Влияние глобализации на развитие теории и практики менеджмента — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Влияние глобализации на развитие теории и практики менеджмента



Процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно растущую взаимозависимость стран и регионов, стали главным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире.

Влияние глобализации вызвало необходимость поиска новых подходов к управлению компаниями различного направления деятельности.

Так, с позиций стратегического менеджмента для компаний сегодня очень важно научиться работать одновременно в двух измерениях - в системе глобальной мировой экономики и политической разобщенности. Границы современного менеджмента больше не совпадают с государственными границами. Устранение торговых барьеров между государствами, создание новых рынков, растущая конкуренция привели к тому, что сегодня современные компании работают не на региональные или национальные рынки, а на глобальный, при этом принимаемые управленческие решения, как в коммерческой, так и в некоммерческой сферах, все в большей степени определяются интересами самих компаний, а не политическими интересами государства. В этой связи основным залогом роста и бесконфликтного сосуществования становится партнерство разных типов, а не прямое владение, принуждение и контроль.

Распад СССР и открытие его рынков и рынков стран Восточной Европы, введение единой валюты в рамках Европейского со общества, вступление в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле открыли перед компаниями новые перспективы развития и стимулировали повышение качества товаров и услуг. В большей степени этому способствовало принятие новых международных стандартов качества. В настоящее время любая организация (и не только коммерческая) должна ориентироваться на стандарты, достигнутые в той или иной отрасли мировыми лидерами.

В сфере производственного менеджмента постоянно растущая конкуренция со стороны иностранных производителей способ-

 

 


ствовала снижению уровня издержек и более гибкому взаимодействию со стремительно меняющейся внешней средой. В маркетинговых стратегиях приоритетным направлением стали разработка новых товаров и постоянные инновации, связанные с повышением уровня обслуживания потребителей. Сроки создания и вывода на рынок новинок при этом резко сократились.

Одной из наиболее сильных тенденций развития современного персонального менеджмента является усиление процесса наделения властью сотрудников, их вовлечение в процедуру принятия решений. Традиционная модель, когда менеджер контролирует работников, в условиях высокотурбулентной внешней среды перестала быть эффективной. Под наделением властью имеется в виду не столько передача властных полномочий, сколько оценка потенциала работников и его раскрытие. У сотрудников растет потребность в доверии, общении, в связи с чем возрастает значение личных контактов персонала, позволяющее понять, чего ждать друг от друга. Особую важность в условиях информационной революции и введения системы трудовых отношений, при которой сотрудники трудятся совместно, но не вместе, приобретает адекватное информирование каждого работника, в особенности о переменах. Самым ценным активом любой компании XXI века становятся работники умственного труда и их производительность. Самой большой и быстрорастущей группой персонала в категории работников умственного труда становятся «новые служащие», которые занимаются не только интеллектуальным трудом, но и физическим, гармонично сочетая их.




Глава 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. Определение менеджмента

В настоящее время в научной литературе по вопросам управления встречается множество определений понятия «менеджмент».

Первоначально слово «менеджмент» в древнеанглийском языке означало «умение объезжать лошадей» и произошло от глагола 'to manage' (управлять). Этот глагол, в свою очередь, был образован от латинского слова 'manus' - рука. Смысл этого слова сохранился и в определении понятия современной науки менеджмент. Английское слово «менеджмент» и русское слово «управление» употребляются сегодня как синонимы, если речь идет об управлении организацией.

Так, например, в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как:

1) способ обращения с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого рода умелость и административные навыки;



4) орган управления, административная единица.

Известный ученый в области управления П. Друкер характеризует управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу, при этом главная задача менеджмента состоит в том, чтобы сделать людей способными к совместной


деятельности, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости.

М. Мескон, соавтор американского учебника «Основы менеджмента» определяет менеджмент как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».

Профессор Л.И. Евенко раскрывает содержание понятия «управление» как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; как функцию, вид деятельности по руководству людьми, а также как область человеческого знания, способствующую осуществлению пой функции.

Существует несколько основных подходов к определению содержания менеджмента. Согласно им менеджмент рассматривался как:

• определенный тип отношений;

• процесс;

• система;

• категория людей (орган или аппарат управления);

• наука и искусство;

• элемент культуры, философии, отражающий систему ценностей и убеждений.

Менеджмент как определенный тип отношений представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие субъекта \ правления на объект управления.

Менеджмент как процесс предполагает достижение целей организации посредством выполнения ряда последовательных \правленческих функций: планирования, организации, лидерства и руководства), координации, мотивации и контроля.

