Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-10 | 308 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
§8. Происхождение языка и образование отдельных
языков
Нельзя смешивать вопрос о происхождении языка как общественного явления с вопросом о возникновении и развитии исторически засвидетельствованных конкретных языков. В первом случае мы рассматриваем факторы, т.е. причины и условия, приведшие к возникновению человеческой речи, учитываем роль трудовой деятельности, социальных условий, в которых складывалась человеческая речь, роль сознания и его неразрывной связи с языком. Во втором случае мы говорим о конкретных исторических путях возникновения и развития отдельных языков или групп родственных языков. При решении этого вопроса находит широкое применение сравнительно-исторический метод, опирающийся на восстановление языка-первоисточника, или праязыка группы родственных языков.
Происхождение языка
Вопрос о происхождении языка всегда интересовал человека. Наукой собрано много легенд и мифов, в которых так или иначе объясняются причины возникновения человеческой речи и многообразия языков. Д.Д. Фрезер в своей книге "Фольклор в Ветхом Завете" приводит легенду восточноафриканского племени ва-се-на, в которой рассказывается о том, что некогда все народы знали только один язык, но однажды во время голода люди сошли с ума и разбрелись в разные стороны, бормоча непонятные слова; с тех пор возникли разные человеческие наречия[12].
У древних греков существовало предание, что в старину люди жили в мире, говорили все на одном языке и управлялись одним богом - Зевсом. Впоследствии Гермес ввел различные наречия и разделил человечество на отдельные народы. Тогда впервые появились раздоры среди смертных, и Зевс, утомленный их распрями, отказался управлять ими и передал свое владычество в руки первого царя на земле.
|
Древние представления людей о происхождении человеческого слова нашли отражение и в Библии: "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым" (Быт., 2, 19-20).
Но уже в античном мире, наряду с легендами и мифами о происхождении языка, появились первые попытки научного объяснения его возникновения. Так, древнеримский поэт и философ-материалист I в. до н. э. Тит Лукреций Кар в своей поэме "О природе вещей", полемизируя с мнением о сознательном изобретении языка, писал:
Предполагать, что один кто-нибудь дал названья предметам
И что оттуда уже люди узнали впервые слова все, -
Было б безумно. Как мог бы один человек обозначить
Вещи все голосом и расчленить языком своим звуки,
А в то же время все прочие делать того не умели?
Нет, человек тот единственный не был бы в силах принудить
Толпы людей к повторенью данных предметам названий[13].
Уже в Древней Греции некоторые мыслители связывали происхождение языка с происхождением человека. К этой мысли склонялся один из последовательных древнегреческих философов-материалистов Демокрит. Первые люди, говорил Демокрит, вели жизнь грубую и звериную; выходя на пастбища и, кочуя, они питались обильными естественными плодами земли и деревьев. А так как их беспокоили звери, то они стали помогать друг другу, собравшись вместе, и вскоре убедились в своем природном единстве. Постепенно они стали произносить слова голосом еще диким и ничего не значащим и обозначать звуками каждую вещь. Но поскольку люди собирались вместе по всему свету, то они составляли в разных местах разные, неоднозвучные слова; отсюда и произошли разные языки.
Античные ученые указывали на то, что дар речи возвышает человеке над всеми живыми существами. "Только человек из всех живых существ одарен речью, - говорил Аристотель. - Голос, которым можно выразить печаль и радость, свойствен и остальным животным, потому что их природные свойства развиты все-таки до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу. Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо"[14].
|
В период средневековья и в Новое время возникло около 500 различных теорий происхождения языка. В течение длительного периода средневековья наиболее авторитетным объяснением происхождения человеческой речи было библейское толкование, и лишь в некоторых случаях наблюдалось отступление от текста Библии. Средневековые философы касались материальных условий возникновения человеческой речи. Так, Григорий Нисский говорил, что строение рта человека приспособлено к произношению членораздельных звуков, причем связывал эту особенность с прямохождением человека и освобождением руки: "Когда телу дана рука, уста свободны для служения слову", - говорил он.
Все существовавшие теории происхождения языка принято делить на индивидуалистические и социальные.
К индивидуалистическим относятся звукоподражательная и междометная теории.
Звукоподражательная теория возникла в античном мире. Ее автор, философ Платон, говорил, что дар речи человека обусловлен инстинктивным воспроизведением окружающих его явлений. Слово, подобно картине, есть не что иное, как подражание вещи, причем как в живописи картины могут быть более и менее удачными, так и в языке слова с разной степенью точности воспроизводят сущность вещей. Аналогичную мысль высказывал Демокрит, утверждавший, что "имена богов - звучащие изображения их [15].
