Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Алфавит, происхождение современных алфавитов

2017-06-10 265
Алфавит, происхождение современных алфавитов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Звуки речи передаются на письме графически, т.е. посредством разработанной системы знаков, доступных зрительному восприятию. Совокупность таких знаков, или букв, расположенных в определенном порядке, именуется алфавитом (от названия начальных букв греческого алфавита álpha и bétos, ср. русскую кальку "азбука" - от наименования начальных букв славянского алфавита азъ и буки).

 

Финикийское письмо и восточные алфавиты

Финикийское письмо[35] состояло из 22 знаков, каждый из которых обозначал отдельный звук речи: никаких других знаков (логографических, слоговых) в финикийском письме не было, поэтому финикийское письмо - одна из первых в истории человечества чисто звуковая система письменности[36].

Финикийское письмо носило консонантной характер, т.е. с помощью букв обозначались согласные или полугласные фонемы, что соответствовало особенностям грамматического строя и морфемной структуре слова финикийского языка. Финикийские буквы обладали простой и удобной для запоминания формой. Каждая из букв имела название, а в совокупности они располагались в определенном порядке, который впоследствии стал именоваться алфавитом. Направление письма у финикийцев было горизонтальное справа налево, слова, как правило, не разделялись. Простота и легкость финикийского письма послужили причиной очень быстрого его распространения. Постепенно возникает искусство красивого и четкого письма - каллиграфия (от греч. kalligráphia "красивый почерк").

Распространение удобного финикийского письма наблюдается с IX в. до н. э.; в настоящее время установлено, что более четырех пятых известных нам алфавитных систем возникло так или иначе из финикийского письма. Непосредственным продолжением финикийского письма является карфагенский пунический алфавит, моавитское и арамейское письмо. Значительное сходство с финикийским сохранил и древнегреческий алфавит, особенно в своей архаизированной форме.

Арамейское письмо представляет собой вид консонантного письма, возникшего у арамеев[37] на базе финикийской письменности, древнейшие его памятники относятся к IX-VIII вв. до н. э. Несмотря на то, что в период возникновения этого вида письменности большая часть арамеев находилась под властью ассирийцев, арамеи не только не приняли ассирийского письма (клинописи), но даже распространили свой алфавит среди соседних племен и народов.

Арамейское письмо распространилось на восток и достигло монголов и маньчжуров, а также на юг - к арабам. Арабским алфавитом пользовались и пользуются многие народы, в том числе народы Ирака, Сирии, Ливана, Иордании, Кувейта, Саудовской Аравии. Объединенных Арабских Эмиратов, Египта, Судана, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Сомали. Арабское письмо, как и финикийское, носит консонантный характер. Оно сложилось в IV в. до н. э. - I в н. э., особенно значительное распространение получило после завоевания арабами Передней Азии в VII в.н. э.

Греческий алфавит

Греческое письмо, возникшее предположительно в IX-VIII вв. до н. э., восходит к финикийскому письму, однако, в отличие от него, является не консонантным, а вокализованно-звуковым, т.е. в нем, кроме букв, обозначающих согласные, появились буквы для передачи гласных звуков, что следует рассматривать как новый этап в развитии письма.

До возникновения алфавитного письма греки пользовались слоговой крито - микенской письменностью. В своем классическом виде греческий алфавит, состоящий из 27 букв, сложился в начале V в. до н. э., новогреческий алфавит включает 24 буквы (см. табл.).

 

Начертание Название Латинская транскрипция Произношение
A a B b G g D d E e Z z H h Q J I i K k L l M m N n X x O o P p R ρ S s V T t U u F j C c Y y W w альфа бета (вита) гамма дельта эпсилон дзета (зита) эта (ита) тхета (фита) йота каппа ламбда мю (ми) ню (ни) кси омикрон пи ро сигма тау (тав) юпсилон (ипсилон) фи хи пси омега a b g d e z e th i c l m n x o p r s t y ph ch ps o ă, ā б (в) г д э (краткое) дз () (долгое) т, тх, (ф) й, к л м н кс ŏ (краткое) п р с т ю (и) ф х пс ō (долгое)

 

Направление письма менялось: первоначально греки писали справа налево, затем некоторое время существовал особый способ письма - бустрофедон ("поворот быка"), при котором строки шли попеременно то справа налево, то слева направо, как ведет борозду бык на пашне; впоследствии утвердилось привычное для нас письмо слева направо.

