Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-09-28 | 545 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
СЕРИЯ
«ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ - XXI ВЕК»
Редакционная коллегия:
В.А. Лекторский (Россия) - председатель, Л. Мегилл (США) - со-председатель,
Ю.В. Божко (ученый секретарь),
А. Джпгоз (Новая Зеландия), А.Н. Круглов,
МЛ. Кукарцева (заместитель председателя),
АЛ. Никифоров, Л.П. Репина, В.А. Подорога,
В.В. Савчук (Санкт-Петербург),
Р. Фелъски (США)
УДК 94 ББК 63.3 И26
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы «Культура России»
Иггерс Г., Ван Э.
И26 Глобальная история современной историографии / Г. Иггерс, Э. Ван (при участии Суприи Мукерджи); пер. с англ. О. Воробьевой. Науч. ред. Марина Кукарцева. — М.: «Канон"1"» РООИ «Реабилитация», 2012. — 432 с.
Georg G. Iggers and Q. Edward Wang (with contributions from Supriya Mukherjee). A Global History of Modern Historiography, Longman: Pearson Education Ltd, 2008.
ISBN 978-5-88373-309-2
Ключевая исследовательская проблема, рассматриваемая в данной книге, - современная мировая историография, существующая в условиях глобализации. Проблемы исторического мышления, историописания и методологии истории рассматриваются в контексте процессов модернизации и глобализации. Авторы выявляют и анализируют вопросы, с которыми сталкивались и сталкиваются историки разных регионов мира XVIII-XX вв. в ходе политического и экономического развития своих стран, как постиндустриальных, так и развивающихся; размышляют о судьбах демократии, о закономерностях и особенностях развития исторической науки в разных государствах планеты, о перспективах и возможностях формирования мировой историографии. Книга изобилует интересными постановками вопросов и оригинальными суждениями, содержит большой массив фактических данных. Рассчитана на самый широкий круг читателей, интересующихся тенденциями глобального развития, проблемами международных отношений, мирового порядка, закономерностями развития социально-гуманитарного знания вообще и исторической науки в частности.
|
УДК 94 ББК 63.3
ISBN 978-5-88373-309-2
© Иггерс Г., Ван Э., 2012 © М. Кукарцева, вступ. статья, 2012 © Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012
____________________________5
КУКАРЦЕВА Марина
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ
И МИРОВАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
Представленная вниманию русскоязычных читателей книга известных историков - немца Георга Иггерса, китайца Эдварда Вана и индуски Суприи Мукерджи - представляет интерес по нескольким причинам, ключевых из которых две: попытка выявить особенности и закономерности формирования и развития мировой историографии в контексте глобализации и модернизации и попытка составить на этой основе некую карту основных сходств и различий западного и не-западного стиля историописания.
Глобализм - понятие поистаскавшееся, тысячекратно растиражированное средствами массовой информации, давно превратившееся в трюизм. О феномене глобализации написаны горы литературы, он пронизывает все здание современного образования от школы до реальной науки, и, казалось бы, еще одна книга о нем, тем более опубликованная в 2008 г., вряд ли может завладеть вниманием читателей. В определенной мере это правда. Авторы не делают сенсационных открытий, не предлагают новых понятий и не настаивают на эпистемологической новизне используемых ими средств анализа предмета исследований. Они просто очерчивают внутренние особенности гло-балисткой тенденции, экстраполируя их на исследование исторической науки в разных регионах мира. Рассмотренная именно в этом аспекте глобализация и представляет интерес для читателя.
