II. Рассуждение об элементах композиции повести. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

II. Рассуждение об элементах композиции повести.

2017-08-24 347
II. Рассуждение об элементах композиции повести. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

— Перед фрагментами повести, помещенными в учебнике-хрестоматии, напечатано краткое содержание предыдущих событий. Как вы думаете, какую роль они выполняют в композиции повести? В чем особенности ее композиции?

Событие, с которого началось действие, — недостача, обнаруженная ревизией в магазине Марии, выполняет в повести роль завязки: из него вытекают все остальные события повести. Хождение мужа Марии, Кузьмы, по односельчанам с просьбой занять денег — развитие действия. Фрагменты повести в учебнике относятся к этому элементу композиции. Развязки нет — повесть кончается кульминацией (так называемый открытый финал).

 

III. Реализация домашнего задания

Беседа по вопросам учебника-хрестоматии (с. 484).

Эту часть урока можно провести как работу в группах: поручить каждой группе проанализировать какой-либо эпизод, а потом обсудить в классе.

Дополнительные вопросы и комментарии.

— Расскажите о многострадальной истории сельского магазина. В чем причина его такой «невезучей» судьбы?

(Магазин имел такую же судьбу, как и вся русская деревня. Не было у магазина хозяина, не было профессионального продавца. Илья Иннокентьевич, обладавший необходимыми знаниями и навыками торговли, умер, остальные же, случайные, продавцы заканчивали свою «карьеру» в тюрьме — и не по злому умыслу, а по незнанию или халатности.

Отвечая на вопрос, почему Мария согласилась работать продавщицей, надо отметить, что она меньше всего думала о себе: хотя была нездорова, делала тяжелую работу в колхозе, «себя не жалела», но опасалась за детей, которые в случае ее смерти останутся сиротами. Другая причина: «деревню и правда надо кому-то выручать». Еще одно свойство характера Марии: «Требовать она не научилась. Она из тех терпеливых русских женщин, которые молчаливо сносят все, что ни пошлет им судьба.)

— Как Распутин показывает разъединенность людей, утрату связи с родной землей, с корнями?

(После обнаружения недостачи в магазине, рассказчик проводит Кузьму от дома к дому. В этих эпизодах раскрываются отношения между односельчанами, показывается, как меняется психологическое состояние Кузьмы. Он тоже, видно, «требовать не научился», так и не смог попросить помощи у Василия, которого считал своим другом. А тот сделал вид, что не понял, зачем Кузьма пришел к нему. Вроде бы и не отказал, но и не помог, равнодушно предоставив Кузьме самому выпутываться из бедственного положения.

У кого же попросить помощи, как не у родных? Но после смерти отца с братом Алексеем у Кузьмы отношений не было никаких. Он давно уехал из деревни, жил в городе. Мария говорит о семье своего деверя: «Мы для них что есть, что нету». Старых друзей Алексей «не признает за товарищей», в родную деревню не ездит.

Все меньше надежды остается у Кузьмы, все более одиноким и беспомощным он становится. Распутин пишет о потере человеческих связей, которая приводит к опустошению души.)

— Почему односельчане не помогали Марии? Ведь они знали, что она работала честно, что ради них согласилась пойти в продавщицы?

(Дело все в том же опустошении души. К такому состоянию человек приходит по-разному. Кто-то уезжает из родных мест, кто-то замыкается в себе, кого-то, как Степаниду, непомерная скупость лишает отзывчивости.

На фоне черствости и скаредности односельчан поступок тетки Натальи производит особенно сильное впечатление: она одна дала Кузьме все деньги, что скопила за долгие годы работы «на смерть». Она, как и Мария, думала не о себе, а о своих детях, хотела, чтобы они не тратились на ее похороны и поминки. Кузьма принимает деньги тетки Натальи «будто с того света».)

— Какое значение имеют воспоминания Кузьмы о сорок седьмом годе, об аресте председателя?

(Ситуация с арестом председателя сходна с положением, в которое попала Мария: он тоже старался не для себя, он купил бензин у шкипера с баржи от безвыходности. Что делать, если государство бензина не дает, а выполнения плана по сдаче хлеба требует? Председатель рискнул. Его осудили ни за что на целых пятнадцать лет. Кто-кто, а председатель понимал Марию и искренне хотел ей помочь.)

— Почему специалисты (агроном, ветеринар, зоотехник, механик) сначала согласились отдать свою зарплату в долг Кузьме, а потом пошли на попятную?

(Прилюдно они не хотели показаться скаредными, жадными, равнодушными к чужой беде. Вид Кузьмы, «прозрачного от стыда», сидевшего «как на судилище», не позволил специалистам отказать ему. Потом же по-одиночке они стали оправдывать пословицу: своя рубашка к телу ближе.)

— Как ведет автор повествование в последнем эпизоде? Какое значение это имеет?

(Повествование в повести ведется в прошедшем времени, а в последнем эпизоде — в настоящем. Последняя же фраза: «Сейчас ему откроют — относит в ближайшее будущее время. Финал повести остается открытым. Так писатель подключает к действию читателей, заставляет их сопереживать, задуматься: а что же будет дальше? Выручит ли Алексей своего брата, «родную кровь»? Или равнодушно откажет ему? А как поступил бы на месте Алексея каждый из читателей? А если представить себя на месте Кузьмы и Марии? Что творится у них на душе? Неужели, действительно, остается только молиться («Молись, Мария! и надеяться только на Бога? А что же люди?

Подобные вопросы неизбежно встают перед каждым совестливым человеком. На таких читателей и рассчитывает Распутин, пытаясь растревожить души людей, показать со стороны общие для всех проблемы.

Роль писателя, считает Распутин, в том, чтобы «не молчать в тряпочку», а ставить вопросы и пытаться привлечь к ним внимание народа: «Что с нами, дорогие односельчане? Куда мы правим? Куда мы этаким образом придем?! На то она и совесть народная».)

 

Домашнее задание

1. Прочитать статью о А. В. Вампилове в учебнике-хрестоматии; фрагменты его пьесы «Старший сын». При возможности посмотреть телевизионную версию спектакля по этой пьесе.

2. Ответить на вопросы учебника-хрестоматии (с. 492—493).

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве Вампилова.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.