Унаследовавшие идеи Платона стоики (III-I вв. до н. э.) считали, что "первые звуки подражали вещам, а им соответствуют имена". Говорим ли мы о звоне (tinnitus) меди, ржании (hinnitus) лошадей, блеянии (balatus) овец, звучании (clangor) труб, скрип (stridor) цепей, слова эти звучат как сами обозначаемые ими вещи. Средневековый философ Августин (V в.) в подтверждение этой теории приводит факты, когда вещь не звучит, но звуки воздействуют на чувство мягко или грубо. Так, само слово "мягкое" (lene) в произношении звучит мягко, а "грубость"(asperitas) грубо. Мягко для слуха, когда мы произносим voluptas (наслаждение), грубо, когда произносим crux(крест). Слово mel (мед) выражает нечто сладкое, приятно звучит на слух; мягко для слуха, когда мы произносим lana (шерсть), но жестко слово acre (острое).
|
В Новое время в защиту звукоподражательной теории выступал Г. Лейбниц (1646-1716), подтверждавший ее фактами немецкого и других языков. Вместе с тем он признавал, что действие звукоподражательного принципа образования новых слов со временем становится более ограниченным. На смену "естественному подражанию" приходит "символический" принцип. Лейбниц считал, например, что звук "L" выражает нечто мягкое или указывает на скорость, быстроту действия. Так, в немецком leben (жить), lieben (любить) этот звук указывает на мягкость, а в Lauf (бег, пробег), Löwe (лев), Luchs (рысь) - на быстроту (ср. в лат. lion, lynx с теми же значениями).
Теория звукоподражания с некоторыми ограничениями, дополнениями и оговорками дошла до наших дней. Ее поддерживали или развивали В. Гумбольдт (1767-1835), Я. Гримм (1785-1868), Ш. Балли (1865-1947) и другие ученые. На ее основе немецкий языковед Г. Штейнталь (1823-1899) создал ономатопоэтическую теорию,[16] согласно которой связь между словами и их значениями объясняется общностью человеческих эмоций[17].
Основным недостатком звукоподражательной теории является понимание языка как дара природы, как явления индивидуального, а не социального. Эта теория не раскрывает истинных причин возникновения человеческой речи, а лишь объясняет хотя и важный, но не единственный способ взаимосвязи между звуковым комплексом (словом) и образом предмета. Сторонники звукоподражательной теории не учитывают того, что число звукоподражательных слов в языках ограниченно, причем многие из них имеют условно звукоподражательный характер.
Междометная теория происхождения языка, получившая оформление и широкое распространение в ХIХ-ХХ вв., также возникла в глубокой древности. Еще в IV-III вв. до н. э. эпикурейцы утверждали, что возникновение человеческой речи было обусловлено естественной потребностью людей выражать в звуках свое душевное состояние и что первые слова представляли собой инстинктивно выраженные чувства.
|
В ХVIII в. французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712-1778), опираясь на идеи эпикурейцев, развил теорию эмоционального происхождения языка. По мнению Руссо, "первые языки были певучими и страстным", и лишь цивилизация сделала их "простыми и методическими".
Теорию междометий, или эмоционального происхождения языка, в русском языкознании поддержал Д.Н. Кудрявский (1867-1920), считавший междометия своеобразными первичными словами языка, в которых были неразрывно связаны звук и значение. В дальнейшем, по мере превращения междометий в знаменательные слова, звук и значение утратили сходство. Возникновение членораздельной речи Кудрявский связывал с переходом междометий в другие части речи.
Сторонники междометной теории, таким образом, утверждая, что язык сформировался на основе непроизвольно издаваемых человеком звуков - междометий, допускают возможность существования первобытных людей без языка как средства выражения мыслей и признают связь между звуком и чувством первичной, а между звуком и смыслом - вторичной. Тем самым они явно переоценивают роль междометий, число которых в любом языке невелико, даже меньше, чем число звукоподражательных слов.
Первые попытки объяснить происхождение языка теми или иными социальными, а не биологическими причинами относятся к периоду античности. Так, Диодор Сицилийский (ок. 90-21 гг. до н. э.) писал, что вначале люди жили "неустроенной и сходной со зверьми жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был еще бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего"[18].
В ХVIII в. под сильным влиянием рационалистической философии возникает теория общественного договора, одним из представителей которой был Жан Жак Руссо. Он связал эту теорию со своей теорией двух периодов в жизни человечества: первого - "природного" и второго - "цивилизованного". В первый период люди осознавали себя частью природы, и язык возникал при этом из чувств, эмоций людей, во второй ("цивилизованный") период язык становится, по мнению Руссо, продуктом "социальной договоренности" и из богатого и эмоционального превращается в язык сухой, рассудочный.