Она, по мнению авторов, «конечно, началась раньше современного периода истории^) и в древнем мире реализовывалась в виде обменов. «В эпоху открытий в XV-XVI вв. было положено начало другой форме глобализации», в которой авторы различают три разные фазы: 1) появление мировой капиталистической рыночной экономики и начало западной колонизации, наступившей сразу после первых заморских открытий; 2) XVII век - нарушение не только политического, военного, экономического, но и цивилизационного равновесия, выразившегося в том, что если раньше «европейцы восхищались китайской и в определенной степени персидской и арабской цивилизациями, то теперь они стали считать их неполноценными»; 3) конец Вто-рбй мировой войны и «появление финансового капитализма, практически не знающего национальных границ, «магдонализация» систем общественного питания, голливудские фильмы, джинсы и поп-музыка». Выделив эти фазы, авторы далее связывают с ними историю
|
6 КУКАРЦЕВА Марина
исторического сознания и историописания, отдавая себе отчет в том, что данная схема, как и любая схема вообще, упрощает реальное положение вещей, но, тем не менее, дает возможность рассмотреть искомый предмет как «идеальный тип». В первой фазе глобализации историописание, по их мнению, отличалось реальным универсализмом, Европа занимала в нем хотя и ключевое, но совершенно определенное место, не оттесняя на обочину историографии историческую мысль стран Азии, обеих Америках и даже Тропической Африки. Во вторую фазу произошло «существенное сужение исторического миро-видения. Центром внимания историков отныне была Европа, а к незападному миру подходили с позиции европейского господства». Третья фаза глобализации отмечена «отказом от идеи превосходства западной культуры и признание равноценности других культур». Авторы начинают исследовать «историю историографии с изучения исторической мысли и историописания в момент появления первых признаков западного влияния на остальной мир, т.е. с конца XVIII века».
Модернизация, второе понятие, используемое авторами, определяется ими как «единый процесс, отмеченный успехами в науке, развитием мировой и имеющей капиталистический характер рыночной экономики, сопутствующим ему укреплением гражданского общества и постепенным установлением во всем мире режима либеральной демократии». Именно модернизация в такой ее форме, как вестерниза-ция, по мнению авторов, повлияла на изменение исторического мышления и исследовательских методов в исторической науке в разных регионах мира. В конечном итоге привела к их «онаучиванию» и формированию новых процедур и аналитического инструментария, предохранив одновременно от утраты местных традиций. Таким образом, с точки зрения авторов книги, глобализация стопа основой отказа мировой историографии от европоцентризма, а модернизация привела к апологии «процедур рационального исследования», унаследованного от западного модерна. Именно эти два тезиса, как подчеркивают сами авторы, «красной нитью проходят через всю книгу и придают ей определенную степень внутреннего единства».
|
Конечно, в размышлениях авторов много верного. В частности, то, что они строят свои рассуждения на акцентировании одной важной тенденции, содержащейся внутри глобализации, — тенденции к дифференциации. Она «проявляется в стремлении индивидов, микросоциумов и макросоциумов к обособлению, изоляции от более общих и широкомасштабных (гиперсоциальных) структур и от навязываемых этими структурами стандартов и штампов...». В конечном итоге, именно этой тенденции мировое сообщество обязано своим разделением на западные и не-западные миры, о которых так много говорят авторы на страницах своей книги. И именно этому мировая историо-
1 А. Пятигорский, О. Алексеев. Размышляя о политике. М., 2008. С. 153.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ И МИРОВАЯ... 7
графия обязана сохранением своего разнообразия в контексте общей тенденции к униформизации.
Вопрос о сходствах и отличиях западных и не-западных миров имеет древнюю историю, в которую у нас нет возможности вдаваться. Мы можем только подчеркнуть, что западные миры - это миры инду-лриальные и постиндустиральные, прошедшие фазу классической льтуры (Возрождения, Реформации, Просвещения), обладающие ытом контракционизма, то есть умением вступать в политическую ммуникацию и в ее процессе достигать согласия, приходить к со-ашению (идея «общественного договора). He-западные миры - по-тие более сложное, в него входят как страны «третьего мира», так гтраны евразийские, такие как Россия и Турция, и азиатские страны, кие как Япония, Южная Корея, Китай. Несмотря на рецепцию мно-х идиологем и просто жизненных ценностей Запада, эти страны не эемятся преодолевать свой «азиатский компонент», куда включен, пример, принцип канонизации мышления и стиля жизни, а наобо-т, сохраняют его как базис своей национальной и культурной иден-чности.
