Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-06-12 | 376 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мотив ручья — один из самых контекстуально насыщенных. Это и движущаяся вода, и ее превращения (река — озеро — море), и граница между известным и неизвестным, и многое другое.
Данный мотив исчерпать значительно труднее, чем мотив лужайки. Это «второй элемент» — вода, следующий, как и положено, после элемента земли (луг). Все эти ассоциации время от времени всплывают в ходе развертывания мотива, архетипически сильно «заякоренного?, при движении до истока, с одной стороны, и до впадения в море или мировой океан, с другой. Такие контексты, конечно, возникают и в «перинатальных матрицах» С. Гро-фа (Grof, 1989), и в древних мифологических метафорах (Campbell, 1985), и в классическом психоанализе (Fromm, 1952).
Озеро,пруд Потенциальная энергия Застой,тина,грязь Гниение, смерть Запруда, подавление Остров, уединение |
Исток Чистый ключ, чаша Источник жизни Очищение Рождение Материнская грудь Оральный дефицит |
Река Движение Изменение Поток, русло Путь, дорога Путешествие |
Море Бесконечность Могущество Тайна,угроза Темные глубины Чудовища, |
Ручей Невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Гераклит |
Канал Водопровод Трубы, тоннели Загрязненная вода Перекрытие кранов Лишения, дефицит |
Вода Жизненная сила Живая вода Жидкости тела (кровь, молоко, слезы, моча и др.) |
Течение Движение Постоянное изменение Преграда (водопад, камни) |
Граница Переправа, мост Другой берег Неизвестное Переход в иной мир |
Второй элемент
1. Мотив символизирует процесс психического развития.
2. Легко появляется непосредственно в мотиве лужайки, зачастую даже без прямого наведения.
3. Имеет много атрибутов и потенциально ресурсных тем.
|
4. Может использоваться для создания эффективных визуальных терапевтических метафор, использующих тему очищения («гидротерапия»).
5. Содержит два выделенных участка — исток и место впадения, которые предоставляют особые возможности для выявления конфликтогенных зон.
Глава 7 ВОЛШЕБНАЯ ГОРА
Символическое значение:
Значимые атрибуты:
Стандартный вариант:
Основная последовательность: Отражения дисбаланса:
Эй, ползи-ползи, Веселей ползи, улитка, По склону Фудзи!
Исса
Патерналистские референтные фигуры (чаще отец, но не обязательно); уровень притязаний личности, способ преодоления препятствий.
Крутизна и высота горы, панорама сверху, особенности подъема и спуска. Гора довольно высокая, частично поросшая лесом, можно забраться на вершину и спуститься вниз, сверху хороший обзор, встретиться с мужским образом. Подняться на вершину — осмотреться по сторонам — спуститься вниз.
• Очень высокая или очень низкая гора.
• Рядом есть более высокая гора.
• Клиент никак не может подняться (быстро устает, теряет путь, срывается).
• Поднимается или спускается слишком быстро (часто у демонстративных личностей).
• Неполная круговая панорама сверху.
Визуальный мотив горы как символическое представление отношения к идеалу впервые был предложен французским психоаналитиком Робером Дезуайе. В классической лейнеровской
символдраме работать с этим мотивом рекомендуется по двум основным направлениям (на «базисном уровне»)1:
1) взгляд на гору со стороны;
2) восхождение и спуск с горы.
Типичный образ горы у девушки 15 лет:
высокая гора, верхушка которой находится за облаками — своего рода заоблачный замок, — в данном случае связано с выраженным подростковым максимализмом, высоким уровнем притязаний, доминированием ценностей, связанных с высоким социальным статусом.
