Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные направления развития философской мысли в Византии: философия неоплатонизма, византийская патристика, афонский исихазм

2017-11-28 367
Основные направления развития философской мысли в Византии: философия неоплатонизма, византийская патристика, афонский исихазм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Византийская империя – это то, что осталось от Римской Империи после разделения на Западную и Восточную в 395 году н.э. Через 15 лет Западная Римская Империя рухнет под ударами варваров. Восточная Империя отобьется от варваров и просуществует ещё 10 веков. Она является преемницей Рима, но фактически от римлян тут только команды на латинском языке; всё остальное – греческое, так как это основной этнос. Это империя – во главе авторитарный император, но он не имеет права передавать власть по наследству. С одной стороны, это хорошо – к власти не придёт недостойный, но, с другой стороны, это всегда новый передел. Россия унаследует от Византии все пороки, в том числе, и самодержавие. Первое действие нового императора – выбор мрамора для своего саркофага. Он должен был представлять, чем всё закончится – memento mori.

Христианство уже тогда существовало в двух вариантах: православие, католичество. В каком-то смысле, это одна религия. Решения первых 7 Соборов признаются обеими ветвями христианства. Окончательно они разделятся лишь в 12 веке. Хотя уже тогда существовали. Есть Троица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Как они соответствуют структуре Троицы? Для православия: Дух исходит от Отца, а католики добавляют «и от Сына». Фактически это ничего не значит, но это догматика, и в ней ничего неважного. Если на западе церковная власть сосредоточена в руках Папы (жёсткая централизация), то на востоке 4 патриарха: (по старшинству) Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. То есть 4 центра. Формально Константинопольский – главный, но все важные вопросы на Церковном Соборе. Отсюда идея, перешедшая на Русь, что все важнейшие вопросы должны обсуждаться сообща. На западе этого нет. Восточная церковь отличается от западной ещё и тем, что на Западе священник даёт обет безбрачия – целибат. В результате, обращение к священнику «святой отец» не лишено смысла. Хотя всем нам известно, что избежать интимной стороны – невозможно. На Востоке же священники делились на две категории: «черные» - давшие обет, но их немного, они верхушка церкви, и белые – могут иметь семьи. Отсюда обращение – «отец», то есть духовный отец паствы.

Византия сможет просуществовать ещё 10 веков, потому что у неё была хорошая армия. Но развалиться она изнутри от множества проблем. Поэтому неверна позиция ряда философов, призывавших копировать систему Византии. Главнейшая беда – бюрократия, погрязшая в коррупции (с 12 века за коррупционные преступления даже не судили). Филия, то есть благоволения, это коррупционные связи. И именно эта бюрократия вела курс на ослабление армии, в которой видела силу, могущую им противостоять. Армия в Византии строилась по фермному принципу, (то есть по областному принципу): каждый полководец имел армию в своём округе. Центральная же власть постоянно вмешивалась в дела армии. Кончится всё плохо. Начнётся фискализация стратий. Станет возможным откупиться от армии. Это приведет к переходу к наёмной армии. Иными словами, это конец армии, так как она теперь она годиться лишь для подавления бунтов, а не для крупных военных действий. К тому же мотивация воина снижена, так как он воюет за деньги. К 12 веку стало ясно, что армия никуда не годится. Тут же участились нападки соседей, которые уважали границы империи постольку, поскольку та имела хорошую армию. Ждали удара с Востока, от исламских стран, но получили удар во время 4-ого Крестового похода в 1204 году. Рыцари, собранные со всей Европы, разграбят Константинополь. Никто не ждал, что западные христиане нападут на единоверцев. Это будет событием, повлиявшим на умы Византии. Угроза от Запада засела теперь надолго.

Неоплатонизм – последняя философская школа античности. 3 представителя: Плотин, Порфирий, Прокл. Неоплатониками их назвали в XIX веке. Сами же они считали, что просто продолжают философию Платона. Идея эманации. Термин creation – возникновение чего-либо от простого к более сложному, например, от молекулы к человеку. У неоплатоников все наоборот: от сложного к более простому. Единое (оно же – «неизреченная полнота», так как об этом нельзя помыслить и нельзя выразить. Это вообще всё сущее) => мировой ум (совокупность платоновских идей. Всё то, что придумали люди) => мировая душа (это формы, то есть то, что создано людьми и материально) => материя (глина как некий первичный материал). Мир возник от единого центра и развитие шло по пути упрощения. В результате философия неоплатоников к V веку погибнет, так как они противопоставляли себя христианству. У них было мало сторонников, так как умных и образованных людей, по определению, не может быть много. Но начиная с IV в. их идеи начнут перерабатываться в христианском русле.

