Глава 2 образы в психотерапии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 2 образы в психотерапии

2017-06-12 708
Глава 2 образы в психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как океан объемлет шар земной Земная жизнь кругом объята снами. Ф. Тютчев

По выражению одного психотерапевта, направленную имаготерапию не случайно называют «законным ребенком психоанализа». Как только мы входим в символическое про­странство имагомира, мы попадаем в мир сновидения1, лич­ного мифа так близко, как только возможно, причем сама ситуация сеанса напоминает (хотя бы с технической точки зрения) союз слепого и глухого2 — союз, который после не­которой притирки может очень много дать обоим участни­кам. В настоящее время существует несколько различных ин­терактивных имагогик3 — интерактивное направленное во­ображение М. Россмана (Rossman, 1996), психоаналитичес­ки ориентированная символдрама Г. Лейнера (Leuner, 1984), медитативная терапия М. Эммонса (Emmons, 1978), метод уп­равляемых сновидений Р. Дезуайе (Desoille, 1945). Вообще-то психоанализ и другие близкие ему по духу направления всегда мечтали «оживить сновидение» и таким способом уси­лить качество обратной связи между клиентом и терапевтом, поместить ее из прошлого в настоящее, дав возможность не­посредственно наблюдать за процессом взаимодействия внутриличностных структур.

Непосредственная работа с образами (которые, естествен­но, вовсе не сводятся только к визуальной модальности) дает

1 Вспомним, как Фрейд называл сновидения «королевская дорога к бессознатель­
ному».

2 Как в одной голливудской комедии, в которой два таких героя вместе образуют
суперкоманду.

3 Имагогика — термин, введенный А. Менегетги, семантическое отличие которого
от имаготерапии состоит именно в отсутствии «терапии» или лечения; само название
созвучно с «педагогикой», то есть с обучением.


возможность исследовать область психики, наиболее тесно свя­занную с телом, с соматикой. Как говорит известный специа­лист в сфере телесно-ориентированной психотерапии Эдвард Моупин, «образы — это мысли тела» (Maupen, 1992). Мартин Россман, более двадцати лет разрабатывающий методологию и практику направленного воображения, так иллюстрирует эту идею:

«Воображение использует мысли, которые обладают сенсор­ными качествами, другими словами, мыслями, которые вы мо­жете видеть, слышать, обонять или ощущать внутри себя. Во­ображение — язык искусства; оно тесно связано с эмоциями. Если я попрошу вас закрыть глаза и вспомнить свои ощуще­ ния в тот момент, когда вы были в приятном состоянии внут­реннего покоя, и вы вновь переживете это состояние, то вы увидите то, что видели тогда, вспомните звуки, которые слы­шали, и ощущения, которые испытывали, и снова почувству­ете эту внутреннюю тишину и глубокий внутренний покой, многие из вас смогут ощутить мир и покой внутри себя. И напротив, если бы я попросил вас (но я не буду) вернуться мыслями в прошлое, к какому-нибудь неприятному эпизоду, и вы смогли более или менее полно представить его, то вы вновь почувствуете дискомфорт и неприятные ощущения. Эта соотнесенность тела и души, опосредованная, главным обра­зом, через эмоции, является важнейшей характеристикой во­ображения, тесно связанной с процессом исцеления. Во мно­гих исследованиях показано, что использование воображения с помощью определенных приемов и техник может улучшать психоэмоциональный статус, облегчать боль, стимулировать выздоровление» (Rossman, 1978).

Например, появление в ходе сеанса путающего образа ко­лючего растения (то есть способного причинить боль) явно де­монстрирует нам состояние, которое мы можем попытаться описать в терминах напряженности, тревоги, дистресса и так далее; но ведь мы можем также вспомнить колючки, впивав­шиеся в наши руки, и через это (со)переживание понять состо­яние человека гораздо точнее, чем через детальные вербализа­ции.


