Археологи раскопали самый древний город в Китае — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археологи раскопали самый древний город в Китае

2018-01-05 236
Археологи раскопали самый древний город в Китае 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как выяснилось, самый древний в Китае город был построен 5500 лет назад. Об этом объявили археологи, завершившие раскопки в районе развалин города Линцзятань, что в провинции Аньхой (Восточный Китай). В отчете говорится, что общая площадь древ­него города, по всей видимости, составляла не более 1600 кв. м. По структуре он состоял из трех частей — жилого квартала, центральной площади и кладбища.

В процессе раскопок на территории развалин учеными были обнаружены колодец, крепостной ров, мастерская по производству каменных из­делий, 3 крупных каменных строения, метровый

алтарь, 66 могил, а также 1300 гончарных, не­фритовых и каменных изделий. Ранее эксперты полагали, что первый в Китае город был создан 4000 лет назад на территории

современного города Жичжао, расположенного в провинции Шаньдун (Восточный Китай). Источник: http://www.ancient.holm.ru/topics/ news/2002 _07.htm.

здание длиной 70 м и снабженное боковой колоннадой, обнаруженное в Мо-хенджо-Даро (рис. 21), было, по всей видимости, храмом или дворцом пра­вителя. Неподалеку от него находился бассейн, предназначавшийся для ри­туальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существен­ную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. Во всех протоиндийских городах — Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган — общественные здания — молельные дома, зернохранилища и купальные во­доемы — составляли неотъемлемую часть планировочного пространства.

Более всего исследователей поражает уровень городского благоустройства. В Мохенджо-Даро была создана уникальная для древности система водоснаб­жения и канализации, а сам город застроен двух- и трехэтажными домами. Дома нередко состояли из десятков помещений (видимо, только в домах за­житочной части населения). В жаркое время жители, вероятно, спали на плос­ких крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища. Во многих домах археологи находят специальные комнаты для омовения. Гряз­ная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в спе­циальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других цивилизациях древнего мира.

Рис. 21. План раскопок Мохенджо-Даро (IIIII тысячелетия до н.э.)

Еще одна характерная особенность протоиндийских городов, роднящая их с более поздними (средневековыми) европейскими, заключается в соеди­нении аграрного и урбанистического пространства в одном месте: село как бы проникало в город и растворялось в нем. Так, горожане держали подсоб­ное хозяйство прямо у дома, в частности домашних животных — коз, верб­людов, буйволов, домашнюю птицу. Древние индийцы выращивали пшени­цу, ячмень, бобовые культуры и, вероятно, занимались хлопководством.

Здесь была широко развита торговля. Доказательством развития внутренней торговли считают находки каменных гирь, а одно из помещений рассматри­вают как крытый рынок. Найденные печати, бусы, раковины и хараппские печати2 в городах Месопотамии (Ур, Киш, Телль-Асмар), а также Ирана (Тепе-Яхья) и Южной Туркмении (Алтын-Тепе) позволяют предполагать наличие широких торговых связей с внешним миром.

Кирпич и бетон не применялись, большинство городских построек воз­ведено из сырца стандартных размеров. В протоиндийских поселениях не об­наружены печи для обжига кирпича. Ученые обратили внимание и на то, что на территории Хараппы и Мохенджо-Даро они появились очень поздно,

когда города уже клонились к упадку. Причина состоит не в отсутствии мас­терства, а скорее в отсутствии сырья — больших лесов поблизости не было, топливо везли с Гималаев.

Археологические материалы дают не­которое представление о религиозных воззрениях населения Хараппской циви­лизации. Женские терракотовые фигур­ки (культ богини-матери) и фигурки животных, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе, и сегодня украшают домашние алтари в сельской Индии.

Среди археологических находок каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие (ножи и зернотерки, палицы и топоры, серпы и пилы и пр.), ювелирные и другие изделия (украше­ния, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты с изображением животных и протоиндийскими надписями, таблицы со знаками-символами в виде трилистника, свастики, колеса с шестью спицами и пр.). Обнаружены игровые комплекты типа шах­мат (четыре вида войск) и шашек; изделия гончарных мастеров, уже тогда применявших специальную обработку в печах и искусное орнаментирование. В Хараппе и Мохенджо-Даро была известна письменность, насчитывав­шая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Най­денная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления. Ис­тория сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные рисун­ки, изображения охотничьих сцен и пр.

