Часть II символические мотивы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Часть II символические мотивы

2017-06-12 487
Часть II символические мотивы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие архетипа вытекает из многократных наблю­дений, в частности, над мифами и волшебными сказ­ками, которые содержат устойчивые мотивы, обнару­живающие себя всегда и повсюду. Те же мотивы мы встречаем в фантазиях, снах, в бреде и галлюцинаци­ях современного человека... Они производят впечат­ление, оказывают влияние, они заманчивы. Они берут начало в архетипе, который представляет собой часть наследуемой структуры «психэ» и поэтому может спон­танно проявлять себя везде и всегда.

К. Юнг. Архетипы и коллективное бессознательное

Попасть в мир архетипических образов может каждый; мало того, это процесс, который происходит с нами постоянно. Но ведь известно, что не все пасты одинаково полезны... Пожа­луй, одна из наиболее безопасных «точек входа* — совокупность базисных мотивов — была предложена Лейнером в его концеп­ции символдрамы. В качестве «выхода» можно использовать набор мягких терапевтических метафор — игру с символами, составление имагокарты, поиск ресурсов, расширение спектра индивидуальных стратегий или путешествие к внутреннему источнику...


Глава 4 УВИДЕТЬ ЦВЕТОК


Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им пока­зывают; и те, кто не видит.

Леонардо да Винчи

Этот мотив обычно рекомендуется использовать в каче­стве своего рода тестовой пробы, которая позволяет опреде­лить, насколько легко возникают у клиента образы, прежде всего зрительные, но не только. Так как образ цветка доволь­но редко вызывает негативные ассоциации, он может слу­жить сравнительно безопасным входом в имагомир; этот об­раз легко развить и перевести к другому мотиву (например, мотиву лужайки) при помощи наводящих вопросов (скажем, «Где находится этот цветок?») или любых других, содержа­щих явные или неявные суперпозиции1 расширения образ­ного поля.

Как правило, если на данном уровне появля­ются выраженные не­гативные содержания (засохшая ромашка, черная роза, цветок из стекла или бумаги или цветок с черными и красными лепестками, как на втором рисунке), это почти всегда указывает на серьезный характер пробле­мы или психологического расстройства.

1 Наверное, одна из самых известных суперпозиций (и, как это часто бывает, внутрен­не противоречивая) содержится в вопросе Карлсона фрекен Бок: «Ты перестала пить конь­як по утрам?» (пример из практики провокативной психотерапии или дзен-буддизма).


Этот символический мотив можно использовать также для начальной диагностики актуального состояния клиента, выяв­ления преобладающих у него сенсорных модальностей, оцен­ки степени выраженности диссоциаций и защит и уровня го­товности к глубинной психодинамической работе.

Для этого используем примерно следующие проясняющие вопросы:

• Какие чувства вызывает у Вас этот цветок?

• Какого он цвета?

• Где он растет?

• Можете ли дотронуться до цветка?

• Можете ли понюхать? Как он пахнет?

Образ цветка в ходе занятия часто возникает без специаль­ного усилия со стороны ведущего — почти всегда как указание на имеющиеся ресурсы, обычно проявляющиеся в необходи­мости (и возможности) выполнения определенного действия (например, цветок нуждается в воде, защите или пересадке), либо он может обозначать определенное разрешение, раскры­тие психологического ресурса. Приведем пример.

А., мальчик одиннадцати лет, первое занятие. Мотив цветка используется как вводный образ, в качестве основного «рабо­чего объекта», а также для оценки психологической динамики сеанса:

«Цветок с красными лепестками. Стоит посреди пустыни, очень жарко, цветок желтеет. Вдалеке виден оазис, там финиковое дерево, какой-то кустарник, трава. Посередине небольшое озе­ро, питается, наверное, от подземных вод. Вода в озере свежая, прозрачная и очень холодная. Взял широкий лист, чтобы полить цветок, но вода протекает — лист кажется на вид плотным, но вода течет как из сита. Вернулись к цветку, аккуратно его выкопали, быстро добежали до оазиса; возле самой воды сделал ямку и посадил туда цветок. Он сразу позеленел, стал более кра­сивым, более красным, стебель начал расти; листочки малень­кие, зеленые, их много. Неподалеку верблюд одногорбый, силь­ный, но очень усталый. Ему как будто не хватает сил. Верблюд пьет воду, не брыкается, не злится. У него теплая мягкая шерсть.


Забрался на верблюда, и он куда-то пошел, потом быстро по­скакал, как будто что-то заметил. Пустыня резко кончилась; верблюд остановился на границе пустыни и леса. Лес зеленый, красивый, не страшный. В лесу заяц, он пугливый — капустный лист не ест, наверное, боится. Вернулись в оазис. Цветок стал очень высоким, бутончик опять распустился». (Улучшение са­мочувствия после сеанса.)

А вот две ромашки — у мужчины с хроническим алкоголиз­мом и у молодой женщины с депрессивным состоянием (по­пробуйте угадать, где чей цветок):

«Вижу цветок... темно-зеленый стебель, жухлая ромашка с зак­рученными лепестками и бурой серединой...»

«Ромашка, высокая очень... она вообще высокая... в прошлый раз была такая замученная... высокая, а головку так повесила... такая вялая... Растет в траве, трава очень низкая, колкая... Вообще она такая одинокая... одна она. Ветер ее сильно колы­шет... Вообще-то она была когда-то хорошая...»

В этом образе можно, например, увидеть удивительно точ­ную демонстрацию актуального состояния мальчика с «симби-отической» привязанностью к матери и комплексом связанных с этим проблем в общении со сверстниками — красивый цве­ток под стеклянным колпаком, неспособный существовать без этой защиты — очень точный перевод на визуальный уровень сразу нескольких языковых метафор (помните: «тепличное ра­стение», «цветок под стеклом», «попасть под колпак» и др.).

