопис­нейших районов Афин, расположенного у подножия Акрополя.

В Афинах сохранились памятники римской и византийской эпох, храмы и арки классической Греции. В Древней Греции Афины — город-государство (полис), игравший ведущую роль в ее истории и культуре. В XVI—XIII вв. до н.э. на скалистом Акрополе существовало укрепленное поселение. Процесс объединения Аттики вокруг Афин длился несколько столетий. В середине VII в. до н.э. аристократ Килон предпринял неудавшуюся попытку захватить власть. В 594 г. до н.э. в Афинах были проведены реформы Солона. В Афинах возник новый общественный и политический центр — Агор((к северо-западу от Акрополя). Рядом располагался район гончаров — Керамик. Акрополь ос­тавался религиозным центром города. Здесь в начале VI в. до н.э. был соору­жен древнейший из известных храмов Афины Паллады. Около 560 г. до н.э. в

Афинах установилась тирания Писистрата. При нем Афины распространили свое влияние на ряд островов Эгейского моря, укрепились на берегах Геллес­понта (ныне Дарданеллы). Город разросся, украсился новыми зданиями и ста­туями, на Агоре воздвигнуты храмы Аполлона и Зевса. Восстановление демо­кратии в Афинах, получившее выражение в реформах Клисфена (509 г. до н.э.), было ознаменовано строительством новых зданий на Агоре — для Совета пя­тисот и храма Матери богов. Место народных собраний от подножия Акро­поля было перенесено на холм Пникс.

В начале V в. до н.э. Афины возглавили сопротивление греческих поли­сов в борьбе с персами. В 480 и 479 гг. до н.э. персы разоряли город. После

освобождения Афин началось новое строительство. Прежние скульптурные украшения храмов и статуи были захо­ронены (были обнаружены археологами лишь в XIX в.). Век Перикла (правил в 444/443—429 гг. до н.э.) стал «золотым» веком. Афины возглавили морской союз греческих городов (его казна хранилась в Афинах). Был создан новый ансамбль Акрополя (в том числе парадный вход — Пропилеи). Работами руководил скуль­птор Фидий, друг Перикла, создавший две статуи Афины (Промахос — Вои­тельница и Парфенос — Дева). В сере­дине V в. до н.э. Агора стала городским торговым центром. Проигранная Афи­нами Пелопоннесская война, поглотив­шая много средств, не позволила вести интенсивное строительство. Упадок Афин довершило подчинение Греции власти македонских царей. В середине II в. до н.э. Римская республика под­чинила Грецию, в 87 г. до н.э. римский полководец Сулла взял город и раз­грабил его. Среди его трофеев наиболее ценными, вывезенными в Рим, были памятники искусства. Во II в. н.э. римский император Адриан, поклонник греческой культуры, создал новый район Афин, который назвал городом Адриана, и завершил строительство храма Зевса Олимпийского, начатое Пи-систратом. В 267 г. Афины подверглись набегам готов и герулов. После рас­пада Римской империи Греция вошла в состав Восточной Римской импе­рии — Византийской. Из Афин исторические памятники стали вывозить в Константинополь (в том числе обе статуи Афины скульптора Фидия). В 529 г. император Юстиниан изгнал из Афин последних философов и риторов. Древ­ние храмы превращали в христианские церкви. Так, Эрехтейон стал церко­вью Богоматери. После четвертого Крестового похода Афины стали столи­цей Афинского герцогства (1205—1456). Герцоги из Бургундии, затем коро­ли Сицилии сделали своей резиденцией Акрополь. В 1456 г. Афины после захвата их турками стали турецкой крепостью. Парфенон превратили в ме­четь, Эрехтейон — в гарем турецкого правителя Афин, Пропилеи — в казар­мы и пороховые склады. В 1656 г. взрыв на этом складе уничтожил часть здания. В 1687 г. Акрополь осадили венецианцы, воевавшие с турками. Ядро, пущенное ими, взорвало Парфенон (там турки хранили порох).

