Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-08-24 | 1970 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Вариант I
1. Стихотворение «На смерть поэта» композиционно делится на две части: в первой господствует скорбь по поводу гибели А. С. Пушкина, а во второй — гнев по адресу убийцы. Как можно определить жанр каждой части:
а) элегия; в) эпиграмма;
б) эпитафия; г) памфлет?
2. Какое из стихотворений Лермонтова можно отнести к теме родины:
«Молитва»; «Бородино»; «Когда волнуется желтеющая нива»; «Дума»; «Родина»;
«И скучно, и грустно»; «Пророк»; «Жалобы турка»; «Прощай, немытая Россия»;
«Тучи»?
3. Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова (романтический, реалистический):
• «Мцыри», «Демон», «Что толку жить»;
• «Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание»?
4. Соотнесите название стихотворение и его жанр:
а) «Перчатка»; 1) элегия;
б) «Родина»; 2) баллада;
в) «Наполеон»; 3) послание;
г) «Бородино»; 4) дума;
д) «Н. Ф. Ивановой»; 5) сюжетное стихотворение.
5. С какой целью М. Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения «Героя…»:
• дает возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю дуэли» человека;
• стремление к оригинальности;
• для того чтобы пробудить интерес читателя к герою;
• постепенное — от «внешнего к внутреннему» — раскрытие характера главного героя?
6. Почему описание внешности, портрет Печорина дан «проезжим офицером», а не Максимом Максимычем? Он:
• не наблюдателен;
• не способен к обобщениям;
• не мог быть объективен в описании внешности Печорина;
• слишком прост, не может понять Печорина, так как тот — человек другого круга?
7. С какой целью введены в роман пейзажные зарисовки («Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грела....»; «Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, а слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье…»):
|
• изображение красоты Кавказа;
• углубление характеристики героя;
• изменение душевного состояния героя;
• плавное развитие сюжета?
8. Г. М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадал в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой «пьесой», поставленной и разыгранной самом героем».
• Как вы понимаете мысль о том, что «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы»? Согласны вы с нею?
• Какие по жанру пьесы поставил Печорин и сыграл в них «главную роль»? Есть ли среди них комедия, драма, трагедия, фарс?
• Какая из поставленных и сыгранных Печориным пьес ему больше всего удалась? В какой из ролей он показывает своё истинное лицо?
9. В. Котельникова считает, что в «Герое...» Печорин намеренно помещен в излюбленные места действия романтических стихотворений Лермонтова
• В каких местах происходит действие романа «Герой нашего времени»? Могли бы вы назвать их романтическими? Почему?
• В каких стихах Лермонтова встречаются эти же места?
• О чем свидетельствует отмеченный исследователем факт?
10. И. А. Гурвич утверждает, что Печорин, «пишущий» журнал, «предельно искренен, доходя до запретных откровений, до признаний цинического свойства; это обнажает контрасты его характера, крайности его нравственного облика»
• Действительно ли Печорин в своем журнале «предельно искренен»?
• Встречали ли вы в романе «запретные откровения», «признания цинического свойства»? Если да, приведите примеры.
• Что вы понимаете под «крайностями» нравственного облика героя? Проиллюстрируйте примерами из биографии Печорина.
11. Исследовательница Е. Н. Михайлова утверждает: «В натуре Печорина столько скрытой способности чувствовать и увлекаться, что «игра», разгораясь все дальше, то и дело задевает за эти подлинные стороны его существа».
|
• Действительно ли в Печорине скрыта способность «чувствовать и увлекаться»? В каких эпизодах романа она проявляется наиболее ярко?
• О какой «игре» говорится? Разве может «игра» задевать «подлинные стороны» человеческого существа?
12. «Максим Максимыч — диаметральная ему противоположность. Ничто так не чуждо бесхитростному штабс-капитану, как критицизм мысли, анализирующей явления, подвергающей их испытанию и оценке. Его отношение к жизни наивно, бессознательно, стихийно. Но в структуре повествования он занимает то же место, что и Печорин» (В. М. Маркович).
• В чем, на ваш взгляд, проявляется то, что Максиму Максимычу чужд «критицизм мысли»?
• Согласны ли вы с тем, что отношение Максима Максимыча к жизни «наивно, бессознательно, стихийно»? Обоснуйте ответ.
• Верно ли, что Максим Максимыч занимает в романе «то же место, что и Печорин»?
13. Исследователь К. Н. Григорьян пишет: — «В «Герое нашего времени» Грушницкий противостоит Печорину не только по своей жизненной позиции, но и в плане эстетическом. В лице Грушницкого автор разоблачал ложную романтику, мнимый идеализм типов, которые охотно драпируются в романтическую одежду, но которые по натуре враждебны истинному романтизму».
• Что вы понимаете под «истинным романтизмом» относительно персонажа литературного произведения?
• Можете вы согласиться с тем, что в лице Грушницкого Лермонтов «разоблачил ложную романтику»? Обоснуйте ответ.
• Как в романе показано то, что Грушницкий «драпируется в красивую романтическую одежду»?
14. Прочитав «Героя нашего времени», Николай I написал: «Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер...»