В протоиндийских городах была слабо развита военная инфраструктура. Центральный храм чаще всего представлял собой комплекс зданий без каких-либо оборонительных сооружений. Поэтому около 1500 г. до н.э. дравиды ока­зались беззащитными перед натиском ариев, которые передвигались верхом и использовали боевые колесницы. Вероятно, впрочем, что арии появились там через несколько веков после падения Хараппской цивилизации.

2 На одной из хараппских печатей изображен корабль с парусом, гребными веслами и длинным кор­мовым веслом, а на двух других — герой, удушающий каждой рукой по тигру; исследователи счита­ют, что этот образ почерпнут из шумерского эпоса о Гильгамеше.

ГОРОДА МЕЗОАМЕРИКИ

Цивилизация майя переживала свою «классическую» фазу около 350 г. н.э. Народ майя, живший в Центральной Америке (современная Гватемала, ча­стично территория Мексики и Гондураса), достиг выдающихся успехов в математике (двенадцатиричная система счета, использование нуля) и астро­номии. Пирамидальные храмы и монументальная скульптура свидетельству­ют о высоком развитии их культуры. Майя создали единственную в Амери­ке развитую систему иероглифической письменности, развившуюся из ри­суночного письма. Они разработали два календаря: один — весьма точный солнечный, из 365 дней, другой — ритуальный, из 260 дней, делившихся на 13 периодов по 20 дней. Уже около 700 г. до н.э. появились первые поселе­ния майя в Гватемале и на Юкатане. Основой существования майя была ку­куруза, которую они выращивали на месте выжженных лесов. Кроме крес­тьян в городах майя жили искусные ремесленники, снабжавшие городских и провинциальных правителей своей продукцией, особенно керамикой и изделиями, украшенными резьбой по кости и нефриту. Культовые построй­ки майя сооружали на ступенчатых пирамидах высотой до 60 м.

Важнейшим центром майя был г. Чичен-Ица, расположенный на полу­острове Юкатан. Это место первоначально заселяли исключительно индей­цы майя. Но в 987 г. полуостров завоевали тольтеки. В эпоху их 200-летне­го господства г. Чичен-Ица стал крупнейшим культовым центром Юката­на. Строения, возведенные в эти столетия, напоминают архитектуру столицы тольтеков Тулы в высокогорных районах Мексики. К числу наи­более значительных памятников Чичен-Ицы относятся храмы с колонна­ми, изображающими бога Кецалькоатля, храм воинов, площадка для игры в мяч и святой колодец, давший имя самому городу (Чичен-Ица означает «у колодцаИца»).

Монументальностью отличается композиция пирамиды с храмом бога Ке­цалькоатля. Комплекс в целом восходит к образцам классической мексиканс­кой храмовой пирамиды: в основе его лежит космическая символика. Девять уровней 24-метровой ступенчатой пирамиды воспроизводят девять небес древ-немексиканской традиции. С каждой из четырех сторон, ориентированных по сторонам света, находятся крутые лестницы, каждая из 365 ступенек — по од­ной на день года. Чичен-Ица оставалась важным центром до 1200 г., пока ее место не занял г. Майяпан.

В середине I тысячелетия в Центральных Андах возникла одна из самых древних культур Южной Америки, название которой дало городище Тиауа-нако, находящееся в современной Боливии, южнее озера Титикака. Служив­шее культовым центром одноименной цивилизации, поселение Тиауанако выросло, вероятно, вокруг святилища, от которого сохранились так называ­емые Ворота солнца — арка из массивных каменных глыб, украшенная ре­льефным изображением фигуры с окруженным лучами лицом — очевидно, бога Солнца.

К 1200 г. на побережье Северо-Западного Перу сформирорвалась культура чиму. Столицей государства Чиму был Чан-Чан в долине Чикама. Город зани­мал значительную площадь и состоял из обнесенных мощными стенами четы­рех прямоугольных секторов. В каждом были свои культовая пирамида, клад-

бище и резервуар для воды. В Андском высокогорье засушливый климат, по­этому сохранение воды было одной из первоочередных задач, решение которой требовало коллективных усилий. Все свои сооружения чиму строили из глины, частично из кирпича, иногда из похожего на бетон материала, состоявшего из глины, песка, небольших камней и нарезанных стеблей кукурузы. Его исполь­зовали для обшивки зданий. Примерно с 1000 г. на побережье появились горо­да, которые возводились по единому плану. В торговом поселении Каямарквилла были помещения, высеченные в каменистой почве, в которых хранили скоро­портящиеся продукты.