|
Модернизация, о которой пишут авторы, более вменяемый и чет-очерченный феномен, чем глобализация. «Основная идея модерни-ции состоит в том, что экономический и технологический прогресс ^рождает комплекс социально-политических трансформаций, а они, к правило, ведут к радикальным переменам в ценностях и мотива-[и. Это включает в себя изменение роли религии, карьерных устрем-ний, уровня рождаемости, тендерных ролей, сексуальных норм, шные перемены определяют массовый спрос на демократические:ституты и ужесточение требования к элитам»1. В этом смысле мо-энизация действительно способствовала демократизации традици-ного в Азии и Африке стиля историописания и принесла с собой те исследовательские процедуры, которые сформировали ключевые принципы модернистского мышления вообще. Конечно, модернизация не исчерпывается только одной своей формой-вестернизацией, о которой пишут авторы. Идея вестернизации характерна для ранних, времен К. Маркса и А. Смита, Э. Дюркгейма и М. Вебера, этноцентрических версий этой теории. Суть ее заключается в прямом переносе «матрицы Запада», включая технологии и фундаментальные ценности жизни Запада, на страны других регионов планеты. Причем инициатором вестернизации, как правило, оказывается сам Запад, а сам процесс вестернизации нередко был насильственным. Позже возникла концепция депентизма (замкнутости в себе стран «третьего мира») и
1 Р. Ингхарт. Модернизация и демократия // Демократизация и модернизация. Кдисскусиям о вызовах XXI века. М.. 2010. С. 166-167.
2 О разнообразных теориях модернизации см. также: Федотова В. Модернизация «Другой Европы». М., 1997, другие работы этого автора.
8 КУКАРЦЕВА Марина
экспортно-ориентированная концепция догоняющей модернизации, где «матрица Запада» служила неким образцом, на который следовало ориентироваться, но не стоило ему следовать во что бы то ни стало (Турция, Россия, Мексика). Это позволяло заимствовать у Запада лучшее, но сохранить свою национальную идентичность. Именно поэтому историография Турции, например, о которой в том числе говорят авторы это книги, сумела сохранять своеобразие в контексте своей исторической культуры. Рассуждая об исламской историографии вообще, авторы полагают, что «наиболее важное и самое последнее изменение в современной исламской историографии связано с возрождением ислама, хотя его истоки можно проследить еще в послевоенные годы». Тем самым они поднимают вопросы секулярного (в котором социальная значимость религии резко падает) общества XVIII - середины XX века и постсекулярного общества конца XX-XXI века (в котором она возрастает) и показывают, каким образом религия в ее нарративном, философском, психологическом, доктри-нальном и других аспектах влияла на формирование национальных историографии.
|
В ходе рассмотрения сущности глобализации и модернизации, нации и национального государства авторы создают своего рода карту сходств и отличий западного и не-западного стиля исторического мышления и историописания. Надо сказать, что подобного рода картографию действительно редко можно встретить в мировой историографии, хотя к размышлениям о разнице между западными и восточными традициями историописания время от времени обращались самые разные историки. М. Серто, например, в известной монографии «История как письмо» писал о том, что западная «историография... отделяет своё настоящее от прошлого. И она всюду повторяет это отделение. Так, ее хронология состоит из периодов (например, Средние века, новая история, новейшая история), каждый из которых решительно не желает быть тем, что было до него (Ренессанс, Революция). В свою очередь, каждое новое время рождает дискурс, рассматривающий как «мертвое» все то, что ему предшествовало, и получающий «прошлое», уже отмеченное разрывом с ему предшествующим. Обособление, таким образом, является и постулатом интерпретации (которая конституируется с момента появления настоящего) и ее объектом (разделяющие отметки организуют представления, которые постоянно получают все новую интерпретацию)... Как это ни странно, но данная конструкция - явление чисто западное. В Индии, например, «новые формы не изгоняют старые». Там, скорее, наблюдается их «наслаивание». Бег времени не нуждается в собственном подтверждении отдалением прошлого, как не нуждается место для самоопределения в отчуждении от какой-либо «ереси». «Процесс сосуществования и взаимопоглощения» - основной фактор индийской истории. Как и у племени Мерина на Мадагаскаре «тетиарана» (древние генеалоги-
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ И МИРОВАЯ... 9
ческие списки), затем «тантара» (прошедшая история) относятся к «наследию слуха» («ловантсофина») или к «памяти уст» («тадидива-ва»). Они ни в коей мере не являются объектом, отброшенным в прошлое, в целях возможности идентификации настоящего. Эти сказания - сокровище, хранимое в сердце всего народа, для которого они являются памятником, духовной пищей, остающейся в памяти навеки. История - привилегия («тантара»), о которой нужно помнить, чтобы не забыть самое себя. История существует внутри самого народа, от прошлого до будущего. У племени Фо дагомеев, история называется «ремуо» - слово из ушедших времён - буква «о» означает присутствие, которое идет от верховья реки до места ее впадения в океан. Этот образ не имеет ничего общего с понятием истории, разделяющим настоящее и традицию, устанавливающим разрыв между настоящим и прошлым, поддерживающим отношение запада к факту того, что история довольствуется изменением границ, определяет идентичность посредством отношения к прошлому как к «низшей расе» или к чему-то маргинальному»1.
