Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Богатство содержания и мастерство формы.

2017-08-24 337
Богатство содержания и мастерство формы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Проза и драматургия в эпоху «золотого века» поэзии.

Силлабо-тоническое стихосложение

(См. уроки 17, 19, 20 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

 

Уроки 21—22. В. А. Жуковский.

Жизнь и творчество. Баллады поэта.

Герои и сюжет баллады «Светлана». Народные обычаи

(См. урок 18 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

Урок 23-30. А.С. Грибоедов.

Комедия «Горе от ума». Художественное совершенство комедии.

Чацкий. Фамусовское общество. Чацкий и Молчалин.

Чацкий и Софья. Внесценические персонажи

(См. уроки 21—28 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

 

Уроки 31—40. А. С. Пушкин.

Творческий путь. Болдинская осень 1830 гола.

Лирика любви, дружбы; тема поэта и поэзии. Мастерство стиха.

«Евгений Онегин» — роман в стихах. Сюжет романа.

Онегин как «лишний человек». Онегин и Автор.

Татьяна — любимая героиня Пушкина. Реализм романа

(См. уроки 29—38 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

 

Уроки 41-50. М. Ю. Лермонтов.

Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон.

Лирика Лермонтова. Тема свободы и одиночества.

Драматизм любовного чувства. «Герой нашего времени».

Композиция произведения.

Противоречивость характера и одаренность Печорина

(См. уроки 39—48 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

 

Уроки 51—56. Н. В. Гоголь.

Роль Гоголя в судьбе русской литературы. «Мертвые души».

Сюжет и композиция поэмы. Губернатор и чиновники.

Образы помещиков. Средства типизации. Образ автора в поэме.

Лирические отступления. Русь на страницах поэмы

(См. уроки 49—54 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

 

Урок 57. Ф. И. Тютчев.

Основные мотивы лирики. Философская лирика

И раздумья поэта о смысле человеческого бытия

(См. уроки 55—56 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

 

Уроки 58—60. Н. А. Некрасов.

Тема народного страдания в лирике поэта.

Роль поэта в обществе. «Кому на Руси жить хорошо»

(См. уроки 55—57 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

 

Уроки 61—64. И. С. Тургенев.

«Первая любовь»: сюжет. Нравственная проблематика

Повести, автобиографический характер.

Стилистическое мастерство писателя

(См. уроки 58—61 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

 

Уроки 65—68. Л. Н. Толстой.

Автобиографическая трилогия и ее последняя часть — «Юность».

Формирование характера и взглядов Николеньки Иртеньева.

«Диалектика души» героев повести

(См. уроки 68—71 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

 

Уроки 69—71. Ф. М. Достоевский.

Основные этапы жизни и творчества. «Белые ночи».

Петербург Достоевского. Тип «петербургского мечтателя».

«Сентиментальность» в понимании Достоевского

(См. уроки 65—67 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

 

Уроки 72—73.А. П. Чехов.

«Маленькая трилогия» от Чехова-юмориста к Чехову-сатирику.

Сюжеты и герои рассказов. Нравственный пафос трилогии

(См. уроки 72—73 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Урок 74. Русская литература ХХ века

(См. урок 74 программы под редакцией В. Я. Коровиной)

 

Урок 75. Обзор творчества И. А. Бунина

Цель урока: кратко познакомить учеников с биографией писателя; обсудить в классе произведения И. А. Бунина, помещенные в хрестоматии; совершенствовать навыки анализа текста.

 

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Сообщения учеников о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков. (Можно делать по одному такому сообщению на нескольких уроках.)

 

2. Обсуждение статьи учебника-хрестоматии о И. А. Бунине.

— О каких заслугах Бунина перед русской словесностью вам известно?

— Как Бунин относился к революции?

— Какова была судьба писателя в эмиграции?

— Комментарий к эпиграфу статьи о Бунине.

 

3. Выразительное чтение стихотворения «Слово» и комментарии к нему.

Это стихотворение можно поставить эпиграфом не только к творчеству Бунина, но и ко всей русской литературе. Отметим публицистический пафос стихотворения, подчеркнутый обращением — повелительным наклонением («умейте же беречь...»), восклицательной интонацией, возвышенной лексикой, прописной буквой слова «Письмена». Особое значение имеет дата написания стихотворения — 7 января 1915 г. — Рождество. Слово осознается как Божественный дар; с его помощью можно пережить «дни злобы и страданья», дни Первой мировой войны, которая уже почти полгода пожинала плоды на нашей земле.

 

4. Выразительное чтение стихотворения «Русская сказка» и комментарии к нему.

Образы, использованные в этой сказке-притче, традиционны для русского фольклора. Однако они отражают лишь его темную сторону, злые силы: ворон, баба Яга, Кощей. Настроения пессимизма и безысходности создаются лексикой, имеющей негативную окраску, в том числе бранными словами; антитезой («рай», «мёд» — «туман», «тьма», «мгла» и т. п.); повторяющимися образами, синонимами («тьмой да мглой», «а еще темней...»); рядами однородных членов с бессоюзной связью, представляющими градацию («лес гудит, свистит, нагоняет сон», «я состарилась, изболелась вся»); отрицательными частицами. Ответ Ворона состоит полностью из бранных и табуированных слов: было не принято произносить слово «черте, здесь же оно «возводится в квадрате, дважды повторяясь в словах Ворона, да еще и в словах Яги («чертов тот ларец»).

 

5. Выразительное чтение стихотворения «Изгнание» и комментарии к нему (сопоставительная характеристика).

Это стихотворение отражает настроения Бунина в связи с его эмиграцией, которую он воспринял как изгнание. Дважды встречается в «Изгнании» образ пустыни. Это пустыня духа. Явно заметна перекличка с «Русской сказкой», написанной на год позже, в 1921 г. Отметим «темный» колорит стихотворения, сходный с «Русской сказкой»: («тьмой да мглой» — «темнеют», «сумерки», «черное»; «свистит» — «свищет»; образ океана). Всеобщий характер тумана, беды, скорби подчеркнут в стихотворениях образом дорог, перекрестков, напоминающих крест распятого Бога: «с четырех сторон», «среди дорог». Необычен и страшен образ «почившего Бога»: некому утолить «боль крестных ран».)

 

II. Слово учителя

Иван Алексеевич Бунин — одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм — лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Бунин гордился своим происхождением: он был старинного дворянского рода, «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства». Достаточно сказать, что к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский. Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом и землей, были помещиками». Эта связь с традициями дворянской культуры, с одной стороны, и связь с «народом и землей», с другой, своеобразно отразились в творчестве Бунина, сделав его стиль неповторимо обаятельным и живописным.

Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом Толстого, и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительного дара. Как писал Б Зайцев, он имел «почти звериный глаз, нюх, осязание».

Противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 г., и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона. Трагическое мировосприятие жизни в изгнании, скорбь по утраченной родине утоляются только ностальгическими воспоминаниями об Отчизне, бессмертным русским Словом, которое Бунин сберег в эмиграции. Время создания многих его произведений трудно определить: Бунин писал о прошлом России так, как будто оно явственно стояло перед ним. Все, что он писал, было продолжением его творческой миссии. Он писал о России и для России, но на родине большинство произведений было опубликовано только после смерти писателя.

Мы познакомились с несколькими стихотворениями Бунина, теперь нам предстоит изучение творчества Бунина-прозаика, тесно связанного с традициями русской классической литературы ХIХ в. Перелистаем страницы автобиографического романа «Жизнь Арсеньева».

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.