Менеджмент как система представляет собой совокупность и взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, объединенных в одно целое для достижения поставленных целей.

Менеджмент как специфический орган или аппарат управления, определенная категория людей (менеджеров) является составной частью любой организации, без которой она как целостное объединение не может эффективно функционировать и достигать спланированных результатов.


Менеджмент как наука имеет свою теорию, свои законы и закономерности, функции, принципы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. И в этой связи основные задачи менеджмента состоят в объяснении природы управленческого труда, выявлении причинно-следственных связей процессов управления, а также условий и факторов эффективного совместного труда. Систематизация научных знаний позволяет разрабатывать стратегию, управлять текущей деятельностью, осуществлять целеполагание организации.

Менеджмент как искусство исходит из утверждения, что любая организация представляет собой сложную социально-техническую систему, на которую воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Самым главным фактором являются люди, работающие в организации и с организациями. Для управления этим фактором необходима не только наука, но и искусство ее применения.

Менеджмент как элемент культуры, философии, отражающий систему ценностей и убеждений, оказывает определенное и непосредственное влияние на развитие отдельного индивида и общества, на процесс создания ценностей и формирование морально-этических убеждений.

2.2. Предмет и метод науки менеджмент

Предмет науки менеджмент. Предметом науки менеджмент являются:

• общественные отношения, возникающие между людьми в процессе управления;

• законы, принципы и методы деятельности менеджеров при управлении организациями;

• законы, принципы и методы построения и функционирования организаций;

• деятельность менеджеров по управлению организацией;

• требования, предъявляемые к современным менеджерам и персоналу.

Методы науки менеджмент. Методологической основой науки менеджмент являются системный и ситуационный подходы. К основным видам прикладных исследований в области менедж-


мента относятся моделирование деятельности объекта изучения; сбор и обработка информации. Основными методами сбора информации являются эксперимент, тестирование, анкетирование, интервьюирование, анализ организационных документов. Процесс экстраполирования основывается на использовании логических и экономико-математических моделей.

Объекты и виды менеджмента

С точки зрения объекта управления менеджмент подразделяется на общий (генеральный) и специальный (функциональный, объектный). Виды менеджмента - это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач.

Общий, или генеральный, менеджмент, характерный для высшего уровня управления крупными, средними и мелкими предприятиями, заключается в разработке и реализации конкурентоспособной стратегии, формировании организационной структуры и технологической политики, подборе руководителей, отвечающих за ключевые области управления.

Частным случаем общего менеджмента является управление проектами.

Функциональный, или специальный, менеджмент предполагает управление отдельными сферами деятельности организации или ее звеньев, например, управление персоналом, производством, финансами, НИОКР, маркетингом и т.д. Основные объекты и виды менеджмента представлены на рис. 2.


По содержанию выделяют нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент заключается в разработке и реализации философии и предпринимательской политики организации, определении конкурентных позиций и общих стратегических намерений.


Стратегический менеджмент предусматривает разработку набора стратегий компании, их распределение во времени и обеспечение стратегического контроля над их реализацией.

Оперативный менеджмент предполагает выработку тактических и оперативных мер, направленных на реализацию принятых[ стратегий развития.

2.4. Субъекты и уровни менеджмента

К субъектам менеджмента (менеджерам) относят руководителей различного уровня, занимающих постоянную должность в организации и наделенных полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации. Менеджерами являются руководители организаций, руководители структурных звеньев, организаторы (администраторы) определен-Ш.1Х видов работ, профессионально управляющие своими подчиненными.

Для того чтобы успешно выполнять свои функции, эффективный менеджер должен обладать целым рядом определенных навыков, которые можно разделить на три группы: концептуальные, человеческие и технические. Степень необходимости развития этих навыков определяется положением менеджера в служебной иерархии.

Концептуальные навыки представляют собой когнитивные (познавательные) способности человека к восприятию организации как единого целого и в то же время умение выделять взаимосвязи ее отдельных частей. К числу концептуальных навыков относятся:

• мышление менеджера и особенно способности к стратегическому мышлению, позволяющему оценить долгосрочные перспективы развития;

• способность обрабатывать поступающую информацию;

• способность к планированию.

Концептуальные навыки необходимы всем менеджерам, особенно они значимы для руководителей высших ступеней управления.

