История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-06-12 | 409 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1 Всего в эксперименте участвовало 116 молодых людей в возрасте от 16 до 28 лет, из различных социальных групп и с разным образовательным уровнем (особых различий в подгруппах не было обнаружено).
логических и сказочных персонажей — поклонников этого вида холодного оружия.
Исилдур (Нарсил)
Роланд (Дюрандаль)
Зигфрид (Бальмунг)
Беовульф
Кухулин
Король Артур (Экскалибурн)
Арджуна,
Румата
Корум (Черный меч)
Конан
Оскар (Леди Вивамус)
Энкин Флед
«Властелин колец»
«Поэма о Роланде»
«Песнь о Нибелунгах»
«Беовульф»
«Похищение быка из Куальнге»
«Рыцари Круглого стола»
«Махабхарата»
«Трудно быть богом»
«Корум — серебряная рука»
«Конан-варвар»
«Дорога доблести»
«Урфин Джюс»...
Имагомир часто предлагает меч (или его эквиваленты) молодому человеку в качестве необходимого элемента символической инициации. В конце концов, мужчина должен сделать хотя бы несколько шагов по «дороге доблести» — и, конечно, получить приз2. А вот и подходящий пример: молодой человек 28 лет (депрессивное состояние).
— Иду по лесу. Погода ясная. Вижу дом. Снаружи — обычный, деревянный. Захожу. В доме пожилая женщина.
—Как ты себя будешь с ней вести?
— Принесу ей что-нибудь в дар. На подносе фрукты. Она меня ими накормила, напоила.
—Сейчас придет ее дочь.
— Да, уже идет. Она маленькая, рыжая. Некрасивая. Смешная. Немного уродливая.
—Это младшая. Угости ее.
— Угостил конфетами. Довольная, прячет.
2 Или сюрприз — если ему нравится Пикассо.
— Сейчас придет еще одна.
— Да, идет. Это средняя. Она немного старше, но такая же чудная. Рыжая. Угостил. Идет... видимо, старшая. Она красивая. Но как будто спит. Она, видимо, заколдована. Одна половина лица и тела деревянная.
|
—Что ты будешь делать?
— По всей видимости, они рассчитывают на меня. И девушку мне жаль, я бы помог ей. Они говорят, что виновник этому дракон. Он живет где-то поблизости.
И, видимо, мне придется сразиться с ним. Мы с ней уходим, я должен ее расколдовать.
— Возможно, они в дорогу что-то дадут тебе.
— В дорогу ее мама дает мне яблоко зеленое... Мы приближаемся к пригорку (у склона), здесь-ход вниз.
— У тебя должен быть ключ.
— Да, ржавая дверь и ржавый ключ (у меня).
Вниз ведет подземный ход. Там, в полумраке,
вижу людей, они окаменевшие, но сторожат
сундуки.
—Как сделать так, чтобы сундуки были доступны и подойти к ним можно было свободно?
— Не знаю. Может, дать им яблоко, но ведь они не могут есть, они каменные: Никакой реакции на яблоко.
—Поднеси яблоко к каждому.
— Один взял. Поблагодарил, открыл три сундука. В одном золото, в другом одежда, а третий с оружием. Мне хочется взять меч. Он обладает волшебной силой. Выхожу. Девушка стала почти живая. Она проснулась. Но все же с одной стороны лица что-то неживое, как маска. Теперь надо пойти в башню, там надо что-то взять. Мы поднимаемся по винтовой лестнице. Кругом существа, которые охраняют: монстры, скелеты. Тех, кто бросается на меня, я разрубаю на части мечом. Стражника также пришлось убить. Здесь маленькая комната, столик, на нем шкатулочка. Я открою. Зернышко. Надо забрать его с собой. Теперь идем в долину. Вечереет. Мы садимся под дерево, я разжигаю костер. Костер согревает нас. Нам хорошо. Девушка так преобразилась! Стала красавицей. Осталось посадить зер-
нышко. Начинается землетрясение, земля вся движется под ногами. У меня кружится голова. Камни обрушатся с гор и могут завалить.
— Защити девушку.
