Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-08-24 | 591 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Мастерство пейзажной живописи Тургенева
Цель урока: обучение навыкам анализа фрагментов текста; роль пейзажа в художественном произведении.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Совместная работа с текстом: портрет Зинаиды (гл. II). Что важно в этом описании внешности: красота девушки или ее неповторимость, изменчивость, человеческое обаяние?
— Помогает ли портрет выражению авторского отношения к героям? Докажите это на других примерах.
Учащиеся вновь отметят, что портрет героя есть средство выражения авторской позиции и прием раскрытия души и характера героев.
II. Анализ эпизода (гл. IХ)
Встреча главного героя с Зинаидой в саду. Выразительное чтение фрагмента «Я глядел на нее…»
Функции пейзажа в тексте различим и определяются жанром, стилем, особенностями композиции произведения. Он может иметь самостоятельное значение (например, в лирике) или способствовать выражению эмоций героя, быть частью изображаемой картины, обстановки, пояснять суть происходящих событий, иногда он становится формой и средством воплощения авторского мироощущения.
— Какую роль играет пейзаж в этой сцене?
— Справедливо ли, по-вашему, утверждение, что тургеневский пейзаж многообразен и является своеобразным действующим лицом произведения?
III. Работа в группах
Учащиеся составляют «отчет» о проделанной дома работе: они самостоятельно анализируют роль остальных пейзажей в повести.
IV. Заключительная беседа
— Как можно оценить чувства, пережитые героем в юности?
— Как сам герой их оценивает (гл. ХХII)?
— Как этой повестью И. С. Тургенев утверждает любовь как величайшую ценность жизни?
|
Домашнее задание
Выразительное чтение гл. ХII. Составить план анализа этой главы (для работы над анализом эпизода).
Урок 61. Роль главы ХII в повести «Первая любовь»
Цель урока: обучение анализу эпизода.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Чтение учащимися попеременно гл. ХII.
II. Беседа
— Повесть «Первая любовь» делится на главы. Чем, по-вашему, определяется это деление?
— Какие события описаны в гл. ХII?
— Что нового мы узнали о характерах героев?
— Какое место занимает эта глава в развитии сюжета?
— Насколько важна эта глава в раскрытии идеи повести: любовь — величайшая ценность в жизни?
— Какие особенности тургеневского повествования можно отметить?
— Как проявляется авторское отношение к героям?
III. Сочинение-миниатюра
Информация для учителя
Чем больше ученики пишут творческих работ на уроках литературы, тем лучше. Удобной формой для этого является сочинение-миниатюра, где вся информация должна быть уложена в полторы-две страницы школьной тетради. При этом должны быть сохранены композиционные особенности, характерные для жанра школьного сочинения.
IV. Анализ главы
«Чувство блаженства, которое я испытал тогда, уже повторилось в моей жизни», — говорит о повести «Первая любовь» и о событиях своей юности И. С. Тургенев. Он очень любил это произведение, в котором он сказал о любви, о первой любви, в особенности, как о величайшем чуде и ценности жизни.
Повесть делится на главы, это определяется авторским замыслом — рассказать о чреде событий юности героя, которые запомнились ему с наибольшей отчетливостью. Каждая глава имеет свой микросюжет. В ХII главе рассказывается о кульминации развития чувства любви рассказчика. Именно в этой главе он пережил чувства, лучше которых не было в его жизни.
Эта глава существенно дополняет наше представление о героях. Зинаида, несмотря на кажущееся легкомыслие, способна на страдание и на серьезное чувство. Она страдает от «незаконности» своего чувства, это толкает ее на непредсказуемые поступки.
|
А о главном герое лучше всего говорят его же собственные слова: «Я все-таки был ребенком, несмотря на мои шестнадцать лет». Драматичный процесс рождения чувства в детской душе занимает центральное место в этой повести, на его изображении построен сюжет. Сцена, описанная в гл. ХII, очень важна в развитии сюжета и является кульминационной.
Кроме того, в этой главе автор с особой силой утверждает свою точку зрения: только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какой не может вызвать ничто другое. Его герой уже взрослый человек, переживший многое в свои годы, но именно то, пережитое тогда, в шестнадцать лет, чувство он называет блаженством и утверждает, что оно уже не повторится.
Такое душевное состояние изображается в свойственной Тургеневу манере: он насыщает свое повествование изображением действий героев. Именно они и сообщают нам о том, что чувствуют герои в это время. Такова особенность психологизма Тургенева.
Таким образом, можно сказать, что гл. ХII с убедительностью и ясностью доносит до читателя авторскую позицию.
Домашнее задание
1. Прочитать статью в учебнике-хрестоматии о А. Н. Островском.
2. Текст «Белые ночи».
3. Подготовка индивидуальных сообщений (см. следующий урок).
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!