Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-09-28 | 527 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Историография в период раннего колониализма
Рассматривая индийскую историческую литературу в момент перехода этой страны из до-колониального в колониальный период, из XVII века в XIX, мы сталкиваемся с проблемой оценки относительного влияния европейских способов исторического мышления на общество, которое в разной степени уже подверглось процессу модернизации. Как уже отмечалось ранее, в южной Индии в XVIII веке и даже раньше уже существовала традиция историописания, в основных аспектах соответствовавшая современным критериям жанра, хотя она и была укоренена в таких более древних литературных формах, как поэзия. В Бенгалии существовала про-персидская историография в прозе и с узкофокусированной политической направленностью, но тем не менее историография, которая стремилась осознать сначала падение державы Моголов, а позже и новое политическое присутствие Ост-Индской компании. Эта персидская историография являлась глубоко
1 Cf. Crabbs, The Writing of History in Nineteenth-century Egypt, 130-145.
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 123
нравоучительной по своим представлениям, хотя и признавала светские представления о причинно-следственных связях. Она зафиксировала коррупцию и упадок добродетели среди Моголов, равно как и отметила нравственные недостатки англичан. Но про-персидские историки, такие как Гулам Хоссан Табатабаи, автор Seir Mutaqherin — своего главного произведения, написанного в XVIII веке, также осознавали различия в политической культуре Ост-Индской компании, что порождало новое политическое и историческое сознание. В 1757 году, используя закулисные средства борьбы против местного правителя Сирадж уд-Даула, Компания добилась победы в битве при Плесси. Это событие повлекло за собой период насилия и грабежей, пока под угрозой вызванной этим нестабильности Компания сама не навела порядок и не провела реформы, принеся мир и стабильность в регион, который сильно пострадал от нестабильной политической ситуации, возникшей в том числе и по вине Компании. Отмеченная запутанность положения комментировалась в трудах местных историков, например упомянутого Табатабаи. Он отметил тактику хитрости и коварства, используемую Компанией в борьбе за власть, «пьяный и распущенный» характер англичан и неспособность новых правителей следовать стандартам хорошего правления в соответствии с моральными нормами классической политической философии Моголов. Однако он отметил и практическую сторону британского присутствия, признавая установившуюся благодаря ему стабильность. Более того, он показал понимание сути современного империализма, а именно экономическую эксплуатацию наряду с ощущением культурного превосходства. Таким образом, «Гулам Хоссан, возможно был первым, кто охарактеризовал ранний период правления Ост-Индской компании в Восточной Индии как систему колониального правления»1. Интересен тот факт, что работа Табатабаи в 1789 году была переведена
|
на английский язык.
Труды таких авторов, как Табатабаи, представляли собой жанр письма, который был характерен для старых, образованных литераторов-бюрократов, которые, хотя и критиковали правление Компании, но при этом пытались поступить на службу к новой администрации.
* Битва при Плесси (точнее - Палаши] - сражение у берегов реки Бхагиратхи в Западной Бенгалии. в котором 23 июня 1757 года британский полковник Роберт Клайв, представлявший интересы Британской Ост-Индской компании, нанес сокрушительное поражение войскам бенгальского наваба Сирадж уд-Даула, на стороне которого выступала Французская Ост-Индская компания.
1 Kumkuin Chatterjee, 'History as Self-Representation: The Recasting of a Political Tradition in Later Eighteenth Century India', Modern Asian Studies, 32 (1998), 942. Чаттерджи также предположил, что «стратегии саморепрезентации», используемые Табатабаи и другими, были признаком появления «националистической» историо!рафии, той самой, которая отразила переход от до-колониального к колониальному правлению.
|
ГЛАВА 2
Через свои труды они надеялись подчеркнуть роль знающей и опытной бюрократии, необходимой для обеспечения хорошего правления. Но британцы их опасались. То, что их труды оказали незначительное влияние на возникновение колониальной историографии, видно по тому, что фактически все колониальные историки изображали до-британские мусульманские правительства как деспотичные, основанные на насилии и эксплуатации. Как было сказано в предыдущем разделе, восточный деспотизм был той темой, в контрасте с которой должно было быть показано и оправдано восхваление правления компании. Мы еще увидим, что эта специфическая черта Могольско-го/Мусульманского царства также стала критическим элементом национальной историографии конца XIX века.
