Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-06-10 | 259 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Словосочетание - это синтаксическая единица, образуемая соединением двух и более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи: согласования, управления или примыкания.
Существует два основных типа синтаксической связи слов: сочинительная связь, или сочинение, и подчинительная связь, или подчинение.
Сочинительная связь характеризуется равноправностью входящих в словосочетание слов, что легко доказывается их перестановкой без существенного нарушения смысла (реки и горы - горы и реки, я или ты - ты или я, сильный, но непродолжительный - непродолжительный, но сильный).
При подчинительной связи отношения между компонентами словосочетания неравноправные. Основными типами подчинительной синтаксической связи слов являются согласование, управление и примыкание.
Согласование - такая подчинительная связь, при которой в зависимом слове повторяются грамматические значения главного слова словосочетания, причем при изменении главного слова изменяется и зависимое. Во флективных языках, какими являются, например, русский или немецкий, согласование особенно часто используется для выражения отношения между определяемым и определяющим словом (высокий дом, высокое здание, высокая башня).
Число грамматических значений, которое повторяется в определяемом слове, зависит от количества грамматических значений главного слова и от количества словоизменительных категорий, присущих зависимому слову. Например, в русском языке прилагательное в функции определения согласуется с существительным в роде (в формах ед.ч.), числе и падеже (зеленый луг, зеленого луга, зеленому лугу и т.д.).
Иногда как согласование понимается связь между главными членами простого двусоставного предложения, например, Птица летит. Лес шумит. Однако связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной, и именуется такая связь координацией.
|
Конкретные правила согласования в разных языках различны и определяются особенностями грамматического строя языков.
Управление - подчинительная связь, при которой главное слово словосочетания требует постановки зависимого слова в определенной грамматической форме, причем изменение формы главного слова не ведет к изменению формы управляемого слова.
В индоевропейских языках управление проявляет себя в присоединении к главному слову словоформы существительного в определенном косвенном падеже с предлогом или без предлога: вижу друга, вошел в лес, плывет по морю. Управление без предлога именуется беспредложным, а управление, осуществляемое посредством предлога, - предложным.
Различают сильное и слабое управление. Сильным называется управление, когда наличие при глаголе управляемого существительного обязательно: избирать кого - что - н., уважать кого - что - н, изучать кого - что - н., достигнуть чего - н., радоваться чему - н., помогать кому - н., завидовать кому - н., принадлежать кому - н., интересоваться чем - н., руководить чем - н., становиться кем - н. и т.д. Управление, при котором нет такой сильной зависимости между глаголом и существительным, именуется слабым.
Управление может быть вариативным, т.е. допускающим разные грамматические формы существительного: сказать, сообщить, говорить, написать, узнать, вспомнить - кого - что - н., о ком - чем - н., про кого - что - н. и т.п.
Наблюдается зависимость управления глагола от его словообразовательной структуры, чаще всего - от наличия в нем тех или иных префиксов; при этом часто наблюдается повторение префикса в предлоге: отъехать от города, отделаться от просителя, отвыкнуть от удобств, дойти до реки, долететь до гнезда, добраться до ночлега, напасть на врага, наступить на монету, налететь на дерево; префиксальный глагол может требовать существительного с предлогом, не совпадающим материально с префиксом: забраться в палатку, закутаться в шаль, перейти через поле, переехать через реку, углубиться в лес и пр.
|
Примыкание - подчинительная связь, при которой форма подчиненного слова словосочетания не зависит от главного слова и не подвергается изменениям. При примыкании близкие по смыслу и образующие словосочетание слова располагаются в непосредственной близости. Термин "примыкание" возник в русском языкознании как противопоставление согласованию и управлению; в английской, французской и других грамматиках он используется редко.
Различают собственно примыкание и падежное примыкание. В первом случае в качестве подчиненного слова выступают неизменяемые части речи: наречие, инфинитив, деепричастие и формы сравнительной степени (чай вприкуску, кофе по - турецки, шапка набекрень, дверь налево, кватира напротив, взгляд исподлобья, пальто наизнанку, лекарь поневоле; велел сказать, приказал работать, разрешил идти, позволил войти, предложил отказаться, заставил поехать; сидеть согнувшись, работать напрягаясь, говорить не переставая, петь заливаясь, ехать быстрее, работать лучше, уставать сильнее).
