Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-09-26 | 353 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Согласно ч. 1 ет. 88 УПК РФ«аждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимо-сти, допустимости, достоверности и достаточности.
Получив заключение еудебно-автотехнической экспертизы, следователь должен воспринимать ее выводы критически, а не как бесспорное доказательство вины субъекта преступления.
Указанный подход следователя, на наш взгляд, соответствует всестороннему, полному и объективному рассмотрению всех обстоятельств дела в их совокупности, установлению связи между фактами и явлениями. Это требует от него определенных технических познаний. Для правильного понимания особенностей механизма происшествия, которые раскрываются при производстве экспертизы, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Первое. В автотехнической экспертизе категорические выводы можно сделать не всегда. Степень категоричности и достоверности выводов зависит как от характера и состояния исследуемых объектов, так и от уровня познания эксперта. Когда автотехническйй эксперт исследует разрушенные или неисправные детали, узлы, механизмы транспортного средства, то он может сделать категорические выводы о причинах разрушения, неисправностей, а также о времени их возникновения.
Второе. Когда эксперт решает вопрос с учетом изменяющихся фактов, обстоятельств и параметров, связанных с состоянием транспортных средств, дорожных условий и т.д., то достоверность выводов зависит от точности фактов, обстоятельств и параметров условий и механизма происшествия. Изменение величины хотя бы одного параметра иногда может привести к совершенно противоположному выводу.
Третье. Оценивая заключение автотехнического эксперта, следователь обращает внимание на следующие основные моменты: все ли поставленные им вопросы разрешены экспертом и не вышел ли он за пределы своей компетенции; имеется ли достаточное научно-техническое обоснование выводов, нет ли противоречий между ними; какие вопросы разрешены экспертом по своей инициативе; соответствуют ли выводы остальным доказательствам делу; как произведены расчеты.
Четвертое. Выполнение экспертизы в нескольких вариантах необходимо, когда в постановлении следователя приводятся различные обстоятельства или в материалах дела имеются различные данные, приводящие к противоположным выводам, а также при определении соответствия действий его участников требованиям правил движения, правил технической эксплуатации и других нормативных документов. Причем в последнем случае эти выводы будут достоверными лишь тогда, когда они сделаны с учетом возможности или невозможности предотвращения происшествия.
|
Заключение эксперта может быть признано категорическим или достоверным, если в нем отсутствуют противоречия между выводами по отдельным вариантам.
Вышеуказанная критическая оценка следователем достоверности и объективносги проведения
автотехнической экспертизы, а также выводов, следующих из заключения эксперта, подтверждает
ся аргументами:...
1) в процессуальных кодексах Российской Федерации (УПК РФ, ГПК и АПК) имеются положе
ния о том, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы для суда; а последний
оценивает их по внутреннему убеждению с учетом всех обстоятельств (фактов, документов и т.п.),
имеющихся в деле;
2) защита (адвокат), в случае сомнения в полноте и достоверности автотехнической экспертизы,
предоставляет альтернативное заключение какой-либо кафедры автодорожного института, «разби
вающее» заключение эксперта. Адвокат (защита) обычно всегда представляет такое заключение ав
тодорожного института непосредственно в суд, минуя следствие;
3) суд, приобщая к делу заключение (выводы) специализированного института, может прийти к
выводу о том, что приговор не может быть основан на предположениях (ч. 4 ст. 302 УПК РФ), а эю
приводит к оправдательному приговору (ч. 2 ст. 302 УПК РФ).
При этом суд, имея противоположные заключения,специалистов, хотя и не являющиеся офици
альным источником доказательств (хотя суд может признать заключение специалистов на основа
нии подп. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ источником доказательств), исходит из принципа: всякое сомнение
толкуется в пользу обвиняемого (подсудимого)...