В начале XIX века было два типа историописания, причем оба обязаны своим проявлением присутствию Ост-Индской компании. Первое из них было представлено историями, написанными британскими сотрудниками Компании, которые помимо своих административных обязанностей нашли время для того, чтобы создавать исторические нарративы. Это были так называемые административные историки, причем некоторые из них, как, например, Джеймс Милль, главный ревизор корреспонденции Компании в Лондоне, даже никогда не ступал на индийскую землю. Второй жанр был представлен главным образом бенгальскими индусскими литераторами (pundits, или ученые), нанятыми Колледжем Компании в Форт-Уильяме в Калькутте с целью написания исторических текстов представителями туземной культуры.
Основной мотивацией административных историков был сбор информации, которая оправдает и облегчит правление Компании. Знание местных обычаев, традиций и т.д. было необходимом для сбора доходов. В результате появился такой тип административной истории, который позже станет стандартным для таких периодических изданий, как District Gazetteers, Reports on Revenue Settlements и других. Но поскольку поступающая с мест информация не всегда поступала вовремя и не всегда была проверенной, колониальное историческое знание стало проблемой. Потребность покончить с зависимостью от местных источников информации, которые зачастую рассматривались как подозрительные или специально вводящие в заблуждение, способствовала зарождению историографии, которая полностью соответствовала ее целям, то есть колониалистской историографии1. Поскольку власть Компании увеличивалась, росла и уверенность в ее цивилизаторской и благотворной миссии и соответственно презрение к индийскому прошлому и его исторической литературе (или отсутствию таковой). Мы
|
Отец Джона Стюарта Милля.
1 Ranajii Guha, An Indian Historiography of India: A Nineteenth Century Agenda and Its Implications. Calcutta, 1988, 14.
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 125
уже упоминали Милля в этом контексте. Но даже сэр Генри Эллиот, который позднее стал главным секретарем в Министерстве иностранных дел Индии и вместе с Джоном Доусоном из Университетского колледжа Лондона перевел на английский язык целых восемь томов извлечений из персидских исторических источников, появившихся позднее как «История Индии, рассказанная ее историками», уменьшил ценность переведенных им текстов тем, что напомнил читателям ничтожную значимость не только мусульманского прошлого, но и их ощущения своего прошлого. Британский период рассматривался как несомненно лучший во всех отношениях.
Индийские авторы, пишущие для Колледжа Форт-Уильяма, были первыми местными историками XIX века. Они привлекают наше внимание прежде всего потому, что писали не на персидском, а на бенгальском языке и прозой вместо поэзии. Конечно, их труды, были заказаны Компанией как простые языковые тексты, цель которой состояла в том, чтобы обойтись без прежней бюрократии nawabi, пользовавшейся персидским языком. Наше внимание привлекают три работы этих pandits: «История короля Пратападитья» (1801) Р. Басу; «Жизнь короля Кришначандра» (1805) Р. Мукбодхаийя и «Хроника королей (1808) М. Бидьяланкара. Согласно Ранаджит Гуха, «все три работы как в литературном, так и в историографическом смыслах были текстовыми зонами конфликта между анархизмом и модернизмом»1. Труд Басу, несмотря на то что содержал в себе элементы мифологии, явно являлся примером рационалистической истории и не в последнюю очередь потому, что ставил своей целью выполнить функцию руководства для Компании, требования которой и определили ее эпистемологический характер. Однако тот же самый императив не всегда приводил к созданию современной историографии. Стиль письма Бидьяланкара воскрешал пуранический стиль исторической памяти. Его «Хроника» была насыщена дидактическими и нравоучительными мифами и баснями и свободно и беззастенчиво оперировала свойственным индуизму понятием циклического времени. Самым важным каузальным объяснением жизни королей было божественное вмешательство, и оно же объясняло победу англичан в битве при Плесси. Книга примечательна и своим игнорированием индо-мусуль-
|
Nawabi - Набоб или наваб - титул правителей некоторых провинций Восточной Индии в Империи Великих Моголов. После падения этой империи титул набоба сохранили те правители, которые подчинились британскому владычеству в качестве вассалов.
