Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

В аптечной практике дозирование по массе, по объему и каплями необходимо при изготовлении лекарственных форм. При этом пользуются весами, гирями, мерной посудой.

2017-11-22 5367
В аптечной практике дозирование по массе, по объему и каплями необходимо при изготовлении лекарственных форм. При этом пользуются весами, гирями, мерной посудой. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1.Цель. Уметь дозировать лекарственные, вспомогательные ве­щества и препараты по массе, объему и каплям.

1.1. Целевые задачи:

Знать:

-устройство тарирных, ручных весов;

-метрологическую характеристику весов: чувствительность, устойчивость, верность, постоянство показаний;

-гири граммовые и миллиграмовые и разновесы;

-правила взвешивания на тарирных и ручных весах;

-способы дозирования по объему и каплям;

-устройство приборов для дозирования по объему и каплями, технику дозирования;

-как производится калибровка нестандартного эмперического каплимера.

 

 

Уметь:

- выбирать и пра­вильно эксплуатировать весы;

-дозировать вещества разных агре­гатных состояний;

- проверять метрологические характеристики, регулировать весы при необходимости;

-проверять точность дози­рования;

-объяснить устрой­ства стандартного и эмпирического каплемеров;

-объяснить устройство аптечных пипеток и бюреток, бюреточной установки, дозаторов жидкостей по объему с обозначением основных деталей;

- дозировать жидкости по объему с помощью аптечных пипеток и бюреток и стандарт­ным каплемером;

-калибровать эмпирический каплемер и исполь­зовать его для дозирования;

-проверять верность дозирования жид­ких лекарственных средств, воды очищенной и для инъекций, жидких препаратов;

-оформлять к отпуску препараты твердых сыпучих веществ и с жидкой дисперсионной средой в соответствии с требованиями НД.

3. Вопросы, отражающие содержание занятия.

3. 1. Какие весы разрешены для применения в аптечной практике?

3. 2. Опишите основные детали и назначение аптечных ручных и тарирных (рецептурных) весов.

3. 3. Каким образом неправильная эксплуатация весов может отразиться на метрологических характеристиках?

3. 4. Какие преимущества имеет метод дозирования жидкостей по объе­му? Как влияют на точность дозирования физико-химические свойства жидкостей?

3.5. Факторы влияющие на точность дозирования по объему.

3. 6. Как производят дозирования жидкости с помощью аптеч­ной пипетки?

3. 7. В чем состоят особенности устройства бюретки с двухходовым кра­ном?

3. 8. Факторы влияющие на массу капли и верность дозирования

 

4. Самостоятельная внеаудиторная работа студента по подготовке к занятию.

 

4.1.задания для подготовки к занятию.

Задание: 1. Изучить учебный материал по теме занятия, приведенный в данных методических указаниях и рекомендуемой литературе.

 

Учебный материал.

Способы дозирования по массе. Для дозирования лекарствен­ных средств, вспомогательных веществ и препаратов в аптечной практике применяют главным образом рычажные весы, устанав­ливая измеряемую массу тела по сравнении ее с эталонными мас­сами (гирями или разновесом). По метрологическим характерис­тикам аптечные ручные и тарирные весы — технические 2-го класса точности.

Дозирование по массе основано на использовании физических законов точного взвешивания, которое обеспечивается: а) соответствием основных метрологических характеристик весов (чувствительности, устойчивости, верности и постоянства показаний) определенному стандарту; б) соблюдением правил эксплуатации измерительных приборов.

Метрологическая характеристика весов. Чувствительность — способность весов, находящихся в равновесии, реагировать на минимальную разницу в массе груза и разновеса, лежащих на чаш­ках весов. Чувствительными считаются весы, способные дать стан­дартное отклонение стрелки (не менее 5 мм — для тарирных и не менее '/2 длины стрелки — для ручных весов) при помещении на одну из чашек уравновешенных весов груза, соответствующего допустимой (абсолютной) погрешности.

Допустимая погрешность зависит от типа весов и состояния их нагрузки: возрастает с увеличением нагрузки (снижается чувстви­тельность весов).