Возникнет каппадокийский кружок. Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов. Они соотнесли Единое с Богом-Отцом, мировой ум – Бог-Сын, мировая душа – Дух Святой. Троица вписана в эманацию. Получается, что Платон говорил о христианском боге. Четыре уровня понимания: 1. что существует и невыразимо в языке. Это Бог. 2. то что не существует, но выразимо в языке. Это описание Бога. Не существует, так как никто не видел Бога. 3. то что существует и выразимо. Это сущий мир. 4. То что не существует и невыразимо – ничто. Из этой схемы будет развиваться богословие. В это время появляются трактаты, подписанные Дионисием Ареопагитом. Они написаны не раньше конца IV века, но Дионисий жил в I веке. Следовательно, он не мог написать вещи, содержащие отрывки из неоплатоников. Вывод: некто написал трактат, подписавшись именем авторитетного человека, чтобы быть воспринятым. «О божественном свете». Эта книга повлияет на византийскую эстетику. «Чем светлее - тем ближе к Богу, чем темнее, тем наоборот, дальше». От Бога такой свет, что ничего не видно. А в аду – абсолютно непроглядная тьма. Огонь жжёт, но не светит. «О божественных именах». Невозможно применить к Богу ни какого термина, его нельзя определить словом. Богословие Дионисия делится на два типа: катафотическое (катафот – пассивный отражатель света => к. богословие – попытка познать Бога через мир им созданный. Анализируя мир, мы анализируем Творца). «Шестодневы» Василия Великого – комментарии на шесть дней творения, описанных в книге Бытия. Сюда входят все науки этого времени. Все науки интересны в контексте веры. Апофатическое богословие пытается понять бога через то, чем он не является. Как они это делают? Пытаются описать всё то, что не приложимо к Богу. Сегодня ясно, что этот метод несостоятелен.

К 6 веку победило иконоборчество. На некоторое время иконы исчезнут. Дело в том, что император Лев III был вынужден ограбить церковь: ему были нужны средства для войны. Идеи иконоборчества таковы: «Бог есть Дух, и его никто не видел», «Духовное неизобразимо через материальное, а материальное не стоит того, чтобы его изображать». На основании этих идей победило иконоборчество. Такая же история случилась и в исламе. Через два века на 7-ом Вселенском Соборе в 787 году снова вернётся иконопочитание, но теперь будет выработан византийский канон. Он будет играть огромную роль на Руси. Изображать можно то, что кто-то видел. Поэтому в классическом православии нет изображений Бога-Отца. В католицизме Саваоф встречается довольно часто. Вплоть до 1667 года существует запрет на Руси на изображение Бога-Отца. А что же Троица Рублева? Но это Троица из Ветхого Завета. Авраамию явилось видение в виде трёх прекрасных отроков. То есть это всего лишь символ. На Западе же есть новозаветная Троица, где Отец изображается как старец, а Дух в виде голубя.

Идея вещи лишена недостатков, а потому следует изображать идею, а не реалию. Символика цвета. После 7-ого Собора каждому цвету придавали своё значение. Пурпур – цвет божественной и царской власти. «Спас в Силах», где Христос изображён в пурпурном ромбе. Всё дело в том, что в то время пурпур дороже золота. Красный, то есть алый, - цвет огня и страшного суда. Зелёный – цвет жизни. Белый – чистота и святость (белые одежды священника). Чёрный – смерть, отсюда черная одежда монахов – «не погребённых мертвецов», людей, умерших для мира и греха. Синий – потусторонний мир. Если что-то пишется в голубом цвете, то это относится к другому миру. Золотистый, но цвет, а свет. Это фаворский нетварный свет. Что это?

Школа исихастов. Зародится к 11 веку. Исихии – божественные энергии. Бог познаваем не разумом, а через испускаемые им божественные энергии, которые видят посвященные в виде фаворского света. Дело в том, что Христос взял апостолов на гору Фавор, где те увидели божественный свет. Исихазм – мистическое течение. Мистика – непременный элемент развитых религий. Симеон Новый Богослов: «Запри дверь своей кельи, сядь в углу её, отвлеки свою мысль от всего земного, телесного и скоро приходящего, потом склони подбородок твой на грудь свою, устреми чувственное и душевное око вниз, затем подожми обе своих ноги, чтобы едва можно было дышать и найди глазами то место в сердце, где сосредоточены все способности души. Сначала ты ничего не увидишь сквозь тело своё, но когда проведёшь в таком положении день и ночь, тогда, о чудо, увидишь что вокруг сердца распространяется божественный свет». Разговор о трансе. Ясно, что это не есть хорошо, но это плодотворно. Афонский монастырь. Увлечение им умалит рациональное богословие в Византии. Но для Руси Афон сыграет благую роль.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.