Рис. 22. Главный храм Теночтитлана

Знаменитый Теночтитлан, начавшийся с нескольких тростниковых хижин, превратился в великий город и был центром мощной Ацтекской империи почти 200 лет. Он стоял к югу от Мехико, и его руины скрыты под современ­ным городом. Древние ацтеки были индейцами-охотниками, кочевавшими по Северной Мексике. Они переселились на юг примерно в 1200 г. По легенде, бог Солнца велел им обосноваться там, где они встретят особый знак —дер­жавшего змею орла на кактусе. Около 1325 г. ацтеки нашли этот знак на боло­тистом острове посреди озера Тескоко. Там они построили деревню и назвали ее Теночтитлан — «место колючих кактусов». Ацтеки осваивали и творили свою землю. Они увеличивали остров, сгребая ил со дна мелкого озера и строя тро­стниковые платформы. Около 1415 г. Теночтитлан, где проживало 100—500 тыс. человек, превратился в город на островах, с каменными домами, храмами и дворцами. Население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 тыс. до 25 тыс. человек. При этом возраста­ла доля аристократии. Среди прочих городских слоев значительную долю со­ставляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремеслен­ники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники. Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет «плавучих садов» чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водо­рослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными

островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. К 1500 г. это был, вероятно, самый большой город в мире. На окруженной стеной центральной площади высилась 30-метровая пирами­да с лестницами, ведущими наверх к двум храмам.

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых ци­вилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Мезо-америке. Ацтеки были большими любителями словесности и собирали биб­лиотеки пиктографических книг (кодексов) с описаниями религиозных об­рядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Цивилизация майя оставила после себя обширные города и множество ве­ликолепных произведений искусства.

Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпо­хи возникла в долине Мехико, в Теотиукане — огромном городе площадью 26—28 кв. км с населением до 100 тыс. человек.

Долгое время считалось, что таинственная индейская народность, заселявшая Теотиукан за сотни лет до ацтеков, исповедовала всеобщее равенство и испыты­вала необычайное уважение к культуре и наукам в отличие от любого другого племени в доиспанском мире. Действительно, все найденные археологами пира­миды и настенные изображения восхваляли военные победы и достоинства ца­рей и правителей, а цветные фрески Теотиукана рассказывали о жизни простых людей, скачущих среди цветов, бабочек, койотов и ягуаров. Однако новые откры­тия на территории развалин Теотиукана близ Мехико — крупнейшего из город­ских архитектурных комплексов в доколумбовой Америке — свидетельствуют о том, что цивилизация, основавшая этот город, была гораздо менее демократич­ной и миролюбивой, чем полагали некоторые историки.

Врезка

Постройки древних майя

Археологи, производившие раскопки в практи­чески непроходимых джунглях, окружающих древний город майя — Паленке, наткнулись на прекрасно сохранившиеся постройки, насчиты­вающие более 1000 сооружений. Площадь, за­нимаемая типичными для майя строениями, вчетверо больше любого из доныне известных церемониальных структур древнего народа. «Великолепные руины» Паленке обнаружены в одном из наиболее знаменитых археологичес­ких комплексов мексиканского штата Чьяпас. По данным ученых, майя жили на этой территории в период с 200 по 900 г. н.э. Более 18 месяцев экспедиция, возглавляемая директором международного проекта «Карта Паленке» Эдом Барнхартом, буквально проди­ралась сквозь густые тропические джунгли в поисках руин древнего города майя. До начала проекта ученые располагали данными только о 329 структурах. Сейчас это количество увеличи­лось до 1400 построек, поэтому место, ранее считавшееся церемониальным городом, пред­назначенным для привилегированных членов

общества и жреческой касты, теперь выглядит как город, в котором проживали широкие слои населения. Исследователи обнаружили сеть ак­ведуков, каналов и сточных канав, использовав­шихся для подачи проточной воды в урбанизи­рованные пригороды Паленке. Более того, по

мнению ученых, система водоснабжения Пален­ке является самой сложной структурой из ког­да-либо созданных древними майя. Многие постройки содержат высеченные иерог­лифические тексты, при расшифровке которых ученым удалось узнать имена древних правите­лей Паленке, начиная с 426 г. н.э. Источник: MIGnews.com.