Вокализованно-звуковое греческое письмо разделилось на две ветви: восточно-греческую и западно-греческую, а каждая из них, в свою очередь, расчленилась на несколько местных разновидностей, различавшихся начертанием отдельных букв. Восточно-греческое письмо развилось в византийское и легло в основу славянской кириллицы, а также армянского и отчасти грузинского письма. Западно-греческое письмо стало исходным для латинской и древнегерманской рунической письменности.

В византийский период (IV-XV вв. н. э.) оформилось два начертания букв греческого алфавита: прописное, или маюскульное (от лат. majus "больший") и строчное, или минускульное (от лат. minus "меньший").

 

Латинский алфавит

Вокализованно-звуковое латинское письмо восходит к западно-греческой ветви письменности, им пользовались с VII в. до н. э. древние римляне. Название происходит от наименования италийского племени латинов, населявшего некогда центральную часть Апеннинского полуострова.

Подобно грекам, римляне писали первоначально справа налево и вертикальным бустрофедоном, и лишь в IV в. до н. э. прочно утвердилось направление письма слева направо. Знаков препинания в античном письме не было, отсутствовало деление на прописные и строчные буквы, слова отделялись специальными разделительными знаками наподобие точек, расположенных на уровне середины букв. В латинском алфавите большинство западно-гречес-ких букв сохранило свое начертание.

В течение многих столетий латинское письмо развивалось стихийно, но уже ко II-началу I вв. до н. э. складываются два типа написаний: 1) монументальное, квадратное, или лапидарное письмо, служившее для надписей особенно важного содержания, и 2) курсивное, т.е. беглое, повседневное письмо, допускавшее те или иные индивидуальные отклонения. Большим разнообразием отличалось латинское письмо в средние века. Появляется деление букв на прописные и строчные, появляются знаки препинания и диакритические знаки. В эпоху Возрождения наблюдается тенденция к округлым формам латинских букв, результатом чего явилось появление так называемого гуманистического письма, которое легло в основу большинства печатных и рукописных шрифтов нового времени.

Латинский алфавит оказал огромное влияние не только на формирование письменности народов Европы. В связи с великими географическими открытиями и проникновением европейцев в Америку, Австралию, а также в Африку и Азию, латинский алфавит распространился далеко за пределы Европы. В настоящее время насчитывается более 70 алфавитов на латинской основе: свыше 30 европейских, 20 азиатских и около 20 африканских. Латинским алфавитом пользуются французы, немцы, англичане, испанцы, португальцы, шведы, датчане, норвежцы, финны, венгры, эстонцы, латыши, литовцы, поляки, чехи, словаки, хорваты и другие народы.

При использовании латинского алфавита для обозначения на письме звуков в разных языках практикуется применение диакритических знаков и лигатур.

Диакритические знаки (от греч. diakritikόs"служащий для различения") - различные надстрочные или подстрочные знаки, служащие для изменения или уточнения значений отдельных букв.

Диакритические знаки указывают на то, что данную букву следует читать по-иному, например, чешск. č обозначает звук [ч], ř - согласный [рж], ž читается как [ж], этот же звук в польском языке передается буквой с диакритическим знаком ż, польск. ł указывает на твердый звук [л]. Ср. чешск. řeč (речь), польск. żółty (желтый), zły (плохой, злой).

Кроме знаков, указывающих на то, как должна читаться буква, существуют еще просодические диакритические знаки, указывающие на долготу или краткость звука, ударение и тоны Так, в сербохорватском языке по-разному обозначаются разные виды ударения.

Лигатура (от лат. ligatura "связь") - соединенное написание нескольких букв, передающих один звук. Таковы в польском языке sz [ш], cz [ч], в немецком ch [х], sch [ш], в английском sh, kh, tch.

 

Славянская письменность

Славянский алфавит возник не позднее 2-й половины IX в., до крещения славян в 988 г., о чем свидетельствуют многие исторические факты. Так, болгарский писатель Храбр, живший в Х веке, в одном из своих сочинений ("О письменах") рассказывает, что еще во времена язычества славяне читали и писали при помощи "черт" и "резов". Об этом же свидетельствует показание арабского писателя Аль-Массури (ум. в 954 г.), который при описании языческого храма славян отмечает, что он видел камни с надписями.

О древних истоках письменности восточных славян свидетельствуют раскопки, произведенные уже в наше время (в 50-х годах XX в.) профессором А.В. Арциховским в Новгороде. При раскопках были обнаружены надписи на бересте (верхнем слое коры березы), относящиеся к IX-XI вв., надпись на сосуде Х в., на кирпичах и других изделиях ремесла. Все это позволяет сделать вывод, что восточные славяне пользовались письмом уже в IX-XI вв.

