История накопления лингвистического знания и эволюция его структур. — КиберПедия


Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История накопления лингвистического знания и эволюция его структур.



 

Древнейшие из известных нам лингвистических традиций —

· индийская,

· европейская (античная) и

· китайская — сформировались независимо друг от друга в первом тысячелетии до н. э.

 

Индия (VI-I вв. до н.э.):

· грамматика Панини, весьма полное описание санскрита. Его грамматика создавалась в устной форме и в расчете на устную передачу, записана позднее;

· Яска, этимолог и создатель первой известной нам классификации частей речи;

· Катьяяна и Патанджали.

· В дальнейшем, после Панини, индийская традиция приобрела в первую очередь ком-ментаторский характер.

 

Европа (античность, Греция):

· «Кратил» Платона (427—347 гг. до н. э.) и ряд сочинений Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). «Об именовании», первая в античности классификация частей речи и определения имени и глагола.

· Основные понятия античной традиции, многие из которых дожили до наших дней, выраба-тывались в течение III-го и 11-го веков до н. э.

· 'философской школы стоиков, в частности, они уточнили и расширили классификацию ча-сти речи и впервые ввели понятие падежа и систему падежей.

· «Синтаксис» Аполлония Дискола {2 век н. э.) и грамматика Дионисия Фракийского.

 

Античность (Рим):

· Марк Теренций Варрон (116—27 гг. до н. э.), Он полагал, что словоизменение следует аналогии, а словообразование — аномалии.

· Присциан –латинская грамматика.

 

Регулярность и нерегулярность в описанном смысле греки называли «аналогией» и «аномалией». Сторонники точки зрения, согласно которой язык в своей основе регулярен, назывались «аналогистами» (сторонниками теории аналогии были Аристофан Византийский (257 – 180 гг. до н.э.) и Аристарх Самофракийский (217 – 145 гг. до н.э.)), а сторонники противоположного взгляда — «аномалистами» (Термин аномалия был введен стоиками).

Аналогисты направляли главные усилия на выявление различных моделей, посредством которых можно классифицировать слова (традиционный термин «парадигма» — это греческое слово со значением 'модель', «образец*, 'пример'). Аномалисты, не отрицая наличия определенных регулярностей в образовании слов, указывали на многочисленные примеры нерегулярных словоформ, для объяснения которых рассуждения по аналогии неприменимы (ребенок : дети, человек: люди и т. п.)

 

«Природный или условный характер слов»

Фесей – по природе, каждое имя неразрывно связано с той вещью, названием которой оно служит, что в именах раскрывается сущность вещей (Гераклит)

Тесей - наименования избираются по условному соглашению, по обычаю, по установлению самих людей, иначе говоря, сознательно, произвольно, без связи с природной сущностью предметов (Демокрит).



 

Еще древнегреческие философы обратили внимание на сложную связь между словом и именуемой вещью. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.) различал следующие типы соотношения между именем и вещью (когда между ними нет однозначного соответствия):

равноимённость - «различающиеся между собой вещи называются одним именем»;

многоимённость - «различающиеся между собой имена подходят к одной и той же вещи»;

безымённость - отсутствие имени для той или другой вещи.*

 

После распада Римской империи европейская традиция окончательно распалась на два варианта: восточный, греческий, и западный, латинский, которые уже развивались вне всякой связи друг с другом.

 

Средние века.

Арабский халифат - Первые грамматические работы появились в Басре и Куфе.

В эпоху Возрождения прежде всего происходит значительное расширение сведений о языках мира, происходит очень важный для последующего развития языкознания процесс накопления языкового материала.

Рационалистические тенденции вызывают многочисленные проекты искусственных международных языков и возникновение логической универсальной грамматики.

Реформация в европейских странах, как правило, вызывала потребность перевода различных частей Библии, особенно Евангелия, на языки различных нацио- нальностей.

Рационализм – грамматика Пор-Рояля .

Грамматика поэтому должна при изучении языка опираться на логику. Она должна быть рациональной, логической. Если логика у всего чело- вечества одна, то и грамматика должна быть общей и универсальной.