** Pandit - ученый муж.
\Ibid., 28.
Пураны являются важным жанром индуистских, джайнских или буддийских религиозных текстов, в частности состоящих из описания истории вселенной от создания до уничтожения, родословных царей, героев, мудрецов и полубогов, и описания индуистской космологии, философии, и географии.
ГЛАВА 2
мано-британской периодизации, характерной для колониальных историй, начиная с Милля; его короли были либо хорошими, либо плохими, и отсутствовало всякое понимание их религиозной идентичности. Не было в книге и никакого понимания нации, потому что главными героями являлись боги и короли.
Новая педагогика и возникновение современного исторического сознания
Однако в последовавшие за этим несколько десятилетий историо-писание в Индии подверглось демифологизации и рационализации. Важной причиной этих изменений стало оправдание колониализмом собственного правления с помощью истории: доводы в пользу хорошего правления, цивилизаторской миссии и т.д. использовались для противопоставления с плачевным доколониальным прошлым. Кроме того, колониальные истории таких миссионеров, как Д.К. Маршман, автор «Истории Бенгалии» и «Истории Индии» (в 1840 г. обе были переведены на бенгальский язык), содержащие негативные образы индийской традиции и культуры, провоцировали появление контрответа, который должен был быть создан в той же самой рационалистической парадигме. В результате, переведший Маршмана Гопал Майтра, указал на то, что вымышленные легенды индуизма ничем не отличаются от чудес Библии. Далее, мы должны принять во внимание ту роль, которую сыграла преподаваемая в рамках официального образования история в осуществлении модернизации исторического сознания. История преподавалась не только в миссионерских школах и колледжах, но в новых народных школах, созданных с целью обучения клерков и служащих империи. Эти современные школы, постепенно вытесняющие традиционные tols, patbsbalas и madrasas, придавали особое значение учебному плану, адаптированному к колониальным образовательным ценностям. Традиционные начальные школы прививали основные умения и навыки, необходимые для повседневной жизни; акцент был сделан на языке, арифметике и счете, а не истории. Но на протяжении второй декады XIX века многие из этих школ были бесплатно обеспечены печатной продукцией в духе либеральной (и не только светской) образовательной философии. В новой педагогике история стала одним из самых важных предметов, и в 1844 г. генерал-губернатор Хардиндж отдал распоряжения о создании свыше ста народных сельских школ, которые отразили этот новый акцент в учебных планах1. Новая педагогическая и интеллектуальная значимость истории привела к растущему интересу к этому предмету. Утилитаристский акцент, особенно в миссионерских шко-
|
1 SumitSarkar, Writing Social History. Delhi, 1997, 14.
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 127
'•*
лах, на достойных подражания достижениях европейской старины и в равной степени менее образцовых достижениях и хрониках индийской старины, вызвал интерес к «фактам» и «успехам» индийского прошлого, о котором поколение либеральных востоковедов, таких как сэр Уильям Джонс, писало с определенной долей расположения и симпатии.
