Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-06-10 | 511 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Языкознание - одна из древних наук. В то же время это наука многоаспектная, поскольку сложным, многогранным является сам объект этой науки, т.е. язык, который связан с разными сторонами материальной и духовной жизни человека и общества в целом. Различные научные направления делали акцент на тех или иных сторонах объекта, изучали язык в том или ином аспекте; так создавались различные научные направления[2]. Полученные одним поколением ученых знания о языке передавались новому поколению, развивались и совершенствовались; так складывались научные традиции (от лат. traditio "передача").
Наиболее значительными традициями истории языкознания являются древнеиндийская, китайская, античная (греческая и римская), арабская, европейская (включающая русскую лингвистическую традицию), американская.
Первоначально языкознание получило развитие на Древнем Востоке - в Двуречье (Месопотамии), Египте, Индии и Китае. Сознательное изучение языков было вызвано необходимостью создания письменности. Особенно высокого уровня достигло языкознание в Индии. Оценивая роль индийской лингвистической традиции, историк языкознания XIX в. В. Томсен писал: "Высота, которую достигло языкознание у индусов, совершенно исключительна, и до этой высоты наука о языке в Европе не могла подняться вплоть до XIX в., да и то научившись многому у индийцев"[3].
Античное языкознание впервые поставило и по-своему решило ряд теоретических (философских) вопросов, и среди них - вопрос о соотношении между вещью и названием этой вещи, об аналогии (упорядоченности, взаимосвязи между явлениями языка) и аномалии (исключениях, отклонениях от установившейся нормы в грамматике). В александрийский период античного языкознания
(II в. до н. э. - II в. н. э.) возникает и набирает силу наука об изучении текстов художественной литературы - филология, частью которой со временем становится языкознание. К этому же периоду относится и возникновение прообраза европейской грамматики и самого термина "грамматика" (от греч. grámma "буква, написание"). Греческая и римская грамматики послужили образцом для последующих европейских грамматических трудов, в том числе и для "Российской грамматики" М.В. Ломоносова (1755 г.), к которой восходят все современные русские грамматики.
|
ХIX век - период расцвета науки о языке. В начале века возникает сравнительно-историческое языкознание, в основу которого кладется сравнительно-исторический метод, позволивший восстановить древнейшее состояние родственных языков, изучить историю отдельных языков и родственных языковых групп, глубже проникнуть в исторические закономерности развития языков. У истоков сравнительно-исторического языкознания стояли такие ученые, как Ф. Бопп, Я. Гримм, Р. Раск, Й. Добровский, М.В. Ломоно-сов, А.Х. Востоков и др.
В началеXIX в. возникает философское направление (философия языка) как итог общелингвистических исканий ученых Византии, европейского средневековья и эпохи Возрождения. Основателем философии языка является немецкий ученый В. Гумбольдт.
Во второй половине ХIХ в. получили развитие два основных направления: логическое (вРоссии егопредставителембыл Ф.И. Буслаев, автор"Исторической грамматики русского языка") и психологическое, которое нашло обоснование в трудах А.А. Потеб-ни "Мысль и язык" и "Из записок по русской грамматике".
ИсторияязыкознанияпервойполовиныXX в. связана со структурализмом, основной особенностью которого является повышенное внимание к изучению языка как системно-структурного образования, как упорядоченной совокупности языковых знаков. Важнейшими направлениями структурализма являются пражская, копенгагенская, лондонская школы, а также направление американского структурализма.
|
В российском языкознании вплоть до наших дней развиваются традиции трех основных лингвистических школ XIX в.: Харьковской (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский., А.В. Попов, Б.М. Ляпунов, А.И. Соболевский), Казанской (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Н.В. Крушевский, В.А. Богородицкий, С.К. Булич, В.В. Рад-лов, А.И. Александров) и Московской (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, В.К. Поржезинский, Н.Н. Дурново, Д.Н. Ушаков, А.М. Пешковский, М.М. Покровский, М.Н. Петерсон).