Ниже перечислены авторы и краткие характеристики ос­новных подходов, ориентированных на работу с символичес­кими образами:

 

Подход Автор Основные положения
Активное воображение К. Юнг С помощью воображения можно организовать диалог между бессознательным и Эго — так же, как это делается посредством работы со сновидениями.
Архетипическая психология Д. Хиллман Мир образов — это мир особой реальности, не являющийся вторичным по отношению к миру бодрствующего сознания. Попытки прямого контроля образов нецелесообразны и малоэффективны.
Символдрама Г. К. Лейнер Использование устойчивых символических образов («мотивов» различных уровней сложности) позволяет создать карту имагомира и разработать комплекс эффективных психотерапевтических стратегий.
Медитативная терапия М. Эммонз Ориентация клиента на движение к глубинному психологическому ресурсу •— внутреннему источнику терапевтических образов — создает возможность разрешения внутренних конфликтов и травм.
Управляемые сновидения Р. Дезуайе При взаимодействии с архетипическими образами происходит интеграция сознательных и бессознательных личностных структур, причем особое значение имеет «вертикальная ось» — образы, символизирующие движение от нижних этажей психики (морское дно) до верхних (мудрец на горе) уровней Супер-Эго.
Интерактивное направленное воображение М. Россман С помощью подобранных «терапевтических образов» и техник (внутренний наставник, прояснение смысла симптома и др.) можно улучшить состояние больных с различными заболеваниями, причем наибольший эффект связан с применением интерактивных форм в виде диалогов с ведущим и субъектами имагомира.

Пожалуй, основной постулат всех этих направлений заключается в том, что имагомир (mundis imaginalis, мир воображения) и воз­никающие в нем ситуации, будучи относительно независимыми от внешней реальности и Эго, все же всегда в той или иной степени кор­релируют с психофизиологически­ми и поведенческими параметрами, причем эта зависимость носит обо­юдный характер — изменения (как позитивные, так и негативные) обычно возникают на обоих уровнях, из Лейнера:


 

Но тогда каким образом Вы отличаете сон от бодрствова­ния? — спросил барон.

А таким, что когда я бодр­ствую, у меня есть четкое и недвусмысленное ощущение реальности происходящего. Вот как сейчас.

А сейчас, значит, оно у Вас есть?— спросил барон.

В общем, да, — сказал я с некоторой растерянностью.

Хотя ситуация, надо при­знать, необычная.

В. Пелевин. Чапаев и Пустота

Небольшая иллюстрация


Мальчик одиннадцати лет, единственный ребенок в семье, «маменькин сынок», с эмоциональной неуравновешенностью и гиперчувствительностью, страхами и плохой социальной адаптацией.


Видит красивое дерево; говорит о нем с восторгом. Представляет себя стоящим под ним и любую­щимся его кроной, в ветвях кото­рой свили гнезда птицы, собирают мед пчелы, порхают бабочки. К дереву приходят коровы и козы, которые обгладывают листья и кору, отчего «дереву становится больно».

Чтобы спасти дерево, с помощью крестьянина строит забор вокруг него. После чего значительно меня­ется образный настрой мотива — «дерево и птицы успокоились». После нескольких сеансов страхи исчезли; стал лучше общаться со сверстниками.


Симбиотическая за­висимость от матери (дерева).

Мать как «дающая жизнь».

Затянувшаяся сим­биотическая зависи­мость вредит матери.

Разрешение на уров­не символдрамы.

Последующее разре­шение на поведен­ческом уровне.



Похожий образ возникает у молодого человека 22 лет с ана­логичной симбиотической привязанностью к матери и проблемами в общении (осо­бенно с противоположным по­лом) — своего рода возможная экстраполяция во времени вы­шеприведенного случая. Как легко заметить, многие образы имагомира зачастую имеют свои эквиваленты в виде сло­весной метафоры — должно наступить время, когда птенец вылетит из гнезда, хотя некото­рые остаются там слишком долго, может быть, навсегда.

Стремление к новому есть первая потребность челове­ческого воображения. Стендаль.

Исследуя реальность имагомира, мы можем непосредствен­но распознать новые стратегии, неиспользуемые до сих пор возможности, которые затем могут перейти в реальность бодр­ствующего сознания. Появляется уникальная возможность (у некото­рых людей это случается впервые в жизни) — увидеть внутреннюю ре­альность с ее законами, сильно от­личающимися от линейной причинности внешнего мира, и со­вершить свое собственное «путешествие героя»4, являющееся неотъемлемой частью процесса индивидуации5.

Надо сказать, что в последние десятилетия методы направ­ленного воображения постепенно проникают и в сферу офи­циальной медицины; их используют в самых разных областях психологического консультирования и психотерапии. Так, Дэ­вид Бресслер, один из основателей метода интерактивного на-

4Путешествие героя — это универсальный скрипт, мифологический сценарий, сим­волизирующий любую «инновационную деятельность», особенно связанную с процес­сом самопознания.