При падежном примыкании к главному слову примыкают предложно-падежные формы: уйти из дома, достать из шкафа; тропинка из рощи, ария из оперы, случай из практики; плакать от радости, смеяться от души, лекарство от гриппа; спать до рассвета, уехать до понедельника, читать без очков, действовать без шума; стол для заседаний, концерт для скрипки, искусство для искусства и т.д.
В качестве как главного, так и зависимого компонента словосочетания при примыкании могут выступать все знаменательные части речи.
Примыкание, как и управление, может быть сильным и слабым, но в большинстве случаев это слабая связь. Сильная связь наблюдается лишь тогда, когда господствующее слово информативно недостаточно и требует обязательного пояснения: например, находиться - близко, далеко, вблизи, в отдалении, в помещении и пр.
При слабом примыкании возникают многочисленные совпадающие по смыслу словосочетания: работать дома - на дому; выступать коллективом - выступать коллективно; читать ночью - читать по ночам, стричься ежиком - стричься под ежика, вернуться героем - вернуться как герой; гулять вечерами - гулять по вечерам; идти улицей - идти по улице и т.п.
|
Существует несколько классификаций словосочетаний. Словосочетание может быть свободным и несвободным. В свободном словосочетании сохраняется самостоятельность лексических значений входящих в него знаменательных слов (поливать цветы, поливаю цветы, поливал цветы, буду поливать цветы). В несвободном словосочетании лексическая самостоятельность входящих в него слов ослаблена или утрачена полностью, и оно приближается к отдельному слову (лексикализуется), см. §82.
По своему составу свободные словосочетания могут быть простыми, сложными и комбинированными. Простое словосочетание возникает на основе одиночной, двойной, или тройной сильной связи (новый дом, читать книгу, ехать быстро, находиться близко; отдать книгу товарищу, открыть дверь гостю). Сложное словосочетание возникает на основе двух и более разных связей, исходящих из одного главного слова, например, увлекательная поездка в город (увлекательная поездка и поездка в город), жаркий июльский полдень (жаркий полдень и июльский полдень), долгожданный час встречи (долгожданный час и час встречи) и пр.
Словосочетания классифицируются в зависимости от того, слово какой части речи является главным, на глагольные (прочитать книгу), субстантивные (новый дом), адъективные (стержневое слово - прилагательное, например, склонный к размышлению) и наречные (высоко в горах).
Словосочетание служит средством номинации, т.е. наименования предметов, явлений, процессов, качеств, которые называются главным словом и уточняются зависимым компонентом (белый снег, широкое озеро, писать письмо, яйцо всмятку, шагать весело, очень близко). Способность слова сочетаться с другими словами зависит как от грамматических свойств этого слова (прежде всего от отнесенности слова к той или иной части речи), так и от его лексического значения.
Словосочетание как единица номинативная стоит ближе к слову, чем к предложению, которое выполняет коммуникативную функцию, т.е. функцию информационного общения между говорящими.
|
Предложение
Предложение - основная коммуникативная единица языка, грамматически оформленная языковая единица, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мыслей.
Основной и первичной функцией предложения является коммуникативная, т.е. функция сообщения, передачи информации о каком-либо явлении или событии действительности, и этим предложение отличается от всех других единиц языка.
Предложение может быть рассмотрено с двух сторон: с точки зрения языка и с точки зрения речи. Как единица языка (системы языка) оно представляет собой структурную схему, т.е. образец построения высказывания, как единица речи предложение-это наполненное конкретным содержанием высказывание, реализующее соответствующую структурную схему.
Самым важным признаком предложения является предикативность, т.е. отнесенность содержания высказываемого к действительности: констатация какого-либо факта (Наступило лето), его сомнительность (Придет ли он?), желательность (Пусть он придет), условность (Если он придет), побудительность (Приходи обязательно), достоверность (Встреча, конечно, состоится), возможность (По - видимому, он пришел), целесообразность (Было принято обдуманное решение), необходимость (Нужно вовремя представить отчет) и т.п.
Предикативность выражается в грамматических категориях модальности, времени и лица.