Исторический центр Санкт-Петербурга в документах не определен доста­точно четко. Согласно ведомственным строительным нормам, городской центр полностью совпадает с границами четырех центральных администра­тивных районов (Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального). Общая площадь центральных районов Санкт-Петербурга превышает 7 тыс. га, из них суша — 83%. На улично-дорожную сеть прихо­дится от 17 до 22% территории суши. Центральное городское пространство Санкт-Петербурга включает обширную водную арену между Дворцовым и Троицким мостами. Это главное символическое пространство города, его основная ценность. Оно сформировано на севере ансамблем Петропавлов­ской крепости и Кронверком, на западе — ансамблем стрелки Васильевско­го острова и Университетской набережной, на юге — имперским поясом, включающим Сенатскую площадь, Адмиралтейство, Дворцовую площадь, Дворцовую набережную, Марсово поле, Летний сад.

Рис. 55. Дворцы Санкт-ПетербургаЗимний (Эрмитаж) и Таврический

В планировке и застройке Санкт-Петербурга выделяется территория исто­рического центра (40 кв. км), которая характеризуется сложившейся системой улично-дорожной сети и наиболее ценной в историко-культурном отношении капитальной застройкой. В число 500 учреждений культуры города входят 170 музеев, 48 концертных организаций, 24 театра и множество библиотек. В горо­де действуют 46 институтов Российской академии наук, 300 отраслевых НИИ, 115 высших учебных заведений. Здесь находятся около 3 тыс. памятников ис­тории и культуры. В некоторых кварталах концентрация памятников превышает 25% общего количества зданий и сооружений; их площадь составляет от 50 до 100% территории. Ежегодно здесь проводится около 20 международных фести­валей искусств, около 80 музыкальных и театральных фестивалей4. В историчес­ком центре на площади 3768 га (в том числе акватории реки Невы —491 га) ус­тановлена объединенная охранная зона памятников истории и культуры —тер­ритория с особым регулированием градостроительной деятельности.

4 http://www.spbcentre.ru/rus/zastroj/glaval_2.htm.

Исторический центр Праги насчитывает более 1700 памятников огромной ценности, сотни старинных зданий, дворцов и храмов, множество старинных переулков и прекрасных садов. Это подлинная сокровищница художествен­ных ремесел и архитектуры. Среди них замок Вранов-над-Дыей, окруженный живописным национальным парком Подийи, собор Святого Вита, где прохо­дили коронации чешских правителей. Пражский град — политический и ис­торический центр города, а также резиденция президента республики. Это це­лый комплекс архитектурных памятников чешской столицы. Будучи резиден­цией королей и императоров, а потом и президентов, Пражский град на протяжении многих веков служил центром политического и культурного фор­мирования нации. Прага — одна из красивейших столиц мира.

С глубокой древности формировалась экономическая неоднородность город­ского пространства, которая выражалась в неодинаковой стоимости земли — чем ближе к центру, тем она дороже. Неоднородным является и культурная значи­мость городской территории. Люди насыщают центр главными культурными символами —храмами и дворцами, центрами власти, увеселительными заведе­ниями, торговыми комплексами, университетами, музеями, библиотеками.

Для исторических центров европейских столиц характерны очень плот­ная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; радиально-кольце­вая структура или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жи­лой застройки зданиями правительственного или делового значения; разви­тие культурно-зрелищных, торговых учреждений, театров и т.д. Дневное население резко превышает ночное.

Зачастую в историческом центре горожане селятся буквально друг над другом, не оставляя свободного пространства. В этом плане наиболее сильное впечатле­ние производят площадь Сан-Марко и Пьяцетта в Венеции. Итальянцы застра­ивали поверхность земли очень плотно, дома теснятся друг к другу, улицы и ка­налы конкурируют между собой. Метровый проход между домами в большин­стве европейских городов — считается улицей и имеет название. Как правило, к центру тяготеет и особо ценимое горожанами озелененное пространство.

Исторический центр возникает первым на карте города, по своему воз­расту он всегда старше остальной территории и является самой обжитой тер­риторией. Поэтому здесь накапливается больше всего культурных слоев, па­мятников, реликвий.

ТИПЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

В разные исторические эпохи роль городского центра выполняли самые разные общественные постройки, территории, сооружения — площадь, кремль, дворец и др. Так, в древнекитайском городе центром служил цар­ский дворец, а в средневековом европейском городе — рыночная площадь. Нередко исторической точкой отсчета городского центра выступает ратуша, соборная или рыночная площадь. Вокруг них особенно плотная городская застройка. Центром Древнего Рима был Форум Романум, к которому после­довательно пристраивались все новые императорские форумы, к середине I в. слившиеся в один гигантский комплекс. Центром Рима эпохи Возрождения стала площадь перед собором св. Петра. У Страбона, в XVII книге его «Гео­графии», можно прочитать об историческом центре Александрии: «В цент-

ре города находятся здание суда и рощи. Здесь же — Пансион, искусствен­ная конусообразная возвышенность, похожая на скалистый холм; на эту воз­вышенность подъем идет по винтовой линии, с ее вершины можно созерцать весь кругом расстилающийся город...» Центром города здесь выступает не площадь, не ратуша и не дворец правителя, а главный политический инсти­тут государства — суд. Первый план Петербурга, составленный Ж. Леблоном в 1717 г. и одобренный Петром I, имел своим центром царский дворец по­среди Васильевского острова. Рядом — Дворцовая площадь с Зимним двор­цом и зданием Генерального штаба, по другую сторону от Адмиралтейства — Сенатская площадь. Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова как бы замыкает на себя весь город и тоже претендует на роль его центра.

Рис. 56. Центром древнекитайского города служил императорский дворец

Городская площадь центральная часть городского пространства, имею­щая хозяйственное, культурное, социальное и архитектурное предназначе­ние. Она именуется у немецев Platz, у французов —place, у англичан —place или чаще square. У древних греков городская площадь называлась агорой (agora), а у римлян — форумом (forum).

Агора — у древних греков собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (торговые, судебные, военные). Со временем агорой стали называть и само место (площадь) проведения со­браний. Она была также местом торговли, средоточием праздничных процес­сий, гуляний, где городские жители проводили значительную часть времени (словом «агорайос» называли фланеров, праздношатающихся). По сторонам площади находились статуи богов, храмы, государственные учреждения, пор­тики с торговыми лавками. Греческие города строились от центра к перифе­рии. Определялось место агоры, затем направление идущих от нее улиц, и,

наконец, намечался внешний периметр. В планировке города была своя внут­ренняя логика, согласно которой агоре отводилась роль объединяющего эле­мента. Агора занимала большую территорию, около ЗООх 150 м, которая была разделена на несколько частей; южную часть окружали галереи с высокими колоннами, так называемыми стоями, где обменивались информацией тор­говцы, вершили суд судьи, работали чиновники, проводили занятия учителя, болтали сплетники. Эти галереи служили естественным дополнением агоры, давали защиту от дождя и зноя, увеличивали пространство и в то же время являлись величественным архитектурным фоном.

Иногда агора занимала до трети городской территории; к ней примыка­ли жилые кварталы, культовые и административные учреждения. В центре агоры располагалась орхестра для танцев и хорового пения. Таким образом, агора выполняла роль общественного центра. Здания, окружавшие афинскую агору, хорошо известны, поскольку описаны путешественником Павсанием, жившим в правление императоров Адриана, Антонина Пия и Марка Авре­лия (середина II в. н.э.). Агора была местом, где человек мог реализовать свои политические права. Здесь выступали политики и народные трибуны, велись жаркие диспуты и ожесточенные теоретические дебаты. Можно сказать, что агора — древнегреческий Гайд-парк.

Площади, театры, стадионы и даже храмы были направлены не столько на решение небесных дел — прославление и возвеличивание богов, сколько на решение земных — объединение, солидаризацию греческих племен. Па­мятники посвящались местным героям, политическим деятелям, защитни­кам свободы, выдающимся личностям прошлого. В Афинах главные храмы, почти все судебные и административные учреждения, основные ремеслен­ные и торговые районы, все городские кварталы и места занятий спортом, интеллектуальной деятельностью находились на агоре или примыкали к ней. Таким образом, агора служила торговым, религиозным и общественным центром древнегреческого города, символическим выражением греческой де­мократии.