Движение за религиозное возрождение и поиск славного прошлого
Далее, поскольку колониалистские нарративы приписывали британское присутствие в Индии «естественному» ходу самой истории, для признания этого утверждения недействительным нужна была контр-мифология. Появление одного важного метанарратива привело к противопоставлению материалистического Запада духовному Востоку; хотя допускались определенные победы Запада, история должна была закончиться триумфом индийского духа. Авторами подобных утверждений были видные социальные и религиозные реформаторы того времени. Такие реформаторы, как Раммохан Рой, Дайянанда Са-расвати и Вивекананда, историками, конечно же, не были. Посредством движений за реформы, которые ученые назвали «протестанизаци-ей индуизма», они хотели реанимировать более древнюю, изначальную форму индуизма, не искаженную временем и коррумпированностью священников. Они пытались обнаружить цивилизационные основания обновления Индии и ее судьбы в традициях древнего прошлого, где, по их утверждению, творческий потенциал человечества уже достиг духовного и интеллектуального совершенства. Реформа, таким образом, была связана с возрождением прошлого, которое также подразумевало разрыв с не столь отдаленным мрачным и развращенным прошлым, но не со своеобразием Индии. Она, однако, не подразумевала отказ от современности. Более того, реформаторы считали, что их задача вполне совместима с современностью, поскольку, по их утверждению, древнеиндийская цивилизация уже предвидела современные рационально-технологические достижения. Это было одним из способов примирения традиции с вызовами современности. Рой даже нашел подтверждение, доказывающее несостоятельность придуманного а-историзма Индии, а Дайянанда, религиозный реформатор и основатель секты индуизма Арья самадж, утверждал, что
Арья самадж (на языке хинди - общество ариев), религиозно-реформаторское и просветительское общество в Индии, возникшее в 1875 г. и объединившее в основном мелкобуржуазную интеллигенцию. Арья самадж проповедовало национальную самобытность Индии, призывало к возрождению национальной
ГЛАВА 2
в Ведах содержится вся современная наука. Конечно, это утверждение вскрывало очень упрощенное понимание ведической культуры и ее научного потенциала. Далее, приравнивание древнеиндийского прошлого к индуистскому создавало доводы в пользу существования в древней Индии единого и гомогенного общества, предполагающего также наличие в древние времена оформленной религии, именуемой индуизмом, чего на самом деле не было. Более значимо то, что идеи возрожденческих/реформаторских индуистских движений могли быть использованы и использовались определенной частью национальной историографии для подведения идеологического основания под политические движения индуизма в XX веке. Секуляризированная версия индуизма, сглаживающая его философскую и социальную неоднородность, была расценена как предварительное условие и для социальной реформы, и для политической мобилизации. Кроме того, она способствовала определению «индийское™», которое могло использоваться некоторыми радикальными националистическими историографиями движения за независимость.
Усилия по проведению социальных реформ в религиозном ключе предпринимались и индийской мусульманской интеллигенцией, например, просветителем Сайд Ахмад-ханом, который попытался примирить западное образование и науку с запретами Корана. Но исламская традиция представляла большие трудности частично потому, что по сравнению с индуизмом, который мог трактоваться более свободно, ее догматы были более четко определены и структурированы. А еще потому что ислам пережил свой Золотой век за пределами Индии, и это проблематизировало восприятие ислама как местного элемента в индийской культуре. Однако в конечном счете обращение обоих сообществ за помощью к религии «укрепило линии демаркации» и ослабило синкретические тенденции более раннего времени. Впоследствии это сказалось на более позднем националистическом письме, и в частности на появлении теории двух наций, которая в 1947 году ляжет в основу разделения Индии.
Конечно, эти социальные реформаторы не были профессиональными историками и практически не обращались к реальным историческим фактам. Но их представления, резко контрастирующие с теми, что преподавались в колониальных школах, вели к росту «жажды истории» в среде индийской интеллигенции настолько, что история стала как способом возвращения чувства собственного достоинства, так и «способом обсуждения и реализации коллективного самосознания»2.
культуры. Оно выступало против кастовой системы, за распространение просвещения, проведение религиозных и социально-бытовых реформ.
Michael Gottlob, ed., Historical Thinking in South Asia: A Handbook of Sources from Colonial Times to the Present. New Delhi, 2003, 21.
Цитата Sudipta Kaviraj в: Sarkar, Writing Social History, 13.