Под модальностью понимают формы грамматического выражения предикативности: формы наклонения (изъявительное, сослагательное или повелительное); частицы (указательные: вот, вон, определительные: именно, точно, усилительные: даже, же, и, уже (уж), модально-волевые: бы, ну, дай, давай, пусть, пускай; утвердительные: да, так; отрицательные: не, ни, нет, вопросительные: ли (ль), разве, неужели; выражающие отношение к достоверности высказываемого: авось, вряд ли, пожалуй); специальная модальная лексика (конечно, может быть, бесспорно, наверное, безусловно); интонация (см. §90).
Предикативность выражается также с помощью грамматической категории времени, поскольку любое высказываемое в предложении содержание так или иначе приурочено ко времении его существования: Была зима. Зима. Будет зима.
С помощью грамматической категории лица достигается отнесенность высказываемого в предложении содержания к реальному лицу говорящего и к тем лицам, о которых говорится как о совершающих то или иное действие: Я пишу. Ты пишешь. Он пишет. Они пишут и т.д.
Следует разграничивать понятия предложения (простого предложения) и высказывания, поскольку всякое предложение - это высказывание, но не всякое высказывание - предложение. Понятие предложение у'же, чем понятие высказывания. Предложениями не являются, например, высказывания, существующие как устойчивые лексикализованные сочетания слов, не соотнесенные ни с какой структурной схемой: Да. Нет. Так точно. Никак нет. Ладно (выражение утверждения или отрицания, согласия или несогласия); Здравствуй! Доброе утро! Привет! До свидания! Спасибо. Простите. Пожалуйста. Счастливого пути (выражения приветствия, благодарности, извинения); Что? Ну как? Неужели? Вот как? (выражение вопроса); Галя! Мама! (изолированное обращение) и т.п.
|
Что же представляет собой структурная cxeма? Структурная схема предложения - это тот отвлеченный образец, по которому строится минимальное самостоятельное высказывание. Грамматическим значением структурной схемы является предикативность, а ее компонентами - организованные по правилам грамматики словоформы. Основу структурной схемы составляют словоформы, соответствующие главным членам предложения. Например, структурную схему двусоставного предложения образует синтаксическое соединение подлежащего и сказуемого, где подлежащее выражено именительным падежом существительного или субстантивированным прилагательным, числительным, причастием (Ученик пишет. Двое отсутствуют. Рабочие бастуют), а сказуемое - спрягаемой формой глагола (Дети играют) или именем (Иванов - студент. Погода превосходная. Боец ранен). Существуют структурные схемы, где главные члены выражены и другими частями речи: подлежащее - инфинитивом (Учиться в вузе - его мечта), а сказуемое - существительным в косвенном падеже (Дозвониться стало проблемой), наречием (Чтение - это увлекательно) или инфинитивом (Жить - значит бороться. Последовать его примеру - испортить дело).
Число структурных схем предложения ограничено. Так, по данным В.А. Белошапковой, русский язык располагает 16-ю структурными схемами. Для краткости и удобства структурные схемы подаются в грамматиках с помощью символов, представляющих собой сокращенные названия латинских частей речи и их словоформ, например: N - N (Ученье - свет),N это Adv (Дружба - это серьезно), Inf - Adv (Познакомиться интересно), где N - символ существительного (от лат. nomen "имя"), Adv - наречие (от лат. adverbium "наречие"), Inf - инфинитив (лат. infinitivus).
Кроме главных членов, составляющих основу структурной схемы, существуют второстепенные члены предложения, которые по-разному распространяют схему. К второстепенным членам пре-дложения традиционно относят определение, дополнение и обстоятельство.
Различают определения согласованные, если они согласуются с определяемым словом (отважный летчик, первый ученик, это дерево), и несогласованные (изба лесника, штаб армии, гараж из кирпича, банка из - под консервов). В качестве определения могут выступать неделимые словосочетания типа человек большого ума, люди старшего поколения, дом в шестнадцать этажей, девушка с голубыми глазами.
Дополнение представляет собой второстепенный член предложения с предметным значением, который представлен формами косвенного падежа существительного с предлогом или без него и поясняет семантику главного слова, чаще всего глагола или отглагольного имени. Дополнения делятся на прямые и косвенные. Прямым считается дополнение, которое стоит в винительном падеже без предлога (вижу друга, читаю книгу), косвенным - дополнение, которое имеет любую другую форму (зачерпнуть воды, прислать книг и журналов, пожелать доброго пути, повиноваться приказу, интересоваться успехами, ему страшно, глядеть на картину, уговорились встретиться, посоветовал уехать).