В период расцвета греческой цивилизации в V в. до н.э. на афинской аго­ре ставились театрализованные представления — пьесы, танцы и песни хора. Для них отводилось специальное место — орхестра — круглая площадка, на­ходившаяся посредине пространства агоры. Позднее пьесы ставились в те­атрах, поначалу очень примитивных. Пространство театра делилось на три части: скамьи для публики, расположенные амфитеатром; орхестра для танцев и песен хора; скена — крытое сооружение с дверями и возвышением, на котором выступали актеры и крепились декорации. Скена чаще всего сим­волизировала царский дворец, а орхестра, т.е. круглая площадка между сце­ной и амфитеатром, изображала агору. Таким образом, в древнегреческих тра­гедиях агора, или орхестра, была местом пересечения двух начал — ойкоса царя и полиса народа. Ойкос — воплощение хтонической родовой семьи, полис — динамической общины3.

Афинская агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Арео­паг и Колон ограничивали ее с юга и запада. Находки керамических фрагмен­тов свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во 11 тысячелетии

' Мэтро Ги П.Р. Города и места публичных собраний в древнем мире: греческая агора и римский форум // Культуры — диалог народов мира. 1983. № 1. С. 6.

до н.э. Древнейшим общественным зданием, возведенным в этой части горо­да, был Булевтерий — здание заседаний Совета. С юга к Булевтерию примы­кало здание с двором, окруженным колоннадой (перистилем). Там имелись колодцы, трубы, по которым подводилась питьевая вода, и кухня. К северу от Булевтерия с глубокой древности располагались святилища Матери Богов, Аполлона Патрооса (Отчего) и Зевса Элевтерия (Освободителя). Все эти древ­ние постройки, за исключением Булевтерия, были сильно повреждены или разрушены во время разграбления Афин персами в 480—479 гг. до н.э. После­дние античные постройки на агоре относятся ко времени Августа. При нем был построен Одеон — небольшой крытый театр. В ту же эпоху посреди агоры воз­вели перенесенный сюда с другого мес­та храм Ареса, относящийся к V в. до н.э. Войдя в состав Римской империи, Афи­ны превратились в провинциальный го­род, и политическая жизнь здесь практи­чески замерла. Город стал легкой добы­чей пришедших с севера готов, которые обрушились на него в 267 г. н.э. Во вре­мя нашествия Афины были разграблены, а здания и памятники архитектуры снесены.

Римский форум. Его историческим предшественником, без сомнения, яв­лялась древнегреческая агора, которая, как и форум, выполняла смешанные функции — религиозные и политические, но в меньшей степени зрелищно-развлекательные. Но не только в этом проявлялись различия между двумя культурными институтами. Различным было их духовное предназначение: агора способствовала развитию гражданского самосознания, а форум — са­мосознания государственного.

Если у греков статуи выдающимся личностям можно было легко пересчи­тать, то у римлян насчитывались тысячи статуй, заказанных сенатом или мест­ными властями и посвященных людям, проявившим образцы храбрости, щедрости или самопожертвования. Они устанавливались повсюду — в домах, в официальных зданиях и базиликах, на форумах и улицах. Неуважение к ним означало неприятие тех нравственных качеств, которые они воплощали. Не­почтительное отношение к статуе императора рассматривалось как государ­ственная измена. Таким образом, римское общественное пространство имело ярко выраженный личностный характер, т.е. здесь было представлено обще­ственное лицо человека, служившего государству.

Происхождение римских форумов связано со зрелищами. Первоначаль­но они строились для боев гладиаторов, ритуальных игр в честь недавно усоп­ших общественных деятелей и других известных личностей. Каноническое прямоугольное пространство, окруженное портиками с расположенным по его оси храмом, вероятно, возникло из площадки для представлений с ам­фитеатром.

