Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-06-12 | 487 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятие архетипа вытекает из многократных наблюдений, в частности, над мифами и волшебными сказками, которые содержат устойчивые мотивы, обнаруживающие себя всегда и повсюду. Те же мотивы мы встречаем в фантазиях, снах, в бреде и галлюцинациях современного человека... Они производят впечатление, оказывают влияние, они заманчивы. Они берут начало в архетипе, который представляет собой часть наследуемой структуры «психэ» и поэтому может спонтанно проявлять себя везде и всегда.
К. Юнг. Архетипы и коллективное бессознательное
Попасть в мир архетипических образов может каждый; мало того, это процесс, который происходит с нами постоянно. Но ведь известно, что не все пасты одинаково полезны... Пожалуй, одна из наиболее безопасных «точек входа* — совокупность базисных мотивов — была предложена Лейнером в его концепции символдрамы. В качестве «выхода» можно использовать набор мягких терапевтических метафор — игру с символами, составление имагокарты, поиск ресурсов, расширение спектра индивидуальных стратегий или путешествие к внутреннему источнику...
Глава 4 УВИДЕТЬ ЦВЕТОК
Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.
Леонардо да Винчи
Этот мотив обычно рекомендуется использовать в качестве своего рода тестовой пробы, которая позволяет определить, насколько легко возникают у клиента образы, прежде всего зрительные, но не только. Так как образ цветка довольно редко вызывает негативные ассоциации, он может служить сравнительно безопасным входом в имагомир; этот образ легко развить и перевести к другому мотиву (например, мотиву лужайки) при помощи наводящих вопросов (скажем, «Где находится этот цветок?») или любых других, содержащих явные или неявные суперпозиции1 расширения образного поля.
|
Как правило, если на данном уровне появляются выраженные негативные содержания (засохшая ромашка, черная роза, цветок из стекла или бумаги или цветок с черными и красными лепестками, как на втором рисунке), это почти всегда указывает на серьезный характер проблемы или психологического расстройства.
1 Наверное, одна из самых известных суперпозиций (и, как это часто бывает, внутренне противоречивая) содержится в вопросе Карлсона фрекен Бок: «Ты перестала пить коньяк по утрам?» (пример из практики провокативной психотерапии или дзен-буддизма).
Этот символический мотив можно использовать также для начальной диагностики актуального состояния клиента, выявления преобладающих у него сенсорных модальностей, оценки степени выраженности диссоциаций и защит и уровня готовности к глубинной психодинамической работе.
Для этого используем примерно следующие проясняющие вопросы:
• Какие чувства вызывает у Вас этот цветок?
• Какого он цвета?
• Где он растет?
• Можете ли дотронуться до цветка?
• Можете ли понюхать? Как он пахнет?
Образ цветка в ходе занятия часто возникает без специального усилия со стороны ведущего — почти всегда как указание на имеющиеся ресурсы, обычно проявляющиеся в необходимости (и возможности) выполнения определенного действия (например, цветок нуждается в воде, защите или пересадке), либо он может обозначать определенное разрешение, раскрытие психологического ресурса. Приведем пример.
А., мальчик одиннадцати лет, первое занятие. Мотив цветка используется как вводный образ, в качестве основного «рабочего объекта», а также для оценки психологической динамики сеанса:
«Цветок с красными лепестками. Стоит посреди пустыни, очень жарко, цветок желтеет. Вдалеке виден оазис, там финиковое дерево, какой-то кустарник, трава. Посередине небольшое озеро, питается, наверное, от подземных вод. Вода в озере свежая, прозрачная и очень холодная. Взял широкий лист, чтобы полить цветок, но вода протекает — лист кажется на вид плотным, но вода течет как из сита. Вернулись к цветку, аккуратно его выкопали, быстро добежали до оазиса; возле самой воды сделал ямку и посадил туда цветок. Он сразу позеленел, стал более красивым, более красным, стебель начал расти; листочки маленькие, зеленые, их много. Неподалеку верблюд одногорбый, сильный, но очень усталый. Ему как будто не хватает сил. Верблюд пьет воду, не брыкается, не злится. У него теплая мягкая шерсть.
|
Забрался на верблюда, и он куда-то пошел, потом быстро поскакал, как будто что-то заметил. Пустыня резко кончилась; верблюд остановился на границе пустыни и леса. Лес зеленый, красивый, не страшный. В лесу заяц, он пугливый — капустный лист не ест, наверное, боится. Вернулись в оазис. Цветок стал очень высоким, бутончик опять распустился». (Улучшение самочувствия после сеанса.)
А вот две ромашки — у мужчины с хроническим алкоголизмом и у молодой женщины с депрессивным состоянием (попробуйте угадать, где чей цветок):
«Вижу цветок... темно-зеленый стебель, жухлая ромашка с закрученными лепестками и бурой серединой...»
«Ромашка, высокая очень... она вообще высокая... в прошлый раз была такая замученная... высокая, а головку так повесила... такая вялая... Растет в траве, трава очень низкая, колкая... Вообще она такая одинокая... одна она. Ветер ее сильно колышет... Вообще-то она была когда-то хорошая...»
В этом образе можно, например, увидеть удивительно точную демонстрацию актуального состояния мальчика с «симби-отической» привязанностью к матери и комплексом связанных с этим проблем в общении со сверстниками — красивый цветок под стеклянным колпаком, неспособный существовать без этой защиты — очень точный перевод на визуальный уровень сразу нескольких языковых метафор (помните: «тепличное растение», «цветок под стеклом», «попасть под колпак» и др.).