5 Это интерактивное путешествие во внутреннюю реальность можно совершить и через другие сенсорные каналы — например, используя «кинестетические» подходы М. Фельденкрайза или Т. Ханна.


правленного воображения, выделяет десять основных характе­ристик этого направления6:

1. С исторической точки зрения метод направленного вооб-

ражения является методом, наиболее часто используемым (за исключением, пожалуй, последних трех столетий) в ле­чебной практике по сравнению с любым другим подходом.

2. Как клиенты, так и психотерапевты постоянно использу­ют воображение, так как в определенном смысле все пси­хологические проблемы и пути их решения относятся к сфере воображаемого.

3. Процесс воображения вызывает мощные физиологические эффекты.

4. Воображение — это язык бессознательного, своего рода окошко для наблюдения за неосознаваемыми процессами; подобно сновидению, это основной путь (вторая «королев­ская дорога») к неосознаваемым процессам.

5. Направленное воображение может быть использовано для изменения психологического состояния клиента.

6. Направленное воображение может повысить самооценку — благодаря смещению от «внутреннего критика»7 к «внут­реннему наставнику».

7. Направленное воображение может способствовать разре-

шению конфликтов и патологических поведенческих сте­реотипов.

8. С помощью методов направленного воображения можно эффективно переводить психологическое раскрытие (ин­сайт) на уровень реального поведения, поскольку наше по­ведение во многом определяется нашим «видением» мира.

9. Направленное воображение является одним из наиболее эффективных способов работы с сопротивлением, по­скольку большинство встреч и контактов в имагомире — это встречи с персонажами и объектами, символизирую­щими различные аспекты психологических защит и сопро­тивления.

6 В статье, озаглавленной «Что должен знать каждый психолог о направленном во­
ображении».

7 Этот процесс именуют также «внутренним монологом», «мозговым радио» — или
«внутренним прокурором». В психиатрии известно, что вербальные галлюцинации («го­
лоса») у больных психозами обычно лгут и обвиняют, а позитивные переживания прак­
тически всегда приходят в форме внесловесных образов — чаще визуальных. Россман
тоже отличает «внутреннего наставника» от «внутреннего самозванца».


10. Направленное воображение наиболее эффективно в интерак­тивном режиме (то есть в режиме активного общения).


Подчеркнем особую значимость двух последних пунктов. Действительно, очень многие персонажи и объекты имагоми-ра метафорически представляют («символизируют») различные

Воображение сильнее опыта. Г. Башляр.

защиты и психические травмы, и одна из основных задач обычно состоит в том, чтобы хотя бы на время (получив некоторые дополнительные ресурсы, в частности, присутствие ведущего) дать раскрыться этим за­щитам. И, возможно, после этого они потеряют свою актуаль­ность. Отметим также, что с точки зрения современной пси­хофизиологии для мозга в общем-то нет разницы между ре­альными и воображаемыми образами — он реагирует на них одинаково, запуская соответствующие поведенческие и пси­хофизиологические комплексы реакций.

Еще одно ключевое слово здесь — интерактивность, или взаимодействие. В ходе диалогового взаимодействия различных «частей личности» ведущего и клиента создается редкая возмож­ность сменить стратегии несистемных «простых решений»8 типа битвы-бегства на более сложные, но в долгосрочном пла­не гораздо более продуктивные стратегии переговоров, взаим­ного обучения и архетипических мирных ритуалов9.

8 Решение проблемы, проведенное на основе слишком простой модели, не учиты­
вающей системные параметры проблемной ситуации (например, практиковавшееся ра­
нее использование опиума для лечения неврозов, утопические политические проекты
или обучение ребенка «плавать раньше, чем ходить» и многое другое).

9 Типа совместной трапезы, трубки мира или обмена дарами.


Глава 3 ВНУТРЕННИЙ ИСТОЧНИК

Человек всегда рисует сам себя, поэтому тигры получаются маленькими, а мура­вьи — огромными.