На римском форуме в 46 г. до н.э. Юлий Цезарь демонстрировал несколько сот пар гладиаторов — главным образом из осужденных нарушителей, рабов и профессионалов, которые состязались в память его скончавшейся дочери Юлии. Игры организовывались и финансировались государством.

Европейские города эпохи Средневековья и Нового времени часто выраста­ли вокруг рыночной площади, которая становилась главным градообразующим

элементом. Так, центром немецкого города Любек, возникшего в 1159 г., стал рынок с лавками купцов, к которому примыкали улицы ремесленников.

Городская площадь — широкое пространство, отличающееся своими разме­рами и очертаниями от линейных дорог и улиц, располагающее скорее к отды­ху или остановке в движении, нежели к продолжению пути. Первоначально площадь определялась всего лишь как место в черте города, достаточно простор­ное, чтобы вместить большое число людей, и выполнявшее определенные функ­ции, т.е. ее рассматривали не как пространственный, а как функциональный центр города — место обмена, причем не только товарами, но и информацией. Хотя средневековый город знал только один вид площади — рыночную, она была достаточно разнообразной по форме: свободный от зданий прямоугольник или квадрат среди городских кварталов, пространство вокруг церкви у рынка.

Все средневековые постройки, в том числе городская площадь, подчиня­лись строгим законам. Рыночная площадь воздвигалась в центре города, а в центре самой площади ставили фонтан. В середине фонтана часто устанав­ливали скульптуру рыцаря с мечом, потому что меч служил символом суве­ренного права города на высшее судопроизводство вплоть до смертной каз­ни. Символом открытия рынка являлся сначала крест, позже — флаг, соло­менная метла, реже — шляпа на шесте. Объект особой гордости — ратушу — старались строить в лучшем месте и выше, чем в соседних городах.

Историческим центром Москвы выступает Красная площадь, однако вок­руг нее на значительные расстояния простираются малообжитые территории, поскольку здесь сконцентрировано множество учреждений и памятников культуры.

Кремль (до XIV в. детинец; кром) — центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями; комплекс оборони-

Врезка

Б. Пипия

В Петербурге множатся

Пешеходные зоны

Уже не первый год в городе на Неве ведется планомерная работа по благоустройству дворов, кварталов и улиц. Первой пешеходной зоной была Малая Конюшенная, которую вскоре окре­стили питерским Арбатом. Недавно в новом «пешеходном» обличье предстала Малая Садо­вая улица, расположенная между Невским про­спектом и Итальянской улицей. Сегодня петербургское предприятие «Возрож­дение» на Васильевском острове приступило к строительству пешеходной зоны на 6-й и 7-й линиях, которые были проложены еще в XVIII в. Заменят инженерные сети, улицу вымостят гра­нитными плитами и пиленой брусчаткой. На бульваре строители проложат набивные дорож­ки, установят новое наружное освещение, ска­мейки и урны.

В 1999 г. горожане получили 19 благоустроен­ных по европейским стандартам кварталов. Было оборудовано 1435 новых детских и 425

спортивных площадок. Посажено 72 807 дере­вьев. В районном смотре-конкурсе квартал меж­ду улицами Егорова, 3-й и 4-й Красноармейски­ми и Измайловским проспектом занял первое место. Отремонтировали фасады зданий, заас-

фальтировали улицы, тротуары замостили раз­ноцветной плиткой, над подъездами установи­ли красивые козырьки, на подвальные окна по­ставили кованые ажурные решетки. В нынешнем году петербуржцы получат в пода­рок еще около 20 благоустроенных кварталов. Источник: Независимая газета. 2000. № 147. 9 авг.

тельных, дворцовых и церковных сооружений. Он располагался на высоких местах, обычно на берегу реки или озера и был ядром города, определял его силуэт и планировку. Кремль сохранился в Новгороде, Пскове, Туле, Ниж­нем Новгороде, Смоленске, Москве и других городах.

