Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Статья 350 УК РФ («Нарушение правил вождения или эксплуатации машин»)

2017-09-26 419
Статья 350 УК РФ («Нарушение правил вождения или эксплуатации машин») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Необходимость введения в главу 33 Уголовного кодекса отдельной нормы, сходной по объек­тивной стороне со ст. 264 УК РФ, но применительно к специфике военной службы, обусловлена существенными особенностями подготовки военных водителей и характера выполняемых ими служебных обязанностей. Кроме того, дорожно-транспортные происшествия по вине военных во­дителей имеют повышенную общественную опасность, поскольку часто связаны с использованием более мощной, но и менее приспособленной для безопасного движения, например в городских ус­ловиях, специализированной военной техники. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины (ст. 350 УК РФ) образует состав преступления при условии, если допущенное нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого или сред­ней тяжести вреда здоровью (ч. 1), смерть человека (ч. 2) или гибель нескольких лиц (ч. 3). Опреде­ление этих квалифицирующих признаков проводится по тем же критериям, что и в других нормах УК РФ. Следует лишь отметить, что для квалификации не имеет значения, являлся ли потерпевший военнослужащим или гражданским лицом.

Данное преступление посягает на установленный нормативными документами порядок вожде­ния и эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин, обеспечивающий безопасность их движения. Под боевыми, специальными или транспортными машинами понимаются любые имеющие автономный двигатель и управляемые человеком самодвижущиеся по суше на колесном или гусеничном ходу военно-транспортные средства Вооруженных Сил и других министерств (ве­домств), где предусмотрена военная служба. Именно принадлежность машины к Вооруженным Силам или указанным министерствам (ведомствам), в совокупности с особенностями субъектного состава этого преступления, является обязательным условием квалификации по ст. 350 УК РФ, по­скольку нарушение правил безопасности движения при управлении личным автотранспортом или автомобилем гражданского транспортного предприятия квалифицируется по нормам главы 27 Уго­ловного кодекса.

По ст. 350 УК РФ квалифицируется только нарушение правил вождения штатным военным во­дителем или другим военнослужащим, допущенным к управлению именно военной машиной ука­занной принадлежности. К числу субъектов данного преступления, наряду с военнослужащими, относятся также военнообязанные в период прохождения военных сборов


29*



 

 


Глава 52. Расследование преступлений против роенной службы

Любой военнослужащий за нарушение правил безопасности движения при управлении личным автотранспортом или автомашиной гражданского предприятия привлекается к уголовной ответст­венности по ст. 264 УК РФ. Военнослужащий, получивший доступ к управлению военной машиной без ведома штатного водителя и без разрешения командования (при угоне), привлекается к уголов­ной ответственности в случае дорожно-транспортного происшествия по совокупности ст. 166 и 350 УК РФ. Если же не имеющий отношения к военной службе гражданин неправомерно завладеет без цели хищения военной машиной и на ней совершит автопроисшествие, то его действия квалифици­руются по совокупности ст. 166 и 264 УК РФ, поскольку такое гражданское лицо не является субъ­ектом преступлений против военной службы и, следовательно, не может нести уголовную ответст^ венность по ст. 350 УК РФ в качестве исполнителя. Гражданские лица, работающие в качестве водителей или технических специалистов в воинских частях и военных учреждениях, привлекаются к уголовной ответственности по нормам главы 27 Уголовного кодекса, так как также не относятся к субъектному составу преступлений против военной службы.

К боевым относятся машины, конструктивно предназначенные для выполнения боевых задач и оборудованные соответствующим вооружением для поражения живой силы, военной техники про­тивника и других объектов (танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, боевые машины десанта, самоходные артиллерийские и ракетные установки, другие подобные военно-технические средства).......

Специальными считаются машины для выполнения не относящихся к боевым специализиро­ванных функций по инженерно-техническому обеспечению воинских частей и подразделений (бульдозеры, автокраны, тягачи, автогрейдеры, траншеекопатели, передвижные радиостанции, ус­тановки энергоснабжения и ремонтные мастерские и т.п.).

Транспортными являются машины для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, военного имущества и других грузов (легковые и грузовые автомобили, автобусы, санитарный транспорт, мотоциклы и др.). К таким машинам относится также рельсовый транспорт Вооружен­ных Сил— тепловозы, электровозы, самоходные железнодорожные дрезины и др.