Ч. Виткевич

У известного писателя-фантаста Ивана Ефремова есть рас­сказ о чудесном растворе, секретом которого владели древние скульпторы: он позволял временно сделать камень мягким и ваять из него так же легко, как из глины; именно этот волшеб­ный раствор сделал возможным создание многих древних «чу­дес света». Особая реальность имагомира вовлекает в действие специфические силы, по характеру и силе воздействия на «бро­ню характера»1, которую можно рассматривать как совокуп­ность чрезмерно жестких2 психологических защит, напомина­ющие воздействие этого магического раствора.

Образы желают нам добра, под­держивают нас, побуждают идти вперед, понимают нас гораздо глубже, чем мы сами понимаем се,бя, раздвигают границы наше­го чувственного и духовного вос­приятия, непрерывно поставля­ют нам новые объекты; и само чувство, что образы нас любят, можно назвать «имагинальной любовью. Д. Хиллман. Архетипическая психология

Такое ослабление защит мог­ло бы быть очень опасным, если бы не одна особенность мира об­разов — наличие некоторого глобального ресурса3, проявля­ющегося в явной или скрытой «дружественности» его объектов. Любой образ, пугающий или приятный, в конечном счете об­ладает позитивным настроем по отношению к личности (но не

1 Термин Вильгельма Райха, обозначающий совокупность психомышечных защит­
ных блоков, препятствующих свободному движению жизненной энергии (на его же языке
— органу).

2 Обычно эта недостаточность подтверждается самим фактом обращения клиента
за помощью или явным наличием психологического или (психо)соматического расстрой­
ства.

3 М. Эммонз называет этот ресурс «внутренним источником» — inner (re)source.



Реальная жизнь немногим отличается от хорошей фантастической сказки, если рассматривать ее изнутри, со стороны же­ланий и мотивов. М. Горький

всегда к Эго). Проблема состоит в том, чтобы пройти до конца тот путь, по которому он ведет. Другими сло­вами, главной особенностью этого «внутреннего источника» является его соразмерность «духу ситуации» — кажется, что он всегда использует только адекватные средства воздействия, зависящие от уров­ня психологической готовности фасилитатора4 и клиента. На­верное, можно сказать, что движение в имагопространстве всегда происходит в «зоне ближайшего развития», в сфере воз­можностей, возникающих в ходе непрекращающегося психо­терапевтического диалога, вроде бы почти на грани возмож­ного — и часто в ходе занятия могут возникнуть образы, на­поминающие героев мистического фильма, триллера или ме­лодрамы.

Вот, например, фрагмент занятия с молодой женщиной (Н., 28 лет) с семейными проблемами.


Просторное зеленое поле. Иду к лесу. Вдруг падаю куда-то вниз. Все кру­жится перед глазами. Это ущелье, на дне ущелья поток воды несется и бур­лит. Ущелье глиняное, везде мокрая глина... Падаю возле потока, он шум­ный, словно срывается с гор. Ой, ка­кая я грязная, я вся в глине, как идти дальше, не знаю. Идти неприятно, глина чавкает под ногами. Ну и исто­рия, как я выберусь, так скользко! Вот и вода устремилась под землю. Она несколько метров проходит под зем­ лей, а затем, знаю, вновь появится на поверхности...

— Попробуй поднырнуть, там, на­верное, вода подмыла пещеру.-


Неустойчивость за­щитных механизмов личности.

Приглашение Эго к подземному путеше­ствию.


4 Фасилитатор — тот, кто облегчает (англ. — facilitate) процесс психологической интеграции — пожалуй, наиболее точное обозначение ведущего в недирективной пси­хотерапии.


Ни за что! Это все равно, что ны­рять головой в канализацию.

— У тебя ведь есть волшебное коль­цо, оно тебе и поможет в трудную минуту.

Да, картина неприятная. Все это напоминает мне подземные коммуни­кации. Но терпимо... (Начинает дро­жать, потирает руки, хочет согреть­ся.) Холодно здесь, однако. Я здорово здесь мерзну, темновато, но терпеть пока можно.

— Поищи здесь кувшин.

Кувшин? Что ему здесь делать? Вот только старая, потрепанная жизнью кружка. Она алюминиевая, но я точ­но не знаю, из чего ее сделали, таких сейчас нет... И что же с ней делать?

— Возьми ее и почисти.

А мне хочется кинуть ее со всей силы, пусть летит.

— Давай лучше почистим.

Зачем она мне, если мне не нравит­ся?

— Давай все-таки попробуем отмыть.

