Американский структурализм. Зарождение американского структурализма — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Американский структурализм. Зарождение американского структурализма



В конце 20-х гг. в США возникает и активно развивается в общем русле структурного языкознания дескриптивная лингвистика. Программа дескриптивного направления была намечена Л. Блумфилдом. Главные отличия дескриптивной лингвистики закл. в след.: опора на философские системы позитивизма и прагматизма и психологию бихевиоризма; продолжение унаследованных от предшествующих поколений американских лингвистов традиций полевого исследования америндских языков и апробация новых методов формального описания.

Дескриптивисты имеют значительные достижения в области дистрибутивных описаний фонологических систем многих языков, включающих также описания супрасегментных (просодических) явлений - ударение, тон, явления стыка; в области описания морфологических систем многих языков, строящихся на добавлении к сегментным морфемам морфем супрасегментных (чередования фонем, ударение, интонация, аранжировка), слитных, "отрицательных" и т.п. В русле дескриптивной лингвистики была построена грамматика фразовых структур и разработан применительно к синтаксису метод анализа непосредственно составляющих. Дескриптивная лингвистика оказала значительное влияние на другие лингвистические направления в Америке и на мировое языкознание.

Дескриптивисты внесли огромный вклад в разработку процедур точного формального анализа языка и привлечение методов логики и математики.

Областью исследования для дескриптивной лингвистики является единичный язык или диалект, а само исследование заключается в собирании высказываний в каком-либо едином диалекте и в анализе собранного материала. Для дескриптивной лингвистики характерно строгое разграничение отдельных уровней языкового анализа. В языке выделяются несколько уровней: фонологический, морфологический, синтаксический, которые образуют определённую иерархию. Низшим уровнем считается фонологический уровень, а высшим – синтаксический, причём предполагается, что единицы каждого более высокого уровня строятся из единиц непосредственно предшествующего уровня. Одним из основных положений дескриптивизма является требование объективности описания материала, т.е. независимости получаемых результатов от исследователя. Соответственно дескриптивная лингвистика (в терминологическом смысле) – это особая область исследования, имеющего дело с «регулярностями определённых признаков речи». Регулярности заключаются в повторяемости признаков относительно друг друга в пределах высказываний, т.е. в их дистрибуционных отношениях.



В основе трансформационной теории лежит положение о делении всех предложений исследуемого языка на две категории: на так называемые ядерные предложения и все остальные предложения языка. Ядерные предложения принадлежат к ядру грамматики, которая «представляет собой множество элементарных предложений и соединительных элементов». Другая категория состоит из множества производных предложений или дериватов.

Трансформация – это формальные операции, которые производятся над ядерными предложениями, чтобы получить более сложные предложения. Трансформация – это преобразование языкового материала, производимое по определённым, заранее заданным правилам.

Трансф. метод чаще всего применяется в тех случаях, когда требуется установить наличие многозначности или омонимич-ности тех или иных языковых единиц. С помощью трансфор-маций удаётся определить структуру конструкций, не поддаю-щихся обычному лингвистическому анализу.

 

Генеративная лингвистика. (Американская школа)

Генеративная лингвистика (или порождающая лингвистика) - направление в структурной лингвистике, возникшее в 1950-е гг., основателем которого является американский лингвист Ноам Хомский. В основе Генеративная лингвистика лежит представление о порождающей модели языка, то есть о конечном наборе правил, способных задать, или
породить, все правильные, и только правильные, предложения языка. Таким образом, Генеративная лингвистика не описывает язык, как это делала традиционная лингвистика, в том числе и структурная, а представляет процесс моделирования языка.

Генеративная лингвистика связано с послевоенным стремлением к моделированию, с компьютерной революцией, с построением модели генетического кода, с развитием машинного перевода и математической лингвистики. Генеративная лингвистика прежде всего отличается от традиционного языкознания тем, что она в буквальном смысле перевернула представления о том, как, с какой стороны языковой иерархии порождается речь. Традиционные представления: из звуков складываются части слов, из них - слова, из них - словосочетания, а из словосочетаний - предложения. С точки зрения Генеративная лингвистика порождение речи происходит от синтаксиса к фонологии, то есть, начиная с самых абстрактных синтаксических структур.



 

Социолингвистика. (Американская школа)

Социолингвистика -отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования. Под социальными условиями имеется в виду комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык, социальная структура этого общества, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, а также различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения.

Характерная черта социолингвистики второй пол. 20 сто-летия – переход от работ общего плана к экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, математически выверенному описанию конкретных фактов. По мнению одного из представителей америк. социолингвистики Дж. Фишмана, изу-чение языка под социальным углом зрения на современном этапе характеризуется такими чертами, как системность, строгая направленность сбора данных, количественно-статистический анализ фактов, тесное переплетение лингвистического и социологического аспектов исследования

Социолингвистика имеет дело не с идеальным носителем языка, порождающим только правильные высказывания на данном языке, а с реальными людьми, которые в своей речи могут нарушать нормы, ошибаться, смешивать разные языковые стили и т.п. Тем самым при социолингвистическом подходе к языку объектом изучения является функционирование языка; его внутренняя структура принимается как некая данность и специальному исследованию не подвергается.

 

Этнолингвистика

область языкознания, изучающая язык в его взаимоотношении с культурой. Центральными для этнолингвистики являются следующие две тесно взаимосвязанных проблемы, которые можно назвать «когнитивной» (познание) и «коммуника-тивной» (общение). Как самост. направление этнолингвистика возникла в США в конце 19 – начале 20 вв. в рамках так называемой «культурной антропологии» – комплексной науки, предметом которой является всестороннее исследование культуры с исп-ем этнографических, лингвистических, археол. и др. методов. Именно языки американских индейцев, не имеющих письменной традиции, долгое время были основным объектом изучения этнолингвистики, причем и установление родственных связей между этими языками, и описание их современного состояния подчинялись прежде всего задаче комплексного описания культуры этих народов и реконструкции их истории, в том числе путей миграции.

С самого своего возникновения этнолингвистика ориенти-ровалась на поиск таких принципов и методов лингв-кого описания, кот. базировались бы на универсальных свойствах человеческих языков, позволяли бы адекватно отразить сходства и различия языков разных типов, представить данные языков разных типов в сравнимой форме. Это объясняет интерес этнолингвистики к вопросам о том, в какой мере языковая способность человека является врожденной и универсальной, а в какой представляет собой отражение и воплощение конкретной культурной реальности. Опора на эмпирические методы традиционно, еще со времен Ф.Боаса, считается обязательной для этнолингвистического исследова-ния. Прежде всего, это касается методик полевой лингвистики – работы с информантом, т.е. носителем изучаемого бесписьменного языка (обычно в какой-то мере владеющим также языком, знакомым исследователю).

В совр. этнолингвистике полевые методы сбора данных и статистические методы их обработки особенно широко исп-ся в коммуникативно ориентированных исследованиях

 

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=32092






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.