— Я взял ее за руку. Землетрясение утихает. Мы поднимаемся в гору и на самой вершине выкапываем ямку и сажаем зерно. Красиво, занимается рассвет. Зерно дает всходы. Это роза. Мне трудно расставаться с девушкой. Она мне дорога. Но я еще вернусь.
|
Обретение меча (и аналогичных волшебных палок) в пространстве символических образов означает приобщение к миру взрослых и часто требует некоторой подготовки (Д., 16 лет, проблемы в общении):
— Я нахожусь на футбольном поле, вокруг поля забор. Я гигантским шагом перешагиваю через забор. Нахожусь в еловом лесу. Елки темно-зеленые. Со мной рюкзак с едой. Я достаю бутерброд с колбасой и ем. В это время ко мне подходит воин. Я.постелил скатерть и пригласил воина пообедать со мной. Он молча согласился. Сел, ни слова не говоря, стал есть. Я подарил ему кулон в виде золотого креста. Воин заговорил. Он рассказал, что только с войны. Я попросил его подарить мне меч, но он вдруг вскочил. Сказал, что я не был на войне и не знаю, что это такое. Тогда я попросил научить меня драться. Он стал меня учить. В учебе он не раз отрубил мне руку. Но у меня с собой была живая вода. В конце концов он научил меня владеть мечом, и я очутился на войне.
Однако время от времени человек отказывается от меча — атрибутика битвы как стратегии борьбы и преодоления не со-
ответствует личностным установкам на конформное присоединение. Герой не хочет выходить из закрытого мира, он симбио-тически связан со своим детским миром и его стратегиями, с мамой или ее заменой — меч истины-отрицания3 пока еще недостаточно хорошо заточен:
— Берег моря. Сухой желтый песок не пристает к ногам, как пыль. Солнце, жарко. Я иду без одежды, в плавках... Вижу моторную лодку... службы спасения... Новая, недавно построенная...
—А что, если сядешь?
— Нажимаю на «Пуск» и потихонечку еду, разгоняюсь, мне нравится, нос кверху, лодка просто лежит... Ничего не вижу. Это опасно на большой скорости... Остановился... Потому что не поймешь, какие рыбы. Я их не вижу... Хорошо. Кидаю в море корм. Собираются мелкие рыбы, они едят... Они меня боятся.
—У тебя есть акваланг...
— Надеваю комбинезон, акваланг, включаю баллоны с подачей кислорода, погружаюсь. В воде светло, у меня есть подводное ружье. Я плыву, смотрю на скалы, чувствую себя одиноко, неуютно... Скучно одному путешествовать. Лежигп много разных предметов, мусор... банки из-под пива... Очень светло.
—Нет ли поблизости сундука?
— Я подплываю, открываю крышку, там разное барахло... серебряные кубки, украшения, драгоценности... Сундук старый, обитый железом, внутри дерево сгнило. Ножи... Два ножа в чехлах... Если разгребать дальше, много барахла... Мне не нужен кинжал. Хочется рассмотреть, что я нашел... Я бы точно не взял кинжалы... Я даже не знаю, к чему их можно применить... Можно сдать в музей...
|
—Можно с собой носить?
— Нет, я бы не стал... Смешно... Я поднимаюсь, там кружит акула...
— Попробуй вступить с ней в поединок.
— Она кружит, не подплывает. Я достаю из сумки крабовые палочки. Ест... Глаза добрые...
—Она уплывает, плыви к берегу.
— Я залезаю в лодку. Снимаю комбинезон. Солнечно, хорошо. Сажусь в кресло спортивного катера. Останавливаю, повора-
3 Согласно многим древним традициям, подлинную истину можно офеделить только через отрицание не-истины (как в древнеиндийских ведических текстах: neti, neti, не то и не это).
чиваю перстень, они исчезают. Я поплыл... Мне скучно, знакомых нет никого.
Если меч — это атрибут мужчины, то ваза, кубок или кувшин — это классический символ женского начала, изящный сосуд с очертаниями стройной женщины. В другой ипостаси — это кувшин с водой, вином или молоком, возвращающий к ранней оральной символике, интимному контакту младенца и матери и связанным с ними системами конденсированного опыта4. Интересно, что в имагомире кувшин часто обнаруживают в доме, он обычно наполнен молоком, вином (иногда — медом) или водой — жидкостями, обычно приятными на вкус. Естественно, что различные блоки (или фиксированные образы) в рамках этого мотива — слишком узкое горлышко, неприятное на вкус или загрязненное молоко или другая жидкость, некрасивая ваза и др. — формируют подходящий контекст для завершения метафоры с помощью очевидных символических стратегий, прежде всего очищения.