Ну ладно. Тру, тру, а ей хоть бы
что... Ничего из нее не выходит... От­
мываю ее в бурлящем источнике, ну
вот... превратилась в фарфоровый кув­
шин. И, знаете, кувшин-то этот не­
дорогой, но с большим вкусом исполнен.


Сопротивление.

Холод и тьма — сим­волика страны мерт­вых.

Выход на ресурсный символический об­раз.

Противодействие са­модеструктивным сте­реотипам.

Чистая вода — силь­ный имагоресурс.


Одним из важных моментов работы с символическими обра­зами является противодействие «мусорным программам»5 — пси­хологическим и поведенческим стереотипам, ограничивающим поле возможностей. На уровне имагомира они проявляются как типичная реакция, как бы заданная «первичной видимостью»

'Термин, введенный И. Шалифом (I. Shalif, 1998), обозначает «моральноустарев­шую» систему психофизической активации, проявляющуюся, прежде всего, на сенсомо­торном уровне.


образа: чудовище формирует реакцию «битвы-бегства»6, темный лес вызывает естественное чувство тревоги, страшного паука хо­чется раздавить7, а старую кружку выкинуть и т. д.8




 


 


Нелегко человеку догово­риться с трехголовой жидкой гидрой (В., студент, 18 лет).


А с этими, в кого она пре­вратилась, думаете, легче?


Но иногда и с рептилиями проходят такие варианты (А., уче­ница 10 класса, 16 лет):


Холодно, погода пасмурная. Змей в мрач­ной пещере. Худой, хищный, неприятный.

— Как ты думаешь, он агрессивно настро­ен или доброжелательно?

Он ждет любого движения, чтобы набро­ситься на меня.

— Попробуй его накормить.

 

Нет, он не станет. Он намерен меня уку­сить или будет душить. Если я... я убегаю, он гонится за мной, не отстает ни на шаг... Я его боюсь ужасно. Вот камень, убью его. И мне кажется, что избавлюсь сразу от все­го, что меня тяготит.

— Может, у него нет никаких дурных на­мерений? Попробуй угостить хлебом.


6 Как в песенке, в которой имидж бегемота провоцирует действие: «А мы ему по
морде чайником!»

7 Говорят, что даже Вольтер призывал: «Раздавите гадину!» (не самая лучшая стра­
тегия).

8 В общем, если враг не сдается — а на то он и враг — его... сами знаете что.


— Он обвивает ноги и не пускает никуда. Я достаю хлеб и фрук­ты. Хлеб глотает... батон целиком. Вижу, как батон движет­ся по нему, он голоден.

—Попытайся накормить досыта.

Он ест... ест... ест... не насыщается. Сколько он будет есть? Вот он стал толстый и спокойный. Мне он не страшен, скорее нравится... И он заползает ко мне на руки... Он меня любит и охраняет. Я его здесь не оставлю...

Взаимодействие с ведущим в недирективном психотерапев­тическом контексте «безопасной среды» — то, чего нет в сно­видении, самостоятельной работе с образами или в медитатив­ной практике, — делает возможным попытку изменения этого автоматического ответа. Такое изменение реакции по отноше­нию к негативной (с точки зрения Эго) сущности обычно осу­ществляется в очень мягкой форме, не нарушая «внутренней экологии» имагомира. Кроме того, внутри этой особой реаль­ности мы можем проверить совершенно новые для клиента стратегии; вместе с ним мы организуем новую игру, в которой эти стратегии могут быть опробованы — ведь «в реальности» мы обычно стремимся не рисковать и использовать уже апро­бированные приемы. Символические стратегии клиента и дей­ствия фасилитатора имеют одно общее качество — они в боль­шей степени являются ответом «здесь и сейчас», чем заранее заготовленной последовательностью ходов, особенно в цент­ральном месте партии (как, скажем, в шахматах).

Интерактивный ресурс, создающий «зону ближайшего раз­вития», привносит в имагомир принципиально новые возмож­ности, кардинально меняя сферу возможностей клиента — прежде всего в плане доступа к ранее неиспользованным лич­ностным ресурсам. Сравним два отрывка: обычное сновидение и фрагмент сеанса; в обоих примерах речь идет о вторжении агрессивно настроенных образов. Но обратите внимание на ха­рактер разрешения в первом и втором случаях — разрешения внутреннего конфликта, которое во многом определяется воз­можностью (или невозможностью, как в первом случае) исполь­зовать межличностный интерактивный ресурс, возникающий в некоторых случаях при взаимодействии с другим:


М., женщина 43 лет, нейроциркуляторная дистония, астени­ческое состояние:

Появление негатив­ной матери. Первая стратегия — бегство — не работает. Вторая стратегия тоже не работает.