Доля истины в этих рассуждениях Жана Жака Руссо есть. Действительно, в более поздние периоды развития языка усиливается влияние на него социальных факторов, люди все больше берут под свой контроль язык как важнейшее средство общения. С появлением наук усиливается работа по созданию терминологии (здесь ученые нередко именно "договариваются" о тех или иных значениях терминов).
|
Однако теория общественного договора не дает окончательного решения вопроса о происхождении языка, она лишь проливает свет на то, как влияет на язык в современном обществе так называемый субъективный фактор, т.е. сознательное воздействие человека на язык.
Теория общественного договора неверна уже постольку, поскольку она пренебрегает тем обстоятельством, что для того, чтобы люди могли "договариваться", они должны владеть каким-то средством общения, и их сознание должно опережать появление языка, тогда как развитие сознания находится в прямой зависимости от развития языка.
К числу социальных относится и теория трудовых выкриков, выдвинутая философом Л. Нуаре (1829-1889). Он исходил из того, что мышление и действие были первоначально неразрывны, поэтому совместную трудовую деятельность люди сопровождали теми или иными возгласами, которые помогали ее организовать. Эти трудовые выкрики, первоначально непроизвольные, превратились со временем в символы трудовых процессов, т.е. слова.
Ограниченность теории трудовых выкриков заключается в том, что язык рассматривается не как средство общения и выражения мысли, а только как некое эмоциональное средство, сопутствующее труду.
Кроме рассмотренных индивидуалистических и социальных теорий происхождения языка, существует еще так называемая жеcтoвaя, или кинетическая теория. Ее сторонники полагают, что на начальном этапе формирования человеческой речи человек пользовался не звуковой формой, а жестами. В подтверждение правильности своей теории они приводят многочисленные факты сопровождения речи, наблюдаемые у современных народов, а также факты наличия у некоторых народов, например, у отдельных племен американских индейцев, довольно развитой системы жестового общения.
Один из ученых, придерживавшийся жестовой теории, немецкий психолог и языковед В. Вундт (1832-1920) считал, что некогда существовали два языка - язык жестов и язык звуков, и при этом с помощью жестов выражались представления о предметах, а звуками передавались чувства. Вундт различал жесты указательные, изобразительные и символические (например, символический жест "палец у губ" =молчание).
Жесты, т.е. движения рукой или другие телодвижения, сопровождающие речь, действительно выполняют важную функцию в речевом общении. Они изучаются в одном из разделов современного общего языкознания - паралингвистике - в качестве невербального (неязыкового) средства, сопутствующего речи.
Однако жестовая теория как теория происхождения языка не выдерживает критики, поскольку функция жестов всегда была сопроводительной, жесты могли использоваться только в дополнение к речевому сообщению.
Какие же факторы оказались решающими в процессе становления человеческой речи?
В качестве важных биологических предпосылок возникновения речи следует назвать выпрямление корпуса человекообразной обезьяны, что, в свою очередь, освободило естественное орудие труда - руку - и дало возможность предку человека более свободно пользоваться голосовым аппаратом. Вообще у высших животных довольно развиты средства звуковой и двигательной сигнализации. Эти сигналы не похожи на слова, так как лишены предметного значения, но они используются животными в определенной ситуации (опасность, наличие пищи и пр.) и воспринимаются другими животными.
Выделение человека из мира животных, как показал Ч. Дарвин, шло в течение многих тысячелетий. Примерно миллион лет назад появились древнейшие предки человека - питекантропы. По своему физическому типу они представляли собой переходную ступень от обезьяны к человеку, однако их отличало от других животных умение изготавливать простейшие орудия труда и пользоваться ими.
Изготовление орудий труда и их использование требовали от первого человека не только физических, но и умственных действий. Сознание, как и язык, возникает только в процессе общественно-производственной деятельности человека, так как именно в этой деятельности человек открывает все новые свойства предметов и дает им те или иные названия. Со своей стороны, язык оказывает влияние на развитие сознания, закрепляя достижения мыслительной деятельности.
Накопление опыта требовало его систематизации, а это, в свою очередь, приводило к появлению слов-предложений, выделению представлений о предмете, его действии и признаке, субъекте и объекте действия, его месте и направлении и т.д. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству.[...] Благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их"[19].
Суммируя все оказанное, можно сделать следующие выводы:
1) происхождение языка следует рассматривать в связи с происхождением человека (homo sapiens) и человеческого общества;
2) вопрос о происхождении языка может быть решен только с учетом данных этнографии, палеоантропологии, археологии, лингвистической палеонтологии и других наук;
3) язык появился тогда, когда у предков человека в процессе совместной трудовой деятельности возникла потребность общения, потребность что-то оказать друг другу;
4) совокупность коммуникативных фактов с самого начала должна была обладать функциями настоящего языка: сообщать, называть вещи и явления действительности, выражать понятия, чувства и желания и т. д.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!