В первой главе своей книге наши авторы вскользь упоминают одну из международных конференций, на которой с докладом о характерных чертах западной историографии выступил известный английский историк П. Бёрк. В 2002 году этот доклад был опубликован в книге «Западное историческое мышление. Кросс-культурные дебаты», вышедшей в издательстве Berghahn Books под редакцией известного немецкого историка Йорна Рюзена2. Обзор этой книги был, в свою очередь, опубликован на русском языке в Вестнике Московского университета и переиздан в 2011 году в книге «Способы постижения прошлого»3. Воспроизведем здесь ключевые идеи этого сборника, потому что они, во-первых, стали одной из точек отсчета в рассуждениях наших авторов, а во-вторых, существенно дополняют созданную ими картину принципов построения западной и не западной историографии.
В своей, ставшей уже знаменитой статье «Западное историческое мышление в глобальной перспективе»4 Петер Бёрк сформулировал 10 тезисов западного понимания истории как науки, а его оппоненты из стран Европы, Азии, Индии и Африки прокомментировали их. Бёрк подчеркивает, что западное историческое мышление весьма разнообразно и проблема состоит в том, чтобы специфицировать это разнообразие. Эта спецификация есть уникальная комбинация элементов,
1 Michel de Certeau. The Writing of History. Translated by Tom Conley. Columbia University Press, 1988, Introduction. P. 6.
2 Western Historical Thinking. An Intercultural Debate. Berghahn Books. New York: Oxford, Edited Jorn Rusen, 2002.
3 М. Кукарцееа, Е. Коломоец. Западное и не-западное историческое мышление: сходства и отличия // Вестник МГУ. Сер. «Философия». М., 2003; Ibid. Способы постижения прошлого. М., 2011.
4 P. Burke. Western Historical Thinking in a Global Perspective - 10 Theses // Ibid.
КУКАРЦЕВА Марина
блоков акцентов, варьируемых в зависимости от исторического периода, религии, социальной группы или индивидуальности историка. При этом важно, что для Бёрка проблематично само понятие «западное мышление» или его альтернатива «европейское». По его мнению, Запад в большой мере есть исторический конструкт, соединившие в себе греков, римлян, народы Западной Европы и Средиземноморья, испытавших серьезное влияние мусульманской цивилизации. Десять характеристик западного мышления по Бёрку таковы:
1. Сконцентрированность на категории развития или прогресса, другими словами, «линейный» взгляд на прошлое. Под прогрессом Бёрк имеет в виду куммулятивный эффект любых изменений вообще. Идея прогресса, продолжает он, имеет в западной историографии свою историю, в которой сменяли друг друга идеи необратимости и конца прогресса (религиозные идеи мессианства, миллениума, завершения и пр.), идея современности (модернизма), идея революции, идея эволюции, идея развития. С этими представлениями о прогрессе сосуществует идея циклического характера исторических изменений, доминирующая в античности, в раннем Ренессансе. В эпоху Реформации сформировалась идея некоего баланса между прогрессом и цикличностью, ее поддерживали Дж. Виллани, Э. Гиббон, Дж. Вико, а в XX веке - спекулятивная философия истории: О. Шпенглер, П. Сорокин, В. Парето, А. Тойнби и др.