Цветок очень часто выступает в роли знака раскрытия («рождения») ресурса, который можно развивать по многим направлениям; если же он появляется спонтанно в ходе сеанса, то почти всегда содержит намек на возможность продвижения к «верхним этажам» личности. Так, очень красивая роза появляется у молодой женщины незадолго перед возникновением особого состояния, которое можно назвать «растворением Эго» — измененным состоянием сознания, обычно возникающим в процессе личностной интеграции. Иногда это «растворенное» со-
|
стояние реализуется в виде непосредственной визуальной метафоры, также тесно связанной с образом цветка.
Пациент А., мужчина тридцати пяти лет:
— Да... я перемололся в муку... теперь не поймешь, где я... А теперь мука поднимается вверх... осела (вздыхает) в виде пыльцы на ромашку...
—И ты сейчас в этой ромашке?
— Да... на ромашке... Потом венчик и лепестки закрылись, вся мука пошла в стебель, смешалась с жидкостью и пошла вниз по стеблю, к корням... Пошли такие пузырьки.
—Ты сейчас в этих пузырьках? -Да.
—Можешь подняться вверх?
— Да, я теперь просто воздух... воздух над всем, ромашками, над полем...
Образ раскрывающегося внутри тела цветка часто помечает начало определенной (обычно позитивной) психосоматической динамики. Еще в одном случае (Н., девушка 17 лет, асоциальные тенденции) появление розы как бы помечает первый шаг на пути к освобождению от негативных поведенческих стереотипов:
Выходит из леса, идет по тропинке и видит вдалеке бугорок, как бы могилку, на которой что-то краснеет. Подходит к «могилке» — это бугорок, и на нем растет роза. В ответ на предложение пересадить цветок в более подходящее место отвечает:
— Это ее дом, ее нельзя забирать отсюда... Она гордая, для нее
важно остаться в своем доме; она хочет родить жизнь в этом
сгоревшем лесу...
(Поливает розу, и роза вырастает огромным кустом, но цветок всего один.)
— Лес начинает зеленеть. (До этого был полностью сгорев
шим.) Бог простил проклятое место, и он дает жизни шанс.
Цветок в имагомире часто бывает связан с образами очищающего пламени и света, как это происходит, например, в случае А., 30-летнего мужчины с язвенной болезнью желудка:
— Я в какой-то вертикально расположенной пасти... Пасть крокодила, она мне не повредила... Очень глубокая пасть, а там в глубине ее какое-то странное свечение.
— Войди поглубже.
|
— Вошел, она мне мешает двигаться.
— Возьми меч.
— О-о-о... (вздох) Вот я освободился...
— Где ты сейчас?
— Я лечу куда-то... Вот ударился обо что-то... Ничего, встал... Я на краю пропасти... Очень далеко внизу вода...
— Используй медальон...
— Я полетел... Вокруг меня очень сильный поток воды, несет меня... Вся вода куда-то ушла, и я оказался в большом цветке... (Вздрагивает.) Рядом со мной какой-то огненный поток... (Вздрагивает.) Я в этом потоке нахожусь... (Пауза одна минута.) Вот я вылетел...
Изображенный на рисунке цветок может дать довольно много значимой информации о психическом состоянии автора, причем для женщин этот образ, видимо, является более «заякоренным» в эмоциональном и смысловом планах (возможно, вследствие своей близости символизму чаши или вазы, известному символу женственности).
Несколько приводимых ниже иллюстраций помогут нам лучше увидеть содержащийся в этом мотиве спектр символических репрезентаций:
Р., 17 лет, студент. Личностная акцентуация зависимого типа
Два растущих рядом цветка обозначают сохраняющуюся симбиотическую зависимость по отношению к матери и низкий уровень самодостаточности, проявляющиеся, в том числе, в компенсаторном поведении, сниженном уровне психомоторного развития (повышенный травматизм).
Обломанный листок, низкая цветовая насыщенность (по контуру зеленый и желтый цвета), тонкие линии отражают сниженный энергетический потенциал личности, повышенную сензитивность, состояние «беспомощности-безнадежности» (Engel, 196.).
М, женщина 28 лет. Тревожно-депрессивный синдром. Астеническое состояние.
Вместо цветка возникает веточка с тремя плодами крыжовника — совершенно «неромантическая» ягода (в отличие, скажем, от вишни или земляники), часто «шершавая» на ощупь; этот образ содержит также идеи «колючести» и незрелости (колючий кустарник с ягодами зеленого цвета) и определенные «наркотические» ассоциации.
С, 16 лет, учащийся 10-го класса. Асоциальное поведение, агрессивность.
Маленький цветок в окружении других, еще меньших по размеру. Сниженный энергетический потенциал, явное нежелание «высовываться», потребность в защите и позитивных социальных контактах («забор» из цветков).
Т., девочка 7 лет. Конфликты в семье, неустойчивость настроения, невнимательность, замкнутость, страхи.
Динамика мотива цветка у девушки 17 лет, которая сопровождалась также стойкими позитивными изменениями психического статуса.
Как цветок женских божеств, роза означает любовь, жизнь, творчество, красоту и девственность. Увядание розы означает смерть, смертность и скорбь. Цветы с пятью лепестками символизируют «Сады Блаженных», микрокосм человека, зафиксированный в пяти крайних точках пятью чувствами.
|
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!