Устойчивость — способность весов, выведенных из состояния равновесия, возвращаться в это состояние после не более чем че­тырех-шести колебаний. Необходимая устойчивость весов обеспе­чена их конструкцией (расположением точки опоры выше центра тяжести коромысла и оптимальным расстоянием между ними). Ус­тойчивость прямо пропорциональна расстоянию от точки опоры до центра тяжести. Устойчивые весы обеспечивают более быстрое

дозирование.

Верность — способность весов показывать правильное соотно­шение между массой взвешиваемого груза и массой разновеса. Весы верны при условии равноплечести коромысла, симметричности плеч и призм, равенства массы чашек и всех симметричных дета­лей. Небольшую разноплечесть весов можно устранить с помощью регуляторов равновесия (тары), расположенных на концах коро­мысла, — для тарирных весов или посредством изменения длины нитей — для ручных весов

Постоянство показаний — способность показывать одинаковые результаты при многократных определениях массы тела в одних и тех же условиях. Постоянство показаний нарушается при увеличе­нии трения в подвижных контактах (износе или загрязнении призм) при непараллельности граней призм.

При изучении устройства весов следует обратить внимание на конструктивные особенности и основные детали ручных весов (ВР, ВСМ): обоймицу, подушечки, коромысло, стрелку, чашки, серьги. Изучая устройство тарирных весов, следует отметить основные детали: коромысло, опорную и грузоприемные призмы, регуля­торы тары, стрелку, серьги с держателями чашек и чашки.

В дневнике следует зарисовать схему ручных и тарирных весов с обозначением основных деталей.

Работа с разновесом, применяемым при дозировании по массе. В первую очередь следует обратить внимание на комплектность гирь и миллиграммового разновеса; зарисовать миллиграммовый разновес, отметить число гирь и массу каждой гири в граммах. В дневнике записать названия масс, выписываемых в прописях рецептов:

1,0 — один грамм;

0,1 — один дециграмм;

0,01 — один сантиграмм;

0,001 — один миллиграмм;

0,0001 — один децимиллиграмм;

0,00001 — один сантимиллиграмм;

0,000001 — один микрограмм.

Проверка чувствительности тарирных весов. Работу проводят на тарирных весах с максимальной нагрузкой 1 кг. Убедившись, что весы установлены по отвесу, приводят их в состояние равно­весия, используя при необходимости регуляторы тары. От нулево­го положения влево на шкале отмечают точку, соответствующую 5 мм (стандартное отклонение стрелки).

Проверку чувствительности проводят трижды: для со­стояния ненагруженных весов; с грузом, соответствующим 1/10 мак­симальной нагрузки (100 г); с грузом, соответствующим макси­мальной нагрузке (1 кг).

В каждом из трех случаев весы сначала приводят в состояние равновесия. На правую чашку весов помещают разновес, соответ­ствующий допустимой погрешности, установленной для каждого из состояний весов, — 20, 60, 100 мг соответственно. Отклонение стрелки менее чем на 5 мм недопустимо. Отклонение стрелки более 5 мм свидетельствует о высокой чувствительности весов.

Делают вывод о чувствительности весов (по результатам про­верки).

При дозировании по массе для обеспечения верного дозирования первостепенное значение имеет правильный выбор весов. При этом недопустимо переходить за пределы минимальной и макси­мальной нагрузок весов, указанных на коромысле. Наибольшую верность дозирования на одних и тех же весах дает дозирование навесок, близких к максимальной нагрузке весов. По мере увели­чения нагрузки при взвешивании на одних и тех же весах возрас­тает абсолютная погрешность (т. е. чувствительность весов уменьшается)

 

Таблица для занесения результатов проверки чувствительности весов

Весы   Груз массой, равной допустимой погрешности, г   Отклонение стрелки отточки равновесия, мм  
Не нагруженные          
С 1/10 максимальной нагрузки          
С максимальной нагрузкой          

Поэтому ориентиром правильности выбранных весов мо­жет служить относительная ошибка взвешивания.

5. Лабораторная работа студентов.

Задание для выявления исходного уровня знаний.

1. Рассчитать относительную ошибку взвешивания навески массой 0,9 г на весах ВР-1.