В отечественном языкознании XX в. особое внимание уделялось изучению языка как системы, проблеме соотношения языка и мышления, теории и практике создания письменности для ранее бесписьменных языков, созданию грамматик и словарей, разработке теории литературного языка и языковой нормы, стилистике и культуре речи, решению многих вопросов социальной лингвистики. Выдающимся представителем отечественного языкознания в 40-е - 70-е годы был академик В.В. Виноградов, автор капитального труда "Русский язык" и других трудов по русистике. В.В. Виноградов дал обоснование принципиально новой отрасли русистики - истории русского литературного языка.
§4. Роль курса "Введение в языкознание в языковедческой подготовке учителя
Чтение лекционного курса "Введение в языкознание" в университетах России имеет длительную традицию. Этот курс был введен в учебный план филологических отделений университетов во второй половине XIX в. и читался многими выдающимися лингвистами, в том числе академиком Петербургской Академии Наук Ф.Ф. Фортунатовым, членами-корреспондентами Петербургской Академии И.А. Бодуэном де Куртенэ и А.И. Томсоном, профессором Московского университета В.К. Поржезинским, а в советский период - проф. А. А. Реформатским, проф. Ю.С. Масловым, проф. В.И. Кодуховым, проф. Б.Н. Головиным, проф. Л.И. Баранниковой, являющимися авторами учебников и учебных пособий по введению в языкознание.
"Введение в языкознание" является элементарным курсом общего языкознания. Это первая теоретическая дисциплина, которую изучают будущие учителя русского и иностранного языка. Он призван способствовать выработке у учителя правильного, теоретически обоснованного понимания природы языка, задач науки о языке, он знакомит студентов о основными понятиями и соответствующими им терминами языкознания, расширяет кругозор будущих учителей русского языка и подготавливает их к изучению других дисциплин лингвистического цикла, и прежде всего - профилирующей дисциплины "Современный русский язык".
|
Изучение программного материала по курсу осуществляется в трех направлениях: 1) активное восприятие студентами лекционной части курса, 2) отработка ряда вопросов на практических занятиях и 3) самостоятельная работа студентов по усвоению лекционного материала и материала практических занятий, а также чтение и конспектирование рекомендованной учебной литературы.
ОБЩЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА
И ЕГО СТРОЕНИЕ
§5. Языккакобщественноеявление
По своему назначению (функции) язык есть важнейшее средство информационного общения между людьми. Он неразрывно связан с мыслительной деятельностью человека, служит средством формирования и передачи мыслей и эмоций, накопления знаний человека о природе и обществе.
Кроме коммуникативной функции (функции общения), язык обладает способностью формирования мыслей (мыслеобразующая функция) и их выражения (экспрессивная функция). Коммуникативная, мыслеобразующая и экспрессивная функции находятся в диалектическом единстве, они невозможны одна без другой: речевая коммуникация - это обмен мыслями, а обмен мыслями предполагает их формирование и выражение средствами языка. Язык выполняет также важную функцию познания и накопления знаний о природе и обществе, поэтому, кроме названных, выделяют еще функцию познавательную, или когнитивную.
Язык - явление общественное. Он возникает и развивается в человеческом обществе, прекращает свое существование, если прекращает существование народ, который на нем говорит. Если происходит деление народа, то делится на разновидности и его язык.
Строение языка и все изменения, происходящие во внутренней структуре языка, определяются, в конечном итоге, его функционированием в обществе.
По своему строению, "устройству" каждый язык представляет собой исторически сложившуюся систему знаков. Знаками языка являются фонемы, морфемы (суффиксы, приставки, корни и окончания), слова, словосочетания и предложения. Использование говорящими языковых знаков в своей речи подчиняется определенным закономерностям и нормам.
|
Различают парадигматические и синтагматические отношения между знаками языка. В парадигматических отношениях находятся группы однородных, близких по функции языковых явлений, например, формы склонения одного и того же существительного (река, реки, реке, реку, рекой и т.д.) или формы спряжения одного и того же глагола (вижу, видишь, видит, видим и т.д.). Такие группы однородных явлений хранятся в памяти говорящих и представляют собой своеобразный арсенал языковых средств, используемых носителями языка в речи для построения высказываний[4].