Глава 48. Расследование дорожно-транспортных происшествий
§6. Специфические особенности расследования столкновений и опрокидывания
ТС и наездов на пешеходов
Специфику особенностей расследования столкновений, опрокидываний и наездов на пешеходов целесообразно для наглядности представить читателю в схематическом виде:
|
Общие | Индивидуальные | ||||||||||||
i | i | i | i | ||||||||||
Поиск, сбор, фиксация вещественных доказательств | Технические познания | Знание н правильное применение ПДД | Столкновение | Опрокидывание | Наезд на пешеходов | ||||||||
определение границ обследования места ДТП и обнаружение вешдоков, ос* тавленных на придорожных объектах, изъятие и правильная упаковка вешдоков
осмотр транспортных средств, выявление неисправностей, выяснение механизма поврежж-, сопоставление повреждений с придорожными объектами, правильность постановки вопросов перед автотех-ннческой экспертизой
установлений в зоне каких придорожных знаков совершено ДТП. выяснение нарушений требований знаков ПДД, установление причинной связи между нарушением ПДД и ДТП
заднее
встречное
угловое
боковое
перекрестное
при столкновении, при заносе на скользкой дороге, при заносе на крутом повороте, при технической неисправности
при выходе из-за передней части автотранспорта
при выходе изтза задней части автотранспорта:
переход дороги перед близко идущим автотранспор-том
выход на проезжую часть из-за объекта, прилегаю- щего к дороге
1 1 | |||||
Механизм ДТП | Причины и условия ДТП | ||||
1. Правильность восприятия обстановки (водителем). 2. Правильность оценки обстановки. 3. Правильность принятого решения. | 1. Нарушение ПДД водителем........................ 2. Нарушение ПДД пешеходом. 3. Внезапные помехи на пути движения отказ системы управле ния, тормозов и т.д. неопытность водителя несоблюдение дистан ции и интервала, другие, нетипичные (редкие) ситуации. | ||||
Как усматривается из схемы, специфические особенности расследования вышеуказанных видов ДТП условно подразделяются на две группы:
- общие;
- индивидуальные.
Общие — это такие особенности, которые присущи всем видам ДТП. К ним относятся:
I. Поиск, сбор и фиксация вещественных доказательств.
II. Технические познания.
III. Знание и правильное применение правил дорожного движения.
Данные особенности при правильном применении в практической работе уже на первоначальной стадии позволяют следователю (дознавателю) найти ответы на такие вопросы:
- что случилось;
- где это произошло;
- как это произошло.
I. Первая особенность заключается в умении следователя (дознавателя) правильно определить границы поиска вещественных доказательств происшествия.
Поиск включает в себя обнаружение следов, которые могут быть оставлены даже за пределами места происшествия. Их обнаружение затруднено из-за большого радиуса разброса, но они могут указывать на то, что происходило до того или иного этапа происшествия.
|
Так, оставленный на бордюре след может указывать на то, что водитель полностью или частично потерял управление раньше, чем произошло ДТП, и что наезд был вызван попыткой водителя выйти из аварийной ситуации.
Кроме того, обнаруженные следы и другие вещественные доказательства могут быть сопоставлены с повреждениями транспортного средства и служить установлению объективных причин ДТП и изобличению виновных лиц.
Сбор заключается в правильной упаковке и хранении добытых во время поиска вещественных доказательств, с тем чтобы по прошествии времени они не утратили своего значения.
Приведем пример. Недалеко от места ДТП была обнаружена гайка. Она не была упакована при изъятии в коробочку, отсутствовали надпись о месте обнаружения, дата, подписи понятых, В ходе расследования было установлено, что причиной аварии послужил срыв гайки с пальца рулевой тяги
26*
Глава 48. Расследование дорожно-транспортных происшествий
и отказ рулевого механизма. Однако водитель отрицал это, ссылаясь на то, что неисправность возникла при аварии. Гайка же была утеряна из-за плохой упаковки, что означало утрату вещественного доказательства и затруднило расследование.
Однако не всегда вещественные доказательства проясняют то, что произошло во время происшествия, но они часто помогают следователю сформулировать ключевые вопросы при допросе гчшрткгваай, -о м«жр ггсдтверягпъ или опровергнуть mate aofcasamot, данные другими участниками ДТП.