Масса взвешиваемой навески (В) близка к максимальной нагрузке весов (1,0 г). Допустимая абсолютная погрешность (А) при максималь­ной нагрузке весов — 5 мг (0,005 г)

Относительная ошибка взвешивания:

Х= 100А/В= 100*0,005/0,9 = ±0,55%.

2. Выбрать весы, которые обеспечат наименьшую относи­тельную ошибку взвешивания навески массой 0,9 г, учитывая, что от­клонение в массе навески, устанавливаемое при контроле, не должно превышать +5 %.

Весы ВР-20 выбраны быть не могут, так как взвешиваемая масса мень­ше минимальной нагрузки на них (0,9 г < 1,0 г). Относительная ошибка взвешивания на весах ВР-1 = ±0,55 %.

Для весов ВР-5 взвешиваемая масса (0,9 г) ближе к 0,1 максималь­ной нагрузки. Абсолютная погрешность для этого состояния весов 4 мг (0,004 г).

Относительная ошибка взвешивания:

Х= 100 • 0,004/0,9 = ±0,44 %.

Для дозирования навески массой 0,9 г могут использоваться весы ВР-1, ВР-5.

3. Выбрать навеску из 0,05; 0,09; 0,9 г, относительная ошибка взвешивания которой на весах ВР-1 будет минимальной.

Относительная ошибка взвешивания навески массой 0,05 г:

100 *0,0022/0,05 =±4%; относительная ошибка взвешивания навески массой 0,09 г:

100*0,003/0,09 = 13,3%; относительная ошибка взвешивания навески массой 0,9 г:

100*0,005/0,9 = ±0,55%.

Меньшая относительная ошибка взвешивания соответствует навес­ке, близкой по массе к максимальной нагрузке весов.

Дозирование твердых сыпучих веществ на ручных весах. Руч­ные весы дают возможность дозировать твердые сыпучие веще­ства массой от 0,02 г до 100,0 г. При дозировании ручные весы держат левой рукой на весу (локоть руки опирается на стол). Весы берут за кольцо обоймицы большим и указательным пальцами так, чтобы обоймица располагалась перпендикулярно плоскости стола и была свободной. Средний и безымянный пальцы распола­гаются по обеим боковым сторонам обоймицы так, чтобы при необходимости ограничивать колебания стрелки весов: средний палец — слева, безымянный — справа от обоймицы.

Убедившись в чистоте чашек и уравновешенности весов, на левую чашку помещают необходимый разновес. Под правую чаш­ку весов помещают чистую капсулу. Правой рукой на правую чаш­ку весов из штангласа присыпают взвешиваемое вещество неболь­шими порциями, слегка вращая штанглас. При передозировании избыток порошка отсыпают обратно в штанглас целлулоидной пластинкой или совочком. Порошок из чашки весов помещают в центр капсулы из простой, парафинированной, вощеной или пер­гаментной бумаги в зависимости от свойств порошка или в пред­варительно маркированный пакет.

Капсулу перегибают так, чтобы длинные стороны прямоуголь­ной капсулы располагались параллельно одна другой: нижняя сто­рона на расстоянии около 5 мм от верхней стороны. Заворачивают верхний край на нижний, затем их перегибают вместе. Свободные концы вкладывают один в другой, добиваясь, чтобы вертикаль­ная складка капсулы была посередине. Все капсулы для расфасов­ки общей массы порошка на дозы должны быть одного размера. При помещении капсул в коробку или пакет их объединяют по три или по пять в зависимости от числа выписанных доз. Упаковку в целом маркируют, снабжая основной и

предупредительными этикетками.

Дозирование твердых сыпучих веществ на тарирных весах. На тарирных весах дозируют вещества, выписанные в массе от 50 г до 1 кг, в бумажные пакеты, коробки или другой упаковочный мате­риал. Предварительно маркированный бумажный пакет в раскры­том виде помещается на правую чашку весов. Сыпучее вещество прибавляют непосредственно из штангласа или при помощи со­вочка (капсулатурки). Указательный палец левой руки слегка ка­сается правой чашки весов, чтобы зафиксировать приближение состояния равновесия при дозировании.