Синтагматические отношения между языковыми знаками имеют место в высказывании - грамматически организованном потоке речи. При этом языковые знаки находятся между собой в отношениях поясняемого и поясняющего, как, например, в словосочетаниях зеленый луг, вижу друга, летит высоко и под. Совокупность синтагматических отношений (синтагматика) образует текст - последовательность слов и предложений, построенную по правилам конкретного языка и представляющую собой сообщение[5].
Языковые знаки объединяются в системе языка[6] в подсистемах и уровнях (ярусах). Эти термины обозначают близкие, но не тождественные понятия. Понятие уровня у'же, чем понятие подсистемы: уровнями принято именовать такие подсистемы, которые обладают самостоятельной языковой единицей. Поэтому выделяют уровни фонемный, морфемный, лексемный и синтаксический, которым соответствуют фонемы, морфемы, слова и предложения. В то же время можно говорить о подсистеме, но не уровне словообразования.
В пределах каждой подсистемы структурные элементы языка образуют тесно взаимосвязанные группы. Так, русские фонемы образуют стройное целое: звонкие согласные фонемы противопоставляются глухим, твердые - мягким, огубленные гласные - неогубленным, гласные переднего ряда (и, э) гласным непереднего ряди (у, о). Слова образуют свою подсистему, в которой каждое из слов занимает свое, строго определенное место, выполняет определенную смысловую и стилистическую функцию (ср. синонимы, антонимы).
Вместе с тем, наблюдается взаимосвязь и между языковыми знаками разных подсистем. Предложение, например, включает одновременно в свой состав и фонемы, и морфемы, и слова и даже другие предложения в составе сложного. Тесная иерархическая (ступенчатая) взаимосвязь между языковыми знаками разных подсистем в составе высказывания позволяет выразить законченную мысль.
|
При рассмотрении языковых знаков как элементов структуры языка важно учитывать не только собственные, автономные свойства этих знаков (высоту, силу, огубленность гласной фонемы, характеристику согласной фонемы как губной, переднеязычной или заднеязычной и т.д.), но и те свойства, которые возникают в языковом знаке в результате его взаимосвязи с другими знаками подсистемы. Так, для говорящих по-русски важно не столько то, какой абсолютной высотой, силой, длительностью и тембром обладает тот или иной гласный (допустим, гласный [о]), сколько то, какое место занимает фонема [о] в системе языка, как она соотносится с другими фонемами и как вследствие этого выполняет различительную функцию (ср. стол - стал - стул), существенно не само по себе то, что согласный звук [д] звонкий, а [т] глухой, а то, что в русском языке звонкость фонемы [д] в противопоставлении глухости фонемы [т] способна различать звуковые оболочки слов дом - том, дело - тело, дрель - трель и под. Язык как знаковая система имеет много общего с другими знаковыми системами, функционирующими в обществе, например, военной сигнализацией или сигнализацией на транспорте. В то же время знаковая система языка превосходит все другие системы знаков, которые могут возникнуть лишь на базе естественного языка. Ни одна из иных знаковых систем не обладает такой гибкостью, богатством и разнообразием, как язык.
Среди языковых знаков есть такие, которые сами по себе, изолированно от других знаков, не обладают никаким значением и выполняют функцию различителей звуковой оболочки слов. Такими "различительными", или дифференцирующими знаками являются фонемы (луг - лук, был - бил, стол - столь, рог - рок).
В отличие от фонем слова и морфемы обладают значением, причем в словах это значение определенно, самодостаточно, а в морфемах оно выявляется в составе слова. Слова могут указывать на предметы (дерево, дом, река, гора) или выражать понятия (высота, сила, скорость, бежать, плыть, веселый, счастливый); морфемы указывают на грамматическую форму падежа существительного или прилагательного (например, окончание - у в словах книгу, окну, окончание - ой в существительных сестрой, весной, тропой, окончание - ого в прилагательных молодого, высокого, красного и пр.), на лицо глагола (пиш- у, пиш- ет, пиш- ут), время глагола (говори- л, чита- л), степени сравнения качественных прилагательных и наречий (сильн- ее, сильн- ейш -ий).