При отсутствии надежных свидетелей вещественные доказательства позволяют отсеять то, что не могло произойти, и ограничиться рассмотрением более вероятных вариантов механизма ДТП.
Фиксация вещественных доказательств заключается в правильности привязки, фотосъемки и последовательности описания в протоколе осмотра (обнаружения) их нахождения на месте происшествия.
Таким оБр&эоы, если следователь выработает в себе способность обнаруживать следы ДТП, непосредственно воспринимать обстановку, улавливать сущность процесса его возникновения, прогнозировать ход расследования и правильно руководствоваться принципами поиска, сбора и фиксации вещественных доказательств, то он избежит утраты малозначительных на первый взгляд деталей, которые в дальнейшем могут сыграть решающую роль для установления и подтверждения истинных обстоятельств ДТП.
Н. Вторая особенность:— технические познания о моделях автомобилей, их техническом состоянии, о том, какие неисправности влияют на безопасность движения и т.д.
Технические неисправности можно условно разделить на два вида: основные и иные.
Основные неисправности подразделяются на три типа: 1) неисправности тормозов; 2) поломка деталей рулевого механизма и привода; 3) повреждение шин.
|
Следователю надо знать, что сейчас на автомобилях имеются тормоза пневматические, гидравлические, механические.
Различаются несколько видов неисправности тормозов: нарушение герметичности трубопроводов; разрушение резиновых манжет в колесном тормозном цилиндре; повреждение манжет в главном тормозном цилиндре.
Нарушения герметичности трубопроводов могут возникнуть как в процессе эксплуатации, так и во время сборки. При движении по дорогам с разным покрытием можно повредить трубопровод выбрасываемыми из-под колес предметами. При сборке можно смонтировать гибкую систему (резиновый тормозной шланг) таким образом, что он будет тереться во время поворотного колеса, и это в конечном счете повредит его.
Отказ тормозной системы можно разделить на частичный и полный.
1. Частичному отказу могут послужить следующие причины:
- наличие смазки на тормозных накладках, обычно вследствие неисправности сальника;
- нарушение крепления накладок к колодкам и заклинивание тормозного барабана;
~ наличие грязи в тормозной магистрали, что мешает отходу колодок от тормозного барабана.
2. Полный отказ возникает по следующим причинам:
утечка тормозной жидкости из системы;
- разрыв резиновых шлангов и трубопровода.
Чтобы выявить указанные неисправности, следователю необходимо более тщательно производить осмотр автотранспорта, отражая все увиденное (разрывы, потеки жидкости и т.д.) в протоколе осмотра. Но зачастую надо производить их изъятие, с тем чтобы в дальнейшем имелась возможность проведения экспертизы и установления причин, послуживших ДТП.
Отказ рулевого привода ведет к серьезным последствиям, так как автомобиль становится неуправляемым. Он может резко свернуть в любом направлении.
Поломки деталей рулевого привода могут происходить из-за усталого разрушения; удара о какой-либо предмет на дороге; неисправности вследствие плохого крепления регулировочных гаек, что приведет к ослаблению и срыву; плохой затяжки гаек рулевых пальцев тяг, которая приводит к их срыву и выпадению пальца из соединения.
Для выявления этих неисправностей следователь обязан: произвести визуальный осмотр автомобиля; проверить крепление рулевых тяг; проверить, как работает рулевое колесо с приводом и рулевыми тягами; проверить, нет ли люфта в пальцах рулевых тяги их соединениях.
При этом все обнаруженное должно найти отражение в протоколе осмотра.
Повреждение шин любого колеса может вызвать резкое изменение движения автомобиля.
Повреждения шин могут возникать по следующим причинам: неправильный ремонт и сборка (плохо надета покрышка на диск или плохо надето стопорное кольцо и т.д.); неправильная вулканизация камеры; наличие дефектов в новой покрышке; механические повреждения в процессе экс-
|
Глава 48. Расследование дорожно-транспортных происшествий
плуатации или непосредственно перед происшествием (разрывы (но не проколы) вследствие наезда на острые предметы).