Не относятся к предмету рассматриваемого преступления летательные аппараты (самолеты,
вертолеты, дирижабли, мотодельтапланы) и морские суда, включая корабли, катера любого типа и
другие плавсредства. Вместе с тем имеется целый ряд боевых, транспортных и специальных ма­
шин, предназначенных для передвижения как по суше, так и по воде (автомашины-амфибии), под
водой (некоторые типы танков) или по воздуху (аэросани, суда на воздушной подушке). Юридиче­
ская квалификация происшествий с участием такой техники может представлять известные затруд­
нения из-за специфики передвижения ее по различным видам поверхности. Следует иметь в виду,
что для каждого такого технического средства один из способов передвижения является основным,
а другой — вспомогательным (например, танки предназначены для передвижения по суше и лишь
некоторые их типы приспособлены для преодоления в течение ограниченного времени относитель­
но небольших водоемов). Именно этот основной способ передвижения и является главным крите­
рием отграничения машины по рассматриваемому преступлению от тех, о которых говорится в
ст. 351-352 УК РФ. Другие конструктивно-технические особенности или характер поверхности, на
которой допущено нарушение правил управления машиной, принципиального значения в данном
отношении не имеют.:

• ■ Диспозиция ст. 3-50 УК РФ предусматривает два отдельных состава преступления: а) нарушение правил вождения боевой, специальной или транспортной машины и б) нарушение правил эксплуа­тации этих машин. Они объединены в одну норму УК РФ, но представляют собой самостоятельные преступления, которые при определении квалификации необходимо отличать друг от друга. Оши­бочная в этом отношении оценка деяния повлечет невозможность рассмотрения уголовного дела судом без направления его для производства дополнительного расследования.

Правила вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин в Вооружен­ных Силах определены совокупностью нормативных актов, к которым относятся не только обще­обязательные Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от: 23 октября 1993 г. в редакции постановления Правительства РФ от 8 октября 1996т., но и другие нормы, учитывающие специфику использования военной техники и обязательные для исполнения военнослужащими. Такие специальные нормы установлены общевоинскими уставами, наставле­ниями по вождению и эксплуатации военной техники, инструкциями по применению боевых и спе­циальных машин, приказами, руководствами, распоряжениями, другими ведомственными докумен­тами. Нарушение правил вождения состоит в невыполнении путем действия или бездействия тех обязательных для военнослужащих норм обеспечения безопасного движения военно-транспортных средств, которые в установленном порядке определены перечисленными правовыми документами..

88*


 

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы

 


дир (начальник), отдавший водителю распоряжение продолжать эксплуатацию машины при нали­чии известной ему технической неисправности. Нарушение правил эксплуатации может выражать­ся в выпуске в рейс технически неисправного автомобиля, превышении норм посадки в автомо­биль, необорудованное™ кузова при перевозке личного состава, допуске к управлению не имеющего на это права лица, распоряжении продолжать поездку без устранения неисправностей, очевидно влияющих на безопасность движения.

Нарушение правил хранения и сбережения боевых, специальных или транспортных машин, не относящихся к нормам эксплуатации, не образует состава данного преступления и, при наличии тяжких последствий, подлежит квалификации по ст. 347 УК РФ. Нарушение правил производства ремонтных работ, не связанных с эксплуатацией или вождением машин, также не может быть ква­лифицировано по ст. 350 УК РФ (при наличии соответствующих условий подобные действия ква­лифицируются по ст. 143 УК РФ).

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ, характеризуется виной в форме неосторожности по отношению к наступлению последствий допущенного нарушения пра­вил вождения или эксплуатации военной машины, тогда как само нарушение могло быть соверше­но и намеренно. При этом виновный предвидит возможность наступления тяжких последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований, по своему легкомыслию, рассчитывает на то, что они в действительности не наступят или будут предотвращены (преступное легкомыслие). Неосторожность по отношению к последствиям может выражаться и в форме преступной небреж­ности, когда виновный не предвидит возможности наступления таких последствий, но, по обстоя­тельствам дела, мог и должен был их предвидеть.

Умышленное нарушение правил вождения или эксплуатации военных машин с сознательным намерением специально причинить своими действиями вред здоровью другого человека или ли­шить его жизни исключает квалификацию деяния по ст. 350 УК РФ. Такое умышленное деяние квалифицируется по нормам главы 16 УК РФ в качестве соответствующего преступления против жизни и здоровья личности.