Я нахожусь в каком-то зале и вдруг вижу свою бабушку, которая подхо­дит ко мне. Я вдруг понимаю, что это только внешне моя бабушка, но внут­ри это кто-то еще, кто-то очень страшный.

Я пытаюсь убежать, но она каждый раз догоняет и подходит все ближе и ближе. Я вспоминаю, как говорят, что в таких случаях нужно перекрес­тить злую силу; я поднимаю руку и начинаю крестить ее, она куда-то исчезает.

Третья стратегия — не работает.

Я оказываюсь в большом здании с большими стеклянными окнами и вижу, как она смотрит на меня из окна, прижимаясь лицом к стеклу. У меня в руках какая-то палка, и я пы­таюсь ударить ее и прогнать с помо­щью этой палки. Она куда-то исче­зает, и вдруг я слышу чей-то голос, который предупреждает меня: «Она сзади».

Повторяющаяся вто­рая стратегия — не работает. Усиление негативных черт. Экстренный выход — соматическая симп­томатика.

Я оглядываюсь и вижу ее, она вся в чер­ном и приближается ко мне. Опять пытаюсь крестить ее, она останав­ливается, как-то странно, очень мед­ленно наклоняется вперед и вдруг пре­ вращается в какое-то непонятное и ужасное чудовище. От страха я сразу же просыпаюсь и чувствую, что у меня очень сильная экстрасистолия и мне трудно ды­шать.

Легко заметить, что в сновидении отсутствует одна очень важная вещь — возможность получения обратной связи со сто­роны другого человека, хорошо осведомленного о «правилах игры» в символическом пространстве. Попытки использовать


 
 

Помощь — это препят­ствие для существующего или возможного зла. Платон

привычные личностные стратегии оказываются неэффективными, и в ре­зультате мы получаем психосомати­ческий симптом, выводящий сновидя­щего из неразрешенного психотрав­мирующего переживания — как это часто происходит, Эго ухо­дит от негативного психологического опыта любой ценой, в том числе за счет телесных ресурсов9. Совершенно иначе ситуация разрешается в ходе взаимодействия с другим человеком (фаси­литатором), который оказывает поддержку и предлагает опро­бовать новые стратегии:

С, ученик 10-го класса, 16 лет, повышенный уровень тревож­ности:


Лес смешанный, березы, рябины и ели, березы, рябины. По лесу бежит заяц... какой-то он странный, страш­новатый, что ли...

—А что, если ты его попробуешь по­кормить?

Кормлю, а он растет, растет, и чем больше съедает, тем злее становит­ся. Злее и страшнее.

—А чем ты его кормишь?

А он кроме капусты ничего не ест.

—Предложи ему морковку, яблоки.

Нет, он не ест. У него вырастают клыки, он мне хочет палец откусить. Я хочу его убить!

—Может, еще что-нибудь приду­мать?

Нет, а то он меня сожрет. Он звере­ет... Я начинаю его убивать, но это не­просто. Я убиваю его ножом, пытаюсь его расчленить, он лежит, но может ожить в любой момент. Надо его вывер­нуть наизнанку, а для этого придется


Стратегия обмена да­рами (кормление) — не работает. Появление негатив­ной сущности.

битвы

Стратегия (убийство).


 


9 Очевидно, что иногда этот процесс может носить необратимый характер.



отрезать голову. Но ничего не получает­ся, у него вырастают новые головы. Его нельзя убить.

Раз его нельзя убить, значит, мож- Не работает.

но как-нибудь задобрить, например, Другой вариант об-
подарить подарок. мена дарами — сим-

Ну... (пауза) я подарю ему золотой волический дар. брелок... Это красивый брелок со све­тящимися глазами.

— Как он реагирует?

Он стал добрым и улыбается. Он Примирение с перво- теперь мне не страшен. Мы с ним идем начально негативной через лес на поле. символической фи-

— А какая сейчас погода? гурой.

Прекрасная, солнечная, сухая... Позитивная динами- очень хорошая. ка образа.