М., 30 лет, замужем, детей нет. Тревожно-депрессивный синдром:
— Ваза багрового цвета... по бокам какие-то белые шарики... Я держу ее в руках.
— И что Вы при этом чувствуете?
— Мне она не нравится... особенно эти шарики... Какое-то не очень приятное ощущение... что-то, связанное с детством...
— Может быть, что-то сделать с ней, чтобы она стала красивее?
— Нет... ничего не изменится... Эти белые шарики неприятные и вся она... какая-то некрасивая... Вся она мне не нравится.
|
— Может, здесь есть и другая ваза?
— Да... есть, красивая... зеленая с позолотой, но я не могу ее взять, ведь она не моя...
— Хорошо. Теперь давайте найдем место, где делают такие вазы... Это, наверное, какое-то таинственное место, там должно быть много ваз и, может быть, Вы найдете подходящую.
4 Кувшин с медом — это первая любовь Винни Пуха, который с естественным эгоизмом ребенка, вылизав весь мед, заставляет бедного ослика заниматься символической мастурбацией с пустым сосудом. Современная версия мифа — анекдот обнажает эти опасные связи: «А ну, пустите меня! Я ему покажу — входит и выходит!».
— Да... я почему-то в пещере, там очень темно... Вижу красивую вазу... такую, как раньше... зеленого цвета и как бы позолоченную... Высокий такой сосуд...
—И ведь Вы можете ее взять?
— Могу... она закрыта сверху, как колба...
—А ее можно как-то открыть?
— Да... Я открываю крышку... из нее как будто вылетает ка кая-то черная птица... Улетела.
—Может быть, Вы отнесете ее в дом... в ту светлую комнату?
— Да, я могу взять ее... Вот дом... вхожу... ставлю ее на стол, на белую скатерть... Белая скатерть и ваза... Она стала как будто еще красивее.
—И что Вы при этом чувствуете?
— Какая-то радость... радость и покой... Мне она нравится...
—Давайте отнесем ее на лужайку...
— Да, я на траве... и ваза, она со мной... Я держу ее... Она та кая же красивая.
—А что вокруг?
— Большой луг... зеленая трава, светит солнце... Вдалеке виден лес... Стало светлее... Такое приятное ощущение...
А вот еще один пример чистой и грязной вазы — символическое представление биполярной оппозиции «женственность — грязь» у женщины 28 лет (депрессивное состояние, семейные проблемы):
— Одна женщина, такая большая, толстая... Другая моложе, очень приятная, красивая, какой-то покорный вид у нее, стоит на коленях, а перед ней ваза металлическая с орнаментом, на ней много чего написано, но прочесть ничего не могу...
—А какой она формы?
— Невозможно узкое горлышко... Такая форма, расширенная, с узким горлышком... Такая устойчивая, но непонятно, что в нее можно ставить, с таким узким горлышком... Всего несколько соломинок можно поставить... Вот она вообще сужается в одну точку... Ну как же так... такой сосуд и такое узкое горлышко...
—А Вы можете взять ее в руки?
— Взяла, она совершенно холодная на ощупь...
—А та красивая женщина... где она сейчас?
— Она подошла ко мне... Очень приятной наружности... Пытается положить туда камушки, ни один не проходит... Вот какая-то бусинка упала... Она пытается ее немножко потрясти... Она хочет туда спрятать все свои драгоценности...
—Попробуйте сделать это вместе... Может, показать вазу самой первой женщине?
|
— Да, мы кладем туда драгоценности... Показываем ей, она говорит: «Не смейте этого делать»... Она говорит, что молодая женщина распутная, развратная...
— Посмотрите, может быть, неподалеку есть еще кто-нибудь...
— Да, это мужчина... Красивая фигура... Он берет вазу и пы
тается... Тот объем, который внизу... он сжимает его руками...
и отверстие становится шире, и бусинки туда проваливают
ся... Они все попадали туда, остался один прозрачный камень и
золотая цепь...
—Вы можете взять назад эту вазу?
— Если я возьму, у нее опять, наверное, узкое горлышко станет...
—Можно было бы попробовать сделать это вместе с кем-нибудь еще...