Согласно легенде первый маленький Кремль, построенный Юрием Дол­горуким в 1147 г., включил укрепленный двор боярина Кучки на Боровиц­ком холме. Затем центром Москвы долгое время считалась Соборная пло­щадь внутри Кремля (лишь застройка внутри Кремля называлась городом), и только в советское время роль центра города перешла к Красной площади.

ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА

В технологии городского планирования исторический центр города час­то создают как свободное от автомобильного движения пространство. В та­ком случае он включает пешеходную зону, центр развлечений и отдыха, мно­жество живописных переулочков с пре­лестными домиками, культурные достопримечательности, респектабель-ные магазины и салоны, сувенирные магазины, супермаркеты.

В конце 1980-х гг. в Москве была создана пешеходная зона — улица Ар­бат, куда сразу устремились художники, «интеллектуальные бомжи», бесприют­ные музыканты и любители потусовать­ся. Москва обзавелась собственным «Монпарнасом». Улица простирается от одной станции метро до другой, со­единяет два кольца, не имеет ни зелени, ни скамеек. Она связывает арбатс­кие переулки, насыщена памятниками архитектуры, магазинами, кафе и ресторанчиками, короче, тут есть что делать и куда пойти. И даже если про­сто гулять — она достаточно длинна и живописна.

Исторический центр Санкт-Петербурга не стал еще пешеходной зоной в классическом понимании как единый комплекс, не доступный для автомоби­лей, хотя здесь проводятся городские празднества, фестивали. Но в обычные дни это пространство малолюдно, здесь мало магазинов, кафе, ресторанов, а осенью и зимой здесь вообще пустынно. Во многом это объясняется слабой транспорт­ной доступностью и сложившимся отношением к ядру исторического центра, его зданиям и ансамблям, как к месту, где коммерческая активность не поощ­ряется, где расположены закрытые для публики учреждения и объекты. Это проявляется в отсутствии освещенных витрин, окон, рекламы, общественного транспорта. Правда, в 1997 г. на совместном заседании Градостроительного совета Санкт-Петербурга и Научного совета по вопросам охраны культурного наследия рассмотрен проект создания торгово-пешеходной зоны на 6—7-й ли­ниях Васильевского острова. К работам приступили только в 2000 г.

Конечно, отреставрированная «под старину» главная улица или квартал города во многом напоминает театральные подмостки, здесь много декора­ций и бутафории. Но они необходимы и местным жителям, и туристам для того, чтобы почувствовать прелесть ушедших эпох, воплощенную в кривых

средневековых улочках, старинных кафе и булочных, бесконечных семейных магазинчиках и небольших лавках, кондитерских, мастерских, библиотеках, художественных ателье, клубах, гостиных дворах, музеях, подвальчиках, бельведерах и колоннах.

Когдалюди проходят по Арбату, замечают социологи и архитекторы, у них меняются выражения лиц, походка, они держатся прямо и свободно, а не ютятся на тротуарах, в шуме, где и поговорить-то толком нельзя.

В Москве пешеходных зон, если судить по европейским стандартам, край­не мало, всего шесть: Арбат, переулки Лаврушинский, Столешников, Камер­герский, Красная и Манежная площади. Самая известная — Красная площадь со всеми прилегающими территориями. Самая популярная зона — Старый Арбат. Столешников переулок больше похож на проходной двор. Гулять между супердорогими бутиками людям не интересно. Брусчатка здесь по ко­рявости напоминает горную тропу. По сравнению с ними Камергерский переулок около МХАТа можно считать эталоном столичных пешеходных зон: оптимальные длина и ширина, на всем протяжении — скамейки.