Попытки использовать привычные агрессивные стратегии купирования конфликта приводят лишь к усилению противо­действующей силы — подобно тому, как в сказке у чудовища из срубленных вырастают новые головы, причем их становится все больше и больше. Древняя сакральная сила ритуала, восходящая к древнейшим пластам человеческой психики, используется для усиления динамики процесса личностной интеграции, а новое, не очень обычное в такой ситуации действие, приводит к «про­светлению» негативного символического образа, который тоже начинает вести себя иначе. Собственно, вряд ли могло быть ина­че, поскольку этот персонаж представляет собой отражение аг­рессивных стратегий клиента10. В отличие от сновидения со страшной старухой, разрешение конфликта не требует запуска психосоматического симптома и осуществляется, так сказать, без лишних жертв. Или, используя язык системного подхода:

«Искусство системного мышления заключается в умении разглядеть структуры и закономерности там, где другие замечают только события и силы, на которые надо реаги­ровать» (Senge, 1994).

10 Как сказал один философ: «Мы встретили врага, и это оказались мы сами».


Трудность заключается не столько в природе самой привычки, сколько в необ­ходимости изменить старые привычки тела, ума и чувств. Здесь име­ется в виду не просто за­мена одного действия другим, а изменение спо­соба выполнения дей­ствий, изменение всей динамики выполнения действия таким образом, чтобы новый способ был во всех отношениях по меньшей мере не хуже старого. М. Фельденкрайз

Мягкое и постепенное расфикси-рование неадекватных стратегий, про­являющихся на различных уровнях — поведенческом, психомышечном, гип-носимволическом — согласно совре­менным взглядам на психофизическое оздоровление, является одним из ос­новных принципов (принцип диффе­ренциации") во многих формах неди­рективного психологического вмеша­тельства, которое можно определить скорее как урок или эксперимент, а не как процедуру, сеанс или тренинг (Feldencraiz, 1978). В имагогике этот принцип также является необходимым условием формирования новых терапевтических образов, сим­волических стратегий и психологических установок.

Основополагающим принципом интерактивной имаготера-пии является идея интегрирования диссоциированных сущно­стей, появляющихся в виде различных негативно окрашенных (на эмоциональном или сенсорном уровне) объектов и персо­нажей. Эта интеграция связана, конечно, с процессом сопро­тивления и внутренним конфликтом. Для прохождения через этот конфликт могут понадобиться все ресурсы, которыми рас­полагает в настоящее время личность: трансперсональный «внутренний источник», доступные личностные стратегии и интерактивный ресурс, создаваемый во взаимодействии фаси­литатора и клиента.

В следующей главе мы подробно рассмотрим, пожалуй, наиболее безопасную «точку входа» в имагомир — символичес­кие мотивы, предложенные Р. Дезуайе и Г. К. Лейнером для ин­терактивной работы с клиентом, и прежде всего те из них, ко­торые могут быть использованы вне классической психоана­литической парадигмы.

" В подходе Фельденкрайза под дифференциацией обычно понимается мягкое, постепенное осознание различных блоков в процессе движения и, соответственно, в схеме тела путем минимальных двигательных проработок (например, медленных дви­жений с концентрацией внимания).



Вход в имагомир

1. Все формы психотерапевтического вмешательства связа­ны с взаимодействием с образами различных модальнос­тей.

2. Рассматривая мир воображения как реальность со свои­ми особыми правилами, не совпадающими с линейно-причинными законами физического мира, мы имеем воз­можность исследовать этот мир и имеющиеся в нем ре­сурсы.

3. Ментальные образы часто бывают связаны с бессознатель­ными психическими структурами (в том числе архетипи-ческой природы) и являются своего рода «мыслями тела», которые проявляются на уровне организма как симпто­мы или другие физиологические реакции.

4. Одним из наиболее «богатых» с содержательной точки зрения ментальным форматом является мир зрительных образов.

5. Недирективные формы интерактивной имагогики позво­ляют работать в рамках «чистого языка» клиента, тем са­мым повышая точность и экологичность воздействия.

6. Эти методы эффективно применяются при работе с ши­роким рядом психологических и соматических заболева­ний.

7. Существуют символические образы, или мотивы, кото­рые могут быть наиболее эффективно и безопасно исполь­зованы для работы с различными «проблемными зонами».



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.