— Вот мы идем вместе с красивой женщиной к той, толстой... Ей на вид лет сорок... У нее в руках книга, она ее читает... Я подхожу к ней и прошу почитать, что там написано... Она как-то располагается ко мне, становится менее сердитой...
—И как она ведет себя сейчас?
— Она преобразилась... В этой книге, которую она мне дает... написано: «Будь всегда и везде женщиной»...
— А тот сосуд... где он сейчас?
— Он стоит на полу... У него уже большое горлышко... Она от
куда-то берет кувшин сиреневого цвета с молоком и наливает
туда... Но там же камни... там пыль, она всплывает. Женщи
на предлагает мне это выпить, но там же все это плавает...
(Произносит с заметным отвращением.) Как же я буду это
пить? Она опять превратилась в большую и толстую... и гово
рит, если я поняла смысл тех слов... заклинаний... что я должна
это выпить... Но я не могу, мне кажется, что это молоко у меня
не переварится... Я ее спрашиваю: «А можно я это на себя вы
лью?» Она отвечает, что я все воспринимаю поверхностно...
ничего не пропускаю через себя. Она пытается меня заставить...
Она считает, что я все делаю неправильно.
— Может, она даст Вам попробовать сначала из ее кувшина?
Или как-то очистить то, в Вашем сосуде...
— Юна говорит: «Это мой сосуд, ты должна выпить из своего». Я тут... какую-то сеточку нашла... чтобы процедить через нее, и такой интересный стаканчик, он весь расписан, очень красивый... Я через эту сеточку наливаю в вазу молоко, а в сеточке остаются камни и кучка пыли... Пытаюсь глотнуть... Ну... вроде нормальное... а вот выпить все... Она опять все эти камешки сбросила в мою вазу... Там еще молоко осталось, а то, в стаканчике, я допила...
—Посмотрите, а на сеточке что-нибудь осталось?
— Там вообще какие-то нитки запутанные, какие-то волосы... и камни...
—Если отделить камни от ниток и пыли... можно?
— Да, стряхнула пыль, она улетела, а камни драгоценные, они превратились в обычные... Она своим молоком превратила драгоценные камни в обычные. Она пытается мне объяснить, что я путаю истинные ценности с какими-то... ложными... Камешки выпали, они совсем обычные...
—А какая ваза изнутри?
— Она чуть-чуть заржавевшая изнутри...
—Может, Вы поищете какое-нибудь средство, чтобы почистить ее?
— Да... мужчина дает мне какую-то жидкость, и вот вся эта ржавчина и грязь отходит. Я не знаю, куда все вылить из нее, везде очень чисто...
—Поищите что-нибудь...
— Вот вижу урну, выливаю туда эту жидкость... Там внутри как бы мусоропровод, я его открыла, а там цветы... три гвоздики, кто-то выкинул... слегка увядшие...
—Если поставить их в Вашу вазу...
— Вот я их беру... Надо немного ножки обрезать... Ставлю в вазу...
—Посмотрите, где тут есть чистая вода...
— Вот тут есть фонтанчик... В нем чистая вода... Я как раз пить хочу... Попила, налила в вазу, цветы распускаются, они дают плоды... Они разрастаются прямо на глазах... пышные такие... очень красивые...
Еще одна форма визуальной символической презентации психосексуальных проблем в мотиве вазы у девушки 24 лет проявляется как слишком узкая ваза,
в которую с трудом проходят один-два цветка. Постепенно изменяющийся в процессе диалога образ вазы (она расширявется так, что в нее уже можно поместить три больших красных гладиолуса) свидетельствует о готовности бессознательных структур к первому «партнерскому» сексуальному опыту.
А вот какими могут становиться не очень-то привлекательные сначала сосуды после курса водных процедур (стратегия очищения):
Мотив вазы может также отражать психологические проблемы, связанные с изменением образа тела у девочек во время созревания. О проблемах, связанных с нарушением образа «Я», практически всегда свидетельствует наличие «плохой» вазы. Но во многих случаях, если поискать и подумать, можно значительно улучшить видимость и понять, что плохих ваз,в конечном счете,не бывает.
«Плохая» и «хорошая» вазы у 12-летней девочки как отражение кризиса переходного возраста и становления женственности (сторонники психоаналитических интерпретаций, наверное, увидят здесь переход от анальной к генитальной стадии), а также проблемы с образом тела.