В качестве знаков в языке может выступать ударение (ср. насы΄пал - насыпа ΄ л, где ударением различается вид глагола), чередование звуков (ср. собирал - собрал, где глаголы различаются по виду чередованием гласного [и] с нулем звука), порядок слов (ср. десять человек - человек десять, где разный порядок слов указывает на определенность или неопределенность числа объектов), интонация (ср. форму изъявительного наклонения бежим и повелительного наклонения бежим!). В качестве знаков в языке могут выступать и так называемые нулевые морфемы, когда, например, отсутствие в слове окончания само по себе указывает на ту или иную его форму. Так, в существительных дом, дуб, зуб, стол нулевое окончание указывает на падеж, род и число.
Языковые знаки передают не только логическую информацию, но и эмоции говорящего, его отношение к той или иной реалии. Ср., например, существительные с суффиксом - ишк - (домишко, зайчишка), - ищ - (ручища, домище) с соответствующими дом, заяц, рука. Ничего подобного нет в знаках неязыковых систем.
Языковые знаки обладают мотивированностью, причем мотивированность может быть внеязыковой и внутриязыковой. Внеязыковую мотивированность имеют звукоподражательные слова, например, глаголы бахать, мяукать, журчать. Внутриязыковой мотивированностью обладают производные слова (например, слово "лесной" мотивировано словом "лес", существительное "доброта" прилагательным "добрый", глагол "белеть" прилагательным "белый" и т.д.). Предложение мотивировано словами и словосочетаниями.
Всякий языковой знак (например, слово) имеет две стороны: внешнюю, именуемую означающим, и внутреннюю, содержательную - означаемое. Идеальным случаем был бы такой, когда одному означающему соответствовало бы одно означаемое, что мы видим в словах с одним значением (например, в таких, как "безветрие", "недоумение", "негодование"). Однако в преобладающем большинстве случаев одному означающему соответствует несколько означаемых. Так, существительное рука, кроме прямого значения "верхняя конечность человека" может означать: "почерк, подпись" (неразборчивая рука), сторона, направление" (по левую руку, по правую руку), "протекция" (рука в министерстве) и пр. С другой стороны, при нескольких означающих может быть одно означаемое, что наблюдается в случаях синонимии, когда предельно близкие понятия выражаются по-разному (ср. добродушный, благодушный, незлобивый, беззлобный). В языке постоянно наблюдаются изменения соотношения между означающими и означаемыми. "Каковы бы ни были факторы изменяемости, действуют ли они изолированно или комбинированно, они всегда приводят к сдвигу отношений между означающим и означаемым"[7].
Язык и мышление
Язык неразрывно связан с мышлением. Характер этой связи находит объяснение в свете учения русского физиолога И.П. Павло-ва о высшей нервной деятельности человека. И.П. Павлов доказал, что у всех животных, имеющих развитый головной мозг, со временем складывается система условных рефлексов, или ответных реакций на тот или иной раздражитель (температурный, болевой, вкусовой и пр.). Эта система позволяет животным приспособиться к условиям жизни. Павлов именует ее первой сигнальной системой. Она имеется как у животных, так и у человека. Но у человека, наряду с нею, есть вторая сигнальная система. У ребенка уже к концу первого года жизни образуется первая сигнальная система; ребенок реагирует на многие окружающие его вещи и явления: тянется к матери, к игрушкам, не приближается к огню, к царапающейся кошке, плачет при виде человека в белом халате и т.п. Все эти реакции ребенка и есть условные рефлексы, вызванные непосредственными раздражителями - видом объектов, их цветом, запахом, звуками. Одновременно к концу первого года жизни в коре больших полушарий головного мозга ребенка образуются связи, представляющие собой в целом вторую сигнальную систему. Ребенок видит какой-нибудь предмет. Ему называют его многократно одним и тем же словом. Зрительное восприятие (сигнал первой сигнальной системы) связывается в сознании ребенка со звуковым словесным сигналом вторичного порядка. Повторение слова все более закрепляет эту связь, и со временем слово становится заместителем предмета.