Обстоятельство выражает характеристику действия или признака со стороны качества, количества или условий проявления их. Обстоятельство сочетается с глаголом и прилагательным. Наиболее типичной формой выражения обстоятельств является наречие, но оно может быть выражено также деепричастием и предложно-падежной формой существительного. По значению различают обстоятельства качественные (писал быстро), количественные (очень мало), времени (во время сенокоса), места (идти по тропинке), причины (растение засохло от жары), цели (крючок для ловли окуня), условия (отступить в случае необходимости) и др.
Наряду с второстепенными членами предложения в качестве распространителей структурных схем выступают так называемые детерминанты (от лат. determinans "определяющий) - члены предложения, относящиеся ко всему составу предложения, распространяющие его в целом и не связанные с каким-либо определенным словом. Детерминанты включаются в предложение посредством свободного присоединения, которое внешне напоминает примыкание, но отличается от него именно тем, что при примыкании синтаксический член поясняет отдельный член предложения (присловный характер связи), тогда как детерминант распространяет предложение в целом.
Наиболее распространенным видом детерминантов являются детерминанты обстоятельственные, среди который выделяются: локальные (Со стороны леса раздаются голоса. По всему ле су растут грибы. За окном стемнело), темпоральные (По вечерам на улице раздаются песни. К концу месяца был получен ответ), причинно - следственные (По причине болезни студент не явился на занятия. От усталости он валился с ног), целевые (Во имя справедливости защитник требует оправдания подсудимого), со значением образа действия (Ценой больших усилий команда добилась успеха), со значением сравнения (В отличие от прошлого сезона нынешнее лето дождливо) и др.
Термин "детерминант" введен в русистику Н.Ю. Шведовой.
В речи наблюдается дальнейшее варьирование структурных схем, поскольку перед говорящим стоит задача наполнения предложения конкретным содержанием. Происходит актуальное членение предложения, при котором оно делится на исходную часть - данное, и то, что говорится о нем, - новое. Актуальное членение предложения может совпадать с членением его на группу подлежащего и группу сказуемого, где подлежащее будет данным, а сказуемое - новым, например: Долгая зимняя ночь прошла незаметно (Пушкин. Пиковая дама). В этом случае налицо совпадение актуального и грамматического членения предложения. Но часто такого совпадения не бывает, причем любой член предложения при актуальном членении может выступать и как данное, и как новое. Так, на вопрос: Где книга? следует ответ: Книга (данное) на столе (новое); а на вопрос: Что на столе? - ответ: На столе (данное) книга (новое). Важную роль при актуальном членении предложения выполняет порядок слов и интонация (см. §90).
Таким образом, предложение в целом - многоуровневая единица языка: оно строится по структурной схеме, которая распространяется второстепенными членами предложения и детерминантами, а в речи наполняется конкретным содержанием, подвергается актуальному членению, подчиненному той или иной коммуникативной цели.
Типы предложений
Возможны разные подходы к классификации предложений. Главными основаниями их классификации являются: I) функциональный и 2) структурный.
При функциональной классификации учитывается выполняемая предложением функция (утверждение, отрицание, вопрос, побуждение и т. д.).
По характеру выражаемого в предложении отношения к действительности предложения делятся на утвердительные и отрицательные.
В утвердительных предложениях содержится утверждение реального существования названного события: Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей (Пушкин. Выстрел). В отрицательных предложениях что-либо отрицается с помощью отрицательных слов (частиц не и ни, слова общего отрицания нет, отрицательных местоимений и наречий и др.). При этом отрицательные предложения могут носить как общеотрицательный характер, если отрицание относится к сказуемомудвусоставного предложения или к главному члену односоставного предложения (Концерт не состоялся. Саше не cпится), так и частноотрицательный характер (Нет, не тебя так пылко я люблю. Лермонтов). Отрицание может быть выражено без отрицательных слов путем переосмысления вопросительного предложения (С какой стати я должен с тобой соглашаться? Разве ты прав?).
С точки зрения цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения содержат в себе сообщение говорящего о каком-либо факте, явлении, событии или содержат утверждение о наличии у предмета того или иного признака: Для берегов отчизны дальной Ты покидала край чужой (Пушкин). В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова (Пушкин. Барышня-крестьянка). Характерной интонацией повествовательного предложения является повышение тона на одном из членов предложения и снижение к концу предложения.
