Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-08-24 | 775 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
(См. уроки 5—6 программы под редакцией В. Я. Коровиной)
ТЕСТЫ
Тест 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КЛАССИЦИЗМ
Вариант I
1. Историк С. М. Соловьев утверждал, что автор «Слова...» «вверен обещанию рассказывать по былинам: рассказ его совершенно одинаков с рассказом летописца, лишнего в нем были только поэтические украшения; что же касается подробностей, то их гораздо больше в летописи»
• Можете вы согласиться с тем, что рассказ в «Слове» «совершенно одинаков с рассказом летописца»? Аргументируйте свой ответ.
• Верно ли, что подробностей похода князя Игоря «гораздо больше в летописи», «нежели в «Слове»? Приведите конкретные примеры.
• Какие «поэтические украшения вы заметили в «Слове...»? Какую роль они играют в тексте? «Лишние» ли они? Почему?
2. Академик Б. А. Рыбаков пишет: «Идеализировав Игоря, считать его главным героем поэмы и самоотверженным защитником Русской земли — значит следовать в его оценке оперному либретто, а не историческим фактам».
• Не идеализирует ли, на ваш взгляд, автор «Слова» князя Игоря? Если да, то в чем вы это заметили?
• Действительно ли князя Игоря нельзя считать «главным героем поэмы» и «самоотверженным защитником Русской земли»?
3. Профессор В. Ф. Переверзев писал: «Герой «Слова» Игорь представляет собой идеал дружинно-феодального героя своего времени... Сознавая, что на нем лежит священный долг оберегать от хищников Русь, он «наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъки на землю Половецкую за землю Руськую».
• Каким предстает князь Игорь в «Слове»? Могли бы вы назвать его образ «идеальным»? Обоснуйте свой ответ примерами из текста.
• Можете вы согласиться с тем, что князь Игорь сознает свой долг перед Русью? Если да, то, как об этом говорит автор «Слова»?
|
4. Считается, что: «...автор «Слова» широко использует метафоры, эпитеты, сравнения, уходящие корнями в устное народное творчество. Но это не перенесение отдельных слов в текст, а их литературная переработка, что придает им в тексте памятника особую красоту и совершенство».
• Какие метафоры, эпитеты, сравнения вы встречали в «Слове»? Каково их место в образном строе произведения?
• Можно ли согласиться с тем, что образный строй «Слова» близок устному народному творчеству? Обоснуйте примерами из текста.
5. «...Ломоносов зачастую вынужден симулировать поэтический восторг по поводу, мало его волнующему. Отсюда преувеличенный метафоризм его од, грандиозность образов, порою переходящих разумную черту».
• Правда ли, что для оды 1747 г. характерен «преувеличенный метафоризм»? Если да, приведите конкретные примеры.
• Вы встречали в оде 1747 г. образы, «грандиозность которых, на ваш взгляд, порою переходит некую разумную черту»?
• Что, на ваш взгляд, можно понимать под «разумной чертой», когда речь идет о художественном образе?
6. По Г. А. Гуковскому, «Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объемом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъема мысли и пафоса».
• Согласны вы с такой точкой зрения? Расскажите о том, как вы это понимаете на примере «Оды На день восшествия...»
• Могли бы вы назвать эту оду примером «гигантского подъема мысли и пафоса»? Аргументируйте свой ответ.
7. По сюжету и названию «Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучало молодого дворянина, вырастив его прямым «недорослем». На самом деле речь одет не об ученье, а о «воспитании» в обычном для Фонвизина широком значении этого слова» (В. П. Степанов).
• Можете вы согласиться с тем, что в «Недоросле» «речь идет не об ученье»? Обоснуйте свой ответ.
|
• Как вы думаете, что понимал Фонвизин под «воспитанием» в «широком значении этого слова»?
8. Автор учебника по истории русской словесности В. Саводник в 1912 г. посол: «Главное, центральное лицо этой комедии — госпожа Простакова. На ней держится все действие комедии, и вместе с тем она изображена полнее о ярче всех других выведенных лиц».
• Можно ли согласиться с тем, что Простакова — «центральное лицо» «Недоросля»? Если да, то в чем вы это увидели?
• Сравните образ Простаковой с другими персонажами пьесы. Верно ли, что «она изображена полнее и ярче всех других выведенных лиц»?