2. Разработка идеи прогресса, но одновременно дистанцирование от нее формирует западный интерес к исторической перспективе. Интерес к исторической перспективе или «чувство анахронизма» Бёрк понимает как идею о том, что прошлое не неизменно, а крайне вариативно, каждый исторический период имеет свой собственный культурный стиль и индивидуальность. Эту идею, по его мнению, можно описать как чувство «культурной дистанции», взгляд на прошлое как на «чужую страну».
3. Чувство анахронизма может рассматриваться как часть более широкого блока западных идей и допущений, часто описываемого словом «историзм», определенным Ф. Майнеке как интерес к индивидуальному (специфическому, уникальному) историческому развитию.
4. Интерес к индивидуальному привел западную историографию к обратному движению - интересу к коллективному, и этот интерес не есть изобретение постмодерна, а давняя традиция западной историографии, берущая начало еще у Като, который написал историю Рима «без имен», как историю фамилий, городов, храмов, религий и пр. Здесь, как и в случае с линейной и циклической моделью истории, налицо со-существование двух разных направлений в историографии.
5. Западная историография отличается в своих основаниях склонностью к исследованию эпистемологических проблем, проблем исторического знания вообще. Историки конца XVII - начала XVIII века разработали концепцию разных степеней правдоподобия в историче-
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ И МИРОВАЯ...
ских утверждениях о прошлом и тем самым положили начало традиции взаимосвязи западной историографии и западной науки. Эта связь, как подчеркивает Бёрк, всегда была одновременно и тесной и сложной: одни историки объявляли себя «учеными», другие всячески отмежевывались от такого наименования. Так или иначе, но дебаты с наукой стали отличительной чертой западной историографии. Кроме того, в последней стало весьма популярным употребление термина «закон» («трибунал» истории), а также метафорическое уподобление деятельности историка детективному или судебному разбирательству.
6. Попытки исторического объяснения свойственны историографии вообще, но выбор термина «каузальность» (причинность) в качестве базы для этих объяснений есть отличительная черта западного исторического мышления. Бёрк полагает, что эта особенность западной историографии произошла в силу формирования последней на основе модели естествознания. «Каузальность» есть оборотная сторона термина «симптом», предложенного еще медициной Гиппократа. В этом же контексте употребляется термин «кризис», а в целом упомянутый в п. 5 «закон» истории часто ассоциируется с идеей «закона человеческого поведения» в духе Маккиавели и это, считает Бёрк, указывает на значительное влияние юриспруденции на формирование западной историографии. Проблема исторического объяснения (каузальный подход) нередко вступает в противоречие с истористской идеей приоритетного исследования индивидуальности, и это противоречие приняло форму герменевтического исследования истории, подчеркивающего значение (внутреннее истории) более, чем причину (внешнее истории). Так, в западной историографии родилось сложное сосуществование каузального и герменевтического подходов.
7. Западные историки весьма гордятся своей так называемой объективностью. В формировании последней Бёрк выделяет две стадии. Первая связана с идеей «беспристрастности» историка и была в наибольшей степени обсуждаема в эпоху протестантской Реформации. Идеал историка понимался как умение избежать «предвзятости», все равно религиозной или политической. На второй стадии, продолжающейся сегодня, появилось понятие «объективности» историка, классическим примером которого считается ранкеанский принцип «вымывания себя» из исторического исследования в пользу чистой фактографии.
8. Количественный поход к истории. По убеждению Бёрка применение количественных методов исследования есть старейшая традиция западной историографии. Уже в начале XIV века Джованни Виллани включал в свои хроники подсчеты количества детей, посещающих школы во Флоренции, что позже получило название «арифметической мен-тальности»; в XVIII веке была весьма популярна история народонаселения, а в XIX-м - история ценообразования, чрезвычайно широко распространенная в немецко-говорящем мире. На основании этого Бёрк делает
КУКАРЦЕВА Марина
вывод о том, что западной историографии придал форму западный капитализм, равно как и западная наука и юриспруденция.