В то же время гора (как вход в систему «вертикальных» ценностей в русле биполярных оппозиций из регистра «небеса/ подземный мир») иногда может включать архетипическую ситуацию откровения или встречи с мудрецом (образ «внутреннего наставника», который, по-видимому, довольно часто включает информацию от трансперсональных источников).
|
Первый вариант используется в основном в психодиагностических целях или в случае абсолютной недоступности вершины; второй аспект мотива является основным для базисного уровня2. Работу по третьему направлению целесообразно отлджить до тех пор, пока сформированная в процессе психотерапевтического взаимодействия зона ближайшего развития и накопленный ресурсный потенциал (в том числе на уровне имагомира) не позволят перейти к более интенсивному контакту с диссоциированными фрагментами, особенно часто проявляющимися в мотиве моря, точнее, в путешествии на морское дно. Короче говоря, общаться с позитивным архетипом (отшельник), как правило, лучше после контакта с негативными
1 То есть на уровне, не требующем принимать слишком близко к сердцу класси
ческие метафоры психоанализа.
2 Одними из главных задач которого является формирование индивидуального сти
ля работы с клиентом и выявление его предпочтительных стратегий, а также составле
ние «карты имагомира».
образами (морские чудовища, ведьмы, мертвецы и др.), для чего, в свою очередь, надо накопить ресурсы3.
В норме этот мотив проявляет себя как умеренно высокая гора, поросшая лесом, на которую можно взобраться (затратив некоторые усилия) и обозреть сверху окрестности. Психологические проблемы и расстройства наиболее часто проявляются через следующие визуальные характеристики образа:
Горы надо покорять, прилагая как можно меньше усилий и как можно меньше желаний. Скорость определится самой природой вашего существа. Вот это — листе резными краями. Вон та скала кажется такой одинокой... Вы обязаны все это замечать в любом случае. Роберт Пирсиг |
гора окружена кольцом других, более высоких, гор. |
• вместо горы появляется небольшой холм, иногда из песка или снега;
• огромная гора, часто с заснеженной каменистой вершиной;
• «ненастоящая» гора (из бумаги, картона, металла, стекла) или извергающийся вулкан;
• гора на карте имагомира отсутствует;
Лейнер в своей монографии приводит показательный пример положительной динамики в мотиве горы (изменение панорамы с вершины) в результате довольно продолжительной работы пациентки с депрессивным состоянием:
|
«Гора, на которой я стою, Первоначальная панорама уменьшилась по сравнению с
тем, какой она была раньше. Вулкан исчез, а океан сменился ручьем, быстрым и чистым. Слева, там, где река становится шире, простираются пески, где я увидела динозавра. Там, где раньше был горный массив Атлас, теперь расположены холмы, поросшие лесом, в котором проложены тропинки. Справа, как
3 Ресурс в имагомире, как мы уже видели, — это всегда указание на возможность развития, преодоления; это появление чего-то красивого (росток, свет, согревающее солнце, чистая вода и многое другое). По крайней мере, в символическом пространстве имагогики красота и вправду спасает (внутренний) мир.
и прежде, находится большой город, который теперь стал больше похож на европейский. Реку пересекают несколько мостов, а справа идет линия электропередачи. С помощью имеющегося у меня телескопа я могу разглядеть все достаточно подробно».
Вид с вершины после имаготе-рапии |
У женщин при встрече с мотивом «горнего мира» может появиться позитивный мужской символический образ, а вместе с ним и разнообразные «реинкарнации» архетипа женственного начала: взаимодействие участников и поиск ресурсов могут не только улучшить психоэмоциональное состояние, но и актуализировать новые поведенческие стратегии, используемые в общении с реальными персонажами4: еще одна сказка о царевне-лягушке, но в несколько феминистском прочтении...
Б., ученица 10-го класса, 16 лет, проблемы в общении, тревожность, сниженная самооценка:
— Представь, что ты находишься у подножия горы, посмотри, что под ногами.
— Вокруг снег... Погода солнечная, небо безоблачное, время года — зима, но деревья не заснеженные, на деревьях есть листва, зеленые деревья... Коричневые стволы, под ногами снег до самой вершины...
— Хорошо. Сделаем так: ты начинаешь подниматься. Как ты считаешь, подъем будет утомителен? Сможешь подняться на вершину?
— Я это не могу оценить.
|
— А есть ли тропинка?
— Тропинки нет, но есть место, где снег не такой глубокий.