Дозирование жидких веществ на тарирных весах. Жидкость от­вешивают непосредственно во флакон для отпуска. Иногда для выполнения некоторых технологических операций жидкость до­зируют в фарфоровую выпарительную чашку. Флакон подбирают заранее с учетом массы дозируемой жидкости, ее светочувстви­тельности (оранжевое стекло). Он должен быть стерильным, су­хим, что существенно при дозировании жирных и минеральных масел, эфира, хлороформа и других липофильных жидкостей, не смешивающихся с водой. Предварительно флакон взвешивают, чтобы иметь возможность контролировать отдозированную массу жидкости.

Весы тарируют, помещая на обе чашки весов одинаковые фла­коны, добиваясь состояния равновесия, если потребуется, с по­мощью разновеса. На левую чашку весов помещают гири, а жидкость из штангласа аккуратно дозируют во флакон, помещен­ный на правую чашку весов. Горло штангласа не должно касать­ся горла флакона. Во избежание загрязнения этикетки штанглас во время дозирования держат этикеткой кверху. Указательным пальцем левой руки контролируют приближение состояния рав­новесия.

Флакон закрывают пробкой (корковой, резиновой, полиэти­леновой) в зависимости от свойств жидкости. Под корковую пробку во избежание загрязнения жидкости кусочками пробки подкла­дывают кружок из пергаментной бумаги. Закрывают навинчиваю­щейся крышкой или покрывают пробку и горло флакона колпачком из гофрированной бумаги, закрепляя его резинкой или нитью. Излишки обвязки аккуратно обрезают. Концы нитей могут быть использованы для опечатывания флакона в случае содержа­ния в составе препарата ядовитого (списка А) или наркотическо­го вещества.

Укупоренные флаконы маркируют. На этикетке указывают наи­менование вещества на латинском языке и его массу. В дневнике записывают на латинском языке наименование твердого сыпуче­го вещества и жидкости, дозированных по массе; указывают их массы; рассчитывают допустимые отклонения в массе.

Способы дозирования по объему и каплям. Эти способы менее точные, чем дозирование по массе, так как на точность влияет большее число факторов: температура дозируемой жидкости и окружающей среды; при­рода жидкости (вязкость, поверхностное натяжение, плотность и пр.); диаметр и чистота измерительного прибора; время и ско­рость вытекания жидкости; положение глаз работающего специалиста с измерительными приборами относительно уровня жидкости и др.

Соблюдение правил работы позволяет свести к минимуму от­рицательные факторы, влияющие на верность дозирования; достичь высокой производительности и высокой культуры изготов­ления препаратов. Способ дозирования по объему обеспечивает более точное дозирование сильно гигроскопичных веществ (каль­ция хлорида, калия ацетата и др.), их дозируют в виде растворов более высокой концентрации, чем обычно выписывают в пропи­сях рецептов.

Для дозирования по объему применяют приборы, градуиро­ванные «на налив» (мерные колбы и цилиндры, градуированные пробирки, мензурки), «на вылив» (аптечные бюретки и пипетки).

Современные ассистентские комнаты аптек оснащены:

• бюретками с двухходовыми кранами — для дозирования воды очищенной и для инъекций;

• бюреточными установками с ручным приводом — для дозирования концентрированных растворов, гале­новых, новогаленовых лекарственных средств;

• аптечными пипетками — для отмеривания малых объемов концентрированных растворов, галеновых и новогаленовых лекар­ственных средств, некоторых стандартных растворов.

Малые (до 1 мл или 1,0 г) объемы или массы жидкостей до­зируют каплями, используя стандартный каплемер, дозирующий 20 капель воды очищенной в 1 мл при температуре 20 °С и нор­мальном давлении. Наружный диаметр каплеобразующей поверх­ности такого каплемера 3 мм, внутренний — 0,6 мм. Для дозиро­вания каплями при изготовлении гомеопатических растворов и разведении ядов и сильнодействующих веществ следует приме­нять только стандартный каплемер.

Устройство приборов для дозирования по объему и каплями. Техника дозирования. При отмеривании жидкости с помощью бюреток открывают кран (клапан) питающей трубки и наполняют бюретку до нуж­ного объема. Горло флакона для отпуска или подставки (специ­альной посуды для растворения веществ) подводят под нако­нечник бюретки, открывают спускной кран (сливной клапан) и сливают жидкость из бюретки полностью, ожидая полного вы­текания в течение 2 — 3 с. В отличие от химических бюреток ап­течными бюретками запрещено отмеривать жидкости по разно­сти объемов.

