Согласно ГОСТ 18322 – 78 под системой ТО и Р техники понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации ТО и Р и исполнителей, работоспособность и исправность дорожной техники и средств малой механизации на протяжении установленного для них срока службы обеспечивается дорожными организациями путём осуществления мероприятий, предусмотренных системой планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта (ППР). В соответствии с ГОСТ 25646 – 83 «Эксплуатация строительных машин. Общие требования».
ТО и Р находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому их объединяют в общую систему.
Мероприятия по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности машин, предусмотренные системой ТО и Р, выполняют в плановом порядке. Основной их целью является предупреждение чрезмерного износа деталей машин.
Поэтому система ТО строительных машин называется планово-предупредительной.
Техническое обслуживание - это комплекс работ по поддержанию дорожных машин в работоспособном и исправном состоянии при их использовании, хранении и транспортировании, уменьшение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей.
В результате постепенного изнашивания отдельных составных частей машины наступает такой момент, когда их работоспособность невозможно поддерживать техническим обслуживанием. Комплекс мероприятий по восстановлению работоспособности или исправности машин называется ремонтом.
Основные составляющие ТО и Р строительных машин представлены на схеме (Таблица 5).
Все составляющие системы находятся в определённой взаимосвязи и взаимозависимости.
Исключение одного из них приведёт к разрушению всей системы. Невозможно систематически осуществлять ТО и Р без годового или месячного плана, без чёткой организации работ, без материально-технического обеспечения. Поэтому поддержание работоспособности машин на высоком уровне и с минимальными затратами труда, времени, материальных и денежных средств возможно лишь на основе системного подхода к проведению ТО и Р.
Общие положения по ТО и Р строительных машин содержатся в СНИП – III – 1 76.
В их развитие ЦНИИОМТП и ВНИИстройдормаш разработали «Указания по организации ТО и Р строительных машин» (ВСН 6 - 79)(1980 г.), а Минавтотранс РСФСР – «Положение о ТО и Р подвижного состава автомобильного транспорта»(1986 г.).
Рекомендации содержат основные положения ППС ТО и Р строительных машин, в числе которых виды ТО и Р, периодичность, трудоёмкость и продолжительность их выполнения, указания по организации, планированию и учёту мероприятий по ТО и Р машин.
Таблица 5.
Материально-технич. обеспечение
|
Разработка годового плана
|
Разработка месячного плана
|
Установление време- ни проведе ния
|
Правила сдачи в ремонт и выдачи
|
Передвижные мас- терские для ТО
|
Передвиж-ные мастер ские для ремонта
|
Токари, фрезеров щики и др.
|
Медники, аккумуляторщики и др.
|
Установление формы оплаты труда
|
Показатели состояния составных частей
|
Требования к машинам сдаваемым в ремонт и выдаваемым
|
Топливо-масло-заправ-шики
|
Осуществление контроля работ
|
Последователь-ность выпол -нения работ
|
Технические условия на ремонт
|
Эксплуатацион-ные материалы
|
Для каждой строительной машины указания по её ТО и Р излагаются в эксплуатационных документах, поставляемых заводами-изготовителями вместе с машинами.
Изложение в эксплуатационных документах указания по ТО машин являются техническими требованиями заводов-изготовителей к предприятиям и организациям, эксплуатирующим машины.
Выполнение этих указаний строго обязательно на протяжении всего периода эксплуатации машины.
Рекламации к заводу-изготовителю в пределах гарантийного срока службы машин рассматриваются только при условии обслуживания их в соответствии с требованиями, содержащимися в эксплуатационных документах.