«Одна ваза какая-то неприятная, серо-коричневого цвета, мне она не нравится, потому что она некрасивая. Вторая ваза изящная, голубого цвета с красными цветками в верхней части. Она излучает какую-то энергию или сияние; мне кажется, что это сияние обладает какой-то волшебной силой».
Основная символическая стратегия при встрече с этим мотивом — очищение. Вазу можно оттереть от грязи, почистить изнутри, отмыть чистой водой из ключа, сделать горлышко более широким. Мы уже встречались с использованием этой стратегии, а вот еще один показательный пример с преобразованием грязного кувшина в очень ценный старинный серебряный сосуд с золотыми узорами и чеканкой.
Е., 55 лет, «работоголик», не была замужем, детей нет. Депрессивное состояние:
— Широкое поле, погода просто великолепная. Неподалеку чистая речка. Мне не хочется никуда идти. Колодец возле меня. Колодец деревянный, рубленый. В колодце вода чистая. Возле колодца грязный кувшин лежит.
— Попробуй почистить кувшин.
— Помыла водой, потерла песком. Он стал прекрасный. Сам весь серебря ный, с чеканкой, с эмалью и весь в золотых узорах. Подошла женщина, молодая в белой одежде, восточная женщина. Вслед за ней пришла еще одна, похоже, набрать воды. Я угостила ее фруктами, она ушла. Прибежала лань молодая, пугливая. Кормлю ее хлебом, она уходит. Оборачиваюсь, а возле меня стол стоит, на столе миска с медом и ложка. Ем, вкусно-то как! Наелась и вижу: два яблока лежат, а тут и хозяин меда
Внеличностный ресурс.
Тело — грязь — грех — секс.
Очищение тела/кувшина.
Серебро и золото — Инь и Ян — мужчина и женщина.
Превращение кувшина (кувшин=женщина).
Субличность «девственницы».
Сладость — удовольствие.
Сценарий Евы и Адама. Мистическая трапеза — священный брак. Тема соблазна. Пробуждение эроса. |
идет, пасечник. Лица его я не вижу, оно закрыто сеткой от пчел. Угощаю его медом, и он открывает лицо. На вид ему лет сорок. Красивый, приятно разговаривать. Протягиваю ему яблоко. Он ест. Так здесь красиво, столько красных цветов!
Итак, удобный5 острый меч и чистая красивая ваза, в которую можно поставить цветы и/или налить какую-нибудь «волшебную» жидкость (например, вино, молоко или воду), воплощают одну из самых сильных бинарных оппозиций «мужественность-женственность». Несмотря на модные последние 20 — 30 лет насмешки6 над фрейдовскими идеями о доминировании этой пары в бессознательном человека7, нельзя не согласиться с отцами-основателями психоанализа в том, что наше «внутреннее пространство» и его внешние отражения (сказки, фильмы, игры) часто бывают просто переполнены этими объектами, и желательно научиться использовать их эффективно и по назначению.
Длинное и круглое
1. Меч (и его производные) и ваза представляют собой «выделенные» объекты мира символических образов, обладающие четкими «половыми» признаками и значительными потенциальными возможностями.
2. Могут использоваться как для диагностики психосексуального состояния и образа тела, так и в качестве «волшебных помощников» и важных атрибутов различных символических стратегий.
3. Обретение полноценных меча и вазы обычно происходит в процессе символической инициации.
4. Основными символическими стратегиями при встрече с этими объектами являются преодоление и очищение.
5 Говоря современным языком, дружественный по отношению к пользователю.
6 Как поется в одной известной песенке: «Freud's mystic world of symbols/Wouldn't
leave us mystified,/It's really very simple/That the psyche tries to hide/Thing is a phallic symbol/
If it's longer than it's wide». (Если длина больше ширины, то это фаллический символ).
7 И не только в бессознательном... Да и не только фрейдовскими.
Глава 14 ПОДЗЕМНЫЙ МИР
Все непонятное таинственно и потому страшно.
А. П. Чехов
Пещера — вход в лоно Геи, матери-земли, первобытный1 дом человека. Там живут монстры, дикари и змеи; там через тоннели и лабиринты можно найти проход в подземные глубины. Образ пещеры принято трактовать как преимущественно «женский» мотив, тесно связанный с символикой рождения и материнства. Приведем одно сновидение, ярко иллюстрирующее символические корни этого мотива (Гроф называет это первой перинатальной матрицей).