9. Литературные формы западной историографии есть проявление ее сущности. Бёрк указывает на длительную и запутанную историю связи литературы, культуры и искусства с западной историографией, на наличие несомненных аналогий между историческими и литературными нарративами. Отдельно Бёрк рассматривает тропологиче-скую теорию X. Уайта и утверждает, что сознательно или бессознательно, но жанры литературы оказывают огромное влияние на формирование сущности западной историографии.
10. Западные историки обладают таким же специфическим взглядом на пространство, как и на время. Классическим подтверждением этого тезиса является «Средиземноморье» Броделя, сформировавшее концепцию геоистории. Но вместе с тем, как подчеркивает Бёрк, подобные идеи высказывали Д. Гиббон и Ж. Бодин в XVII веке, поэтому можно утверждать, что проблемы исследования исторической географии свойственны западной историографии достаточно давно. А в целом специфические черты западной историографии придали не только юриспруденция, наука и капитализм, но и процессы колонизации, как бы они ни назывались (открытие новых земель, захват, империализм).
Специфические элементы западного исторического мышления перечислены Бёрком в порядке убывания их значения. Вместе они дают некий «идеальный тип» западного исторического мышления или систему западных историографических принципов и допущений. Впрочем, как подчеркивает Бёрк, это даже не система как дедукция аксиом, а «конфликт систем или система конфликтов», в которой представлен некий баланс различных «сил», характеризующих историческое мышление и историописание на Западе.
Комментируя концепцию Бёрка, Френсис Хартог, Франк Анкер-смит, Йохан Галтунг, Георг Иггерс и Хайден Уайт, приходят к выводу, что он или просто эктраполирует западную матрицу исторического мышления на все остальные историографические традиции или не учитывает самых глубинных истоков западного исторического сознания. Они полагают, что в поле зрения Бёрка не попадают некоторые весьма важные характеристики западного исторического дискурса. Г. Иггерс, например, - один из авторов нашей книги - полагает, что Бёрк описал западную историографию в терминах веберианской концепции рациональности, «работающей» только в современном и постсовременном мире. Средневековье и начало новейшей истории остались вне сферы его размышлений1, но для того чтобы быть абсолютно исчерпывающим в рассуждениях, необходимо рассмотреть западное историческое мышление в контексте всей западной культуры, от века
' G. Iggers. What is Uniquely Western about the Historiography of the West in Contrast to the China? // Ibid.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ И МИРОВАЯ...
к веку. Тогда станет ясно, что рядом с инспирированной капитализмом моделью исторического дискурса существует (пусть и архаичная) модель исторического мышления, созданная в структуре феодальных представлений о мире. И именно эта модель одинаково свойственна как западному, так и не-западному историческому дискурсу как и связь с риторикой, о которой Бёрк вообще не упоминает.
Авторы, размышляющие об идеях Бёрка с точки зрения развития национальных теорий историографии, расставили акценты немного иначе. Они подчеркивают действительно большое значение западного стиля исторических рассуждений для не-западного историописания. Они считают, что подавляющее большинство историков не-западных стран разделяют убеждение (хотя имплицитно и на практике, а не эксплицитно и в теории) в том, что западное историческое мышление оказало на другие национальные способы исторических размышлений весьма сильное влияние и на сегодняшний момент оно является ведущим среди всех альтернативных ему национальных версий. Историки прибегают к сравнению и предлагают более точные и адекватные объяснения методологических особенностей национальных историографии. Садик Аль-Азм рассматривает западный исторический дискурс с перспективы арабской историографии, Годфри Муриуки - с африканской, Томас Ли и Янг-цзы Ю - с китайской, Ромила Тхапар (которую авторы данной книги считают «выдающимся современным историком Индии» - с индийской). Вместе они приходят к выводу, что в приблизительный перечень особенностей не-западного стиля исторического мышления можно занести:
1) нормативность историографии;
2) преимущественное развитие жанра исторических биографий;
3) рассмотрение направления истории как движения циклического или регрессивного;
4) распространенность матрицы официальной истории (династий-ная историография);
5) отсутствие интереса к эпистемологическим проблемам.