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 129
В 1838 г. в Калькутте было сформировано Общество ищущих истину, цель которого состояла в чтении лекций по различным аспектам изучения Европы. Самая первая из них - «О природе и важности исторических исследований», прочитанная преподобным Кришной Моханом Банерджи*, акцентировала внимание на том, что успех Запада был связан с его историческим самосознанием, его оценкой собственного прошлого1. Вслед за этим появились многочисленные региональные и национальные истории, главным образом на бенгальском языке. Таковыми среди прочих были «История Бенгалии» (1848) просветителя Ишвара Чандры Бидьясагара и «История Индии» (1859) Кедара Нат Датты. Эта новая история многое заимствовала у колониальной историографии, но и многое из нее подвергла сомнению. Так, выдвинутая Миллем трехступенчатая схема периодизации индуистско-мусуль-мано-британского правления была принята, а его негативное описание индийского общества как общества цивилизационно невежественного было отвергнуто. Индийские историки больше присматривались к либеральным востоковедам, таким как Уильям Джонс и Монтстюарт Элфинстон, сравнивавшим Древнюю Индию с цивилизациями Греции и Рима и прославлявшим ее достижения в философии, астрономии, математике и других науках. Многие из них, описывая древний период как Золотой век, также приходили к выводу, что последовавшая за ним эра «мусульманского правления» была периодом потерь и упадка. Частично такой вывод вытекал из периодизации Милля, который в свою очередь использовал европейскую периодизацию древность-Средневековье-современность, включавшую «средний период», бывший, что характерно, «темными веками». Весьма распространенное в книгах по индийской истории предубеждение европейской историографии XIX века против ислама также сказалось на формировании индуистско-индийской идентичности как исторического объекта, играя в этом процессе роль «коммунализатора» индийской истории, хотя анти-мусульманские предубеждения ни в коем случае не отсутствовали в трудах местных авторов и до Милля, например в оценке заговора против Сирадж уд-Даулы ученым Раджиблочана из Форт-Уильям Колледжа. Самит Саркар утверждал, что средний класс (bhadralok) индийского общества, даже находясь в колониальной зависимости, с появлением британского правления немного повысил свой статус. Поэтому такое критическое отношение к исламскому
* Кришна Мохан Банерджи (1813-1885).
1 Vinay Lai, The History of History: Politics and Scholarship in Modern India. New Delhi, 2003, 27-28.
** Сирадж уд-Даула (полное имя - Мансур-уль-Мульк Сирадж-уд-Даула Шах-кули-хан Мирза Мохаммад Джанг Бахадур; 1733-1757)- наваб Бенгалии, Бихара и Ориссы в 1756-1757 годах.
2 Sarkar. Writing Social History, 18.
53ак. 1183
ГЛАВА 2
прошлому было вытесненным страхом социальной группы, неспособной свободно критиковать источник своего экономического благопо-
лучия
Рождение рационалистической парадигмы
Кроме того, местные историки начали перенимать западное представление о том, что до британцев никакой традиции историописания в Индии не существовало. Так, историк Раджендралал Митра заявил, что «в индийской литературе практически отсутствуют настоящие исторические сообщения»2. Как отметил Парта Чаттерджи, это понятие было «исключительно открытием европейской индологии»"; оно не пришло бы на ум историкам из Форт Уильям колледжа. Это также являлось признаком постепенного принятия западных критериев того, что существует истинно историческое описание, а также влияния англизированной образовательной системы и связанного с этим исчезновения персидского языка в школах и колледжах. Результатом стало растущее осознание метода и правил доказательности и подлинности, а также принятие рационально-позитивистской модели истории, распространенной на Западе в XIX веке. История все больше отделялась от художественной литературы, и ко второй половине XIX века понятие итихаса приобрело четкую и определенную связь с реальностью. В плане профессионализации исследований, систематического сбора и расширения круга источников, включая археологию, эпиграфику и нумизматику, а также развития новых методов интерпретации пример подавали британские институты, такие как Азиатское общество (основанное в 1784 году Уильямом Джонсом)5. Но индийские историки тоже оставили свой след в подобных институтах, как, например, упомянутый выше Раджендралал Митра, ставший первым индийским президентом Азиатского общества. Среди историков, работавших в университетах и колледжах, самым известным был специалист по санскриту, ученый и историк Древней Индии Р. Г. Бхандаркар, один из немногих историков своего времени, основой трудов которого было истинное научное исследование. Бхандаркар стремился поднять индийскую историографию до уровня западных научных стандартов.
'ibid., 19.
2 Цит. по: Gottlob, Historical Thinking in South Asia, 2.