Аптечная пипетка предназначена для отмеривания небольших (до 15 мл) объемов жидкостей. Пипетки выпускают вместимостью 3,6, 10 и 15 мл. При отмеривании объема жидкости пипетку слег­ка приподнимают, создавая щель между горлом флакона и пипет­кой для выхода воздуха. Сжимая баллон и опуская пипетку в жид­кость, засасывают ее, избегая попадания жидкости в резиновый баллон.

Уровень жидкости, соответствующий отмериваемому объему, устанавливают с помощью бокового тубуса, сжимая резиновую трубку у бусины. Пипетку вместе с отмериваемой жидкостью пе­ремещают в горло флакона для отпуска и, сжимая баллон, слива­ют жидкость во флакон. Флакон оформляют этикеткой с указани­ем названия жидкости на латинском языке и ее объема.

Калибровка нестандартного эмпирического каплемера. В ГФ име­ется таблица капель, в которой указано число капель в 1 мл (г) разных жидкостей по стандартному каплемеру. На практике часто вместо стандартного каплемера используют эмпирические (обыч­ные «глазные») пипетки, которые предварительно калибруют по стандартному каплемеру. По конкретной жидкости пипетки ка­либруют пятикратным определением массы 20 капель, рассчиты­вают среднюю массу, затем устанавливают соотношение между каплями стандартной и полученной с помощью эмпирического каплемера.

Пример 1. Средняя масса 20 капель настойки ландыша по калибруе­мой пипетке 0,32 г. Тогда число нестандартных капель в 1,0 г настойки составит:

20:0,32 = 62.

Затем определяют соотношение между стандартной каплей и каплей, полученной нестандартным каплемером.

По «Таблице капель» ГФ 1,0 г настойки ландыша соответствуют 56 стан­дартных капель.

Таким образом, одной стандартной капле соответствует:

62: 56 = 1,1 нестандартных капель.

Рассчитав соотношение между стандартной и нестандартной каплей, рассчитывают число нестандартных капель в 1 мл.

По «Таблице капель» 1 мл настойки ландыша соответствует 50 стан­дартным каплям, следовательно, число нестандартных капель в 1 мл:

50*1,1 =55.

Учитывая, что каплями дозируют жидкости объемом менее 1 мл, рас­считывают число стандартных капель в 0,1 мл:

55:10 = 5,5.

Откалиброванный нестандартный каплемер прикрепляют к флакону с соответствующей жидкостью. Флакон снабжают этикеткой, на которой указывают:

Tinctura Convallariae

1 стандартная капля —1,1 нестандартных капель

1 мл — 55 нестандартных капель

0,1 мл — 5,5 нестандартных капель

Следовательно, если в рецепте выписано 30 стандартных капель на­стойки ландыша, эмпирическим каплемером отмеривают 30 • 1,1 = 33 капли. Если в прописи рецепта выписано 0,8 мл, отмеривают 5,5 • 8 = 44 капли.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.И.А. Муравьев Технология лекарств – М. Медицина1980г.

2.Практикум по технологии лекарственных форм /Под редакцией И.И. Красюка и Г.В. Михайловой. Москва Издательский центр «Академия» 2006г с. 31-36, 41-44.

3.Государственная фармакопея СССР XI издания –М. Медицина 1990года. С.134, 150


5. Лабораторная работа студентов.

Задания для выявления исходного уровня знаний

 

1. Рассчитайте относительную ошибку взвешивания 0,02 г промедола на весах ВР-1.

2. Рассчитайте относительную ошибку взвешивания 0,05 г прозерина на весах ВР-5.

3. Рассчитайте относительную ошибку взвешивания 3,0 г кальция глюконата на весах ВР-20.

4. Рассчитайте относительную ошибку взвешивания 0,4 г кис­лоты ацетилсалициловой на весах ВСМ-1,0.

5. Рассчитайте относительную ошибку взвешивания 150,0 г масла оливкового на весах ВКТ-1000.