Археологические раскопки 2001—2002 гг. открыли человеческие захоро­нения, свидетельствующие о жестоких массовых жертвоприношениях в про­цветающей столице Мезоамерики. Судя по расшифровке иероглифов, най­денных на каменной лестнице древней пирамиды майя в Гватемале, люди, ранее считавшиеся мирным обществом астрономов, на самом деле участво­вали в своего рода тотальной мировой войне. Ранее считалось, что исчезно­вение цивилизации майя вызвано серией локальных конфликтов. Но иссле­дование иероглифов в 2002 г. доказало, что причиной заката древней циви­лизации Центральной Америки могла стать ожесточенная война между двумя могущественными городами-государствами майя — Тикалем и Чалакмулем. Цивилизация майя была окончательно уничтожена в XVI в. испанскими за­воевателями. Сохранились развалины свыше 100 городов, наиболее круп­ные — Чичен-Ица, Копан, Майяпан, Ушмаль, Тикаль.

АНТИЧНЫЕ ГОРОДА

Самые ранние греческие города обнаружены в Фессалии. Первый город Сескло (Sesklo) был основан за 6,5 тыс. лет до н.э. Он занимал площадь 13 га и террасами спускался к морю. Его населяло несколько сот земледельцев. Од­нокомнатные каменные дома были площадью от 10 до 50 кв.м. О втором го­роде Димини (Dimini) известно лишь то, что он возник в V тысячелетии до н.э., занимал 0,8 га и был обнесен защитной стеной. Планировка того и дру­гого города была концентрической3.

Гораздо больше сведений дошло о классическом периоде Древней Греции. В отличие от восточных греческие города строились от центра к периферии. Главным элементом города была площадь — агора. Вначале определялось место агоры, затем направления идущих от нее улиц и, наконец, намечался внешний периметр. В планировке города агоре отводилась роль объединяю­щего элемента. Она занимала большое пространство, около 300x150 м, ко­торое было разделено на несколько частей; южная окружена со всех сторон галереями с высокими колоннами-стоями, где обменивались информацией торговцы, вершили суд судьи, работали чиновники, проводили занятия учи­теля, шептались сплетники.

Древнегреческие города с самого начала выделялись не только правильной планировкой, но и высоким уровнем комфортности. К примеру, улицы крит­ских городов в 2000—1600 гг. до н.э. были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Санитарное состояние городов было доволь­но хорошим. Система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По кера­мическим трубам вода из резервуаров, колодцев или источников поступала в жилища. В центре города, вблизи дворца — резиденции правителя, распола­гались дома знати и придворных чиновников. Неподалеку находилась зрелищ­ная площадка (прямоугольная в плане) с ведущими к ней лестницами.

Отличительной чертой крито-микенской культуры в целом и городской ар­хитектуры в частности стали сложные лабиринтоподобные постройки. Самая значительная из них находилась в Кноссе, столице Крита, ставшей крупным оча­гом античной цивилизации. Дворец в Кноссе вырос в результате многовековой

Neolithic Culture in Greece Athens / G.A. Papathanassopoulos (ed.). Goulandris Found, 1996.

строительной деятельности критян с XXI по XIV в. до н.э. В течение своей дол­гой истории дворец не раз разрушался и восстанавливался. Он состоял из пара­дных комнат, жилых помещений, хозяйственных складов и мастерских. Пла­нировка помещений Кносского дворца, как и других дворцов, открытых на Крите, отличается необыкновенной простотой при обилии помещений. Огром­ный комплекс дворца занимал территорию около 16 тыс. кв. м. Центром был главный двор, прямоугольный в плане, он связывал многочисленные помеще­ния дворца и служил для них световым колодцем. Преобладают прямоугольные в плане помещения, в которых использовались опоры в виде суживающихся книзу колонн, поддерживавшие потолки и лестничные клетки.

Кносский дворец имел четыре этажа. В нижнем находились царские мастерские и громадные склады продовольствия, а также склады оружия, боевых колесниц, царская сокровищница. Особо были выде­лены помещения для дворцовой прислу­ги и рабочих царских мастерских и риту­альные помещения.