В., 32 года, сновидение на фоне продолжительного внутрисемейного конфликта (жена В. — член одной «эзотерической» секты):
«Пещера. Достаточно просторная, но меньше, чем купола церквей в обычном представлении. Высота — как две высоты потолков. Стены не отвесные, а как бы ступенями или ярусами. Нежный, мягкий, приглушенный свет... Спокойно. Умиротворение во всем. Ощущение богатства. Кажется, я видел, что все устлано шелками (или какой-то атласной тканью). Я ступаю по мягкому, но упругому (а не твердому типа каменного) покрытию. Если и были богатства (ощущение богатства), то это касалось чего-то материального, скорее всего драгоценные россыпи. Но не конкретное богатство. Там не было еды, запахов еды, я был один. Мне не хотелось ни пить, ни есть. Свет проникал через выход пещеры. Я, наверное, улыбался. Глаза совершенно не напряжены. Я подхожу к выходу из пещеры. Над ним на-
1 Все же русский язык не очень-то «психологичен» — слово primal подошло бы здесь куда лучше.
висает скала, образуя естественный карниз. Я смотрю и вижу, что передомной песчаное морское дно. Карниз массивный, он как бы защищает вход в пещеру от затопления. Наподобие карнизов, которые защищают от дождя подъезды многоквартирных домов. Я стою у выхода из пещеры. Вижу редкие водоросли, большие ракушки. Тепло. Равномерный солнечный свет падает сверху. Я выглядываю из-под козырька (карниз скалы), чуть нагнувшись, и вижу, что вверху поверхность воды переливается светом. Почему-то я уверен, что до поверхности 30 метров. Вода прозрачная. Лучи солнца окрашиваются в изумительный цвет морской воды. Я доволен этой красотой. Спокойно возникает мысль о возможности сплавать на поверхность. Но тут же я представляю себе, что, наверное, такая толща воды будет давить и что всплыть, как воздушный пузырь, не получится. Нужно будет усиленно грести, чтобы достичь поверхности и не застрять посередине во взвешенном состоянии. Наверное, было сомнение в том, что мне хватит воздуха на такой путь. Именно сомнение, а не опасение. И наверх я стремился из чистого любопытства. Именно для того, чтобы убедиться: то умиротворенное восхищение, которое у меня здесь, внизу, останется и там, наверху. Все хорошо».
Символическое бегство в жизнь до рождения, золотой сон об умиротворенном состоянии («все хорошо»), актуализируется в момент серьезного кризиса, когда все способы купирования дистресса не сработали («все плохо!»).
Иногда эффективное взаимодействие в воображаемом пространстве пещеры делает ненужными любые пояснения и интерпретации — конфликтующие биполярные оппозиции разрешаются в трансовом диалоге.
А., неженатый мужчина 28 лет, депрессивное состояние:
— Представь себе, что ты на поляне. Посмотри по сторонам и определи время года и время дня.
— Кругом ни травинки, ни деревца. Это пустыня. Здесь душно. Как-то тревожно, неприятно. Солнце палит, и нет никакого укрытия.
— Оглянись по сторонам.
Это было страшное путешествие. Вслед за шаманом он брел по темным лесам, по высоким отрогам гор и достиг, наконец, входа под землю. Теперь перед ним разверзлись подземные бездны. Д. Кемпбелл. Герой с тысячей лиц |
— Вижу скалу. Иду к ней. В ней пещера. Оттуда исходит какое-то зловоние. Ужасное зрелище. Все в этой пещере кипит и бурлит, словно варится. И такая невыносимая вонь!
— Возможно, тебе придется туда пойти. Для этого ты сможешь использовать специальное снаряжение. Оно находится у тебя в рюкзаке, за спиной.
— Да, здесь есть все, даже скафандр.
— Теперь ты в безопасности.
— Как только я подошел к выходу, из пещеры подул ужасный ветер, это скорее всего смерч. Он несет изнутри грязь, воды. Теперь туда не войти.
— Попробуй закрепиться за что-нибудь.
— Трудно, поток воды вынес меня обратно... Мне противно там находиться.