Цветок очень часто выступает в роли знака раскрытия («рож­дения») ресурса, который можно развивать по многим направ­лениям; если же он появляется спонтанно в ходе сеанса, то по­чти всегда содержит намек на возможность продвижения к «вер­хним этажам» личности. Так, очень красивая роза появляется у молодой женщины незадолго перед возникновением особого состояния, которое можно назвать «растворением Эго» — из­мененным состоянием сознания, обычно возникающим в про­цессе личностной интеграции. Иногда это «растворенное» со-


стояние реализуется в виде непосредственной визуальной ме­тафоры, также тесно связанной с образом цветка.

Пациент А., мужчина тридцати пяти лет:

Да... я перемололся в муку... теперь не поймешь, где я... А те­перь мука поднимается вверх... осела (вздыхает) в виде пыльцы на ромашку...

—И ты сейчас в этой ромашке?

Да... на ромашке... Потом венчик и лепестки закрылись, вся мука пошла в стебель, смешалась с жидкостью и пошла вниз по стеблю, к корням... Пошли такие пузырьки.

—Ты сейчас в этих пузырьках? -Да.

—Можешь подняться вверх?

Да, я теперь просто воздух... воздух над всем, ромашками, над полем...

Образ раскрывающегося внутри тела цветка часто помечает начало определенной (обычно позитивной) психосоматической динамики. Еще в одном случае (Н., девушка 17 лет, асоциальные тенденции) появление розы как бы помечает первый шаг на пути к освобождению от негативных поведенческих стереотипов:

Выходит из леса, идет по тропинке и видит вдалеке бугорок, как бы могилку, на которой что-то краснеет. Подходит к «мо­гилке» — это бугорок, и на нем растет роза. В ответ на предло­жение пересадить цветок в более подходящее место отвечает:

Это ее дом, ее нельзя забирать отсюда... Она гордая, для нее
важно остаться в своем доме; она хочет родить жизнь в этом
сгоревшем лесу...

(Поливает розу, и роза вырастает огромным кустом, но цве­ток всего один.)

Лес начинает зеленеть. (До этого был полностью сгорев­
шим.) Бог простил проклятое место, и он дает жизни шанс.

Цветок в имагомире часто бывает связан с образами очища­ющего пламени и света, как это происходит, например, в слу­чае А., 30-летнего мужчины с язвенной болезнью желудка:


Я в какой-то вертикально расположенной пасти... Пасть крокодила, она мне не повредила... Очень глубокая пасть, а там в глубине ее какое-то странное свечение.

— Войди поглубже.

Вошел, она мне мешает двигаться.

— Возьми меч.

О-о-о... (вздох) Вот я освободился...

— Где ты сейчас?

Я лечу куда-то... Вот ударился обо что-то... Ничего, встал... Я на краю пропасти... Очень далеко внизу вода...

— Используй медальон...

Я полетел... Вокруг меня очень сильный поток воды, несет меня... Вся вода куда-то ушла, и я оказался в большом цветке... (Вздрагивает.) Рядом со мной какой-то огненный поток... (Вздрагивает.) Я в этом потоке нахожусь... (Пауза одна мину­та.) Вот я вылетел...

Изображенный на рисунке цветок может дать довольно мно­го значимой информации о психическом состоянии автора, причем для женщин этот образ, видимо, является более «зая­коренным» в эмоциональном и смысловом планах (возможно, вследствие своей близости символизму чаши или вазы, извест­ному символу женственности).

Несколько приводимых ниже иллюстраций помогут нам лучше увидеть содержащийся в этом мотиве спектр символи­ческих репрезентаций:



Р., 17 лет, студент. Личностная акценту­ация зависимого типа


Два растущих рядом цветка обозначают сохраняющуюся симбиотическую зави­симость по отношению к матери и низ­кий уровень самодостаточности, прояв­ляющиеся, в том числе, в компенсатор­ном поведении, сниженном уровне пси­хомоторного развития (повышенный травматизм).




Обломанный листок, низкая цветовая насы­щенность (по контуру зеленый и желтый цве­та), тонкие линии отражают сниженный энергетический потенциал личности, повы­шенную сензитивность, состояние «беспо­мощности-безнадежности» (Engel, 196.).


М, женщина 28 лет. Тревожно-депрес­сивный синдром. Астеническое состо­яние.


Вместо цветка возникает веточка с тремя плодами крыжовника — совершенно «не­романтическая» ягода (в отличие, скажем, от вишни или земляники), часто «шерша­вая» на ощупь; этот образ содержит также идеи «колючести» и незрелости (колючий кустарник с ягодами зеленого цвета) и оп­ределенные «наркотические» ассоциации.


С, 16 лет, учащийся 10-го класса. Асоциальное поведе­ние, агрессивность.


 


Маленький цветок в окружении других, еще меньших по размеру. Сниженный энергетический потенциал, явное нежела­ние «высовываться», потребность в защи­те и позитивных социальных контактах («забор» из цветков).


Т., девочка 7 лет. Конфликты в семье, неустойчивость на­строения, невнима­тельность, замкну­тость, страхи.





 


Динамика мотива цветка у девушки 17 лет, которая сопровож­далась также стойкими позитивными изменениями психичес­кого статуса.


Как цветок женских божеств, роза означает любовь, жизнь, творчество, красоту и девственность. Увядание розы означает смерть, смертность и скорбь. Цветы с пятью лепестками симво­лизируют «Сады Блажен­ных», микрокосм человека, зафиксированный в пяти крайних точках пятью чув­ствами.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.