Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Краткий обзор жизни и раннего творчества писателя.

2017-08-24 1004
Краткий обзор жизни и раннего творчества писателя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Автобиографическая трилогия. «Мои университеты»

Цель урока: кратко познакомить учеников с жизнью Горького; дать обзор его автобиографической трилогии; совершенствовать навыки анализа текста.

 

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Сообщение ученика о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков.

2. Обсуждение статьи учебника-хрестоматии о М. Горьком и планов статьи.

Примерный план:

1. Евгений Замятин о личности писателя: «Горький и Пешков».

2. Общественная деятельность писателя в послереволюционные годы: «Как у него… хватает сил на все…»

3. Отъезд Горького за границу.

4. Завершение работы над автобиографической трилогией.

5. Между чужбиной и родиной.

6. Вера Горького в новую жизнь. Статья «Если враг не сдается, его уничтожают».

7. Возвращение в СССР. Литературная и общественная деятельность Горького.

8. Суть личности Горького: «Он был заряжен такой энергией, которой было тесно на страницах книг».

9. Смысл эпиграфа к статье о Горьком.

3. Аналитический пересказ избранных глав повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты).

 

II. Беседа по фрагментам повести М. Горького «Мои университеты»

Вопросы:

1. Объясните смысл названия повести. Как он обыгрывается в начале повести?

2. Как вы понимаете слова бабушки: «Не Бог людей судит, это — черту лестно!»

3. Какие общие черты подметала бабушка между Алешей и его дедом?

4. Какую главную черту отмечает герой в бабушке?

5. Как вы оцениваете поведение героя в семье Евреиновых?

6. Почему герой тянулся к «людям грубых инстинктов»?

7. О какого рода зависти в себе говорит герой?

8. Какой жизненный опыт он вынес из общения с людьми из «едкой среды»?

9. Чем «очаровал» героя Гурий Плетнев?

10. Что помогло Алеше Пешкову, чувствовавшему «в часы голода, злости и тоски», что он способен на преступление, удержаться?

11. Какое определение дает герой русскому языку?

12. Как герой определяет «мудрость» своего приятеля Плетнева?

13. Почему Горький называет жителей Марусовки «колонией бывших и будущих людей»?

14. Чем привлекали героя «конспиративные дела» и почему разочаровали его? Как вы считаете, в каком смысле употреблено слово «вероучитель» по отношению к руководителю конспиративного кружка?

Комментарии учителя

К № 1: Слово «университет» имеет сначала прямой смысл: герой собирается учиться в Казанском университете. Затем «университетом» назван подвал в развалинах дома. Постепенно слово «университет» воспринимается как «фантазия».

К № 2: Бабушка фразой «Не Бог людей судит, это — черту лестно!» говорит о своей убежденности в силе доброты, в необходимости прощать, не осуждать других. Злиться и сердиться, а значит, судить людей, считает бабушка, все равно что подыгрывать черту, врагу рода человеческого, тешить его тщеславие.

К № 3: Обратим внимание, как бабушка характеризует деда: «Горький старик». Сопоставим эту характеристику с псевдонимом писателя.

К № 4: Отметим главное в бабушке: «сияние неистребимой любви к людям».

К № 5: Жизнь в семье Евреиновых Горький описывает уже с высоты своего возраста. Став взрослым, он понимает, что был обузой для бедной вдовы, тащившей немыслимый воз. С иронией и беспощадностью к себе он показывает, как нечуток и бестактен он был, объясняет это «эгоизмом и легкомыслием юности».

К № 7: Рассказчик отрицает отсутствие в себе зависти: «завидовал я много и многому», но это зависть не к богатству или успеху другого человека, а к творческим способностям людей, восхищение их талантами.

К № 10: «Романтизм юности помешал мне свернуть с дороги, идти по которой я был обречен». «Серьезные книги» тоже сыграли свою роль в том, что герой не поддался влиянию «едкой среды».

К № 11: Интересно послушать комментарии учеников к определению Русского языка: «живой и трудный, капризно гибкий».

К № 12: Плетнев обладал «мудростью, имя которой — веселье». Это значит, что Плетнев вносил в серую, грязную, тусклую жизнь сказку, радость, шутку, поддерживал людей «смелыми речами», советами. В этом оптимизме и была его мудрость.

К № 14: «Конспиративные дела» привлекли героя таинственностью. Занятия в конспиративном кружке оказались скучными, далекими от реальной жизни, к которой влекло Алешу Пешкова. Слово «вероучитель» носит иронический характер: оно слишком возвышенно, торжественно, для того чтобы обозначать «молчаливого человека, робкого в мыслях, осторожного в словах каким был руководитель кружка.

 

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы (с. 350).

2. Повторить признаки публицистического стиля.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.