Вопросительное предложение содержит в себе вопрос, т.е. побуждает собеседника сообщить что-то новое о чем-либо известном: Будете ли вы стрелять, или нет? (Пушкин. Выстрел). Они делятся на собственно вопросительные, риторические и вопросительно-побудительные. Наиболее употребительны собственно вопросительные предложения, заключающие в себе вопрос, обязательно требующий ответа. В риторических предложениях содержится риторический вопрос, скрытое утверждение, не требующее ответа: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов. Хамелеон). Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин. Станционный смотритель). Вопросительно - побудительные предложения содержат оттенок побуждения к действию: Так вы дадите мне Гоголя? - спрашивает Иван Матвеич (Чехов. Иван Матвеич).
Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления: категорическое приказание, просьбу, увещание и т.д. Чаще всего в побудильных предложениях сказуемое выражено формой повелительного наклоневия: Спой, светик, не стыдись (Крылов. Ворона и Лисица). Скажи - ка, дядя, ведь недapом Москва, спаленная пожаром, французу отдана (Лермонтов. Бородино). Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня! (Кольцов. Косарь).
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть восклицательными, если они произносятся с усиленной эмоциональностью: Я не желаю тебя слушать, негодяй! - сказал отец и взялсо стола линейку (Чехов. Моя жизнь). Он меня так любит, так любит! (Чехов. Вишневый сад).
По структуре предложения делятся на двусоставные и односоставные, полные и неполные, распространенные и нераспространенные, простые и сложные.
Двусоставными являются предложения, которые содержатоба главных члена, т.е. подлежащее и сказуемое. Если при этом они включают второстепенные члены предложения, то именуются распространенными, если не включают - нераспространенными: Наступила осень (нераспространенное двусоставное предложение). Наступила дождливая осень (распространенное двусоставное предложение).
Односоставными называются такие предложения, которые содержат только один главный член. Односоставные предложения могут быть сказуемно - бесподлежащными и подлежащно - бес - сказуемными. В русском языке сказуемно-бесподлежащные, в свою очередь, делятся на определенно-личные, неопределенно-лич-ные, обобщенно-личные, безличные и инфинитивные.
В определенно - личных предложениях говорится о действии, приписываемом определенному лицу, однако это лицо выражено не словесно, а личным окончанием 1-го или 2-го лица глагола: Без любви, без счастья по миру скитаюсь, разойдусь с бедою, с горем повстречаюсь! (Кольцов).
В неопределенно - личных предложенияхсообщается о независимом действии, тогда как деятель словесно не выражен. Главный член при этом выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени или формой прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами: Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова (Пушкин. Пиковая дама.). B Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем (Чехов. Ионыч).
Обобщенно - личными называют предложения, в которых главный член выражен глаголом 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, а обзначаемое глаголом действие может быть отнесено ко всякому, любому лицу: Отдаешься невольно во власть Окружающей бодрой природы (Некрасов. Рыцарь на час). Любишь кататься - люби и саночки возить. Что написано пером, не вырубишь топором (Пословицы).
В безличных предложениях главный член выражен безличным глаголом и указывает на проявление каких-либо процессов или состояний независимо от субъекта действия: Светает. Стемнело. Вечереет. Холодает. Его знобит. Ему везет. Уже совсем стемнело, неполный месяц стоял высоко на небе (Тургенев. Накануне). Не спится, няня: здесь так душно! (Пушкин. Евгений Онегин).
Инфинитивными называются односоставные предложения, в которых главный член выражен независимым инфинитивом: Быть грозе. Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку (Лермонтов. Княжна Мери).
К подлежащно - бессказуемным относятся номинативные предложения, т,е. такие односоставные предложения, в которых утверждается наличие, существование предмета или явления, называемого главным членом, который обычно выражен именем существительным в именительном падеже или количественно-именным сочетанием. Номинативные предложения в русском языке имеют только форму настоящего времени, тогда как в прошедшем и будущем времени им соответствуют двусоставные предложения: Все тихо; ночь (Пушкин. Цыганы). Безлюдье, степь. Кругом все бело, И небеса над головой (Некрасов. Несчастные). Облака, облака, облака - так весь день (Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы). Осада! Приступ! Злые волны, Как воры, лезут в окна (Пушкин Meдный всадник). Двенадцать часов! - сказал наконец Чичиков, взглянув на часы (Гоголь. Мертвые души).