Парадные залы дворца были распо­ложены преимущественно в верхних этажах, связанных с нижними системой лестниц. Самым крупным являлся так называемый зал двойного топора — большой тронный зал, предназначен­ный для церемоний государственного и культового значения. Рядом с ним раз­мещались покои царицы, имевшей соб­ственные апартаменты — зал для при­ емов и сокровищницу.

Необходимой принадлежностью дворца, как и вообще всех крупных критских домов, являлись ванна и ком­ната для купания. Для спуска дождевых и сточных вод существовала систе­ма канализации. Вода для ванны, купален и бассейнов подавалась по кера­мическим трубам из источника, находившегося вне дворца.

На небольшом расстоянии от главного, или Большого, дворца распола­гались два других здания, принадлежавшие дворцовому комплексу: Малый дворец и Царская вилла. Они соединялись с Большим дворцом прекрасны­ми вымощенными дорогами.

Кроме Кносского на острове открыты еще и другие дворцы: в Фесте, Мал-лии, Агиа-Триаде; планировка двух первых из них в принципе такая же, как у Кносского дворца. Все они принадлежат к так называемому дворцовому стилю.

Подобные дворцы, названные лабиринтами из-за сложной планировки, были центрами минойской цивилизации.

 

Дворцы служили экономическими, политическими, религиозными и культурными центрами, контролировавшими округу. Туда крестьяне достав­ляли сельскохозяйственные продукты, которые местная администрация стро­го учитывала и контролировала при хранении и потреблении. При дворцах находились многочисленные ремесленные мастерские.

Когда не стало критской культуры, на греческом материке еще около трех столетий существовала близкая ей микенская культура. Микены, располо­женные на территории материковой Греции, bXVII—XIII вв. дон.э. превра­тились в один из наиболее крупных центров высокой культуры.

Микены были основаны ахейцами в стратегически важном пункте север­ной части Арголиды около 1900 г. до н.э. Город быстро обрел влияние, рас­пространив его на весь Пелопоннес. На Пелопоннессе находились древней­шие города Арголиды — Аргос, Тиринф и Микены.

Временем расцвета микенской культуры, развивавшейся под сильным влиянием минойского Крита, считается период 1600—1200 гг. до н.э. Слава Микен угасла между 1200 и 1150 г. до н.э., когда дорийские племена уничто­жили микенские укрепления.

Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м и толщиной 6 м, ко­торая ограждала территорию свыше 30 тыс. кв. м. У городских ворот распола­гался обширный некрополь (акрополь) с огромными купольными гробница­ми. Отсюда пошло название микенского архитектурного стиля — «циклопи­ческая» монументальность. Среди них особенно выделялась «Сокровищница царя Атрея» периметром 14,5 м и высотой 13,2 м. В гробницах найдены мно­гочисленные драгоценные украшения.

Непременная часть убранства царских погребений — изделия из слоновой кости, янтаря, эмали — свидетельствовала об обширных торговых связях ми-кенцев. К монументальным постройкам можно отнести Львиные ворота: два колоссальных камня, накрытых толстой плитой, над которой находится слег­ка расширяющаяся кверху колонна; по бокам ее две в геральдической позе сто­ящие львицы. Специалисты именуют их одним из самых замечательных ге­ральдических памятников всех времен, чисто минойским по своей технике и совершенно неминойским по своей монументальности.

Впервые археологическое исследование развалин дворца и крепостных сооружений Микен в 1876 г. предпринял Г. Шлиман. Раскопки подтверди­ли богатство «златообильного», по словам Гомера, города. Археологи обна­ружили три типа микенских погребальных памятников: ранний шахтовый (конец XVII — первая половина XVI в. до н.э.); поздний шахтовый (вторая половина XVI—XV вв. до н.э), отличающийся от первого только удлиненным входом-дромосом (14—16 м вместо 3—4 м); купольные гробницы-толосы, вырытые в мягком грунте и выложенные вдоль стен камнем.

Крупным очагом культуры в III—II тысячелетиях до н.э. была Троя. Го­род находился на северо-западном побережье Малой Азии в 25—30 км от ус­тья Босфора Фракийского. Холм (современный Гиссарлык), на котором была расположена Троя (Илион), возвышался над равниной реки Скамандр, с юга и востока ограниченной горами.