6. Рассчитайте относительную ошибку взвешивания 350,0 г вазелина на весах ВКТ-1000.

7. Рассчитайте относительную ошибку взвешивания 25,0 г натрия тетрабората на весах ВСМ-100.

8. Рассчитайте относительную ошибку взвешивания2,5 г сахара на весах ВР-20.

9. Рассчитайте относительную ошибку взвешивания 0,7 г норсульфазола на весах ВСМ-5.

10. Рассчитайте относительную ошибку взвешивания 6,5 г талька на весах ВСМ-5.

11.Дайте названия массам веществ: 0,00125 г; 0,015 г; 1,75; 0,3; 0,56; 2,6; 1,78; 0.11; 0,54; 0.33;

0,003401; 0,004539; 0,123; 0,00987; 0.879351; 0,55; 0,456; 0,08123; 1,00567.

12. Допустимо ли взвешивание навески 0,01 г на весах ВР-1? Ответ подтвердите расчетами.

13. Допустимо ли взвешивание навески 22,0 г на весах ВР-20? Ответ подтвердите расчетами.

14. Допустимо ли взвешивание навески 45,0 г на весах ВКТ-1000? Ответ подтвердите расчетами.

15. Допустимо ли взвешивание навески 107,0 г на весах ВР-100? Ответ подтвердите расчетами.

16. Допустимо ли взвешивание навески 5,0 г на весах ВР-20? Ответ подтвердите расчетами.

17. Какая из навесок будет взвешена на весах ВР-20 с наи­меньшей относительной ошибкой: 5,0 г; 10,0 г; 30,0 г?

17. Укажите навеску, относительная ошибка которой будет наи­меньшей при дозировании на весах ВР-5,0: 2,5 г; 5,0 г;0,45 г.

18. Какие могут быть использованы для дозирования навески 0,45 г весы ВР-1, ВР-5,0; ВР-20?

19. Для изготовления порошков необходимо взвесить: 0,03 г рибофлавина; 0,5 г кислоты аскорбиновой; 1,5 г молочного сахара. Какие весы следует взять в каждом конкретном случае?

20. Для изготовления суппозиториев необходимо взвесить 2,5 г стрептоцида; 0,7 г осарсола; 7,0 г масла какао. Можно ли все инг­редиенты взвесить на одних и тех же весах?

18. Рассчитайте пределы допустимого отклонения от массы, используя соответствующий НД, если масса порошка должна быть: 5,3г; 150г; 0,36г; 20,0г; жидкости: 100мл; 120мл; 55мл; 550мл.

21. Требуется дозировать 150,0 г масла подсолнечного. Какой способ дозирования должен быть применен?

22. Если дозировать жидкость с помощью бюретки, стоя и на­блюдая уровень жидкости сверху, каким будет результат дозиронания?

23. По рецепту следовало изготовить 176 мл микстуры. Провер­кой установлено, что объем составил 174 мл. Решите вопрос о возможности отпуска микстуры из аптеки.

24. Необходимо дозировать пергидроль. Какой способ дозировамия (в соответствии с Инструкцией по изготовлению в аптеках жидких лекарственных форм) следует применить?

25. По прописи рецепта следовало изготовить 250,0 г эмульсии. Каковы пределы допустимых отклонений в соответствии с НД?

26. В соответствии с прописью рецепта следовало изготовить 210 мл раствора. При контроле установлено, что объем раствора на 2,7 % меньше. Чему равен объем раствора? Решите вопрос о возможно­сти отпуска раствора из аптеки.

 

ЗАНЯТИЕ

 

ПО ТЕМЕ: Приготовление простых и сложных порошков

 

Значимость изучаемой темы.

Порошки — твердая лекарственная форма для внут­реннего и наружного применения, состоящая из одного или нескольких измельченных веществ и обладающих свойством сыпучести. С биофармацевтической точки зрения порошки обеспечивают хорошую доступность лекарственных веществ. По мере диспергирования частиц облегчается и ускоряется всасывание растворимых и труднорастворимых ле­карственных веществ.