Человеческие навыки определяются как способности менеджера к работе с людьми и посредством людей и, прежде всего,


как умение взаимодействовать в качестве члена команды. Эффективный менеджер в одно и то же время является и капикшом команды, и помощником своих подчиненных, и тренером, и воспитателем, постоянно демонстрируя при этом свои способности к мотивации членов команды, координации их деятельности и разрешению конфликтов. Под влиянием глобализации роль человеческих навыков постоянно возрастает.

Технические навыки - это специальные навыки, связанные с использованием методов, технологий и оборудования и предполагающие наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для решения возникающих проблем. Особое значение технические навыки имеют на низших уровнях управленческой иерархии, но по мере продвижения менеджера к вершинам власти потребность в технических навыках уменьшается и возрастает значение концептуальных и человеческих навыков.

Наличие у менеджеров концептуальных, человеческих и технических навыков позволяет им выполнять основные функции управления, но при этом каждый руководитель несет ответственность за выполнение определенных обязанностей и использует для исполнения управленческих функций разные методы. Различия в деятельности управленцев определяются их положением в организации как по вертикали, так и по горизонтали. В вертикальном разрезе главным фактором, определяющим круг обязанностей менеджера, является его положение в организационной иерархии. Различают следующие уровни менеджмента в организации:

• менеджеры высшего звена (высшие менеджеры);

• менеджеры среднего звена;

• менеджеры низшего звена (менеджеры первой линии).

К менеджерам высшего звена (топ-менеджерам) относятся президенты компаний, председатели советов директоров, исполнительные вице-президенты и главные исполнительные директора. Менеджеры этого уровня несут ответственность за деятельность организации в целом: определяют цели компании, разрабатывают стратегии, анализируют тенденции изменения внешней среды, формируют организационную культуру и поддерживают предпринимательский дух для достижения успеха.

К менеджерам среднего звена относятся руководители бизнес-единиц (генеральный менеджер, администратор) и руководи-


тели отделов и подразделений (например, менеджер по обслуживанию, менеджер по информационному обеспечению). Руководители этого уровня отвечают за реализацию принятых на высшем уровне стратегий и процедур, поддержание коммуникаций в компании, разрешение конфликтов. В современных компаниях процессы реструктуризации и сокращения управленческого аппарата происходят в основном за счет сокращения или полного отказа от менеджеров среднего уровня, что значительно ускоряет передачу информации сверху вниз, сокращает время принятия решений и способствует росту производительности труда.

Менеджеры низшего звена (мастера на производстве, менеджеры по управлению человеческими ресурсами, офис-менеджеры, линейные руководители) занимаются выполнением повседневных задач, направленных на достижение целей, оказание технической или информационной поддержки в рамках установленных правил и процедур.

В последнее время с переходом к более плоским, горизонтальным структурам в организациях постоянно растет число менеджеров проектов (руководителей команд). Менеджерами проектов могут быть руководители среднего и низшего звена. Специфика их деятельности состоит в том, что они несут ответственность за выполнение конкретной рабочей задачи, и под их началом, как правило, находятся работники того же организационного уровня. Менеджеры могут принимать участие в работе над несколькими проектами одновременно. Это не требует введения дополнительных должностей и позволяет максимизировать отдачу от управленческого аппарата. Основным требованием к менеджерам проектов является наличие развитых человеческих навыков, необходимых для координации деятельности членов команды.

При горизонтальном разделении труда выделяют:

• функциональных менеджеров;

• линейных менеджеров;

• генеральных менеджеров.

Функциональные менеджеры - это менеджеры-специалис-1ы, которые отвечают за деятельность отдела, выполняющего какую-либо одну функцию. Функциональными отделами являются сидел по управлению человеческими ресурсами, отдел рекламы, отдел продаж, производственный отдел, бухгалтерия и др. Функциональные менеджеры действуют в условиях жесткой норматив-


но регулируемой деятельности. В качестве регуляторов могут выступать должностные лица, технологические нормативы деятельности или специальные знания, необходимые для реализации функции.

К линейным менеджерам относятся руководители, направляющие, координирующие и стимулирующие деятельность участников производственного или маркетингового процессов (директора организаций, начальники производственного процесса, цехов, участков, мастера). Усилия линейных менеджеров направлены на изменение организационной ситуации. Как правило, они действуют в нестандартных ситуациях, используя при этом в качестве основного средства свои человеческие навыки.

Возможно выделение финансовых менеджеров и менеджеров по управлению человеческими ресурсами, обеспечивающих работу линейных отделов.

Генеральные менеджеры (генеральные менеджеры самостоятельного подразделения) несут ответственность сразу за несколько функций и координируют в подразделении работу персонала самых разных отделов.






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.012 с.