• Какие характеры «Героя нашего времени» могли, на ваш взгляд, показаться императору «презренными»? Почему?
• Может быть, такие романы, как «Герой нашего времени», на самом деде «портят характер»? Обоснуйте свой ответ.
Вариант II
1. Какие темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова сходны с мотивами и темами творчества А. С. Пушкина:
|
• мотив одиночества;
• тема Родины;
• историческая тема;
• мотив изгнанничества;
• тема поэта и поэзии;
• мотив обманчивости красоты?
2. Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:
• «В пространстве брошенных светил»;
• «Под ним Казбек, как грань алмаза».
3. Какой композиционный приём использует М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...»:
• сопоставление;
• повтор;
• противопоставление;
• обрамление?
4. Кому посвящен цикл любовных стихотворений, написанных М. Ю. Лермонтовым в 1830— 1832 гг.:
• В. Лопухиной;
• Е. Сушковой;
• Н. Ивановой;
• А. Столыпиной?
5. Расположите главы романа в хронологическом порядке:
• «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мэри», «Тамань»;
• «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мери», «Бэла»;
• «Тамань», «Княжна Мэри», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина;
• «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина, «Тамань» «Княжна Мери», «Фаталист».
6. Что читал Печорин в ночь перед дуэлью:
• Ф. Шиллера «Коварство и любовь»;
• А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов»;
• В. Скотта «Шотландские пуритане»;
• Дж. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»;
• Мюссе «Исповедь сына века»?
7. «...Композиция «Героя нашего времени» имеет «дробный» характер. Но такова же и жизнь Печорина» (Г. М. Фридлендер).
• Как вы понимаете мысль о «дробности» композиции романа Лермонтова? Можете ли вы с нею согласиться? Если да, проиллюстрируйте эту мысль обращением к тексту «Героя нашего времени».
• Прокомментируйте мысль критика о «дробности» жизни самого Печорина. Можете вы с нею согласиться? Аргументируйте ответ.
8. «Лермонтов сближает Печорина с могучей и великолепной стихией Кавказа так же, как сближал с нею своего лирического героя, как породнил с этой стихией Мцыри» (В. Котельникова).
• Как показана в романе Лермонтова «могучая и великолепная стихия Кавказа»?
• Можете вы согласиться с тем, что писатель «сближает» своего героя с этой стихией? Обоснуйте свой ответ.
|
• Действительно ли Печорин и Мцыри — близкие друг другу по духу герои? В чем вы это заметили и как это характеризует Печорина?
9. Критик А. Григорьев, отвергая бытовавшее мнение о «комедийности» характера Печорина, писал: «... основы же его характера трагичны, пожалуй, страшны, но никак уж не смешны».
• Можете вы согласиться с тем, что основы характера Печорина страшны? Если да, то в чем вы это увидели?
• Вы согласны с тем, что в характере героя нет ничего смешного? Аргументируйте ответ.
10. Е. Н. Михайлова, говоря о Печорине, замечает: «Сухой себялюбивый эгоизм вовсе не является его идеалом...»
• В каких эпизодах романа эгоизм Печорина проявляется наиболее отчетливо? Проанализируйте эти эпизоды.
• Действительно ли эгоизм — не идеал Печорина? Чем вызван «сухой себялюбивый эгоизм» героя? Может быть, модой?..»
11. Литературовед В. М. Маркович утверждает: «Мы убеждаемся, что в любой ситуации Печорин ведет себя как явный индивидуалист, по собственной воле, сознательно и целеустремленно идущий путем зла».
• Можете вы согласиться с тем, что Печорин в любой ситуации ведет себя как «явный индивидуалист»? Обоснуйте свое мнение.
• Только ли «путем зла» идет Печорин? Нет ли в его жизни примеров «пути добра»?
12. В критике, посвященной роману Лермонтова, есть мнение, что «Грушницкий в ряде моментов... будто бы повторяет особенности образа Печорина. Три черты связывают эти образы между собой...».
• Можете вы согласиться с таким мнением? Если да, то о каких трех чертах, повторяющихся в Грушницком, может идти речь?
• Может быть, перед нами герои, близкие друг другу по характеру, образу мыслей, поведению, герои одного времени?
13. Современник Лермонтова критик С. Бурачок писал о «Герое нашего времени»: «Весь роман-эпиграмма, составленная из беспрерывных афоризмов, так что философии, религиозности, русской народности, а следов нет».
• Что могло привести С. Бурачка к мысли, что «роман — эпиграмма, составленная из беспрерывных афоризмов»?
• Вы можете согласиться с таким утверждением или готовы его опровергнуть?
14. Литературовед Н. К. Ломунов пишет: «Заглавие романа Лермонтова оказалось крылатым. Поэт сумел рассказать о судьбе своего поколения с такой силой правды и с таким искусством, что мы невольно сравниваем героев, нашего времени с его героями, сопоставляя свою и их жизнь...»
• Вы согласны с тем, что Лермонтов рассказал «о судьбе своего поколения» с большой силой правды и большим искусством? Аргументируйте свой ответ.
• Верно ли, что Печорина можно сравнивать с героями нашего времени? Если да, то по каким вопросам, приметам возможно такое сравнение?
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!