Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Урок 85. Тема родины в творчестве А. А. Блока

2017-08-24 491
Урок 85. Тема родины в творчестве А. А. Блока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Цель урока: показать значение образа России в творчестве Блока; совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

 

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Комментированное чтение наизусть стихотворений А. А. Блока.

II. Слово учителя

Тема России, тема родины — одна из ведущих в лирике Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель», — написал Блок в 1908 г.

 

III. Чтение и анализ стихотворений, посвященных России

Прочитаем стихотворение «Русь».

Первая строфа стихотворения настраивает на интонацию преклонения, молитвы: «Ты и во сне необычайна, // Твоей одежды не коснусь». Обратим внимание на кольцевую композицию стихотворения: две заключительные строки почти повторяют первые строки: «Она и в снах необычайна. // Ее одежды не коснусь». Русь представляется как нечто священное, святое. Это именно Русь, а не Россия — древняя, дикая, языческая, заколдованная: «Русь, опоясана реками // И дебрями окружена, // С болотами и журавлями, // И с мутным взором колдуна...» Здесь и «ночные хороводы // Под заревом горящих сел», и «ведуны с ворожеями», и «ведьмы тешатся с чертями», и «преданья старины», и пути и распутья, изможденные «живой клюкой» (т. е. разбитые посохами странников, богомольцев).

Один из излюбленных блоковских мотивов — мотив вьюги. Он сопровождает колдовской образ девушки, которая «на злого друга // Под снегом точит лезвие». Поэзия древнего мироощущения открывается поэту: «Так — я узнал в моей дремоте II Страны родимой нищету, // И в лоскутах ее лохмотий //души скрываю наготу».

Следующие строфы как исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения: «И сам не понял, не измерил, // Кому я песни посвятил, // В какого бога страстно верил, // Какую девушку любил». И дальше — благодарность за спасение души: «Живую душу укачала, // Русь, на своих просторах ты, // И вот — она не запятнала // Первоначальной чистоты». Поэт говорит об интуитивном постижении тайны народ духа, духа Руси, которым она жива.

В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина» (1907—1916). Прочитаем несколько стихотворений, послушаем комментарии к ним учеников.

К 1908 г. написано стихотворение «Россия», во многом программное. Отчетливо видна перекличка со стихотворением «Русь». Блок переосмысливает образ гоголевской Руси-тройки: снимает стремительность движения: «И вязнут спицы росписные // В расхлябанные колеи...» Неспешный ритм и обилие многоточий тоже «замедляют» движение. Образ дороги, традиционный для всей русской литературы и восходящий к фольклору, проходит через все произведение — с первой до последней строфы. Здесь явны некрасовские мотивы.

Признание в любви, горькой и неизбежной, передано с большой силой и искренностью:

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

 

Заметим, что у Блока по правилам современной ему орфографии было «слезы первыя любви», т. е. «слезы первой любви», согласимся, существенная разница! Образ России приобретает почти конкретные черты: «А ты все та же — лес, да поле, // Да плат узорный до бровей». Так несколькими словами Блок создает зримый, ясный, узнаваемый образ. Блок создал неповторимый лирический образ России-жены. Родина для него — надежда и утешение. Россия предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы родины и народа.

 

Информация для учителя

В 1908 г. Блок создал цикл из пяти стихотворений «На поле Куликовом», который сопроводил примечанием о том, что Куликовская битва — символ русской истории, разгадка которого впереди. Мысль об исторической связи Куликовской битвы и современности была высказана и в статье «Народ и интеллигенция»: «Над городами стоит гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание»; татарский стан сравнивался в статье Блока с современной интеллигенцией, ее «торопливым брожением» и «сменой боевых знамен», стан Донского — с состоянием народа в начале XX в., когда за внешней тишиной скрывались трагедии.

Отразившаяся в цикле блоковская концепция судьбы России во многом схожа с пушкинским восприятием родины: в бескрайности степей, в «тоске безбрежной в долгом пути», в вечном преодолении исторических испытаний выражена идея бесконечной устремленности России вперед.

Развитию мотива российского непокоя способствуют образный ряд стихотворений, а также фонетика, ритм, интонация стиха, В стихотворении «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» образу ленивой реки соответствует протяженный поток гласных. Вторая строфа, ломая спокойную интонацию, начинается со звонкого возгласа «О, Русь моя!» и вводит в стихотворение мотив пути. Четвертая строфа начинается с коротких фраз, которые придают ритму стихотворения стремительность, а эмоциональному наполнению — ощущение тревоги: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами / Степную даль». Далее в художественную систему введен образ движения — степной кобылицы. Седьмая, заключительная, строфа раскрывает тему трагедий и их преодолений: «Закат в крови! Из сердца кровь струится! / Плачь, сердце, плачь... / Покоя нет! Степная кобылица / Несется вскачь!»

Судьба России хранима Богоматерью. Ее нерукотворный лик — на щите воина. Ее голос — «в криках лебедей». Он присутствует «в темном поле». Таким образом, «вечный бой» России, вечный непокой в сердце, воинственность русских рассматриваются Блоком как святая миссия. Лирический герой, его друг, русские полки, противостоящие «поганой орде», выполняют «святое дело».

Россия Блока воплощает в себе женское начало. Тема женственности в философском восприятии России достаточно традиционна; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебряного века — Вл. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева. В сознании Блока эта традиция усугубилась отношением к женскому началу как спасительному, как к противоядию катастрофичности мира. Россия для Блока — избранница, будь она богомольной невестой или обладательницей «разбойной красы».

 

Задания по творчеству А. А. Блока:

1. Дайте комментарий к высказыванию А. А. Блока: «Стихи о Прекрасной даме» — ранняя утренняя заря — те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить «право на жизнь».

2. Дайте комментарий к высказыванию В. Я. Брюсова: «А. Блок… поэт дня, а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков и не молчания. Он только там глубок и истинно прекрасен, где стремится быть простым и ясным. Он только там силен, где перед ним зрительные, внешние образы».

3. А. Ахматова Сказала о Блоке: «Трагический тенор эпохи». Как вы понимаете это определение?

4. Как и в чем эпиграф к урокам и вступительная статья к творчеству Блока перекликаются, чем объяснить трагическую тональность творчества Блока?

5. Как вы понимаете высказывание А. А. Блока о своем Творчестве: «Это все — о России»?

 

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение Блока, посвященное теме Родины (по выбору учеников).

2. Прочитать статью о Есенине в учебнике-хрестоматии сделать ее план; выбрать для выразительного чтения стихи Есенина.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.