— Когда идешь, рассказывай обо всех своих ощущениях: все, что ты видишь, какие-нибудь предметы, которые могут попадаться тебе под ногами.
4 Хотя пока и с идеальным образом...
— Пока ничего не попадается... какой-то кувшинчик восточный...
— Хочется его поднять?
— Вообще-то да... Это старый медный кувшин.
— А можно ли определить его возраст?
— Вряд ли.
— А какой это кувшин — красивый?
— Он красивый, но уже потемневший, на нем почти не видно орнамента, у него длинное изящное горлышко и ручка...
— А что, если его потереть снегом или еще чем-нибудь?
— Да, он становится ярким-ярким и сверкает на солнце...
— А рисунок на нем можно рассмотреть?
— Да, возле горлышка две полоски цветные... Между ними круги разных размеров, а в одном круге... то ли цветок, то ли птица. Это птица... жар-птица... Рисунок симметрично расположен, хорошей композиции.
— Как ты думаешь, человек, который выполнил эту работу, он ученик или мастер?
— Мастер.
— А если заглянуть внутрь кувшина?
— Там темно, не видно донышка...
— Переверни его, может, из него что-то выпадет?
— Выпала лягушка и цветок... Лягушка поскакала вниз, а цветок лежит на снегу.
— А лягушка не замерзнет? — Нет.
— Хорошо. А не
могла бы ты ее чем-
нибудь угостить?
— Сейчас... Она ог
лянулась... Я ее чем-
нибудь угощу... Вот я ее кормлю...
— Посмотри внимательно, что с ней происходит, когда она ест.
— Она превращается... в снежного человека.
— Это мужчина или женщина?
— Мужчина...
— Как ты определила?
— Он покрыт шерстью... (Улыбается.)
— В твоем рюкзачке много припасов, покорми и его... Как он ест, жадно или спокойно?
— Спокойно.
— Опиши его, как описал бы художник.
— Густая седая шерсть... Вот он совсем превратился в челове ка, у него красивое лицо, большие красивые глаза, длинные... каштановые... короткие волосы... Он приятный человек...
— Попробуй его еще чем-нибудь угостить... Это может быть все, что угодно: апельсин или яблоко.
— Я его угощаю пивом...
— Он тебе нравится?
— Да... Тут вот неподалеку лежит цветок... розоватая роза... с красными лепестками... Она не собирается вянуть... Она как будто расцвела... Она без шипов.
— Что, она там растет?
— Нет, она лежит на снегу... Этот человек обрадовался и взял ее в руки... Она стала еще красивее в его руках...
— Не хотите ли вы посадить ее в горах? Согласен ли он быть твоим спутником?
— Согласен. (Поднимаются.) Мне с ним идти легче стало — он добрый спокойный и сильный... Такое чувство, что он крепкий,
как стена... (Голос стал более громким и уверенным.)
— А что, далеко вам до
вершины?
— Нет, мы быстро
дошли...
—А вершина такая же заснеженная?
|
— Нет, здесь полянка с зеленой травой... Здесь совсем тепло... Мы ее
здесь посадили... Она корни там пустила... и появился еще один маленький цветочек.
—Какая погода здесь, в горах?
— Солнце, хоть и зима, но совсем тепло...
—А как вам спуститься отсюда?
— Можно весело съехать... Мы съехали, было весело, камней не чувствовалось... Так здорово...
—А какое сейчас время года?
— Ранняя весна... Вокруг тепло...
Случаи акаузальной упорядоченности происходят в природе постоянно, но синхронные события являются актами созидания в особые моменты времени. Д. Роузен. Дао Юнга |
Конечно, одновременно с этими (и другими) изменениями на символическом уровне отмечалась и поведенческая динамика: повышение чувства уверенности в себе и снижение тревожности, расширение спектра доступных коммуникативных
стратегий. Наличие такой синхронии реального и символического позволяет метафорически представить имагомир как своего рода площадку для игр, тренажерный зал или компьютерную стратегическую игру — особые области, определенным образом связанные с повседневной реальностью, психо(пато)-логией обыденной жизни.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!