• Согласны ли вы с тем, что на Простаковой «держится все действие комедии»? Аргументируйте свой ответ.
9. Литературовед И. З. Серман заметил, что в «Недоросле» «проблема человека о среды у Фонвизина без остатка поглощена проблемой воспитания индивидуума. Личность, характер — это плод воспитания, результат разумных и неразумных родительских внушений».
• Как представлена в комедии Фонвизина проблема воспитания индивидуума? Действительно ли эта проблема поглощает, затмевает собой все остальные, в том числе и проблему человека и среды?
• Действительно ли в «Недоросле» любая личность, любой характер являются только плодом воспитания, результатом «разумных и неразумных родительских решений»? Приведите примеры.
10. Драматург, актер и театральный критик П. А. Плавильщиков заметил в 1792 г.: «Сколько ни производит наш «Недоросль» смеху, но есть мгновение в четвертом действии, в которое у зрителя выступит слеза».
• Как вы думаете, чем производит «Недоросль» смех? Не устарел ли смех «Недоросля» для современного зрителя, читателя?
• Какое «мгновение в 4-м действии» вызывало слезу у современников Фонвизина? Изменилась ли реакция на это у зрителя сегодняшнего?
11. В. Саводник выделял среди героев «Недоросля» «типы резонеров», которые «не столько действуют в пьесе, сколько рассуждают, «резонируют». Оно служат главным образом для выражения взглядов и мнений самого автора, выражают мораль всей пьесы».
• Кого из героев «Недоросля» вы могли бы назвать (резонерами)? Расскажите о них подробнее.
• Можете вы согласиться с тем, что эти герои «не столько действуют в пьесе, сколько рассуждают»? Аргументируйте свой ответ.
• Согласны ли вы с тем, что именно эти герои служат «для выражения взглядов и мнений самого автора», морали пьесы?
|
12. Е. Рогачевская утверждает: «Рассматривая «Недоросль» как классицистическую комедию, нельзя не отметить тех отступлений от формальных требований, которые ввел в свое произведение Фонвизин».
• Как вы считаете, какие особенности комедии Фонвизина дают основания рассматривать ее как классицистическую?
• Какие отступления от формальных требований классицизма есть в «Недоросле»? Насколько принципиальны они, по вашему мнению?
Вариант II
1. Считается, что: «Автор «Слова» избрал для своего рассказа именно этот поход не столько для того, чтобы рассказать о событиях, связанных с ном, сколько для выражения охвативших его чувств, вызванных поражением княжеского войска, своих дум о размышлений о судьбах Русской земли».
• Как в «Слове» представлен поход князя Игоря? Насколько подробен рассказ об этом историческом событии?
• Можно ли согласиться с тем, что автор «Слова» не столько рассказывает о событиях, сколько об охвативших его чувствах?
2. Автор учебника по истории русской словесности (1912) В. Саводник утверждал: «Слово» — повесть или песнь о неудачном походе Ольговичей против половцев в 1185 г. Оно дает не только историю похода, но и широкую картину тогдашней русской жизни, освещенную глубоком и скорбным лиризмом».
• Действительно ли «Слово» «дает не только историю похода, но и широкую картину тогдашней русской жизни»? Какие сведения об этой жизни может получить современный читатель «Слова»?
• Верно ли, что для «Слова» характерен глубокий и скорбный лиризм? Если да, то в чем вы отметили наличие такого лиризма?
• Как вы думаете, почему автор учебника сомневается в определении жанра «Слова» («повесть» или «песнь»)?
3. Б. А. Рыбаков пишет: «Автор «Слова» употребляет весь свой талант на то, чтобы как-то сгладить тягостное впечатление от поведения князя... Ограничиваясь... вынужденными комплиментами Игорю, автор дает понять, что главное для него — судьба Руси в грандиозных и непрерывных схватках с половцами середины 1180-х годов».
• Действительно ли что автор стремится «сгладить тягостное впечатление от поведения князя»? Если да, то, как это отразилось в тексте?
|
• Какие комплименты произносит автор Игорю? Могли бы вы назвать эти комплименты «вынужденными»? Почему?
4. «Композиционно «Слово» делится на три части: вступление, основную (повествовательную) часть и заключение. Обычно считается, что во вступлении автор противопоставляет свою художественную систему традиционной, воплощенной, например, в песнях Бояна» (О. В. Творогов).