Известны 2 славянских алфавита: глаголица и кириллица. Они совпадают по составу, расположению и значению букв, но значительно различаются формой букв. Полагают, что глаголица (от ст.-сл. глаголъ "слово, речь"), как и кириллица (по имени ее создателя Кирилла), создана древними славянскими просветителями братьями Кириллом и Мефодием в разные периоды их просветительской деятельности (глаголица раньше кириллицы). Кириллица, которая легла в основу русского, болгарского и сербского алфавитов, а также алфавитов, созданных на русской основе, была создана в 863 г.

Кириллица представляет собой результат творческой переработки византийского греческого уставного письма, т.е. письма с геометрически четким очертанием букв. Кроме букв, непосредственно заимствованных из византийского устава (А, В, Г, Д, Е, З, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, и др.), в кириллицу были включены дополнительные буквы: буки (Б), живете (Ж), цы (Ц), червь(Ч), ша(Ш). шта (Щ). ер (Ъ), еры (Ы), ерь (Ь), ять (ѣ), юс большой (ѫ), юс малый (¤), а также йотированные "а" ("),"у" (þ), "э" (~). Буквы ω, θ, π использовались как цифровые знаки, и в заимствованных словах.

В 20-30-е гг. XX в. в СССР развернулось широкое культурное строительство, в этот период реформировались старые и создавались новые алфавиты. Многие из них первоначально создавались на латинской основе, а затем большинство их них было заменено алфавитами с кирилловской основой. В алфавитах, созданных на основе кириллицы, используются 33 буквы русского алфавита, а также около 60 различных дополнительных букв.

 

Графика

Графика (от греч. "gráphō "пишу. рисую, черчу") - это буквы алфавита и диакритические знаки в их отношении к звуковому строю языка. Графика изучает соотношение букв и соответствующих им звуков.

Самым простым случаем соотношения звуков и букв является такой, при котором сохраняется алфавитное значение букв при написании слов, напри мер, дом, стол. моль [ мол ,]). Однако уже в таких написаниях, как вода, сделать и многих других алфавитное значение букв " о ", " с ", " д ", " а " не сохраняется, так как гласные фонемы [о] и [а] подвергаются редукции в слабой позиции, согласная фонема [с] озвончается перед следующей звонкой фонемой [д] и произносится как [з], а согласный [д] смягчается перед гласным переднего ряда [е], т.е. мы произносим в[^]да, [з'д']елать, хотя пишем вода, сделать.

Следовательно, одна и та же буква может читаться по-разному, может передавать разные звуки. Эти различия наглядно демонстрируются при сравнении орфографического написания слов с написанием тех же слов в фонетической транскрипции, ср.: водоворот [въдъв^ро'т], луг[лу'к], река [р,эика'] и под.

Различное обозначение одной и той же фонемы разными буквами и обозначение одной и той же буквой разных фонем в русском языке объясняется слоговым принципом графики. Этот принцип состоит в том, что чтение буквы определяется ее сочетанием с другими буквами. Так, "с" читается по-разному в словах сон, сбросить, сила и сшить ([с]он, [з]бросить, [с,]ила, []ить).

Слоговым принципом русской графики объясняется и правило чтения букв " е ", " я ", " ё ", " ю ". В начале слова и слога (т.е. после гласных и разделительных букв "ъ" и ь") эти буквы обозначают два звука:[j] +соответствующий гласный: [э], [а], [о], [у]. А в положении после буквы, обозначающей какой-либо согласный звук, буквы " е ", " я ", " ё ", " ю " указывают на мягкость этого согласного. Ср., с одной стороны, [jэл']. [jо]лка, [jу]г, а с другой, - [л,э]то, [д,ад,]а, [с,о]ла, [л,ук].

Слоговой принцип графики предполагает не побуквенное, а слоговое обучение чтению, т.е. чтению по слогам.

Хотя слоговой принцип и является наиболее рациональным и ведущим в графике, однако он не проводится последовательно во всех словах. В тех случаях, когда есть несколько возможностей обозначения одной и той же фонемы разными средствами, правильное написание определяется орфографией.

Орография

Орфография (от греч. orthós "правильный" и gráphō "пишу"), или правописание, - это совокупность норм и правил письма. Орфография предписывает правила употребления букв, устанавливает слитное, раздельное и дефи'сное (через черточку) написание слов, правила переноса и сокращения слов.

Правила передачи звуков речи буквами регулируются несколькими принципами, среди которых основными являются фонетический, фонематический, морфологический, традиционно-исторический (этимологический) и идеографический, или символический. Принципы орфографии определяют выбор одного написания в тех случаях, когда возможны несколько разных написаний, т.е. несколько орфограмм.