При возникновении повреждения автомобиль будет заносить в сторону поврежденной шины. Так, если повреждается передняя левая шина, то автомобиль отклоняется влево и, вероятно, столкнется с автомобилем, движущимся во встречном направлении, своим левым передним крылом.
Специфическими причинами ДТП могут служить неисправности, которые можно поименовать «иные». Это поломка отдельных деталей; неисправность работы поворотов, стоп-сигналов; неисправность стеклоочистителя; грязные рассеиватели фар; разбитое или отсутствующее зеркало заднего вида и т.д.
Поломка отдельных деталей может происходить из-за усталости металла, что обусловлено неправильной конструкцией детали (самодельные шаровые опоры и т.д.) или заводским браком.:
Поломку таких деталей можно выявить путем осмотра. Они имеют характерные особенности: зернистость структуры в месте излома, локализованную на небольшой части поврежденной поверхности; остальная часть может быть совершенно гладкой; на деталях могут иметься следы грязи, коррозии, жидкого битума и т.д.
Эти особенности обусловливаются тем, что трещины от усталости существуют некоторое время до полной поломки детали.
При осмотре такой детали следователь должен особое внимание обратить на то, имеются ли в местах излома какие-либо изгибы или вмятины, так как если излом произошел вследствие удара о какие-либо предметы, то эти особенности будут присутствовать, что будет указывать на механическое повреждение, а не разрушение, вызванное усталостью металла.
Таким образом, имея технические познания, следователь сможет уже на месте ДТП правильно и
объективно подойти к осмыслению истинных причин и механизмов происшествия..'::
III. Третья особенность заключается в знании и правильном применении Правил дорожного движения относительно совершенного ДТП.
Правила дорожного движения, как подзаконный акт, помогают установить взаимосвязь между
нарушениями правил безопасности движения и наступлением тех или иных вредных последст
вий...
Отсутствие причинной связи между нарушением ПДД и наступившими последствиями исключает уголовную ответственность лица, совершившего ДТП. К его действиям в таком случае могут применяться меры административной ответственности.
Правила дорожного движения определяют основу должного поведения водителя на дороге и в то же время представляют широкие возможности в выборе наиболее разумных действий при управлении транспортным средством. Так, водителю предоставлено право выбрать скорость с учетом интенсивности движения, дорожных условий и т.д., но при этом он обязан в случае возникновения опасности принять необходимые меры по предотвращению ситуации.
Таким образом, если следователь сумеет взаимно увязать эти два элемента и доказать, что нарушение одного из них находится в причинной связи с другим, это будет считаться нарушением
пдд.
Индивидуальные специфические особенности происшествия позволяют более полно воспроизвести событие ДТП и установить причины и условия, способствующие этому
При помощи индивидуальных особенностей следователь сможет найти ответы на такие вопросы: как автомобили столкнулись и что послужило причиной; где автомобили столкнулись и при каких условиях; с какой скоростью двигался каждый автомобиль перед происшествием.
Механические повреждения и следы, оставленные на автомобиле и дороге, составляют картину ДТП. Изучение этих следов позволяет определить, что действительно произошло. Все многообразие столкновений, опрокидываний и наездов на пешеходов может быть разделено по типам, которые, в свою очередь, имеют свои особенности.
Столкновение транспортных средств
Столкновение имеет пять основных типов:
- заднее столкновение — столкновение с задней частью остановившегося автомобиля;
- встречное столкновение — когда автомобили, следуя точно навстречу друг другу, ударяются
передними частями; •. ' '.'■
- угловое столкновение— удар одного автомобиля об угол другого, когда длина соприкасаю
щихся поверхностей автомобилей при ударе составляет более 15 см;
-■ боковое столкновение — столкновение автомобилей боковыми сторонами, когда длина соприкасающихся поверхностей автомобилей составляет менее 15 см; перекрестное столкновение, когда автомобили сталкиваются под прямым углом.