Статья 351 УК РФ («Нарушение правил полетов или подготовки к ним»)

Непосредственным объектом данного преступления является безопасность использования воен­ной авиации. Любая авиакатастрофа может привести к гибели людей, но ее опасность еще более увеличивается, если относится к военным летательным аппаратам, которые часто оснащены мощ­ным боевым вооружением. Поэтому установленный в Вооруженных Силах порядок выполнения полетов, подготовки к их выполнению и правила эксплуатации военных летательных аппаратов са­мым детальным образом регламентирован различными нормативными и руководящими докумен­тами как общегражданского, так и специального военного применения (приказы, наставления, ин­струкции по технике пилотирования, вопросам инженерно-авиационной, штурманской, навигационной, метеорологической и другим видам служб военной авиации).

Под военными летательными аппаратами понимаются предназначенные для выполнения пило­тируемых полетов военные самолеты, вертолеты, планеры, экранопланы, геликоптеры и другие пи­лотируемые аппараты, независимо от их назначения (боевые, разведывательные, транспортные). К ним относятся и так называемые беспилотные самолеты, которые управляются с земли при помощи специальных телеметрических систем управления и используются для разведки и аэрофотосъемки или в качестве мишеней при проведении учений. Обязательным условием применения правил ст. 351 УК РФ является принадлежность летательного аппарата к Вооруженным Силам России или военизированным формированиям других министерств (ведомств), где в установленном порядке предусмотрена военная служба.

Нарушение правил полетов заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении пило­том установленных правил пилотирования во время взлета, полета и посадки летательного аппара­та. Нарушение может относиться как к технике пилотирования управляемым летательным аппара­том (неверный выбор высоты для совершаемого маневра, ошибка в применении приемов управления, превышение предельно-допустимой скорости полета при посадке и т.п.), так и к по­рядку выполнения различных специальных операций в воздухе (заправка топливом в полете, десан­тирование, бомбометание, транспортировка военных и иных грузов).

Понятие нарушения правил эксплуатации аналогично тому, что содержится в ст. 350 и 352 УК РФ, однако диспозиция ст. 351 УК РФ предусматривает отдельно нарушение правил подготовки к полетам, которая, по существу, является одним из специализированных видов эксплуатации авиа­техники. Нарушение правил подготовки к полетам заключается в несоблюдении технических норм при подготовке летательного аппарата к полету или порядка допуска к его выпотаению членов


Глава 52. Расследование преступлений против военной службы

экипажа. Такие нарушения могут выражаться в ненадлежащем техническом обслуживании лета­тельного аппарата, некачественном ремонте отдельных узлов и агрегатов, заправке непригодными к использованию горючим или эксплуатационными жидкостями, допуске к полету профессиональ­но неподготовленного или находящегося в болезненном состоянии члена экипажа.

Уголовную ответственность по ст. 351 УК РФ могут нести только военнослужащие, на которых по службе в установленном порядке специально возложены обязанности по осуществлению полета, подготовке к полету либо по эксплуатации летательного аппарата. За нарушение правил полетов к уголовной ответственности привлекаются такие военнослужащие, как, например, руководитель по­летов, командир корабля, пилот, штурман, бортинженер. Эти же лица несут ответственность и за нарушение правил подготовки к полетам в случаях, когда нормативными документами на них воз­ложены конкретные действия по их подготовке. За нарушение правил подготовки к полетам и иных правил эксплуатации могут нести ответственность также техники, механики, связисты, медики на­земных служб обеспечения полетов.

С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только по неосторожно­сти (по преступному легкомыслию или небрежности). Умышленный характер совершаемых нару­шений с намерением вызвать вредные последствия исключают возможность квалификации деяния по ст. 351 УК РФ.

Нарушение правил полетов, правил подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов образует состав преступления при условии причинения в результате допу­щенного нарушения смерти человека или иных тяжких последствий. В качестве таких последствий рассматриваются причинение тяжкого вреда здоровью людей, крупного материального ущерба в результате повреждения летательного аппарата или разрушения наземных сооружений, а равно срыв важной боевой задачи либо, при определенных обстоятельствах, вынужденная посадка на территории другого государства. В случае гибели человека или причинения тяжкого вреда здоро­вью для квалификации деяния не имеет значения, являлся ли пострадавший членом экипажа, воен­нослужащим или гражданским лицом.

Уголовная ответственность по ст. 351 УК РФ может наступать, как и по остальным преступ­лениям против порядка обращения с вооружением и эксплуатации военной техники, только при наличии причинно-следственной связи между допущенным нарушением и наступившими тяж­кими последствиями. Признание наступивших последствий тяжкими осуществляется так же, как и по остальным преступлениям против военной службы, — на основе оценки фактической зна­чимости наступивших последствий для охраняемых законов государственных интересов и прав граждан.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.