• Каким образом, чем различаются указанные исследователем части?
• Как вы думаете, какие черты «Слова» сближают его с былиной? Какие особенности «Слова» не позволяют назвать его былиной?
• Что в «Слове» свидетельствует о его близости ораторскому слову? Как вы думаете, к какому жанру (былине или ораторскому слову) все-таки ближе это произведение древнего автора.
5. А. П. Сумароков в качестве полемики и пародии на М. В. Ломоносова писал «Оды вздорные». В одной из них («Ода вздорная III») есть такое слова:
Трава зеленою рукою
Покрыла многие места,
Заря багряною ногою
Выводит новые лета.
• Как вы думаете, какие особенности поэтики Ломоносова пытается высмеять Сумароков? Насколько он прав в своем высмеивании, пародировании ломоносовской поэтики?
• Какое место (места) оды 1747 г. вам напомнила пародия Сумарокова? Вы могли бы возразить пародисту М. В. Ломоносова? Какие, на ваш взгляд, можно отметить другие черты оды, достойные пародии?
6. В критике сложилось мнение, что ода 1747 г. «превращается в рассказ о судьбе России... Посвящал оду Елизавете Петровне, Ломоносов развертывает перед ней целую программу полезной деятельности» (Л. А. Дмитриев).
• Можно ли согласиться с таким утверждением? Что свидетельствует в оде о том, что перед нами «рассказ о судьбе России»?
• Из чего состоит «программа полезной деятельности, которую развертывает поэт? На кого и на какие возможности рассчитана эта программа? Обоснуйте свой ответ, используя текст.
7. Литературовед В. П. Степанов пишет: «Внешне оставаясь в пределах бытовой комедии, предлагая зрителю ряд бытовых сцен, Фонвизин в «Недоросле» затрагивал новую и глубокую проблематику».
• Что, на ваш взгляд, свидетельствует о том, что «Недоросль» — бытовая комедия? Что представляет собой вряд бытовых сцен предлагаемых Фонвизиным зрителю?
• В чем новизна и глубина затрагиваемой драматургом проблематики? Действиительно ли она выходит за рамки бытовой комедии?
8. Исследовательница Е. Рогачевская пишет «Положительные герои в «Недоросле» менее естественны и более скучны, чем герои отрицательные, но все же именно они проводят в жизнь идею возмездия...»
• Можете вы согласиться с тем, что «положительные герои в «Недоросле» менее естественны и более скучны, чем герои отрицательные»? Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
|
• Можете вы согласиться с тем, что в комедии Фонвизина присутствует идея возмездия? Если да, то в чем эта идея проявляется?
9. В. Саводник считает, что герои-резонеры «в художественном отношении... обрисованы гораздо бледнее, чем лица комические, речи их отличаются книжным характером, и сами они представляют собой не живые фигуры, а ходячее нравоучение».
• Можете вы согласиться с таким утверждением ученого? Почему? Что отличает «лица комические» от героев-резонеров?
• Верно ли, что речь героев-резонеров «отличается книжным характером»? Если да, приведите конкретные примеры из текста. Действительно ли эти герои — «неживые фигуры, а ходячее нравоучение»?
10. «Невежество же, в коем рос Митрофанушка, и примеры домашние должны готовить в нем изверга, какова его мать, Простакова. Именно говорю: изверга, и утверждаю, что в содержании комедии «Недоросль» в лице Простаковой скрываются все лютые страсти…» (П. А. Вяземский).
• Расскажите о тех условиях, в которых растет Митрофанушка. Можно ли согласиться с тем, что воспитание дома готовит в нем изверга?
• Согласны ли вы с тем, что Вяземский называет Простакову извергом? Почему?
• Верно ли, что «в лице Простаковой скрываются все лютые страсти», необходимые для написания трагедии? О каких страстях идет речь
• Как вы представляете себе пьесу «Недоросль» с тем же сюжетом, но трагическим конфликтом? Как могла бы выглядеть эта пьеса?
11. Уже в 1896 г. В. О. Ключевский заметил: «...В наших глазах пьеса утратила свежесть новизны и современности, зато обрела интерес художественного памятника старины...»
• Как вы считаете, в наше время пьеса Фонвизина может быть названа современной? Почему?
• Интерес к «Недорослю» сегодня — это только интерес к «памятнику старины» или пьеса может вызвать интерес и другого характера?
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!