Наличие второй сигнальной системы позволяет человеку реагировать на произнесенное другим человеком слово, понять высказываемую мысль, позволяет, следовательно, общаться с помощью слов. Слово для человека такой же реальный раздражитель, такой же сигнал, как для животных температурный, звуковой, световой, болевой и другие раздражители. Но вместе с тем слово не идет ни в какое сравнение с сигналами первичного порядка, так как оно обладает способностью обобщения, тогда как непосредственный, конкретный раздражитель такой способности лишен.
Когда мы слышим слово "стол", то вправе понимать не только какой-то конкретный стол, но и стол вообще, т. е. известный предмет мебели, это слово применимо к бесчисленному множеству предметов соответствующей формы и назначения: большой, маленький стол, стол рабочий, письменный, обеденный, круглый, полированный и т.д. Сам по себе глагол бежать означает всякое быстрое перемещение с помощью ног, слово зеленый охватывает окраску травы и листьев деревьев, крыш домов, мерцание светофора и т.п.
В истории языкознания имели место две диаметрально противоположные точки зрения на взаимоотношение языка и мышления. Одни ученые исходили из ошибочного отождествления языка с мышлением, ставили знак равенства между мышлением и языком. В. Гумбольдт писал: "Духовное своеобразие и строение языка народа настолько глубоко проникают друг в друга, что как скоро существует одно, другое можно вывести из него. Умственная деятельность и язык способствуют созданию только таких форм, которые могут удовлетворить их обоих. Язык есть как бы внешнее проявление духа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык - трудно представить что-либо более тождественное"[8]. Но не менее ошибочной является позиция тех ученых, которые склонны к отрицанию непосредственной связи между языком и мышлением. Диалектико-материалистический подход к проблеме языка и мышления предполагает учет того, что ни мышление, ни язык не составляют некие замкнутые, изолированные сферы, но находятся в зависимости от объективной действительности и от познания человеком окружающего его мира. Сознание вторично по отношению к бытию, и в языках по-разному отражается объективная картина мира. Познание всегда избирательно, т.е. человек познает прежде всего то, что является для него жизненно важным, поэтому результаты познания по-разному отражаются в мышлении, что, в свою очередь оказывает влияние на план содержания каждого конкретного языка, на специфику его системы, и прежде всего лексико-семантической подсистемы. Мышление в целом протекает на основе языка. Но из этого не следует, что все компоненты мысли в каждом конкретном случае имеют обязательно свое словесное выражение. Мышление, оставаясь языковым, может и не быть вербальным (словесным). Сокращение, "сжатие", "пропуск" отдельных элементов словесного кода наблюдается в так называемой внутренней речи. Так, если говорит человек в среднем со скоростью 125-160 слов в минуту, то думает теми же словами в 3 раза быстрее.
Между словом и предложением, с одной стороны, и их логическими аналогами - понятием и суждением, - с другой, нет полного соответствия. Во многих случаях понятие соотносится со словом, а суждение с предложением, однако есть и такие категории слов, которые прямо не выражают определенного мыслительного содержания. Это относится, например, к служебным словам и междометиям. Мысль обычно выражается словом или сочетаниями слов, но она может также выражаться и грамматическими средствами. В высказывании "казнить нельзя помиловать" истинный смысл становится ясным из интонации, которой в письменной речи соответствует запятая, т.е. либо "казнить, нельзя помиловать", либо "казнить нельзя, помиловать". Не лексическими, а грамматическими средствами может передаваться информация о завершенности или незавершенности действия, времени совершения действия, достоверности или вероятности его совершения, о действующем лице и т.д. Ср. говорил - сказал, делал - сделал, плыл - приплыл, работаю - работал, напишу письмо - написал бы письмо, отдыхаю - отдыхает и пр.
В грамматическом строе языков имеются такие категории, которые никак не соотносятся с категориями логики, являются, с точки зрения логики, необъяснимыми. Таковы, например, в русском языке категория одушевленности - неодушевленности и категория грамматического рода. Трудно решить, почему, например, слово " дом " мужского рода, а " река " женского.
Таким образом, взаимосвязь между языком и мышлением, словом и сознанием носит сложный и противоречивый характер; нельзя отождествлять язык и мышление, но нельзя и отрывать мышление от языка. Выдающийся исследователь проблемы Л.С. Выготский в своем труде "Мышление и речь" говорил: "Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле вод. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания"[9].