Согласно недавно принятой концепции развития «Золотого кольца» до 2010 г., пешеходная зона охватит 336 га земли в центре Москвы, в нее вой-

Врезка

Г. Касьяникова Прогулка по переулкам

Камергерский — самая новая пешеходная зона. Но уже любимая народом. Две американки, зад­рав ноги, сидят на скамейке, весело поедая фаст-фуд из картонного корытца. Еду они купили явно не здесь: в Камергерском только кафе и ресторан­чики. Чашка кофе в одном — 65 руб., в другом — 100. Если поискать, найдем и дороже. «Посетите­ли» переулка не обычные гулены, а деловые люди, на минутку вырвавшиеся из офисов. Скамеек много, и все заняты... Камергерский — единствен­ное гульбище, где люди не гуляют, а читают. При­чем не только газеты, а даже брошюры! Наверное, близость МХАТа действует... Столешников переулок удивляет пустотой. Пе­шеходы, москвичи и гости столицы, ау! Нет от­вета — только проносятся мимо спешащие по делам прохожие. И мелькают рыжими робами рабочие: полпереулка занимает стройка. Мага­зины — простите, это не магазины, а бутики — ювелирный, меховой, одежда такая, одежда сякая. Один уже съехал, закрылись два кафе. Брусчатка такая неровная, даже ноги устали. Вокруг— ни одной скамейки... А вот на Манежной — не протолкнуться. Приез­жие дисциплинированно фотографируются: «я и Кремль», «я и Жуков», «я и клумба». На нулевом километре туристы уже изобрели ритуал: встать в круг лицом к Красной площади и бросить мо­нетки через левое плечо. Все рестораны выш­ли к людям: устроили летние террасы. Хотя ста­кан сока стоит 4 долл., террасы засижены. Тут

же, на бордюре, пристроилась парочка с бутыл­кой минералки и бутербродом — вид на Алексан­дровский сад тот же, что и за 4 долл. Настоящая пешеходная зона должна быть гос­теприимной — она придумана для общения. А потом уже: жилой (чтобы вечером не пугать людей темными окнами), демократичной (что-

бы было что купить), «питательной» (чтобы было где утолить голод) и культурно-образовательной (чтобы было где утолить духовный голод). Есть и свои «но»: пешеходная зона не должна распо­лагаться близко к станции метро и не должна затруднять транспортное движение в районе, поэтому на больших магистралях — на районных или городских— ее проектировать нельзя. И обязательно, на крайний случай, пешеходная зона должна быть проездной. И то, что Камер­герский отделен от Тверской ступенями, нару­шает все нормы. Но главное — пешеходных зон в Москве явно недостаточно. Сокращено по источнику: Касьяникова Г. В Цен­тре не разгуляешься // Аргументы и факты. 2000. № 36.

дут такие исторические места и памятники архитектуры, как Кремль, Ки­тай-город, храм Христа Спасителя, Замоскворечье. В границах «Золотого кольца» планируется создать единую пешеходную зону, 14 обзорных площа­док, 17 новых гостиниц высокого класса. Кроме того, будет увеличено ко­личество парковочных мест, скамеек, закусочных. По территории туристи­ческой зоны проложат автобусный, речной и 14 пешеходных маршрутов.

Убрать автомобили с улиц в окрестностях станции метро «Кузнецкий мост» намерены столичные архитекторы. В ближайшее время здесь может появиться новая пешеходная зона. По словам зодчих, несмотря на свою из­вестность, Арбат не несет должной «смысловой нагрузки» — он является

всего лишь островком, отданным пе­шеходам. Совершенно иной смысл бу­дет вложен в изменение статуса улиц Кузнецкий мост и Рождественка. От­сюда гуляющие смогут дойти до Крем­ля — для этого достаточно, воспользо­вавшись подземным переходом под Лубянской площадью, пройти по Ни­кольской улице (движение там пере­крыто уже несколько лет).

Удаление автомобилей из пешеход­ного центра создаст жителям центра определенные преимущества — исчез­нет шум и чрезмерная загазованность. Однако достоинства «компенсируют­ся» недостатками: очень дорогая аренда земли и постоянное присутствие мно­гочисленных туристов.

Пешеходная зона — сердце исторического центра города, нередко напо­минает мемориал: на стенах многих домов висят мраморные плиты, сообща­ющие о том, кто именно из великих людей здесь родился, работал и жил. К примеру, на Арбате жило и бывало множество литераторов и ученых, начи­ная с А. Пушкина и кончая А. Блоком, В. Маяковским, С. Есениным. Ни один исторический центр города не обходится без таких мемориальных досок.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.