3 Partha Chatterjee, The Nation and its Fragments: Colonial and Postcolonial Histories. Princeton, NJ, 1993, 95.
4 Meenakshi Mukherjee II Gottlob, Historical Thinking in South Asia, 25. Однако факты не всегда отделялись от вымысла. Конец XIX столетия был также расцветом исторических романов с большой долей вымысла таких авторов, как Банким-чандра.
5 Ibid., 26.
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 131
Вторя Ранке, он настаивал на том, что факты должны говорить сами за себя. «Историку прежде всего необходимо быть беспристрастным, а значит, не иметь специального намерения найти в лежащих перед ним источниках нечто, что привело бы к славе его расы и страны, но также не иметь и предубеждения против страны и ее людей. Историк должен быть обеспокоен лишь поисками истины»'. Бхандаркар поддерживал социальную реформу и в своих многочисленных публичных лекциях вскрывал несоответствие между индуистскими методами его времени и теми, которые были приняты в древности. Кроме того, он настаивал на том, что только верная методология может обеспечить правильный ход реформ. «Ясным осознанием наших национальных изъянов мы закладываем фундамент значительного прогресса в будущем».
Индийское историописание второй половины XIX века во многом повторяло предметы и темы колониалистского письма. Социальная история была приравнена к «фольклору», экономическая история занималась земельными пожалованиями и данными о производительности труда — административно-значимыми проблемами. Политическая история представляла собой историю королей и вслед за ними - генерал-губернаторов. Но эта историзация индийского мышления не означала автоматически наличия «колониализма с согласия колонизируемых». Колониальная концепция исторического изменения не отводила индусам никакой роли в качестве движущей силы истории. Эта точка зрения больше не принималась. А поскольку открыто критиковать колониализм было трудно, местное историописание давало возможности для выражения активности даже несмотря на то, что приложение этой активности относилось к далекому прошлому.
Рождение националистической парадигмы
История все больше использовалась для того, чтобы оспорить унизительные утверждения востоковедов. По мнению Парты Чаттерджи, к 1870 году все существенные признаки националистической историографии уже были налицо. Нам, однако, следует иметь в виду, что националистическая историография может быть националистической по ряду признаков. Во-первых, и, прежде всего, она должна предполагать понимание нации как отличного от других образования, имеющего пространственно-временную географическую и цивилизационную протяженность. Во-вторых, ей свойственно глубокое чувство собственного прошлого, и часто своего древнего прошлого, как основополагающего источника идентичности и исторической судьбы. Это так-
1 Цит. по: С. Н. Phillips, ed., Historians of India, Pakistan and Ceylon. London, 1961,281.
2 Gottlob, Historical Thinking in South Asia, 12.
3 Chatterjee, The Nation and its Fragments, 88.
ГЛАВА 2
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 133
же становится логическим обоснованием предвзятости и субъективности, являющихся признаками националистического историописа-ния. Наконец, националистическая историография основана на предпосылке осознания Другого. Это понимание, однако, может вести, а может и не вести к критике этого Другого. В результате это может содействовать критике колониализма. Это может также подтолкнуть к «исключающей» дефиниции Себя, которая стремится вычеркнуть элементы, противоречащие первым двум признакам националистической историографии.
Только в первом десятилетии XX века, с появлением Свадеши (движение за самодостаточность) и революционно-террористических движений, националистическая историография Индии с характерной для нее неистовой критикой колониального правления стала самой собой, хотя некоторые аспекты колониализма, как показал Кумкум Чаттерджи, подвергались критике и ранее, еще в конце XVIII века. Однако первые местные труды об общеиндийском, а не только региональном прошлом, стали появляться только в 1850-е годы. Наиболее важны два из них - «История Индии» Нилмани Базака и «История Индии» Тариничарана Чаттопадхьяи - две разные книги бенгальских историков с одинаковым названием1. Трехтомная «История» Базака, издававшаяся на протяжении двух лет, содержала в своем предисловии намерение разуверить читателя в англофонском представлении о том, что «древние индусы были очень глупы». В предисловии также утверждалось, что репрезентация прошлого на бенгальском языке выглядела бы более аутентичной и привлекательной, нежели на английском. Язык отныне все более признавался признаком идентичности, что прекрасно накладывалось на возникающее национальное самосознание. Важно иметь в виду, что индийское националистическое мышление создало много типов дискурсов об идентичности. В Индии ощущение региона и ощущение нации появились одновременно. Фактического подтверждения того, что имела место некая растущая кривая национального самосознания, в конечном счете поглотившая региональную специфику, нет2. В этом смысле не было никакого противоречия между matribhasha (родным языком) как предметом гордости и националистическим сознанием, и, как отмечает Гуха, в 1850-е гг. «национальный язык» использовался взаимозаменяемо с matribhasha, что говорит о языке как идеологическом маркере национальной принадлежности и политической деятельности3.