Фонетический принцип опирается на произношение звуков, отражает на письме их произношение. Так пишутся слова дом, день, лук, бессильный, разыграть, подытожить, цыпленок, огурцы и др.

Этот принцип не является главным для русской орфографии, но широко представлен в орфографиях белорусской и сербскохорватской. Например, в белорусской орфографии отражается акающее произношение безударных гласных: вада, горад, сталы, галава, нага, вясна (ср. весны), бяроза (рус. берёза).

Фонематический принцип состоит в том, что каждая фонема передается одной и той же буквой, независимо от ее произношения в сильной или слабой позиции, например словоформы дуб и дуба пишутся одинаково, хотя фонема /б/ произносится по-разному (в форме дуб она оглушается, а в форме дуба находится в сильной позиции и потому сохраняет свою звонкость). Аналогично написание слов луг, вода, пароход и др.

Основные правила русской орфографии основаны на фонематическом принципе (правила написания безударных гласных, написания звонких и глухих согласных на конце слова или в сильной позиции - перед гласными, сонорными и перед /в/ и др.).

Морфологический принцип заключается в единообразном написании одной и той же морфемы, как бы ни изменялось ее произношение. Этот принцип реализуется в русском языке как в словах с четкой морфемной структурой (водоворот, переходить, востоковед), так и в словах с непроверяемыми гласными: дорога, корзина, ноябрь, олень, товар; багаж, вагон, асфальт, инженер, кефир, ревизор, запятая, мятеж, месяц, горизонт, институт и пр.

Морфологический принцип допускает вариантное написание морфем с историческими чередованиями: друг - друж - ба - друзь - я, рук - а - руч - ной, свет - ить - свеч - а - о - свещ - ение, люб - ить - любл - ю, вед - у - вес - ти - ве - л.

При реализациии традиционно - исторического, или этимологического принципа орфографии сохраняются написания, утратившие свою мотивированность, которую они имели в прошлом.

К таким русским написаниям относятся, например, написание существительного помощник (произносится помо[ш]ник), являющееся по происхождению старославянским. Старославянскому звуку [щ'] в русском соответствует [ч], поэтому мы должны были бы писать либо " помочник " (по этимологии), либо " помошник " (по фонетическому принципу), но по традиции пишем " помощник ". По традиции пишется "и" после шипящих (жизнь, шило), мягкий знак после "ж", "ш" на конце слова (сидишь, рожь, мышь). Подобные написания объясняются тем, что в древнерусском языке звуки [ж] и [ш] были мягкими, позднее отвердели.

В русской орфографии до ее реформы в 1917 г. было гораздо больше традиционно-исторических написаний; писали, например, ея вм. ее, окончания аго, яго в прилагательных, употребляли в написании буквы фиту и ижицу.

Особенно много традиционно-исторических написаний в английском языке: knife [naif] "нож", weigh [wei] "взвешивать", thread [θred] "нить", root [ru:t] "корень" и др.

Идеографический, или символический принцип характеризуется тем, что он опирается на смысловые различия близких написаний, например, компания ("группа лиц, проводящих вместе время") и кампания (совокупность мероприятий"), ожог (существительное) и ожег (форма глагола), плач (существительное) и плачь (глагол), балл (отметка) и бал (танцевальный вечер), туш (музыкальная пьеса) и тушь (черная краска), орел, любовь, надежда, вера (нарицательные существительные) и Орел, Любовь, Надежда, Вера (имена собственные).

В немецкой орфографии в соответствии с этим принципом с прописной буквы пишутся все имена существительные, что позволяет отграничить их от омонимичных слов других частей речи: Sein "бытие" и sein "быть", Gut "имущество" и gut "хорошо, хороший".

Транскрипция

Транскрипция (от лат. transcriptio букв. "переписывание") - способ однозначной передачи на письме звукового состава языка В зависимости от того, какие именно свойства звуковых единиц отражает транскрипция, она может быть фонетической и фонематической.

Основное требование, предъявляемое к фонетической транскрипции, - однозначное соответствие графическому знаку транскрибируемого звука.

