Социотехнические факторы проектирования организации — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Социотехнические факторы проектирования организации

2017-09-30 458
Социотехнические факторы проектирования организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По определению Дж. Гелбрейта, проектирование организации представляет собой постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных. Выделяют четыре группы ситуационных факторов, которые оказывают влияние на процесс проектирования организации:

1) внешняя среда организации;

2) технология работы;

3) стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей;

4) персонал организации.

Основным условием для выживания и развития организации является способность адаптироваться к изменениям во внешнем окружении.

Основными этапами проектирования организации являются: • выявление институтов непосредственного соприкосновения и их требований, для того чтобы можно было определить основные функциональные части или подразделения компании, которые будут осуществлять прямые контакты с этими институтами;


• оценка характеристик институтов непосредственного окружения и их относительной важности для организации.

Внешняя среда организации. Степень неопределенности внешнего окружения оценивается по двум составляющим: уровню сложности и интенсивности изменений (динамизму).

Сложность внешней среды определяется количеством и схожестью факторов, влияющих на проектирование организации. В условиях высокой степени неопределенности особое значение приобретают такие характеристики организации, как гибкость и умение быстро адаптироваться к внешним изменениям. В условиях низкой степени неопределенности наиболее важными задачами менеджмента становятся поддержание стабильности и обеспечение наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов. С ростом неопределенности внешней среды организации особую важность приобретают вопросы сокращения вертикальной дифференциации, децентрализация тактических решений, повышения уровня профессионализма персонала и уменьшения степени формализации. Напротив, очень высокая степень определенности внешнего окружения идеальна для классических бюрократических структур с сильной вертикальной дифференциацией, формализацией и централизованной системой принятия решений.

Несвоевременная реакция на частые и труднопредсказуемые изменения во внешнем окружении может создать серьезные внутренние препятствия для развития компаний.

Технология работы. Влияние технологии на проектирование организации осуществляется по двум направлениям: разделение труда и группировка работ (создание подразделений).

Взаимосвязь между технологией работы и проектированием организации описывается с помощью следующих переменных: неопределенность в поступлении работы и месте ее выполнения, неопределенность в знании относительно того, как делать работу, взаимозависимость работ в организации. На рис. 11 показана взаимосвязь первых двух переменных, рассматриваемых в диапазоне высокой и низкой степени неопределенности.


Рис. 11. Влияние технологии на проектирование организации

Источник: Вшанский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Эко-номисть, 2003, с. 291.

При проектировании организаций рассматриваемая матрица помогает сформировать подразделения с учетом схожести технологических характеристик.

Взаимозависимость работ предполагает четыре типа связи между работами в организации: складывающаяся, последовательная, связанная и групповая.

При складывающейся взаимозависимости работ каждое подразделение организации является относительно автономным и вносит свой вклад в достижение общих целей (например, центры обслуживания, создаваемые предприятием). Последовательная взаимозависимость работ основывается на том, что одно подразделение должно закончить свою работу прежде, чем она поступит в другое подразделение (сборочные предприятия строят свою работу именно по этому принципу). Связанная взаимозависимость


появляется тогда, когда конечный результат работы одного подразделения становится началом в работе другого, и наоборот (по такой схеме работают структурные звенья организации, занимающиеся разработкой, производством и рыночным тестированием нового продукта). Групповая взаимозависимость необходима в ситуациях, когда работа характеризуется высокой степенью неопределенности (например, проектные группы). Наличие в организации большого числа связанных и групповых взаимозависимостей требует от организации значительных усилий по интеграции ее частей.

Стратегический выбор. Принимая решение о выборе структуры организации, руководитель (или руководящий орган) должен понимать, что универсальной схемы организационной структуры не существует. Структура организации должна выбираться в зависимости от стратегической направленности фирмы, рода ее деятельности, специфики поставленных целей и задач, отраслевой направленности, а также в зависимости от внутренней и внешней среды организации.

Таким образом, можно предположить, что лучшей управленческой структурой организации будет та структура, которая наилучшим образом позволяет эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, удовлетворять потребности клиентов, достигать поставленных целей с максимально возможной эффективностью.

По мнению Альфреда Чандлера, структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Любая организационная структура управления не является конечной формой - со сменой стратегии организации меняется и ее структура управления.

В рамках стратегического выбора, как правило, рассматриваются три области: идеология управления; потребители; рынки сбыта и территориальное размещение производства.

Персонал организации. Важными факторами, оказывающими существенное влияние на проектирование организации, являются уровень профессиональной подготовки и квалификационные требования к персоналу и психосоциальные характеристики рабочей силы.


Уровень профессионализма. При организационном проектировании необходимо учитывать тот факт, что чем выше образовательный уровень, необходимый для выполнения определенного вида работ, тем больше свободы следует предоставлять исполнителям в выборе действий и тем меньше должен быть уровень формализации. Для работ, предполагающих более низкий уровень квалификации, следует ориентироваться на более формализованные технологические операции и процедуры принятия решений.

Психосоциальные характеристики. Для индивидов с преимущественной ориентацией на конкретное восприятие предпочтительной является работа в стабильных условиях с высоким уровнем внешней формализации, позволяющей избежать неопределенности.

Работники, склонные к абстрактному мышлению и самостоятельным оценкам, стремятся к работе, допускающей проявления творческой активности и инициативы и менее ограниченной формализованными должностными инструкциями.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.