М. Сато выявляет особенности восточно-азиатского исторического дискурса'. Он считает, что жесткие нормы восточно-азиатской историографии формируют ее неизменяемые формы, а подвижные формы западного исторического дискурса создают условия когнитивного прочтения истории. Специфика нормативной восточно-азиатской историографии заключается, по мнению Сато, в том, что она реализуется как «важнейшее культурологическое предприятие», которое заключается в том, что история описывается как культурная система и это описание носит характер государственного заказа — официальной истории. Работами такого рода являются Коран, древнеиндийские «Законы Ману», древнекитай-
1 Masayuki Sato. Cognitive Historiography and Normative Historiography // Ibid.
2 Ibid. P. 130.
КУКАРЦЕВА Марина
ский трактат Сыма Цяня «Исторические записки» и даже созданный по инициативе Юстиниана «Юридический кодекс Юстиниана».
По мнению Ю Янг-цзы, между западной и китайской традициями историографии нельзя провести резкую границу, хотя культурологически обусловленные отличия, безусловно, существуют. Начиная с 30-х годов XX века, китайская историческая паука находились под огромным влиянием марксистской теории истории и только сейчас начался процесс возвращения к национальной историографии в ее собственных терминах - создание «Нового конфуцианства». Его основы создало в десятых годах XX века первое поколение китайских историков - «великие мастера национального учения», которое использовало интеллектуальный потенциал западного исторического мышления для расширения собственного горизонта, но реализуя специфические национальные исторические теории и методы. Янг-цзы считает, что сходство китайского и западного исторического дискурса заключается в следовании того и другого «научному методу» и юридической терминологии, которые китайское историческое знание некритически заимствовало у Запада. Отличия же более фундаментальны, и их выявление и идентификация возможны только в рамках исследования базовых отличий культурных традиций Запада и Китая. Янг-цзы полагает, что западное мышление вообще всегда реализовывалось в триаде «философия-религия-наука», а китайское - в холист-ском учении Конфуция о шести ступенях формирования «благородного мужа». Кроме того, традиционная китайская историография основывалась на базовых для нее учении о центральной роли исторического агента в истории; на имплицитно вытекающем из этого учения принципе восхваления и порицания (исторических агентов), выполняющем дидактическую и критическую функцию в историческом объяснении. На этом основании Янг-цзы полагает, и с ним полностью согласен Томас Ли, что китайскую традицию историографии можно назвать «политическим или моральным критицизмом»3 и он настолько имманентен китайскому историческому дискурсу, что, несмотря на закономерные интеллектуальные ре-ориентации, и сегодня оказывает на него сильнейшее влияние. В западном мышлении этот критицизм был отвергнут как препятствие научной объективности, там историческое суждение и фактическое воссоздание исторических событий есть две стороны одного и того же, а в китайской историографии это -
1 Ying-shih Yu. Reflections on Chinese Historical Thinking // Ibid.
77г. Н.С. Lee. Must History Follow Rational Patterns of Interpretation? Critical Questions from a Chinese Perspective.
3 Ying-shih Yu. Reflections on Chinese Historical Thought. P. 161; Thomas H. C. Lee. Must history Follow Rational Patterns Of Interpretations? Critical Questiom\ns from a Chinese Perspective. P. 175-176.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ И МИРОВАЯ...
конфликтующие принципы. Для того чтобы соблюсти объективность, китайскому историку приходилось оставлять возможность пересмотра анализируемых событий с точки зрения морали, что далеко не всегда приводило к желаемому результату. Возможно, причиной возникновения подобного акцента в исторических исследованиях стала задача конструирования официальной истории. Она публиковалась по заказу правительства «Палатой исторических уложений» каждый раз, как происходила смена династий, при этом факты излагались настолько тенденциозно, что сейчас существуют по меньшей мере 24-25 таких официальных историй Китая. Кроме того, каждый раз по-новому интепретируемый исторический факт формировал основу для нового мнения (суждения) человека об историческом событии. Эта идея была общей для всех стран Восточной Азии, рассматривающих конфуцианство как свою официальную идеологию. Факт всегда сопровождался комментариями историка, причем факт и комментарии излагались в разных эпистемологических терминах. Купно эти два обстоятельства должны были раскрывать смысл поступков исторического агента и сообщать историческому изложению объективность так, как ее понимали в восточно-азиатской историографии.