На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаимоположение автомобилей в момент столкновения.
После столкновения автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения (в которых они окажутся при полной остановке), не имеющие ничего похожего на их положение при столкновении.
Положение в момент происшествия свидетельствует о том, какой автомобиль поворачиват перед другим или какой автомобиль действительно ударил в другой.
При заднем столкновении имеются следующие особенности:
- после такого столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это
произошло в движении, или отскочить друг от друга, если один из автомобилей стоял;
- у одного автомобиля будут повреждения сзади, у другого в передней части;
- следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого.
Встречное столкновение происходит редко, так как водители стремятся увернуться, но они все-
таки происходят и имеют свои особенности;
- При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают
на равное расстояние, если их вес и скорости были одинаковые;
- при неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью будет
отброшен назад от места столкновения;
- автомобили при таком столкновении не вращаются и обломки занимают небольшую площадь
дороги.
На какой стороне (полосе) дороги произошло столкновение, является основным вопросом для выяснения- Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.
Угловое столкновение является наиболее распространенным ДТП и имеет свои особенности:
- при таком столкновении после удара автомобили обычно вращаются, оставляя следы шин;
- при столкновении левыми углами происходит вращение против часовой стрелки, и автомобили
отскакивают друг от друга;
- при соприкосновении правыми углами — по часовой стрелке;
- разброс поврежденных предметов от ТС зависит от площади соприкосновения, массы автомо
билей, скорости и состояния дорожного покрытия.
При таком столкновении следователь должен выяснить: на какой стороне от осевой линии дороги произошло столкновение, так как обломки, остатки стекла, разлитого масла и грязи могут распространяться на сравнительно большой площади, что является характерной особенностью углового столкновения.
Однако место столкновения можно примерно определить, если следователь будет помнить, что при таком столкновении каждый автомобиль перемещается с места столкновения в сторону своей стороны дороги.
Боковое столкновение, как и угловое, является самым распространенным и требует тщательного расследования и знания особенностей, к которым относятся следующие:
- при боковом столкновении повреждения автомобилей обычно незначительны и автомобили ос
танавливают сами водители;
- при столкновении автомобили не вращаются;
- достоверными фактами, указывающими место столкновения, являются куски осыпавшейся ]ря-
зи (отвалившейся от крыльев), осколки стекла и следы скольжения шин;
- характер царапин и вмятин боковин кузова, их направление могут указывать направление авто
мобилей;
- при таком столкновении автомобили не перемещаются на противоположную сторону дороги и
нахождение обоих автомобилей на той или иной полосе указывает, ка какой из них произошло
ДТП.
Перекрестное столкновение характеризуется тем, что:
- следы торможения свидетельствуют о направлении движения;
- у одного автомобиля вмятины с передней части, у другого — с боковой;
«- следы скольжения шин после столкновения отражают силу и скорость движущихся автомобилей.
При рассмотрении данного столкновения следователю необходимо решить, какой из столкнувшихся автомобилей выехал первым на перекресток. В этом случае имеются три варианта:
1) оба выезжают на перекресток с постоянной скоростью (без торможения);
2) один выезжает на перекресток с постоянной скоростью, а другой тормозит;
790
3) оба выезжают на перекресток и тормозят. Для первого случая необходимо:
- измерить расстояние от места (точки) столкновения до линий, ограничивающих перекресток, —
это позволит определить в дальнейшем скорость автомобилей;
- исходя из скорости можно будет определить время, которое потребовалось каждому автомоби
лю для проезда от границы перекрестка до места столкновения.
Время будет указывать, какой автомобиль выехал на перекресток раньше, а какой позже.
Во втором случае определение скорости по торможению и его протяженности от границы перекрестка до места столкновения указывает на того, кто выезжал первым на перекресток.
В третьем случае, когда оба автомобиля до места столкновения находились в заторможенном состоянии, длина тормозного пути будет указывать на скорость и того, кто первым выезжал на перекресток.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!