Знаками фонетической транскрипции служат буквы латиницы и кириллицы, а также различные диакритические знаки. На латинице основана транскрипция Международной фонетической ассоциации (транскрипция МФА), а на основе русского алфавита разработана русская фонетическая транскрипция, правила которой сводятся к следующему:

- указывается место ударения знаком ;

- обозначается мягкость согласных знаком , (апострофом), кроме согласных, которые в современном русском языке являются всегда мягкими [j], [ч] например, [ с , ин , ий ];

- аккомодация гласных под воздействием на них мягких согласных обозначается точкой или двумя точками: [ в ,. алый ], [ ма . т ,], [ м ,. а . т, ];

- неслоговой гласный обозначается дужкой, а слоговой согласный - кружочком или точкой под буквой: [и], [], [];

- долгота звука обозначается черточкой над буквой или двоеточием после буквы: [ыт,], [ш:ыт,];

- буквы е, е, ю, я не используются; вместо них в начале слова и после буквы, обозначающей гласный звук, пишется [j] и соответствующая буква, обозначающая гласный [э], [о], [у], [а], а после буквы, обозначающей согласный звук, ставится знак мягкости;

- вместо буквы "щ" по произношению пишется ([,] мягкое долгое): [,]и, [,]ука, [,]етка;

- звук [j] передается буквой "й" или латинской j: [jэ]сть или [йэ]сть, [jo]рш и [йо]рш, [jу]ла или [йу]ла, [jа]сень или [йа]сень;

- звонкий фрикативный согласный, соответствующий глухому [х], обозначается греческой буквой [γ] (гамма): [слуγ был] "слух был";

- для обозначения звонких аффрикат, появившихся в результате озвончения [ц] и [ч] перед звонкими согласными, используются графемы "дз", "д,ж,": оте[ц] - оте[дз] был дома, до[ч] - до[д,ж,] была дома;

- для обозначения редуцированных первой позиции, появляющихся на месте [о] и [а], используется графема [Λ]: в[Λ]сток, з[Λ]бор;

- буквы "ъ" и "ь" служат для обозначения редуцированных гласных второй позиции (знаком [ъ] - редуцированный среднего ряда, знаком [ь] - редуцированный переднего ряда);

- гласный, средний между [и]-[э], появляющийся в первой позиции после мягкого согласного на месте фонем /э/, /о/, /а/, обозначаются графемой эи или иэ в зависимости от акающего или икающего варианта произношения п[эи]так и п[иэ]так, л[эи]цо и л[иэ]цо;

- для обозначения редуцированных первой степени, появля-ющихся на месте фонемы /э/ после твердых согласных, применяется графема [ыэ]или [эы]: [жэы]сток или [жыэ]сток, [шыэ]стой или [шэы]стой, [цыэ]на и [цэы]на;

- речевые такты отделяются один от другого пробелами, синтагмы - одной вертикальной чертой, а фразы - двумя вертикальными чертами; прописные буквы и знаки препинания не употребляются; транскрибируемый текст, слово или отдельные звуки заключаются в квадратные скобки;

- проклитики и энклитики пишутся слитно со словами, к которым они примыкают, или объединяются с ними лигой.

В транскрипции МФА содержится значительное количество знаков для передачи разных типов гласных звуков:

- долгота гласного обозначается знаком: ([а:], [о:], [е:], [i:] и др);

- носовой признак гласного обозначается знаком ~ над буквой, именуемым тильдой;

- дифтонги передаются лигатурами c дужкой под ними или над ними: au, ou, еi, ua или аu, ou, ei, uа и под.;

- открытые гласные передаются знаками ε, œ, а закрытые - о, е, u, ø и т.д.

- в транскрипции содержится знак для передачи нейтрального звука - ə

- согласные обозначаются буквами b, p, v, f, d, t, g, k, s, z, m, n, l, r, j, h, а также особыми знаками - для твердого ł, межзубных согласных ð, θ, аффрикат ts, dz и др.

Фонематическая транскрипция служит для передачи каждого слова по составу фонем, не отражая их вариаций и вариантов. В фонематической транскрипции каждая фонема, независимо от позиции, обозначается одним и тем же знаком. Она близка к системе орфографии, опирающейся на фонематический принпип (например, русской), но далека от тех систем орфографии, в основу которых положен фонетический принцип (белорусская, сербскохорватская орфографии) или традиционно-исторический (английская, французская орфографии).

В фонематической транскрипции текст заключается в ломаные скобки < >, ударение не ставится, а транскрибированные морфемы в пределах слова соединяются дефисами. Сопоставляя слова, транскрибированные в фонетической и фонематической транскрипции, увидим разницу в их передаче: [въдъвΛро'т], [вΛда'], [пърΛхо'т], [jа'блъкъ], [вΛсхо'т], [п,ьр,эихо'т], [вы'стр,ьл], [вы'съхнут,], [cъдΛво'т] (фонетическая транскрипция); <вод-о-ворот>, <вод-а>, <пар-о-ход>, <jаблок-о>,<вос-ход>, <п,эр,э-ход>, <вы-стрел>, <вы-сох-ну-ть>, <сад-о-вод> (фонематическая транскрипция).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.