Концептуализация и категоризация в языке. Классический и прототипический подход к категоризации. Учет особенностей языковой категоризации при переводе. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Концептуализация и категоризация в языке. Классический и прототипический подход к категоризации. Учет особенностей языковой категоризации при переводе.



 

Когнитивный подход к анализу языка заключается в выявлении и объяснении процессов категоризации и концептуализации, которые, отражаются в языке. Единицей концептуализации в когнитивной лингвистике является концепт, понимаемый как результат когниции. В концепте, согласно когнитивному и лингво-культурологическому подходу, сконцентрирована не только семантика языковой единицы. Концепт является единицей ментального лексикона и представляет собой совокупность значений, ценностей и норм как результат познавательной деятельности человека.

 

Классическая теория категоризации, ее современные вариации и прототипическая теория категоризации.

Он вводит понятие категории через его лингвистический аспект. Каждое отдельное слово, наряду с конкретным смыслом, обладает еще некоторым обобщенным значением. Такие обобщенные значения отдельных слов и некоторых словосочетаний Аристотель и называет категориями

По Аристотелю категории представляют собой гомогенные образования с четко очерченными границами. Членство в категории определяется ограниченным числом необходимых и достаточных сенсорных и перцептивных признаков, которые являются бинарными по природе. Отсюда следует вывод о жесткости границ категории. Все члены категории обладают равным статусом.

Теория определяющего признака (the defining attribute theory) отражает классическое видение понятия концепта и процесса категоризации в целом. Данная теория развилась на основе положений философии и логики. Логик Готлоб Фреге полагал, что концептуальная категория определяется набором определяющих признаков-атрибутов [9]. Именно принцип выделения у объектов общих черт, признаков, а также отличий лег в основу теории определяющего признака, предложенной в работе [22]. Суть данной теории состоит в том, что значение категории может быть выведено путем анализа всех признаков-атрибутов. Они являются тем стержнем, на котором зиждется категория. Каждый из этих признаков необходим, а все вместе они достаточны для того, чтобы нечто было идентифицировано как член категории. Последователи теории определяющего признака придерживались классического взгляда на проблему определения членства в категории и ее границ.

Начиная с 1980-х годов, прототипическая теория категоризации получила свое отражение и дальнейшее развитие в работах А. Вежбицкой, Дж. Лакоффа, Р. Лангакера, Дж. Тейлора, Д. Геерертса, С. Тсохадзидиса и многих других ученых. Задача такой теории — объяснить отнесение объекта к тому или иному прототипу в рамках той или иной конкретной интерпретации речи



 

Когнитивная грамматика. Понятие лингвоментального конструирования. Фигурно-фоновые отношения. Понятие перспективизации. Универсальное и идиоэтническое в лингвоментальном конструировании (фигурно-фоновые отношения и перспективизация).

 

Когнитивная лингвистика — направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.

 

Когнитивная грамматика

Грамматические концепции и грамматические модели описания языков, ориентированные на рассмотрение когнитивных аспектов языковых явлений: восприятия, памяти, мышления, внимания.

Термин «когнитивная грамматика» - 1975 г. Дж. Лакоффа и Г. Томпсона, Р. Лангакера.

Когнитивная грамматика Лангакера - язык не обладает самодостаточностью и не может быть описан без учета когнитивных процессов. Целью когнитивной грамматики, по мнению Лангакера, является характеристика психологических структур, составляющих языковую способность человека, т.е. его способность овладевать конвенционально установленным языковым узусом.

Р. Лангакер определяет грамматику языка как организованный инвентарь общепринятых языковых единиц, тем самым подчеркивая, что грамматика не является порождающей. Инвентарь организован таким образом, что одни единицы могут служить составными частями других.

Взгляд на грамматику как на инвентарь символьных ресурсов предполагает, что носитель языка в процессе коммуникации использует весь массив своих знаний и когнитивных способностей для кодирования сообщений (в роли говорящего) и их декодирования (в роли слушающего).



Таким образом, центральная идея когнитивной грамматики заключается том, что лексикон, морфология и синтаксис образуют единый континуум символьных единиц, не распадающийся естественным образом на непересекающиеся классы, хотя и демонстрирующий большое разнообразие в том, что касается уровня обобщенности, структурной сложности, закрепленности, продуктивности регулярности символьных единиц.

Грамматика языка, в концепции Р. Лангакера, содержит единицы следующих трех типов (и только их!):

1) семантические, фонологические и символьные структуры (условные сочетания фонологических и семантических единиц), которые в явном виде встречаются в языковых выражениях;

2) структуры, являющиеся схематическими для структур (I);

3) отношения категоризации, связывающие структуры (1) и (2).

Р. Лангакер говорит о концептуальных иерархиях, в которых структуры более высокого уровня являются результатом когнитивных операций над структурами более низких уровней (например, понятие локоть предполагает в качестве своей когнитивной области понятие рука, апрель - год, кончик - удлиненный предмет, гипотенуза — прямоугольный треугольник и т.д.).

 

Такие когнитивные процессы, как фокусировка внимания, соотношение фона и фигуры, перспективизация, профилирование играют большую роль в восприятии и интерпретации действительности, делая возможным акцентирование различных аспектов референтной ситуации.

Это соответствует понятиям гештальтпсихологии: фон-фигура, которые Леонард Талми ввел в когнитивную лингвистику. Данные понятия обозначают когнитивную и психическую структуру, которая характеризует человеческое восприятие и интерпретацию действительности и не сводится к совокупности ее частей. Отношения фигуры и фона могут меняться, один и тот же предмет может функционировать как фигура в одной ситуации и являться фоном в другой.

Более того, фигура и фон могут меняться местами в рамках одной ситуации. Р. Джекендофф иллюстрирует это следующими примерами: The cat sat on the mat и The mat lay under the cat.

Высказывания описывают одну и ту же ситуацию пространственного положения двух вещей относительно друг друга, но различаются тем, какая из двух вещей профилирована как траектор и помещена в фокус внимания, а какая - служит ориентиром для профилируемого аргумента пространственного отношения.

По отношению к структуре ситуации Ч. Филлмор ввел аналогичное фокусу и фигуре понятие перспективы [Филлмор, 1981]. Перспективу можно представить как маршрут, пролагаемый по структуре ситуации. Выбор любого конкретного выражения из инвентаря выражений, которые активизируют сцену торгового события, вызывает представление о целой сцене, о целой ситуации торгового события, но выносит на передний план, т.е. в перспективу, только какой-то конкретный аспект или участок этой сцены.

Перспективизация. Перспективизация предпо­ лагает существование некой «точки обзора», со­ относящейся с вь1ражением позиции.

Один из базовых постулатов когнитивной грамматики можно представить следующим образом: значение языкового выражения не сводится к активируемому им содержанию. Важно, как это содержание сконструировано, интерпретировано.

 






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.