Как и двусоставные, односоставные предложения могут быть нераспространенными и распространенными в зависимости от наличия или отсутствия в них второстепенных членов предложения.
Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений. Они подразделяются на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Простые предложения, входящие в сложносочиненное предложение, объединяются посредством сочинительных союзов и находятся между собой в соединительных, сопоставительных, разделительных, присоединительных и других отношениях.
Наиболее распространенным видом русских сложносочиненных предложений являются предложения с союзом и, выражающим отношения соединения: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (Пушкин. Зимнее утро). Наташа подмигнула брату, и оба удерживались недолго и звонко расхохотались (Л. Толстой. Война и мир). Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту (Л. Толстой. Война и мир).
Сопоставительные отношения часто выражаются союзом а: Красный цвет рубахи манил и ласкал его, а бричка и спавшие под ней люди возбуждали его любопытство (Чехов. Степь). Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить (Салтыков-Щедрин. Карась-идеалист).
Отношение противопоставления обычно передается союзом но. Вводимые этим союзом предложения могут вносить определенные ограничения в ранее высказанное, развивать мысль в другом направлении или содержать новые сведения: Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера (Лермонтов. Максим Максимыч). У Ивана Ильича от усталости гудело все тело, но сидеть на мягком и прихлебовать из кружки было так приятно (А.Н. Толстой. Восемнадцатый год).
Значение сопоставления может передаваться посредством союзов зато, однако, же, да, а то, не то, а не то и др.: Ракитин, как лицо мелкое, приглашен быть к обеду не мог, зато были приглашены отец Иосиф и отец Паисий (Достоевский. Братья Карамазовы). Олег усмехнулся - однако чело и взор омрачилися думой (Пушкин. Песнь о вещем Олеге). Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым (Казакевич. Весна на Одере). Маменька его звала нас с Верочкой гостить, да бабушка одних не пускает (Гончаров. Обрыв).
Сложноподчиненное предложение включает в свой состав два простых предложения, одно из которых подчинено синтаксически другому и связано с главным предложением посредством союза или союзного слова. Подчиненные (придаточные) предложения могут быть определительными, если содержат характеристику предмета или раскрывают его признак: Нужен был проводник, который бы хорошо знал дорогу через лес; изъяснительными, которые обозначают речь, мысль, восприятие, интеллектуальную оценку содержания главного предложения: Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес (Пушкин. Метель). Я не ручаюсь, что эта неподвижная, серая, грешная жизнь надоела вам (Чехов. Невеста). Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни (Паустовский); временными, оформляющими временные отношения событий главного и придаточного предложения: Я каждый раз, когда хочу сундук мой отпереть, впадаю в жаp и трепет (Пушкин. Скупой рыцарь.); придаточными следствия, раскрывающими результат действия главного предложения: У заборов росли липы бросавшие теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потемках (Чехов. Три года); цели: Язык существует для того, чтобы люди могли общаться друг с другом; придаточными условными, которые содержат указание на условие, при котором могло или может произойти то, о чем говорится в главном предложении: Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее (Чехов) и др.
Бессоюзные сложные предложения не содержат союзов, и отношения между простыми предложениями, входящими в их состав, выражаются различными ритмико-интонационными средствами. Смысловые отношения между частями бессоюзного предложения могут быть временны'ми, сопоставительными, условными, причинно-следственными, пояснительными и др.: Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (Пушкин. Полтава). Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин. Метель). Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела (Пушкин. Капитанская дочка). Дуб держится, к земле Тростиночка припала (Крылов. Дуб и Трость). Хочешь - останешься век мужиком, Скажешь - под небо взовьешься орлом (Некрасов. Свобода). Чин следовал ему: он службу вдруг оставил (Грибоедов. Горе от ума). Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного (Лермонтов. Княжна Мери). Известно, что слоны в диковинку у нас: Так за Слоном толпы зевак ходили (Крылов. Слон и Моська). Я знаю: в вашем сердце eсть И гордость и прямая честь (Пушкин. Евгений Онегин).
КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
§97. Принципы классификации языков
Классификация существующих на Земле языков представляет значительные трудности. Прежде всего, это объясняется их многообразием. Обратившийся к этой проблеме американский языковед Эдуард Сепир писал: "Переходя от латинского языка к русскому, мы чувствуем, что приблизительно тот же горизонт ограничивает наши взоры, и это несмотря на то, что переменились виденные нами раньше придорожные вехи. Когда мы подходим к английскому языку, нам начинает казаться, что окрестные холмы стали несколько более плоскими, и все же общий характер пейзажа мы узнаем. Но когда мы дошли до китайского языка, оказывается,что над нами сияет совершенно иное небо. Переведя наши метафоры на обычный язык, мы можем сказать, что все языки друг от друга отличаются, но некоторые отличаются значительно более, чем другие, а это равносильно утверждению, что возможно разгруппировать их по морфологическим типам"[61].
Трудность классификации языков объясняется также тем, что многие из них изучены недостаточно, вследствие чего часто бывает неясна граница между языками и их ответвлениями - диалектами, и при этом нелегко решить, чтό является объектом классификации - язык или диалект.
Кроме того, существующие языки сильно различаются по количеству их носителей. Есть языки, на которых говорит незначительное количество людей. Так, число говорящих на иберийско-кавказских языках удинском и каратинском не превышает 6 тыс. чел., а на арчинском - 1 тыс. С другой стороны, есть языки, число носителей которых превышает десятки и даже сотни миллионов: китайский 1 млрд чел., английский - 400 млн. чел., испанский - 300 млн. чел., русский - 250 млн. чел., хинди - 200 млн. чел., арабский - 165 млн. чел., португальский - 130 млн. чел., японский - около 121 млн. чел., немецкий - около 100 млн. чел., французский - около 95 млн. чел. и т.д.[62].
Очень неравномерны сведения о различных языках. Древнегреческий язык, например, известен благодаря дошедшим до нашего времени письменным памятникам с X в. до н. э., а ассиро-вавилонский даже с XXX в. до н. э., история славянских языков известна с Х в. н. э., а первые памятники албанского языка относятся к ХV в. н. э. Многие языки Африки, Австралии и Америки стали известны лишь с ХVII-ХVIII и даже с XIX - XX столетий.
В языкознании разработаны две классификации языков:
1) генеалогическая (от греч. genealógia - родословная), основанная на общности происхождения языков, и
2) типологическая (морфологическая), основанная на общности грамматического строя классифицируемых языков.
§98.Сравнительно - исторический метод и генеалогическая классификация языков
Генеалогическая классификация языков оказалась возможной, поскольку люди издревле сравнивали и сопоставляли факты разных языков.
В античном мире вопросы классификации языков, их родства, сходства и различия мало занимали умы ученых, так как отсутствовал интерес к вопросу о многообразии языков, что, в свою очередь, объяснялось пренебрежительным отношением к "варварским" языкам; детально исследовались лишь греческий и латинский.
В средние века, после выхода на международную арену народов, считавшихся некогда варварскими (к их числу относились германцы, славяне, романские и другие народы), становится очевидным многообразие языков, и постепенно возникает необходимость их изучения и сопоставления.
К эпохе Возрождения относятся активные поиски принципов классификационного описания языков. Одной из первых работ, посвященных классификации языков по их родству, является трактат Гвилельма Постеллуса "О родстве языков", опубликованный в 1538 г. Впервые установил группы родственных европейских языков Иосиф-Юстус Скалигер в трактате "Рассуждение о европейских языках", в котором он называет 11 языковых групп, и среди них - греческую, латинскую, германскую, славянскую, албанскую, ирландскую, кимврскую (на языках этой группы говорили германские племена), а также татарскую, финскую, венгерскую и баскскую. Г.В. Лейбниц дал более обширную, но менее точную классификацию. Первую классификацию славянских языков на основе их сравнения разработал Юрий Крижанич (ок. 1618-1683 гг.), хорватский писатель, прибывший в 1659 г. в Москву и проживший в России до 1676 г. Сравнение и классификацию германских, языков впервые осуществил Ламберт Тен-Кате (1674-1731 гг.).
Широкое сравнительное исследование многих языков провел Петр Паллас, издавший в Санкт-Петербурге труд под названием "Сравнительные словари всех языков и наречий", содержащий перевод русских слов на 200 языков и наречий Европы и Азии.
Вопросы классификации языков стали особенно активно разрабатываться с начала XIX в. В капитальном труде "Митридат" И.К. Аделунга была предпринята одна из первых попыток классифицировать языки не только по их генетической близости, но и по типологическому с
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!