— Что можно сделать, чтобы там стало уютно?
— Не знаю, может быть, убрать эту грязь и воду. (Пробирается в пещеру и находит способ выпустить воду. Вода хлынула из пещеры. Остается только мусор. Убирает мусор. Теперь здесь можно находиться. Но стены в пещере сдвигаются и, окруженный сплошной каменной стеной, он оказывается в ловушке.)
— Ну нет здесь выхода! Голые каменные стены. Гладкие и прочные. Мне не выбраться. А, впрочем, мне не хочется. Пожалуй, здесь я и останусь.
— Отсюда желательно уйти.
— Не думаю, мне все равно...
— Все же тебе надо выбраться из пещеры.
— Хорошо, я попробую. Вот то место, где я вошел. Его не осилит никто. Если только взорвать. Да, у меня в руках какая-то штучка. Я кручу ее... Взрыв! Меня вынесло... Ой, здесь хорошо! Но вот на меня нападает ужасный монстр. Он меня проглотит!
— Андрей, вернись обратно. Сейчас ты окажешься в прежней ситуации, а выйти тебе нужно будет там, где вошел. А через верх — только в крайнем случае.
— Я борюсь, не получается. Я царапаю стену руками, грызу ее. Нет, я не буду. Опять меня выбросило вверх... Мне плохо, нет сил, не могу заставить себя.
— Попробуй еще!
— Но эта стена... Я бьюсь, кусаю ее... (Дыхание частое, пульс частый.) Выбрался! Двери и стены расступились... Здесь солнце, мне хорошо. Спокойно... Березы... Хочется отдохнуть возле дерева...
Занятие второе
— Лес, зелено. Но чувствую себя не в безопасности. Кругом пещеры, куда бы я ни пошел, везде они. Они хотят меня поглотить. Еще вижу губы, которые тоже хотят меня заглотить. Обхожу, стараюсь не попасться. Вижу родник с водой.
— Выпей из него воды.
— Я хотел зачерпнуть воду рукой, а руку засосало, теперь меня всего, как маленькую птичку, закрутили, и я не могу выбраться.
— Сделай попытку, вырвись.
— Вот я вырвался. Иду дальше... В дереве дупло, оно тоже подстерегает меня и хочет проглотить. Меня что-то захватывает, и я лечу, набирая невозможную скорость. Меня крутит как в трубах-лабиринтах. Я не могу остановиться. Скорость нарастает. Кружится голова...
— Выбирайся любым доступным способом.
— Я выбрался и уже вне лабиринта, но одна моя частичка осталась в нем и продолжает вращаться. Я не могу ее оставить. Придется вновь нырять за ней. И снова невыносимое вращение... Удалось... поймал частичку себя и выбрался... Возвратился на поляну. Удивительно приятная природа...
(После разрешающего переживания улучшается самочувствие клиента.)
В пещере, как и на морском дне, мы часто встречаемся с архетипическими персонажами, обозначающими различные вехи на пути к преодолению симбиотических зависимостей (в виде различных путающих, отвратительных или просто неприятных фигур). Проливая на них свет внимания, мы, тем самым, стремимся отменить различные «мусорные программы», существующие с очень давних времен.
Встреча с негативным женским образом (А., мужчина 37 лет):
— Книга такая большая... Из этой книги появился куст роз... И вот роза как-то так наклонилась, сломалась... лепестки рассыпались... превратились в пыль...
— А что сейчас?
— Лицо девушки с черными волосами, расчесана на пробор... А теперь звездное небо, эти волосы уже не волосы, а темные холмы, на фоне холмов сидит баба-яга...
— Где она находится?
— Холмы сзади, она впереди... У нее котел какой-то кипит...
— Какая она?
— Сгорбленная, большой нос, волосы седые... сначала были черные... Сидит как-то боком...
— Подойди поближе, посмотри в лицо...
— На лице у нее очки... Не смотрит мне в глаза, бормочет чего-то... Была в платке, сняла — и появились светлые волосы... Те перь она не яга, а какая-то женщина со светлыми волосами... Волосы развеваются... Эта женщина скачет на коне...
— Она красивая?
— Да... похоже, это лицо той черноволосой девушки, сейчас у нее стали светлые волосы... На ней такое легкое белое платье... Волосы опять стали черные, потом она ушла куда-то, и появилась какая-то черная гора...