Помимо этого, традиционная китайская историография, в отличие от западной, абсолютно не телеологична, в ней отсутствует про-виденциалистский взгляд на историю и ей чужда идея линейного прогресса с его фиксированным завершением в каком-либо гармоничном обществе. Наоборот, согласно китайским представлениям об истории, она никогда не будет завершена и в ней невозможно выявить универсальные законы (Т. Ли подчеркивает, что китайские историки никогда не исследовали макро аспекты истории), но это не значит, что история циклична, что часто неоправданно, только на основании известной идеи «династических циклов» приписывается китайскому историческому мышлению. Томас Ли вообще считает, что китайский историк склонен понимать историю или как броуновское движение исторических событий и агентов или как равновесную систему. На самом деле, считает Янг-цзы, невозможно с точностью сказать, какова же доминанта представлений о Всемирной истории в китайской историографии. Наверное, здесь дело обстоит так же, как и с проблемами «индивидуальное/коллективное», «объяснение/интерпретация» в западном историческом дискурсе. В отличие от последнего, замечает Г. Иггерс, уже в ранней китайской историографии методы распознавания подлинности текстов, а также методы текстовой критики были развиты намного более высоко, чем в Европе до эпохи Возрождения. Правда, эти методы относились к области внешней критики, устанавливающей подлинность источников. В области внутренней или собственно исторической критики, проверяющей подлинность источников, китайское историческое мышление достигло меньших успехов. Подводя
КУКАРЦЕВА Марина
итоги, Янг-цзы пишет, что одну из основных черт китайской философии - неразвитость логико-эпистемологического сознания - можно применить mutatis mutandis к традиции китайской историографии. В этом смысле, продолжает его Т. Ли, китайский исторический дискурс скорее герменевтичен, он сконцентрирован не на исследовании природы и процесса истории, не на выявлении ее регулярностей и устойчивых структур, а на размышлениях об ее значении.
Интересно, что японский исторический дискурс как вариант нормативной историографии Восточной Азии разделяет с китайским историческим мышлением указанные черты: заметную склонность к литературизации исторических исследований, причем, как замечает Сато, между этой склонностью и известной чертой японского национального характера, которую И. Моррис назвал «благородство неудачи», существует явная связь. Созданная «эстетика неудачи», выражающаяся в восхищении трагическими героями и сочувствии слабым, была экстраполирована на исторические нарративы, главным образом в жанре исторических биографий. В результате японский исторический дискурс нередко реализуется как историческая новелла или как историческое эссе, оставляя историческую науку Японии несколько в стороне от академической истории Европы.
Особенности ранней историографии Индии на основе анализа древних и средневековых источников выявляет Ромила Тхапар2. Она указывает, что, в отличие от западного, индийское историческое мышление рассматривало движение истории за очень немногими исключениями как циклическое и это осуществлялось для того, чтобы прошлым легитимировать настоящее. Такая задача ставилась не столько из политических целей или целей артикуляции исторического процесса, сколько помогала «держать в тонусе» историческое сознание. В связи с этим весьма популярными были хроники (истории династий) и биографии (в том числе и генеалогии), выполненные в жанре итихас - исторических сказаний. В итихасах исторические события рассматривались в контексте отдельной личности и исторического времени, референция к карме помогала объяснять мотивы действий исторических агентов. Кроме того, в самом историческом нарративе в иплицитной форме обсуждались важные политические проблемы, например легитимация узурпирования трона младшим братом. Последнее требовало пересмотра порядка исторических событий и их действующих сил и даже обоснования привлечения в историю сил проведения. По убеждению Р. Тхапар, жанр древнеиндийских итихас в целом соответствует той манере историописания, которая сложилась в эпоху Просвещения, когда не столько текст, сколько контекст помогал разбираться в исторических коллизиях.
/. Morris. The Nobility of Failuer. London, 1975. ' R. Thapar. Some Reflections on Early Indian Historical Thinking // Ibid.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МОДЕ
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!