В экстемпоральной рецептуре аптек порошки составляют до 30% благодаря своим положительным качествам: простоте изготовления, удобству приема, точности дозировки, универсальности состава. Поэтому знание теории и технологии порошков имеет большое значение для прак­тической деятельности провизора-технолога.

Знания и умения, приобретаемые по данной теме, будут использованы при последующем изучении курсов аптечной и заводской технологии лекарственных средств, в курсе фармацевтической химии — анализ твердых лекарственных форм, в курсе фармакотерапии — зависи­мость терапевтического действия лекарственных веществ от вида лекар­ственных форм.

Занятие № 2.

Т е м а: Приготовление простых и сложных порошков с лекарственными веществами, отличающимися прописанным количеством и физи­ко-химическими свойствами.

2. Ц е л ь: Уметь готовить простые и сложные порошки с лекарственными веществами, отличающимися прописанным количеством и физико-химическими свойствами, и оценивать их качество.

2.1. Целевые задачи:

 

Знать:

 

— теоретические основы измельчения;

— правила приготовления простых и сложных порошков;

— требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества и отпуску порошков из аптек.

Уметь:

 

— проверять совместимость прописанных веществ в порошках, разовые и суточные дозы веществ списка А и Б и нормы одноразового отпуска;

— пользоваться нормативной документацией и справочной литературой для поиска необходимой информации по приготовлению простых и сложных порошков;

— рассчитывать количества лекарственных веществ для приготовле­ния простых и сложных порошков, потери ингредиентов в порах ступки, развеску порошков;

— выбирать и обосновывать оптимальную технологию порошков;

— готовить простые и сложные порошки с последовательным выпол­нением основных технологических операций: отвешивание, измельче­ние, смешивание, проверка однородности, дозирование;

— использовать средства малой механизации при приготовлении по­рошков;

— упаковывать и оформлять лекарственную форму к отпуску;

— оформлять паспорт письменного контроля;

— оценивать качество простых и сложных порошков.

 

3. Вопросы, отражающие содержание занятия.

 

3.1. Характеристика порошков как дисперсных систем и лекарствен­ной формы.

3.2. Классификация порошков по составу, дозировке, способу прописывания и применения.

3.3. Требования ГФ XI, предъявляемые к порошкам.

3.4. Стадии технологии порошков, их характеристика и обоснование.

3.5. Весы, применяемые в аптечной практике. Метрологические ха­рактеристики весов.

3.6. Правила взвешивания сыпучих веществ.

3.7. Измельчение лекарственных веществ. Основные физико-химиче­ские закономерности, влияющие на процесс измельчения порошков.

3.8. Влияние степени дисперсности, величины удельной поверхности и свободной поверхностной энергии лекарственных веществ на терапев­тическую эффективность порошков.

3.9. Правила приготовления простых порошков.

3.10. Правила приготовления сложных порошков:

— с ингредиентами, прописанными в разных количествах;

— в зависимости от физико-химических свойств входящих лекарст­венных веществ: кристаллические и аморфные, отличающиеся плотно­стью, имеющие малую объемную массу (легкоподвижные, «пылящие»).

3.11. Средства малой механизации, используемые при изготовлении порошков.

3.12. Упаковка порошков и оформление их к отпуску.

3.13. Оценка качества порошков.

4. Самостоятельная внеаудиторная работа студента по подготовке

К занятию.

4.1. Задания для подготовки к занятию.

Задание 1. Изучить учебный материал по теме занятия, приведенный в данных методических указаниях и в рекомендуемой ли­тературе.

 

Учебный материал

Порошки — официальная твердая лекарственная форма для внут­реннего и наружного применения, состоящая из одного или нескольких измельченных веществ и обладающая свойством сыпучести.

Различают порошки: простые, состоящие из одного вещества, слож­ные, состоящие из двух и более ингредиентов, разделенные на отдельные дозы и неразделенные.

Сложные порошки готовят с учетом свойств ингредиентов и их коли­честв.

Приготовление порошков состоит из следующих технологических операций:

— расчет количества ингредиентов порошков;

— отвешивание ингредиентов;

— измельчение, смешивание;

— дозирование;

— упаковка и оформление к отпуску;

— оформление паспорта письменного контроля;

— оценка качества порошков.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.