— Давай подойдем поближе, поищем вход...
— Она просто вошла, а я подхожу и вижу какую-то нору, в которую надо пролезать... На корточках залез... Неудобно, голова не проходит...
— Поищи, где-то можно пробраться... Давай поищем выход.
— Пока не получается... Вот вроде как разорвал, словно полотно... Оно было как будто на потолке, и я свалился вниз...
— Где ты сейчас?
— Я в большом-большом помещении, в середине большая лужа или просто вода, в воде отражается конь, на нем сидит девушка, я сижу рядом с ней... У меня за спиной лук и колчан со стрелами...
— Так, а какой-нибудь кинжал или меч...
— Да, вот меч... Рукоятка как будто из камня...
— Давай вернемся к холмам... поищем вход.
— Я один на коне... Вернулся, вход открылся, я зашел, а там большая пещера с каменными сводами... На стенах есть факе-
лы... Освещают факелы... освещают, потом мы стали как-то вниз падать, но падение не резкое, а как бы парение... Погрузились в воду... ушли под воду...
— Что там под водой?
— Длинные водоросли... она как бы окружили и цепляются... Цепляют коня за ноги, мешают... Конь запутался, и я упал...
— И где ты сейчас?
— На этом дне... на песке я вижу какой-то... вроде медальон...
— Посмотрим повнимательнее... Что это за медальон, какого цвета...
— Он как будто из камня... каменистого такого материала, там выгравировано... как будто человек с крыльями...
— Попробуй надеть его.
— Я надел и вижу сверху какой-то световой поток, то ли этот человек... Нет, я сам с крыльями в этом световом потоке...
— И что по сторонам... внизу?
— А внизу девушка... Сейчас я выстрелил из лука... Стрела полетела вверх, она была привязана ко мне, дернула меня, и я куда-то залетел... Гранитный пол гладкий...
— А что наверху?
— Наверху, летает вот эта ведьма... Она то ведьма, то хищная птица... у нее лапы хищной птицы...
Возникающий из черной горы и из темной пещеры (или «норы») биполярный образ женщины — привлекательной и пугающей, молодой и старой, с черными и светлыми волосами — в конечном счете помогает герою получить крылья и полететь вслед за пущенной стрелой. Но в нашем случае Иван-царевич еще не очень скоро получит свою царевну-лягушку... Тема хищного женского доминирования — древний и новый femdom — предчувствие исходящей от женщины опасности останавливает героя на его пути к индивидуации, не позволяя использовать более продуктивные и перспективные стратегии. Но все только начинается,..
Или вот такой скрипт красавицы и чудовища2 (история Зевса и Европы, а еще «Аленький цветочек» или «Обыкновенное чудо») у женщины 27 лет: троглодит с вазой выходит из пещеры, приобретая по пути черты позитивного мужского образа.
И дикарь, и ваза, как легко заметить, при этом довольно сильно изменились... |
Под землей, как и под водой, много разных сокровищ, но чтобы получить их, часто приходится сражаться с их хранителем — змеем, великаном или ведьмой. Это архетипическое сражение с чудовищем (с помощью меча или силой взгляда) в некоторых случаях бывает необходимо для прохождения символической инициации мужчины, как проверка наличия в арсенале психологических ресурсов, стратегий преодоления и борьбы. И, наконец, герой выходит из подземного мира и возвращается на поверхность с некоторыми новыми работающими стратегиями, с новыми ресурсами, которые могут стать доступными в реальных жизненных ситуациях.
2 Интересно, что в менее патриархальных культурах (например, у некоторых северных народов) жених не мутирует в чудовище, а на ночь становится маленькой птичкой, да еще и впадает в подобие летаргического сна.
Свет в конце тоннеля — молодая женщина (26 лет, тревожно-депрессивный синдром) выходит из пещеры с новым багажом жизненных выборов.
Подземелье ведьм
1. Мотив связан с символикой женского начала, рождения и возрождения, сексуальными страхами и их преодолением.
2. Часто обозначает переход — углубление транса, приближение к конфликту или разрешающему переживанию.
3. Тесно связан с перинатальными фиксациями и феноменом возрастной регрессии.
4. В некоторых случаях может означать активацию стратегии ухода как личностную стратегию преодоления психологической травмы.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!