В настоящее время в промышленности полимеризация, как метод получения высокооктанового компонента бензина, распространена не очень широко. Это объясняется меньшей по сравнению с алкилированием сырьевой базой (здесь в реакцию вовлекаются только непредельные компоненты), меньшим выходом бензина на исходное сырье и более низким октановым числом продукта.
Весьма популярным в настоящее время является процесс получения из непредельных газов простых эфиров, который также проводят на твердом кислотном катализаторе.
В реакцию со спиртами вступают только олефины, содержащие третичный (то есть связанный с тремя другими) атом углерода. Изобутилен реагирует с метиловым спиртом с образованием метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ):

МТБЭ является весьма популярной высокооктановой добавкой при компаундировании (приготовлении) автомобильных бензинов. Его октановое число по исследовательскому методу составляет от 115 до 117 пунктов.
В США в последнее десятилетие развернута компания по запрету использования МТБЭ в рецептуре бензинов. Существует мнение, что он попадает в почву при утечках топлива, затем в растения и в пищу животных и человека, оказывая на них токсическое и канцерогенное действие. Сначала в Калифорнии, а затем еще в 20 штатах США производство и применение МТБЭ было запрещено. Однако, преимущество технологии получения эфиров состоит в том, она может быть легко перепрофилирована на получение этиловых а не метиловых эфиров. Тогда в качестве исходного вещества используется не метанол а этанол.
Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ)
ИОЧ = 117 п., МОЧ = 103 п.
Этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ)
ИОЧ = 119 п., МОЧ = 105 п.
Трет-амил-метиловый эфир (ТАМЭ)
ИОЧ = 112 п., МОЧ = 100 п.
|
Применение этанола, как компонента автомобильного бензина, или сырья для производства таких компонентов в настоящее время повсеместно приветствуется. Дело в том, что этанол производится из биологических материалов. То есть,
в отличие от метанола, исходным веществом для синтеза которого выступает природный газ, этанол относится к возобновляемым биоресурсам. Обязательное вовлечение в товарное топливо биокомпонентов не ниже определенной концентрации нормируется законодательством многих развитых стран. Этанол также может вовлекаться в состав бензинов без всяких химических превращений, однако, это приводит к ряду проблем, главной из которых является переход этанола в водную фазу при соприкосновении бензина с водой. Использование этил-трет-бутилового эфира (
ЭТБЭ), полученного из этанола и изобутилена, в качестве компонента автомобильного бензина этого недостатка не имеет, а топливо при этом с полным правом может носить приставку «био». С этой целью
установки производства МТБЭ тоже перепрофилируются на производство ЭТБЭ. Следует только учитывать, что цена этанола обычно много выше, чем метанола.
В качестве исходных олефинов в синтезе эфиров могут использоваться изопентены (изоамилены). Тогда в результате реакции образуется третичный амиловый метиловый эфир (ТАМЭ) или его этиловый аналог.