* Свадеши движение - (санскр. свадеши - букв. - отечественный), движение в колониальной Индии с кон. XIX в. за развитие национальной промышленности, против засилья английских товаров.
1 Двухтомник Базака появился в 1857-1858, в Чаттопадхьяи - в 1878-м.
2 Sunil Khilnani, The Idea of India. New Delhi, 1997, 153.
3 Ranajit Guha, An Indian Historiography of India: A Nineteenth-Century Agenda and Its Implications. Calcutta, 1988, 42.
Таким образом, к новой историографии привело соединение колониального образования с простонародным языком. По мере того как переводились проанглийские истории для школ и университетов, стали подмечаться их неточности и ошибки. Во второй половине XIX века многие авторы учебников по истории (большей частью профессора колледжей) приступили к написанию историй Индии для бенгальских школ. Эти учебники стремились вернуть гордость за родное наследие, оспаривая его недооценку в колониальных нарративах. Так, в 1876 году в предисловии к своей книге Кхиродчандра Райчаудхури заявил о том, что «написал эту книгу для тех, кто был введен в заблуждение переводами написанных на английском языке историй»1. Отвергалось заявление о британском правлении как неизбежной исторической необходимости. Индийские историки, теперь уже сведущие в европейской истории, государственном управлении и политической философии, вместо этого заявляли о том, что колониальная победа была результатом бессовестных махинаций. Британцы выиграли битву при Плесси благодаря интригам Клайва и предательству Мир Джафара. Несмотря на то что наваб Сирадж уд-Даул испытывал недостаток в добродетели и был тираном, его поражение стало результатом державной политики, а не личной неудачей или божественным возмездием.
По сравнению с многотомной «Историей» Базака, «История Индии» Тариничарана Чаттопадхьяи оказала гораздо большее влияние. Переживший к 1878 году восемнадцать изданий, это был самый популярный учебник истории в бенгальских школах в последней четверти XIX века. Как и у Базака, «Индия» теперь мыслится как отдельный субъект, страна (desk), и именно desh, а не перечни королей отныне являются основой нарратива. Подобно большинству других авторов учебников его поколения, формулировки Тариничарана опирались на англоязычные представления об индуистско-мусульмано-британской схеме, которой было свойственно представление об Индии как самостоятельной географической единице. Тариничаран также полагался на индологические оценки древней Индии, хотя, конечно, доверять им можно было только выборочно. Данная Миллем крайне неодобрительная оценка индийского прошлого отвергалась; намного ближе ему была «История Индии» Монтстюарта Элфинстона, совершенно непохожая на «главный учебник»2 Милля, с положениями которого надо было бороться на каждом шагу. Элфинстон гораздо больше симпатизировал достижениям древних индийцев, что нашло отражение в главах его книги, названных «Философии», «Астрономии и математические науки», «Медицина» и т.д. Однако для полного восстановления индийской самобытности следовало обратиться к двум проблемным областям. Во-первых, надо было объяснить, почему эта великая циви-
1 Цит. по: Chatterjee, The Nation and its Fragments. 91.