Лейбниц и Декарт - возникновение проектов создания искусственных, предпочтительно международных языков. Эсперанто.

Жан-Жак Руссо (1712—1778) связывает возникновение языка с общественными потребностями (теория социального договора) и выдвигает положение о совместном развитии языка и мышления от первобытного природного крика (теория междометий) к грамматически упорядоченному языку.



Голландский лингвист И. Ю. Скалигер в своей книге «Рассуждение о языках европейцев» сделал первую попытку группировки всех европейских языков (лексически). Он возводит европейские языки к 11 основным языкам, среди которых выделяются ветви латинская (романская), греческая, германская (тевтонская) и славянская.

 

греческие миссионеры Кирилл (Кон- стантин) и Мефодий, создав весьма совершенную графическую си- стему для одного из типов славянской речи, приступили к переводу некоторых частей Библии и созданию других богослужебных тек- стов.

Прочный фундамент русского языкознания заложил ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. В 1755 г. Ломоносов выпустил свою «Российскую грамматику» — первую грамматику русского языка, написанную на русском языке.

 

· Сравнительно-историческое языкознание

Историю сравнительно-исторического изучения преимущественно индоевропей- ских языков целесообразно подразделить на четыре основных периода:

1) от зарождения сравнительно-исторического языкознания до формирования взглядов младограмматической школы (первая чет- верть XIX в. — 1870 г.);

2) период господства младограмматических воззрений (70— 90-е годы XIX в.); 3) от младограмматиков до появления «Курса общей лингви- стики» Ф. де Соссюра и расшифровки хеттских памятников (ко- нец XIX и первые два десятилетия XX в.);

4) от распространения идей Соссюра до нашего времени.

 

Зарождение сравнительно-исторического языкознания связано |с деятельностью Ф. Боппа, Я. Гримма (Германия), Р. Раска (Да- ния) и А. X. Востокова (Россия).

 

· Общее языкознание (Гумбольдт)

 

Гумбольдт считал, что язы- кознание должно стремиться к созданию собственных методов изучения языка.

Гумбольдт подчеркивает эволюцию, развитие языка. По его мнению, язык никогда не может быть мертвым произведением. «Язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (епег- geia). Его истинное определение поэтому может быть только гене- тическим».

Гумбольдт, первым обратил внимание на системный характер языка.

Гумбольдт, подчеркнув мыслительную функцию языка, боль- шое внимание уделяет звуковой стороне языка и его коммуника- тивной функции.

 

Антиномии Гумбольдта:

· Противоречие между социальным и индивидуальным момен- тами в языке. Язык одновременно является принадлежностью инди- вида и отражает общественные и национальные факторы.

· Противоречие между завершением развития языка в данный момент и его непрерывным развитием.

· Язык как совокупность определенных фактов и вместилище приемов, с помощью которых развивается речь.

· Язык как определенная система и в то же время реализация в виде отдельных актов речевой деятельности.

· Язык как средство объективизации мысли, доступной благо- даря этому и для других, и язык как стимул мысли слушающего.

 

· Младограмматисты

В России работали А. А. По- тебня, И. А. Бодуэн де Куртенэ, основавший Казанскую лингви- стическую школу, и Ф. Ф. Фортунатов — основоположник Мо- сковской лингвистической школы. В Швей- царии проходила деятельность выдающегося лингвиста Ф. де Сос- сюра, оказавшего сильное влияние на все последующее развитие языкознания.

Младограмматиками были выдвинуты и защищались три положения:

1) фонетические законы, действующие в языке, не имеют исключений (исключения возникают в результате действия перекрещивающихся зако>- нов или вызываются другими факторами);

2) очень важную роль в процессе создания новых языковых форм и вообще в фоне- тико-морфологических изменениях играет аналогия;

3) в первую очередь необходимо исследовать современные живые языки и их диалекты, ибо они могут служить базой для установления лингвистических и психологических закономер- ностей.

Популярность младограмматических методов возрастала в свя- зи с открытиями, которые привели к совершенно новой трактовке явления чередования гласных в индоевропейском языке.

 






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.