Язык и речь
Мы уже знаем, что язык - это функционирующая система знаков, важнейшее средство информационного общения между людьми. Как же функционирует язык? При ответе на этот вопрос мы обращаемся к проблеме языка и речи.
Будучи средством общения, язык содержит в себе две тенденции. Тенденция (от лат. tendentia "направленность") - это направление развития явления. В языке такими тенденциями являются, с одной стороны, стремление к устойчивости, постоянству, всеобщности, а с другой, - стремление к изменчивости, текучести, индивидуализации. Это и понятно: с одной стороны, имеет место стремление говорящих к взаимопониманию, а с другой, - потребность в самовыражении, что, в свою очередь, связано с непрерывним прогрессом человеческой мысли и необходимостью передачи накопленных знаний.
Указанные тенденции были отмечены еще В. Гумбольдтом, который говорил, что сформировавшиеся элементы языка образуют "мертвую массу, но в то же время содержат в себе зародыш нескончаемых формаций. На каждом пункте и в каждую эпоху язык является человеку неистощимым рудником, из которого он может извлекать до сих пор не изведанное его умом и не испытанное чувством. В языке накопляется запас слов и правил, которые дают ему самостоятельную силу, действующую в продолжение тысячелетий"[10].
В ХIХ-ХХ вв. было немало попыток осмыслить диалектику взаимоотношений между языком как средством общения и действительной реализацией этого средства в речи говорящих. И.А. Бодуэн де Куртенэ членил лингвистический объект на язык потенциальный и язык реализованный, языковеды Пражской лингвистической школы видели в языковом феномене абстрактную схему и непосредственно речевое данное, Р.О. Якобсон говорит о коде и сообщении; современная формулировка проблемы "язык и речь" принадлежит Ф. де Соссюру, который рассматривает язык как факт социальный, а речь - как явление индивидуальное. Система языка находится в диалектическом противоречии с речью. Речь носителей языка, несущая в себе всегда какую-то информацию, представляет собой не плоское двухмерное фотографическое отражение системы, но отражение преобразованное творчеством говорящего субъекта, поэтому речь богаче индивидуальными чертами, чем системаязыка. В речи мы всегда обнаруживаем наличие таких особенностей, каких может и не быть непосредственно в системе языка, В то же время все речевое так или иначе по своему происхождению является языковым.
Сказанное позволяет понять, почему четкое разграничение между языком и речью вызывает немалые трудности. И все же оно возможно. Прежде всего, язык - это орудие, средство общения, тогда как речь - вид общения, речь возникает в результате использования языка в конкретной ситуации общения. Система языка абстрактна и воспроизводима, она представлена в грамматиках и словарях, речь же - конкретна и неповторима, в ней отражается индивидуальный опыт познания человеком окружающего его мира. Система языка потенциальна и обладает неограниченными возможностями, тогда как речь реальна. Язык объективен и является достоянием общества, речь субъективна и отражает свободное речевое творчество индивидов. Язык обязателен для всех членов говорящего на нем коллектива, речь произвольна и зависит от воли и целевой установки индивида.
Понимание сущности проблемы языка и речи, умение увидеть границу между общим (языком) и отдельным (речью) чрезвычайно важно как для теоретического языкознания, так и для учебного изучения конкретных языков. В любом случае мы стремимся увидеть в языковом явлении, во-первых, нечто общее с другими явлениями языка и, во-вторых, специфическое, характерное только для этого явления. Ярким примером такого подхода может служить изучение языка и стиля писателя.
О взаимодействии языка писателя с общенародным языком хорошо сказал В.Г. Белинский: "Каждый вновь появляющийся великий писатель открывает в своем родном языке новые средства для выражения новой сферы созерцания. Так, например, в грамматическом отношении нет почти никакой разницы между языком Руссо и Жоржа Занда; но зато какая разница между тем и другим языком в отношении к их содержанию! В этом отношении, благодаря Ломоносову, русский язык далеко продвинулся вперед после Пушкина, и таким образом он не перестанет подвигаться вперед до тех пор, пока не перестанут на Руси являться великие писатели"[11].
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!