2 Ronald Inden, Imagining India. Oxford, 1990, 45.
ГЛАВА 2
лизация пришла в упадок. Во-вторых, необходимо было показать, что требовалось от самих индийцев для осуществления того, что было уже начато британцами, а именно модернизации Индии. Обе проблемы легко можно было решить, переиначив трехчленную схему индийской истории. Так, «Древняя Индия должна была стать классическим источником индийской модернизации, в то время как "мусульманский период" - мраком средневековой темноты»1. Для Тариничарана все отрицательные описания мусульманского периода и мусульманских королей в колониальном дискурсе - «погрязшие в праздности и распущенности и подражающие порокам Калигулы и Коммода», как выразился сэр Генри Элиот, - абсолютно ясны. Жестокие, развратные и фанатичные завоеватели (теперь уже не турко-афганцы или моголы, а мусульмане), которые в отличие от индусов не были аборигенами Индии, но появились извне, как и их религия (из Аравии), и сумели победить индусов не благодаря божественному вмешательству, а вследствие изменившей индусам удачи и непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Таким образом, националистическая историография конца XIX века имела как антибританскую, так и антимусульманскую окрашенность.
Национализм, коммунитаризм и историописание
Тариничаран и Базак стали предвестниками постоянно возникающей темы, а именно: величия древнеиндийской цивилизации и ее последующего упадка в период мусульманского правления. Но такое представление поставило сложный вопрос о роли британцев, освободивших индусов от тирании неуспешного мусульманского правления. Однако если индийскость объяснялась через географическую и религиозную идентичность, то исповедующие христианство англичане тоже были чужими. По утверждению социальных и религиозных реформаторов, их (по общему признанию, полезные) модернизаторские усилия были столь же чуждыми древней индийской культуре. Поэтому в конце XIX века индийская националистическая историография породила дискурс о национальном единстве Индии, которая оказалась достаточно великодушной и приняла посторонних. Этот дискурс был далеко не единственным; как утверждал Парта Чаттерджи, была еле различимая альтернативная «децентрированная» историография.
1 Chatterjee, The Nation and its Fragments, 102.
2 В оснонном это была бснгало-центрированная историофафия, признававшая, что пуштунское правление (в отличие от могольского) на самом деле было благом для Бепгалии и что в отличие от других областей Индии ислам не насаждался в Бенгалии силой, а бенгальские мусульмане были фактически особым типом бенгальцев. См.: Chatterjee, The Nation and its Fragments, 113-114.
НАСТУПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ... 135
К этому следует добавить различимые у Базака намеки на интересное изменение историографии, ставшее более очевидным в начале следующего столетия, а именно движение от государственно-центрированной политической истории к «весьма заметному и рано развившемуся интересу к социокультурной истории», которая проявила себя как раз в то время, когда в Европе становилась господствующей ран-кеанская модель'. Подобная валоризация культуры, ее приоритет над королями и войнами частично были ответом на нехватку хронологически точных данных по индуистскому периоду, что к этому времени стало важной методологической проблемой. Кроме того, это характеризовало политику идентичности, которая в рамках более широкой политической программы развития исторической самобытности отдавала приоритет культуре над политикой в индийском прошлом. Однако культура этой историографии основывалась в основном на религиозных или кастовых сообществах.
Ответы мусульман на различные сектантские версии индийского прошлого тоже имели оборонительный характер; они также должны были бороться с колонизаторскими нарративами (и их индуистскими версиями). Одним из ответов было объяснение некоторых отрицательных моментов мусульманского правления как проявления острой необходимости и политической ответственности за действия, которые противоречили принципам ислама (как это сделал бенгальский писатель Сайид Абдул Рахим). Другой ответ призван был подчеркнуть цивилизационное величие ислама, у которого были собственная классическая эпоха и вклад в культуру человечества. Английское и индуистское изображение мусульман как воинственных, фанатичных и жестоких людей не было правдой. Истинная оценка мусульманского прошлого могла быть дана только мусульманами, и такие авторы, как Абдул Карим, приступили к этому.
СекулярПые нарративы
и возникновение экономического национализма
Историописание на местном языке развивалось и в других частях Индии. В 1864 году Шива Прасад написал первую историю Индии на хинди; название его книги Itihasa Timirnasak (буквально, «История как способ борьбы с невежеством») свидетельствовало о практическом обосновании книги; история была проводником позитивных п
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!