Троя — важнейший город малоазиатского побережья Дарданелл — пала жертвой сильнейшего землетрясения (около 1300 г. до н.э.). До своей гибели город долго воевал с ахейцами, в результате чего цветущее поселение троян­цев было разрушено. Греческая традиция считала гибель делом ахейцев: пра­вители Микен фигурируют в преданиях как руководители греческого вой­ска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». По легенде, изложенной в «Илиаде», троян­ский царевич Парис похитил супругу спартанского царя Менелая — Елену Прекрасную. Недействительной причиной столкновения было, вероятно,

то, что Троя мешала торговле Микен. «Высокостенная» и «широкоуличная», по словам Гомера, Троя, которая за годы своей длительной истории неодно­кратно разрушалась, а затем восстанавливалась, после этого землетрясения так и не смогла возродиться. Только в римское время на ее месте возникло fioeoe поселение, что лишь содействовало забвению былой славы Трои.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвыше­нию столицы государства — города Рима, который в III— I вв. до н.э. насчиты­вал от 1 млн до 1,5 млн жителей. После завоевания Римом западной части эллинистического мира в его пределы вошли такие крупные культурные цен­тры, как Александрия Египетская, Антиохия в Сирии, Эфес в Малой Азии,

Коринф и Афины в Греции, Карфаген на северном берегу Африки.

Рим и другие города империи украша­лись великолепными зданиями — храма­ми, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. В амфитеатрах и цирках страв­ливали животных, устраивали бои глади­аторов и публичные казни. Эта особен­ность культурной жизни Рима—жестокие зрелища объесняются во многом беско­нечными войнами, колоссальным прито­ком рабов из завоеванных земель, возмож­ностью подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн. Среди важных достижений римлян следует назвать городское строитель­ство. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и рим­ским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

В период империи значительно улучшилась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощеные дороги общей протяженностью около 80 тыс. км.

В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, охвативший весь го­род. Огонь бушевал не менее трех дней и уничтожил 10 из 14 районов, в ко­торых деревянные постройки располагались вдоль узких улочек. В день по­жара Нерон находился в Антии (Лаций), откуда спешно прибыл в Рим, что­бы лично наблюдать за тушением пожара, контролировать предоставление помощи и крова пострадавшим, пресечение мародерства. После случивше­гося император решил отстроить Рим по новому плану — с широкими ули­цами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. Чтобы изыскивать средства на строительство, Нерон обвинял богатых сенаторов в заговоре, казнил их и конфисковывал их имущество.

Уже в эпоху Августа в Риме проживало около 1 млн человек, а строитель­ная деятельность Адриана превратила город в мировую столицу с величе­ственными храмами, спортивными и театральными сооружениями, много­этажными жилыми домами. Римская архитектура все еще ориентировалась на греческое искусство, однако если для греческого зодчества характерны прямые линии, то для римского — своды, полуциркульные арки, купола.

Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются ак­ведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские и загородные резиденции императоров и знати, здания государственных учреждений. Многие памятники архитектуры Рима поражают своей грандиозностью и искусством, с которым их возвели древние строители.

Отличительной чертой городов Римской империи было наличие комму­никаций — каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (кло­аки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3—6 этажей.

Питьевую воду из источников для населения городов часто подавали на большие расстояния. Первый водопровод в Риме был построен в 312 г. до н.э. при Аппии Клавдии Цеке. Вода подавалась самотеком, и, чтобы обойти воз­вышенности, водопроводы проводили окольными путями. Через долины вода текла по каналам на специально построенных мостах — акведуках.

Римские водопроводы — настоящие шедевры технической мысли. Чтобы акведуки были достаточной высоты и прочности, строители использовали несколько арочных «этажей», поставленных друг на друга. Арки выдержи­вали тяжесть верхних опор. Городские водопроводы строили из свинцовых и глиняных труб, отходивших от центральных коллекторов.

Руины домов в Помпеях и Геркулануме, разрушенных при извержении Везувия в 79 г. до н.э., позволяют восстановить быт и жизнь римлян в до­христианскую эпоху. Старейшие помпейские дома восходят к III в. до н.э. и несут на себе влияние греко-эллинистической культуры. Типичный при-

Врезка


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.